Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики,
способствующие повышению
уровня читательской грамотности
на уроках русского языка и
литературы
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
МАОУ СОШ №16
Жулевой Ирины Евгеньевны
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Читать значит «… извлечь из
мёртвой буквы живой смысл…»
К.Д.Ушинский.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Актуальность
• вследствие развития информационных технологий
происходит изменение социокультурной среды
(аудиокнига, электронная книга, социальные сети и
т.п.);
• результаты международных исследований PISA и PIRLS
показывают недостаточный уровень навыков
функционального (смыслового) чтения
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Грамотность чтения – что это?
Способность человека к осмыслению письменных
текстов и рефлексии на них, к использованию их
содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей, для активного
участия в жизни общества.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Причины падения интереса к чтению:
Родители, не
заинтересованные в
воспитании
Утрата ценности
книги и
предпочтение СМИ
Нечитающие
родители
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Сущность понятия
«читательская грамотность»
в контексте современного мира
Читательская грамотность – это не
перелистывание книги, рассматривание картинок,
это умение размышлять над прочитанным текстом,
отбирать необходимую информацию в огромном
потоке и найти ей применение в своей жизненной
ситуации.
Читательская грамотность – это первая ступень в
функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это
фундаментальная основа, способствующая
активному участию человека в социальной,
культурной, политикоэкономической
деятельности и, конечно же, это обучение на
протяжении всей жизни.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
• в ФГОС ООО одним из
требований к
образовательному
процессу в
формировании УУД
является формирование
стратегии смыслового
чтения и работа с
текстом
(междисциплинарная
программа)
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Информационные
Коммуникативные
Социальные
Управленческие
Модель
выпускника
средней
школы
Личностные
Технологические
Гражданские
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Основные виды
текстов
сплошной
текст
несплошной
текст
Научно
популярный
Художественный
Публицистический
Реклама,
диаграммы
билеты,
карты,
расписание,
схемы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Задачи по развитию читательской
грамотности
понимать коммуникативную цель чтения текста;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,
полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
определять основную мысль текста;
дифференцировать главную и второстепенную, известную
и неизвестную информацию;
выделять информацию, иллюстрирующую языковые
факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
комментировать и оценивать информацию текста.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Отдельные приемы по формированию
смыслового чтения
(для сплошных и несплошных текстов)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
«Феномен»
«Фишбоун»
«Концептуальная таблица»
«Письмо с дырками»
«Пирамидная история»
«Синквейн»
«Мышление под прямым углом»
«Эссе»
«Чтение и суммирование в парах»
«Создание общественного текста»
«Прогнозирование содержания»
«Ромашка вопросов Блума»
«Толстые и тонкие вопросы»
«Уголки»
«Двучастный, трехчастный
дневник»
«Ассоциациативный куст»
«Кубик»
«Круги по воде»
•
• «Прогнозирование содержания»
•
•
•
•
«Знаю. Хочу узнать. Узнал»
«Шаг за шагом»
«Инсерт»
«Двучастный, трехчастный
дневник»
«Конкурс шпаргалок»
«Чтение с остановками»
«Бортовой журнал»
«Кластер»
•
•
•
•
• Дискуссия «совместный
•
•
поиск»
«Перекрестная дискуссия»
«Создание общественного
текста»
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приемы активного чтения на уроках
русского языка
Приём "Феномен"
Описание: приём интерактивного обучения.
Учитель заранее в тексте выделяет маркером
определенные сочетания букв или слов,
терминов, понятий и т.д. После предлагает
прочитать текст несколько раз. Учитель не
тратит времени на пояснения – ученик прочтёт
сам, а в тексте наткнётся на множество
иллюстраций данного утверждения. Это средство
дополняется находящимся на стенде плакатом с
правилом и лежащей на столе ученика
карточкой, дублирующей плакат.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Перед учащимся
художественный текст, но
с умышленным
«дефектом» – все случаи,
когда встречаются
нужные буквосочетания
«ШЬ», – «выделены»
подчёркиванием, цветным
маркером и т. д. Ученик
вольно или невольно, но
без особого усилия,
зафиксирует в сознании
факт: данные
буквосочетания – это
показываемый учителем
подводный камень, он
заслуживает специального
внимания.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
используется в качестве проверки усвоенных
ранее знаний и для работы с параграфом при
изучении нового материала.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного
обучения. Используется для
активизации полученных ранее
знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг
называют термин, понятие, явление и т.д. из
изученного ранее материала.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Опорный конспект»
или «Конкурс шпаргалок»
Технология приема:
составить опорный конспект по изучаемой теме и
«озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Круги по воде»
Технология приема: записываем название
языкового явления по вертикали и
подбираем в соответствии с заданием
синтаксические
единицы
Подберите (или придумайте сами) примеры употребления
тире.
сущ. в им.п.
сущ. в им.п.
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских
городов России. (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.
условие совершения действия
Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)
"Ерунда всё это", тихо проговорил Прохор. (Прямая речь)
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Ассоциативный куст»
1)Учитель даёт ключевое слово или заголовок
текста;
2)ученики записывают вокруг него все возможные
ассоциации, обозначая стрелочками смысловые
связи между понятиями.
• это позволяет актуализировать уже имеющиеся
знания, активизировать познавательную
активность учащихся и мотивировать их на
дальнейшую работу с текстом.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
«Ассоциативный куст»
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Виды и
приёмы
чтения
несплошных
текстов
(из опыта
стажировки
на тему
«Стратегии
смыслового
чтения»)
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.