Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.7
Педсоветы
pptx
русская литература
5 кл
22.05.2019
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики Жулева.pptx

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики,  способствующие повышению  уровня читательской грамотности  на уроках русского языка и  литературы  Из опыта работы учителя  русского языка и литературы  МАОУ СОШ №16  Жулевой Ирины Евгеньевны

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Читать ­  значит «… извлечь из  мёртвой буквы живой смысл…»  К.Д.Ушинский.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Актуальность • вследствие развития информационных технологий   происходит изменение социокультурной среды (аудиокнига, электронная книга, социальные сети и  т.п.); • результаты международных исследований PISA и PIRLS   показывают недостаточный уровень навыков   функционального (смыслового) чтения

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Грамотность чтения – что это? Способность человека к осмыслению письменных  текстов и рефлексии на них, к использованию их  содержания для достижения собственных целей,  развития знаний и возможностей, для активного  участия в жизни общества.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Причины падения интереса к чтению:  Родители, не  заинтересованные в  воспитании Утрата ценности  книги и  предпочтение СМИ  Нечитающие  родители

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Сущность понятия  «читательская грамотность»  в контексте современного мира  Читательская грамотность – это не  перелистывание книги, рассматривание картинок,  это умение размышлять над прочитанным текстом,   отбирать необходимую информацию в огромном  потоке  и найти ей применение в своей жизненной  ситуации.  Читательская грамотность – это первая ступень в  функциональной грамотности Функциональная грамотность – это  фундаментальная основа, способствующая  активному участию человека в социальной,  культурной, политико­экономической  деятельности и, конечно же, это обучение на  протяжении всей жизни.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
• в ФГОС ООО одним из   требований к   образовательному   процессу в формировании УУД является формирование   стратегии смыслового   чтения и работа с текстом (междисциплинарная   программа)

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Информационные Коммуникативные Социальные Управленческие Модель  выпускника  средней  школы Личностные Технологические Гражданские

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Основные виды   текстов сплошной   текст несплошной   текст Научно­   популярный Художественный Публицистический Реклама,   диаграммы билеты, карты,   расписание,   схемы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Задачи по развитию читательской  грамотности ­понимать коммуникативную цель чтения текста; ­фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,  полного или сжатого пересказа (устного или письменного); ­определять основную мысль текста; ­дифференцировать главную и второстепенную, известную  и неизвестную информацию; ­выделять информацию, иллюстрирующую языковые  факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис; ­ комментировать и оценивать информацию текста.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Отдельные приемы по формированию   смыслового чтения (для сплошных и несплошных текстов) • • • • • • • • • • • • • • • • • «Феномен» «Фишбоун» «Концептуальная таблица» «Письмо с дырками» «Пирамидная история» «Синквейн» «Мышление под прямым углом» «Эссе» «Чтение и суммирование в парах» «Создание общественного текста» «Прогнозирование содержания» «Ромашка вопросов Блума» «Толстые и тонкие вопросы» «Уголки» «Двучастный, трехчастный   дневник» «Ассоциациативный куст» «Кубик» «Круги по воде» • • «Прогнозирование содержания» • • • • «Знаю. Хочу узнать. Узнал» «Шаг за шагом» «Инсерт» «Двучастный, трехчастный   дневник» «Конкурс шпаргалок» «Чтение с остановками» «Бортовой журнал» «Кластер» • • • • • Дискуссия «совместный  • • поиск» «Перекрестная дискуссия» «Создание общественного  текста»

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приемы активного чтения на уроках  русского языка Приём "Феномен" Описание: приём интерактивного обучения.  Учитель заранее в тексте выделяет маркером  определенные сочетания букв или слов,  терминов, понятий и т.д. После предлагает  прочитать текст несколько раз. Учитель не  тратит времени на пояснения – ученик прочтёт  сам, а в тексте наткнётся на множество  иллюстраций данного утверждения. Это средство  дополняется находящимся на стенде плакатом с  правилом и лежащей на столе ученика  карточкой, дублирующей плакат.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Перед учащимся  художественный текст, но  с умышленным  «дефектом» – все случаи,  когда встречаются  нужные буквосочетания  «ШЬ», – «выделены»  подчёркиванием, цветным  маркером и т. д. Ученик  вольно или невольно, но  без особого усилия,  зафиксирует в сознании  факт: данные  буквосочетания – это  показываемый учителем  подводный камень, он  заслуживает специального  внимания.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Письмо с дырками (пробелами)»   используется в качестве проверки усвоенных  ранее знаний и для работы с параграфом при  изучении  нового материала.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём “Шаг за шагом” Описание: приём интерактивного  обучения. Используется для  активизации полученных ранее  знаний.  Ученики, шагая к доске, на каждый шаг  называют термин, понятие, явление и т.д. из  изученного ранее материала.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Опорный конспект»  или «Конкурс шпаргалок»  Технология приема:  составить опорный конспект по изучаемой теме и  «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Круги по воде» Технология приема: записываем название  языкового явления по вертикали и   подбираем в соответствии с заданием  синтаксические единицы         Подберите (или придумайте сами) примеры употребления  тире. сущ. в им.п. сущ. в им.п.  Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.) неожиданное присоединение Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.                      условие совершения действия Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица) "Ерунда всё это", ­ тихо проговорил Прохор. (Прямая речь)

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Ассоциативный куст» 1)Учитель даёт ключевое слово или заголовок   текста; 2)ученики записывают вокруг него все  возможные  ассоциации, обозначая стрелочками  смысловые  связи между понятиями. • это позволяет актуализировать уже имеющиеся   знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на   дальнейшую работу с текстом.

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
«Ассоциативный куст»

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Виды и  приёмы  чтения  несплошных  текстов (из опыта  стажировки на тему  «Стратегии  смыслового  чтения»)

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019