Эффективные практики,
способствующие повышению
уровня читательской грамотности
на уроках русского языка и
литературы
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
МАОУ СОШ №16
Жулевой Ирины Евгеньевны
Читать значит «… извлечь из
мёртвой буквы живой смысл…»
К.Д.Ушинский.
Актуальность
• вследствие развития информационных технологий
происходит изменение социокультурной среды
(аудиокнига, электронная книга, социальные сети и
т.п.);
• результаты международных исследований PISA и PIRLS
показывают недостаточный уровень навыков
функционального (смыслового) чтения
Грамотность чтения – что это?
Способность человека к осмыслению письменных
текстов и рефлексии на них, к использованию их
содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей, для активного
участия в жизни общества.
Причины падения интереса к чтению:
Родители, не
заинтересованные в
воспитании
Утрата ценности
книги и
предпочтение СМИ
Нечитающие
родители
Сущность понятия
«читательская грамотность»
в контексте современного мира
Читательская грамотность – это не
перелистывание книги, рассматривание картинок,
это умение размышлять над прочитанным текстом,
отбирать необходимую информацию в огромном
потоке и найти ей применение в своей жизненной
ситуации.
Читательская грамотность – это первая ступень в
функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это
фундаментальная основа, способствующая
активному участию человека в социальной,
культурной, политикоэкономической
деятельности и, конечно же, это обучение на
протяжении всей жизни.
• в ФГОС ООО одним из
требований к
образовательному
процессу в
формировании УУД
является формирование
стратегии смыслового
чтения и работа с
текстом
(междисциплинарная
программа)
Информационные
Коммуникативные
Социальные
Управленческие
Модель
выпускника
средней
школы
Личностные
Технологические
Гражданские
Основные виды
текстов
сплошной
текст
несплошной
текст
Научно
популярный
Художественный
Публицистический
Реклама,
диаграммы
билеты,
карты,
расписание,
схемы
Задачи по развитию читательской
грамотности
понимать коммуникативную цель чтения текста;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,
полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
определять основную мысль текста;
дифференцировать главную и второстепенную, известную
и неизвестную информацию;
выделять информацию, иллюстрирующую языковые
факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
комментировать и оценивать информацию текста.
Отдельные приемы по формированию
смыслового чтения
(для сплошных и несплошных текстов)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
«Феномен»
«Фишбоун»
«Концептуальная таблица»
«Письмо с дырками»
«Пирамидная история»
«Синквейн»
«Мышление под прямым углом»
«Эссе»
«Чтение и суммирование в парах»
«Создание общественного текста»
«Прогнозирование содержания»
«Ромашка вопросов Блума»
«Толстые и тонкие вопросы»
«Уголки»
«Двучастный, трехчастный
дневник»
«Ассоциациативный куст»
«Кубик»
«Круги по воде»
•
• «Прогнозирование содержания»
•
•
•
•
«Знаю. Хочу узнать. Узнал»
«Шаг за шагом»
«Инсерт»
«Двучастный, трехчастный
дневник»
«Конкурс шпаргалок»
«Чтение с остановками»
«Бортовой журнал»
«Кластер»
•
•
•
•
• Дискуссия «совместный
•
•
поиск»
«Перекрестная дискуссия»
«Создание общественного
текста»
Приемы активного чтения на уроках
русского языка
Приём "Феномен"
Описание: приём интерактивного обучения.
Учитель заранее в тексте выделяет маркером
определенные сочетания букв или слов,
терминов, понятий и т.д. После предлагает
прочитать текст несколько раз. Учитель не
тратит времени на пояснения – ученик прочтёт
сам, а в тексте наткнётся на множество
иллюстраций данного утверждения. Это средство
дополняется находящимся на стенде плакатом с
правилом и лежащей на столе ученика
карточкой, дублирующей плакат.
Перед учащимся
художественный текст, но
с умышленным
«дефектом» – все случаи,
когда встречаются
нужные буквосочетания
«ШЬ», – «выделены»
подчёркиванием, цветным
маркером и т. д. Ученик
вольно или невольно, но
без особого усилия,
зафиксирует в сознании
факт: данные
буквосочетания – это
показываемый учителем
подводный камень, он
заслуживает специального
внимания.
Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
используется в качестве проверки усвоенных
ранее знаний и для работы с параграфом при
изучении нового материала.
Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного
обучения. Используется для
активизации полученных ранее
знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг
называют термин, понятие, явление и т.д. из
изученного ранее материала.
Приём «Опорный конспект»
или «Конкурс шпаргалок»
Технология приема:
составить опорный конспект по изучаемой теме и
«озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Приём «Круги по воде»
Технология приема: записываем название
языкового явления по вертикали и
подбираем в соответствии с заданием
синтаксические
единицы
Подберите (или придумайте сами) примеры употребления
тире.
сущ. в им.п.
сущ. в им.п.
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских
городов России. (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.
условие совершения действия
Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)
"Ерунда всё это", тихо проговорил Прохор. (Прямая речь)
Приём «Ассоциативный куст»
1)Учитель даёт ключевое слово или заголовок
текста;
2)ученики записывают вокруг него все возможные
ассоциации, обозначая стрелочками смысловые
связи между понятиями.
• это позволяет актуализировать уже имеющиеся
знания, активизировать познавательную
активность учащихся и мотивировать их на
дальнейшую работу с текстом.
Виды и
приёмы
чтения
несплошных
текстов
(из опыта
стажировки
на тему
«Стратегии
смыслового
чтения»)