Тема: Экологическая безопасность.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России».
Цели урока:
а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по
восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека,
о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о
том, что такое цепь загрязнения.
б) развивающие:
анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой
переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к
содействовать развитию умения наблюдать,
сопоставлять,
окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений
(сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к
окружающей среде.
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.
Формы организации учебнопознавательной деятельности:
индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты:
фронтальная,
учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;
учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических
проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.
Оборудование:
конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
карточки для приема «кластер», таблицы «Знаю», «Хочу узнать»,«Узнал»;
карточки с текстами;
презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
учебное слайдшоу «Как прекрасен этот мир»;
листы цветной бумаги и маленькие цветные клейкие листочки, маркеры.
Приемы ТРКМЧП: «кластер», таблица «ЗХУ». Этапы урока
Ход урока.
1. Орг. момент.
Учитель: Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на
ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите
мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас
настроение? Выберите в своих группах капитана.
Примечание
(дети сидят в
группах по 5
человек)
Слайд 2
2.Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов».
2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение
Слайд 2
учителем стихотворения во время просмотра 1й части ролика.
Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика.
На слайде 2 по
щелчку перейти к
просмотру ролика
Я – природа, я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие
Подарить – в моей всё это власти –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода.
Иву над рекой,…
Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Почему?
−Давайте смотреть дальше.
(идёт просмотр 2й части об экологических проблемах)
Учитель:− Как изменилось у вас настроение? Почему?
(выслушиваются ответы детей)
Учитель: − Произошло нарушение экологии.
Остановить ролик
на фото
Слайд 3
2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда».
Учитель: − Что такое экология? Что такое окружающая среда?
По щелчку переход к
понятию «экология»
(ответы детей)
Учитель: Экология это наука о взаимодействии организмов
между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в
природе может привести к необратимым последствиям в жизни
людей. «Экос» погречески значит «дом», а «логос» «наука»,
значит, экология – это наука о нашем общем доме.
2.3. Постановка проблемы.
Учитель: − К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в
опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек. Природа
ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет
нуждаться в защите!
− Давайте сегодня на уроке выясним, что такое экологическая
безопасность и как обезопасить человека от вредного воздействия
окружающей среды.
3. Стадия «Осмысление».
Учитель: − Ребята, как вы думаете, что такое экологическая
безопасность? Запишите, что вы думаете, в таблицу «Знаю».
(Выслушивают ответы детей)
Учитель: − Откроем учебник на стр. 30 и прочитаем, что такое
экологическая безопасность.
Учитель: − Что хотите узнать об ЭБ?
(обсуждение в группах, ответы, запись в графу «Хочу узнать»)
3.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия
загрязненной окружающей среды. Интерактивный метод
обучения «Ковер идей».
Учитель: − Ребята, почему существует проблема? Возьмите
карточки с текстами, прочитайте
и обсудите, как человек
загрязняет окружающую его среду. Далее возьмите листы цветной
бумаги и напишите, какая проблема загрязнения окружающей среды
существует?
(дети в группах читают тексты на карточках, записывают
причины возникновения проблемы, вывешивают листы на доску и
проговаривают проблему вслух)
Переход на слайд 4
(по щелчку)
Слайд 4, фото 1
Учитель щелчком
по фото 2
Открывает вопрос
«Почему
существует
проблема ЭБ?» Карточки с текстами для выделения проблемы загрязнения
окружающей среды:
Карточка 1.
В последние годы наибольшее количество вредных веществ в
атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей,
причем их доля постоянно возрастает.
Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах.
Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами.
Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это
кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб
содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в
воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные
вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди
губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.
Карточка 2.
С атомных электростанций в круговорот воды в природе
попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных
вод в водные источники приводит к микробиологическим
загрязнениям воды. Сельскохозяйственные земли могут загрязнять
воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того,
поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных
и человека, городскими и промышленными сточными водами.
Карточка 3.
Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических
веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть
обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых
металлов, нефтепродукты. Как известно, ежегодно в моря и
океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти. Определенный вклад
в загрязнение воды вносят и кислотные дожди. Они способны
растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению
содержания в воде ионов тяжелых металлов
3.2. Введение понятия «цепь загрязнения».
Учитель: − Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение
окружающей среды. Загрязняющие вещества движутся по цепочке.
Ее обычно называют цепь загрязнения.
Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.
(выходят по одному человеку из группы к доске)
Переход на слайд 5
по управляющей
кнопке «?» Карточки для моделирования цепи загрязнения:
Перевозка нефти танкером;
Разлив нефти
Нефтяная пленка
Зараженная нефтепродуктами рыба
Промысловая добыча
Попадание рыбы в пищу человеку
Заболевание органов пищеварения
3.3. Поиск решений проблемы.
а) Учитель: Что можно изменить, чтобы цепь загрязнения
исчезла?
Проверка по слайду
6,
затем по
управляющей
кнопке «Домик»
переход на слайд 4.
Щелкнуть по
фото 3
Слайд 4. Щелкнуть
по фото 4
( Каждая группа предлагает свои пути решения и записывает их
на листах цветной бумаги. Капитаны озвучивают написанное).
б) Индивидуализация поиска решения.
Учитель: − Что лично каждый из вас может сделать, чтобы
изменить существующую ситуацию. Каждый возьмите клейкий лист
и напишите свое решение проблемы защиты от вредного
воздействия загрязненной окружающей среды.
(дети пишут на клейких листочках свои идеи и приклеивают на
доску, где расположен «ковер идей»)
Учитель: − Чья идея вам понравилась?
(идет обсуждение интересных идей)
Физминутка: игра «Живоенеживое»
Я называю слова. Если это объект живой природы, показываете
как он двигается, а если объект неживой природы – стоите на
месте.
Учитель читает: «Снегирь, снег, ворона, подсолнух, белка, мальчик,
заяц, гора, кит, ветер, кузнечик, гром…»
в) Учитель: Человек вынужден дышать загрязненным воздухом,
пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых
содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом
оставаться здоровым? Нет, конечно.
Как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды?
Сейчас мы с вами поговорим о личной безопасности, изучив
самостоятельно материал учебника. Каждая группа составит
памятки экологической безопасности.
1 группа изучит материал, «Как защитить себя от загрязненной
воздух» и составят правила.
2 группа изучит материал, «Как защитить себя от загрязненного
вода» и составят правила.
3 группа изучит материал, «Как защитить себя от загрязненных
продуктов питания» и составят правила.
А теперь внимательно послушайте и запомните правила, которые
выбрали для себя ваши товарищи.
Защита минипроектов.
4. Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия».
4.1.Работа с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал».
Учитель: −Что нового вы узнали об экологической безопасности
человека? Запишите в таблицу «Узнал».
4.2. Самооценка.
Учитель: Оцените в своих группах работу каждого участника и
поставьте оценку напротив фамилии. (Каждая группа получает
листы «Оцени себя»).
4.3. Рефлексия.
Учитель: Ответили мы на вопросы, заданные в начале урока?
Давайте вместе сделаем вывод, что такое ЭБ, как
защитить себя от вредного воздействия окружающей среды?
5. Д/з с. 2934, ответить на вопросы, выполнить задания в тетрадях.
Каждый из вас подумает и составит свой условный знак к правилам
личной экологической безопасности.
Переход к слайду
7,8,9
По управляющей
кнопке «Зеленый
треугольник»
Слайд 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.