Тема: Экологическая безопасность.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России».
Цели урока:
а)   образовательные:  создать   условия   для   организации   деятельности   учащихся   по
восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека,
о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о
том, что такое цепь загрязнения.
б)   развивающие:
анализировать,  делать выводы,  обобщать; способности к поиску, анализу,  к творческой
переработке   информации;   развивать   критическое   мышление;   познавательный   интерес   к
 содействовать   развитию   умения   наблюдать,
  сопоставлять,
окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
в)   воспитывающие:  создавать   условия   для   воспитания   коммуникативных   умений
(сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),   воспитывать бережное отношение к
окружающей среде.
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.
Формы   организации   учебнопознавательной   деятельности: 
индивидуальная, групповая.
Планируемые  результаты: 
фронтальная,
учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;
учащиеся   научатся:  определять   возможные   причины   появления   экологических
проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.
Оборудование:
конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
карточки для приема «кластер», таблицы «Знаю», «Хочу узнать»,«Узнал»;
карточки с текстами;
презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
учебное слайдшоу «Как прекрасен этот мир»;
листы цветной бумаги и маленькие цветные  клейкие листочки, маркеры.
Приемы ТРКМЧП: «кластер», таблица «ЗХУ».Этапы урока
Ход урока.
1. Орг. момент.
Учитель:   Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на
ребят   своей   группы,   подарите   друг   другу   улыбки.   Пошлите
мысленно   самые   добрые   пожелания   самому   себе.   Какое   у   вас
настроение? Выберите в своих группах капитана.
Примечание
(дети   сидят   в
группах   по   5
человек)
Слайд 2
2.Актуализация знаний,  целеполагание.  Стадия «Вызов». 
2.1.     Просмотр   ролика   «Как   прекрасен   этот   мир!»   Чтение
Слайд 2
учителем стихотворения во время просмотра 1й части ролика.
  Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика.
На   слайде   2   по
щелчку   перейти   к
просмотру ролика
Я – природа, я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие 
Подарить – в моей всё это власти – 
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода.
Иву над рекой,…
Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Почему?
−Давайте смотреть дальше.
(идёт просмотр 2й части об экологических проблемах)
Учитель:− Как изменилось у вас настроение? Почему?
(выслушиваются ответы детей)
Учитель: − Произошло нарушение экологии.
Остановить   ролик
на фото 
Слайд 3
2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда».
Учитель: − Что такое экология? Что такое окружающая среда?
По щелчку переход к
понятию «экология»
(ответы детей)
Учитель:  Экология        это   наука   о   взаимодействии   организмов
между   собой   и   окружающей   средой.   Всё   живое   на   землевзаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в
природе   может   привести   к   необратимым   последствиям   в   жизни
людей.     «Экос»   погречески   значит   «дом»,   а   «логос»      «наука»,
значит,  экология – это наука о нашем общем доме.
2.3. Постановка проблемы. 
Учитель: − К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в
опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек. Природа
ответит   экологической   катастрофой.   Тогда   сам   человек   будет
нуждаться в защите!
−   Давайте   сегодня   на   уроке   выясним,   что   такое   экологическая
безопасность и как обезопасить человека от вредного воздействия
окружающей среды.
3. Стадия «Осмысление».
Учитель:  −   Ребята,   как   вы   думаете,   что   такое   экологическая
безопасность? Запишите, что вы думаете, в таблицу «Знаю».
 (Выслушивают ответы детей)
Учитель: − Откроем учебник     на стр. 30 и прочитаем, что такое
экологическая безопасность.
Учитель: − Что хотите узнать об ЭБ? 
(обсуждение в группах, ответы, запись в графу «Хочу узнать»)
3.1.   Обсуждение   путей   защиты   от   вредного   воздействия
загрязненной   окружающей   среды.   Интерактивный   метод
обучения «Ковер идей».
Учитель:   −  Ребята,   почему   существует   проблема?   Возьмите
карточки   с   текстами,   прочитайте  
  и   обсудите,   как   человек
загрязняет окружающую его среду. Далее возьмите листы цветной
бумаги и напишите, какая проблема загрязнения окружающей среды
существует?
(дети   в   группах   читают   тексты   на   карточках,   записывают
причины возникновения проблемы, вывешивают листы на доску и
проговаривают проблему вслух)
Переход на слайд 4
(по щелчку)
Слайд 4, фото 1
Учитель   щелчком
по фото 2
Открывает   вопрос
«Почему
существует
проблема ЭБ?»Карточки с текстами для выделения проблемы загрязнения
окружающей среды:
      Карточка 1.  
В   последние   годы   наибольшее   количество   вредных   веществ   в
атмосферу   выбрасывается   с  выхлопными   газами   автомобилей,
причем их доля постоянно возрастает. 
     Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах.
Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами.
        Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это
кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб
содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в
воздухе,   они   образуют   азотную   и   серную   кислоты   −   вредные
вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди
губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.
Карточка 2.  
          С   атомных   электростанций   в   круговорот   воды   в   природе
попадают  радиоактивные   отходы.   Сброс   неочищенных   сточных
вод   в   водные   источники   приводит   к   микробиологическим
загрязнениям воды.  Сельскохозяйственные земли могут загрязнять
воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того,
поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных
и человека, городскими и промышленными сточными водами.
Карточка 3.
             Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических
веществ   с   непредсказуемым   действием.   В   воде   могут   быть
обнаружены   повышенные   концентрации  токсичных   тяжелых
металлов,  нефтепродукты.   Как   известно,   ежегодно   в   моря   и
океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти. Определенный вклад
в   загрязнение   воды   вносят   и  кислотные   дожди.   Они   способны
растворять   в   грунте   минералы,   что   приводит   к   увеличению
содержания в воде ионов тяжелых металлов
3.2. Введение понятия «цепь загрязнения».
  Учитель:   −  Давайте   рассмотрим,   как   происходит   загрязнение
окружающей среды. Загрязняющие вещества движутся по цепочке.
Ее обычно называют цепь загрязнения.
Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.
(выходят по одному человеку из группы к доске)
Переход на слайд 5
по   управляющей
кнопке «?»Карточки для моделирования цепи загрязнения:
Перевозка нефти танкером;
Разлив нефти
Нефтяная пленка
Зараженная нефтепродуктами рыба
Промысловая добыча
Попадание рыбы в пищу человеку
Заболевание органов пищеварения
3.3. Поиск решений проблемы. 
а)   Учитель:     Что   можно   изменить,   чтобы   цепь   загрязнения
исчезла?
 
Проверка по слайду
6,
затем   по
управляющей
кнопке   «Домик»
переход на слайд 4. 
Щелкнуть по 
фото 3
Слайд 4. Щелкнуть
по фото 4
( Каждая группа предлагает свои пути решения и записывает их
на листах цветной бумаги. Капитаны озвучивают написанное).
б) Индивидуализация поиска решения. 
Учитель:   −   Что   лично   каждый   из   вас   может   сделать,   чтобы
изменить существующую ситуацию. Каждый возьмите клейкий лист
и   напишите   свое   решение   проблемы   защиты   от   вредного
воздействия загрязненной окружающей среды.
(дети пишут на клейких листочках свои идеи и приклеивают на
доску, где расположен «ковер идей»)
Учитель: − Чья идея вам понравилась? 
(идет обсуждение интересных идей)
Физминутка: игра «Живоенеживое»
 Я называю слова. Если это объект живой природы, показываете
как   он   двигается,   а   если   объект   неживой   природы   –   стоите   на
месте.
Учитель читает: «Снегирь, снег, ворона, подсолнух, белка, мальчик,
заяц, гора, кит, ветер, кузнечик, гром…»
в)  Учитель:   Человек вынужден дышать загрязненным воздухом,
пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых
содержатся   загрязняющие   вещества.   Может   ли   он   при   этом
оставаться здоровым? Нет, конечно.
 Как обезопасить человека от вредного воздействия окружающейсреды?
Сейчас   мы   с   вами   поговорим   о   личной   безопасности,   изучив
самостоятельно   материал   учебника.   Каждая   группа   составит
памятки экологической безопасности. 
 1 группа изучит материал, «Как защитить себя от загрязненной
воздух» и составят правила.
 2 группа изучит материал, «Как защитить себя от загрязненного
вода» и составят правила.
 3 группа изучит материал, «Как защитить себя от загрязненных
продуктов питания» и составят правила.
 А теперь внимательно послушайте и запомните правила, которые
выбрали для себя ваши товарищи.
Защита минипроектов.
4. Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия». 
4.1.Работа с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал».
Учитель: −Что нового вы узнали об экологической безопасности
человека? Запишите в таблицу «Узнал».
4.2. Самооценка. 
Учитель:   Оцените в своих группах работу каждого участника и
поставьте   оценку   напротив   фамилии.   (Каждая   группа   получает
листы «Оцени себя»). 
4.3. Рефлексия. 
Учитель:  Ответили мы на вопросы, заданные в начале урока?
                    Давайте вместе сделаем вывод, что такое ЭБ, как
защитить себя от вредного воздействия окружающей среды?
5. Д/з с. 2934, ответить на вопросы, выполнить задания в тетрадях.
Каждый из вас подумает и составит свой условный знак к правилам
личной экологической безопасности.
Переход   к   слайду
7,8,9
По   управляющей
кнопке   «Зеленый
треугольник»
  
Слайд 10