"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное
Оценка 4.6

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
02.12.2017
"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное
Этот урок необходимо внести в планирование, так как дети обучаются этикету, осваивают разные виды компетенций, учатся на отдельных материалах уважению старшего поколения, любви к Родине, патриотизму. Эти понятия, я считаю, являются приоритетными при изучении русского языка и литературы. Ребёнка надо воспитывать именно на таких уроках.урок по теме"Эпистолярный жанр"
Открытый урок 18 апреля.docx
Урок развития речи на тему   «Письмо солдату» 1   и Планируемые результаты: ­ личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, воспитание патриотизма и любви   к   Родине   и   народу   историю   России,   развитие   эмоционально­нравственной отзывчивости; ­метапредметные:  использование   устной   речи   для   своих   выводов   и   умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника цели. ­ предметные: уметь   осознанно   воспринимать   и   оценивать   содержание   и   специфику различных обсуждении. Оборудование: проектор, монитор, фронтовое письмо в треугольном конверте на парте у каждого   ученика,   памятка   по   составлению   письма,   георгиевские   ленточки     на   груди учителя, учеников, слайдовая презентация. Цель:  углубление и расширение представлений об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны. Задачи:  определение участвовать текстов, диалог,   вести   общей             в   их       продолжить знакомство с эпистолярным жанром; актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках  развития речи; совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию; воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому. Форма проведения: урок развития речи Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение. 1. Организационный момент Ход урока Дорогие   ребята!   Я   рада   приветствовать   вас   на   нашем   уроке,   который   проходит   в преддверии праздника Великой Победы. Этот урок мы посвятим тем, кто ценой своей жизни подарил нам мирное небо.  Все ли готовы? Итак, начинаем. (Звучит песня «Фронтовые письма» в исполнении гр. «Непоседы»)                                                                                                                 (СЛАЙД 1) 2.  Целеполагание   ­просмотрели слайды – догадались, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (о письмах военных лет).  Со времен Великой Отечественной войны прошло много лет. Но по­прежнему эти острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков и напоминают нам: без этих писем тоже не было бы победы. Попробуем сформулировать тему и цели урока. Обратимся к эпиграфу. Кто был на фронте, верно, испытали, Что означают письма для бойца, 2 Как эти письма биться заставляли В сраженьях огрубевшие сердца. Как их с волненьем люди ожидали, От них порою увлажнялся взгляд. Настанет день – придумают медали За ласковые письма для солдат!                                                                                  (СЛАЙД 2) ­ Почему автор называет письма для солдат ласковыми? И почему, ребята, за них нужно давать   медали?  (Письма   из   дома   согревали   бойца   в   холодном   окопе,   защищали   от смерти и вселяли надежду на встречу с родными).  Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.    ­ Ребята, а в наше время мы можем согреть ласковым письмом сердце бойца той войны?   Только адресовано оно будет уже не молодому солдату, а кому? (воину ВОВ, которого мы называем ветераном). Значит, сегодня мы с вами будем  учиться писать письмо ветерану. Запишите число и тему урока.   3. Введение в тему урока Учитель: Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны оказались оторванными от родного крова.  Война всколыхнула всю страну, разлучила тысячи семей, и миллионы духовных ниточек протянулись между фронтом и тылом.  В то  тяжелое время, когда не было ни сотовых телефонов, ни интернета,   вся надежда была на письма. Именно они стали теми тонкими нитями, которые связывали людей в эти страшные годы.  Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии.  Поэтому с первых же дней войны была организована военно­полевая почта. Такая почта организуется во время войн. СЛАЙД 3,4 ИНСЦЕНИРОВКА. Девочки подходят к столу и раскладывают письма (треугольники и письма в квадратных конвертах), а в это время ученик читает стихотворение.  Ученик (читает наизусть) От столов и до подоконников Почта вечно полным­полна, Из квадратов и треугольников Заливает ее волна. Под неслышный здесь грохот пушек, Торопясь, с утра до темна Сортируют трое девчушек То, что пишет домой война. В месяц полевая почта доставляла в армию 70 млн. писем. Треугольники­письма –  оригами войны. (В это время девочки разносят  письма каждому ученику.) Почему они имели такую форму?  Об этом нам  расскажет наш военный почтальон.  (Жаргалма А.)                         СЛАЙД 5,6 История треугольного письма     (сообщение ученика) Письма с фронта. Они не шли в конвертах, потому что конверты и марки на фронте были  всегда  в   дефиците.   Они  были  сложены  треугольником,  такую  форму  письма придумали находчивые воины.  У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигалось, и у части не было постоянного   адреса.   Готовое   к   отправке   письмо   не   заклеивалось   —   его   всё   равно должна была прочитать цензура. Учитель:  Вот и вы сегодня, ребята, держите в руках такое письмо. Хотели бы научиться складывать письмо треугольником?   Тогда аккуратно разверните и посмотрите, как оно сложено.   (Проведение   мастер­класса:   учитель   объясняет,   а   учащиеся   складывают треугольники).  ­ У всех получилось?  ­ Получить солдатский “треугольник” было большим счастьем. А вот писем с фронта в конвертах люди получать боялись. Кто знает, почему? В конвертах могло быть написано: «Ваш сын пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Это было великое горе, и многие во время войны отказывались работать почтальонами в тылу. Слишком тяжела была такая ноша. Учитель:    Ребята,   а   сейчас   я   попрошу   вас   настроиться   на   серьезную   работу.   Что   вы увидели   внутри   треугольника?   (письмо)   Давайте   перенесёмся   в   те   далёкие   годы   и вслушаемся в солдатское письмо. 4. Актуализация знаний  (Знакомство с текстом, выразительное чтение) «Милая моя мамочка!   Вы пишете, что нет ни одной свободной минутки, что все время работаете. Верю, дорогая моя, и вспоминаю те прошедшие дни, когда мы были вместе.              Дорогая мамочка! Мы сейчас находимся в обороне. Сколько было радости и какое великое удовольствие получить на фронте с родины письмо! Получила, прочла, все узнала о Вашей жизни и сейчас же пишу ответ. Мы, дорогая мамочка, продвигаясь вперед, занимая города и села, встречаем мирное население. Наши советские люди не могут   сказать   иногда   и   слова   от   радостной   встречи   с   нами   и   только   заплачут... Милая мамочка! Ждите еще и еще от меня письма.  До скорого свидания. Пишите чаще. Ваша дочь Зина Маресева.» Учитель: Это письмо было последним. Так и не дождалась больше Анна Васильевна писем от   своей   любимой   и   замечательной   дочери.   Зина   Маресева   погибла,   прикрывая   своим телом раненого. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза. I.  Анализ  содержания письма. Учитель:   Какое чувство вызвало у вас это письмо?  Что можно сказать о героине? Ученики:  Героиня   этого   письма   ­   девушка,   любящая   своих   родных.   Обращение   «Вы» говорит нам о том, что она с глубоким уважением относится к своей матери.  Учитель:  Определите вид письма. Но сначала вспомним, какие виды писем мы изучали? СЛАЙД 6.  Ученики: Личное (дружеское), поздравительное, благодарственное, письма в газету.   Перед нами личное письмо, потому что автор письма рассказывает своим близким о себе, делится своими мыслями, чувствами, переживаниями. Учитель:  К какому бы стилю вы отнесли ее письмо? Ученики: Разговорному.  Учитель:  Да, но при этом автор соблюдает все правила речевого этикета.     II.         Работа по составлению письма. Учитель:  А   теперь   обратимся   к   композиции   письма.   Скажите,   из   каких   частей   оно состоит?   Попробуем   на   основе   письма   Зины   составить   в   тетради     план   будущего сочинения.                                                                                                                        СЛАЙД 7 Будем записывать в тетрадь только пункты плана. Все опорные слова для своего сочинения вы найдете в памятке, которую я для вас подготовила. Нужно вклеить ее в справочник. Итак, с  чего начинается письмо? Ученики: С обращения (находят обращения). Учитель:  Письмо   начинается  с   обращения   или   приветствия  (записывают   в   тетрадь) СЛАЙД 8 ­ А какие обращения вы будете использовать в письме ветерану. (Учащиеся предлагают свои варианты: дорогой дедушка; родной; милый; любимый; уважаемый ветеран) ­ Можно ли письмо начать так: «Привет, любимый ветеран!». Почему?  (Нет. Существуют правила речевого этикета) ­  Как   выделяются   обращения   на   письме?   (Учащиеся   объясняют   постановку   знаков препинания при обращении) ­ О чем говорится в письме далее? (Зина интересуется жизнью своей мамы). ­Это вступление.                                                                                                          СЛАЙД 9 Учащиеся  делают  вывод: во вступлении мы интересуемся жизнью адресата. Например, своему прадедушке можно написать: «Я очень рад, что пишу Вам это письмо. Не беспокоят ли фронтовые раны?» Учитель: А если это незнакомый человек, то мы можем выразить добрые слова в его адрес, например:   «Скоро   наступит   Великий     праздник   ­     День   Победы   над   фашизмом.   Он существует благодаря вам, воинам­освободителям!» Учитель:  Что следует за вступлением?   (  основная часть).  Ученики: Зина  рассказывает  о себе, о том, какое значение имели для нее письма из дома.   Учитель:  О чем мы можем написать ветерану в этой части?                                СЛАЙД 10 Можно, ребята, ответить на вопросы.  ­ Что ты знаешь о войне и откуда?  ­ Кто из родственников защищал Родину? ­ О каких успехах ты можешь рассказать ветерану? ­ За что благодарен ветерану?  ­ О чем бы ты хотел спросить ветерана? ­ Как празднуют у нас в городе  День Победы? Ученики: (Звучат устные ответы на вопросы, наиболее удачные записываются в тетрадь). Работа над заключением 11      .                                                                                     СЛАЙД  Учитель: Что пишут в заключительной части письма? (пожелания, добрые советы и слова прощания) ­ А нужна ли дата под письмом? Очень важно знать, когда оно написано. Указание даты принято считать знаком уважения к  адресату. В жизни она может сыграть разные роли. Чтобы  ваше письмо было последовательным,  перечислите еще раз все структурные элементы письма. Учащиеся читают план, который записали. 1) Приветствие или обращение.                                                                        СЛАЙД 12 2) Вступление. 3) Основная часть. 4) Заключение. 5) Подпись, дата. Вывод: Перед вами  план сочинения, по которому  вы будете работать над письмом. 5.  Повторение   правил  написания письма ­  Создавая письмо, вы должны  также помнить  правила этикета.  Давайте с ними  познакомимся.                                                                                                          СЛАЙД 13 1. Письма пишите только на хорошей бумаге. Не используйте для письма листы,  вырванные из тетради! 2. Не начинайте с местоимения «Я» 3. Пишите личные письма, поздравления  от руки. Только в официальных случаях  текст можно напечатать. 4. Перед отправкой письма проверьте орфографию! 5. Складывайте письмо всегда текстом внутрь. 6. Лексико­орфографическая работа   Предупреждение речевых и орфографических ошибок.  1) Подберите синонимы к словам:  родина (отечество, отчизна), солдат (воин, боец, освободитель, герой). 2) Чтобы не допускать ошибок, поработаем над орфограммами. Сначала учащимся предлагаются   слова   с   пропущенными   буквами,   затем   на   экране   высвечивается правильный вариант. Ученики самостоятельно проверяют себя, на полях указывают количество   ошибок   (они   учитываются   при   выставлении   оценки   в   конце   урока). СЛАЙД 14 (Ветеран, уважаемый здравствуйте, до свидания, благодарю, горжусь, спасибо)                                                                                                                              Итак,   ребята,   мы   с   вами   составили   план   будущего   сочинения,   повторили   написание трудных слов.  А теперь подумайте, о чем вы хотите написать ветерану,  какой вид письма для выражения своей идеи вы выберете (личное или благодарственное):  письмо­благодарность ветерану Великой Отечественной войны;   личное   ­  Это   может   быть   письмо   прадедушке   «Я   гожусь   тобой,   прадедушка!», «Герой моей семьи» или письмо­размышление «Забыть мы не имеем права той войны». ­ О чем мы напишем в таком письме? (Мы не должны допустить войны, помня о том, какой ценой наши прадеды завоевали мир).   Запишите это в тетрадь.                                                                                СЛАЙД 15     7.  Знакомство с примерным образцом письма  А сейчас давайте познакомимся с письмами, которые для вас подготовили ребята (читают  Лихтарников Вова и Мисюркевич Даша.). Ученица:    Мой прадедушка не вернулся с войны. Свое письмо я бы начала так. Дорогой прадедушка! Ты не вернулся в родной дом и не увидел огней Победы, но очень мечтал об этом. Ты погиб так рано.…Этот праздник существует благодаря тебе. Моя бабушка много рассказывала о том страшном времени, теперь я все про тебя знаю. Знаю, что работал директором школы, воспитывал 4 детей и мог бы не ходить на войну. Но, несмотря на имевшуюся бронь, ты ушел воевать и в 1942 году погиб под Сталинградом. Сколько же горя и страданий, прадедушка, пришлось тебе испытать! Я очень горжусь тобой! Ну что ж, я заканчиваю своё письмо. Родной наш Алексей Иванович, я тебя благодарю за то, что ты подарил мне жизнь, которую я постараюсь прожить так, чтобы ты мог гордиться мною. Обещаю, что буду вечно помнить твое имя и передам светлую память о тебе своим детям. Твоя правнучка Сэржэна. во «Здравствуй, дорогой прадедушка! Как твое здоровье? Не беспокоят боевые раны? У меня все хорошо. На каникулах собираюсь приехать к тебе в гости. Я очень хочу тебя увидеть и обнять. Приеду и буду помогать всем. тебе Приближается твой большой праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Я благодарен тебе за победу! Мы все знаем, как тяжело она вам далась. Вы победили врагов ценой своей жизни и здоровья. Обещаю тебе, что буду хорошо учиться, всегда буду равняться на тебя, и ты будешь гордиться мной. Я очень рад, что ты дожил до этого дня. Хочу поздравить тебя с великой датой и пожелать крепкого здоровья на долгие годы. Хочу, чтобы и 70-летие Победы ты встретил с таким же крепким здоровьем и боевым духом. Я горжусь тобой, прадедушка! До свидания. Твой правнук. Дима». Обсуждение писем. Учитель:   Ребята,   заслушав   ваши   письма,   мы   поняли,   что  вы   знаете,   что    нужно делать   вам,   подрастающему   поколению,   чтобы   сохранить   мир   на   Земле,   чтобы   ужасы страшной войны  не повторились. Я уверена, что ваши прадеды будут гордиться вами. 8. Рефлексия.  Итоги урока. Учитель: Наш   урок   подходит   к   концу.   Мысленно   вернитесь   к   тому,   о   чем   мы говорили. Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне? Помогали ли письма побеждать? С каждым годом  ветеранов войны  становится все меньше и меньше. Придет время, когда   останется   один   –   единственный   ветеран   на   всей   планете. Давайте бережнее относиться к ним. Добрая память, забота и вечная благодарность пусть станут солдату наградой  за великий подвиг. Учащиеся читают стихотворение  1 ученик: Наши бабушки, дедушки, милые люди, Седина вам к лицу и улыбка светла! Ветеранам Мы с поклоном цветами вас чествовать будем В это майское утро любви и добра!        2 ученик: Отгремела война, уже выросли внуки, На полях тех сражений вновь тюльпаны цветут, Только нет, не забыть, как замерзшие руки Автомат направляют на вражий редут!      3 ученик: Эта память в веках ­ не зажившие раны, От беды, от войны край родной сбережет,                         Наши дедушки, бабушки ­ войн ветераны, В ноги кланяется вам российский народ!  (все вместе, поклон)               Домашнее задание: Пусть маленькое письмо, написанное  вашей детской рукой, согреет  душу ветерана. Всё, что необходимо для написания письма, вы знаете. Желаю вам успешной  работы. Можете красиво оформить конверт (георгиевской ленточкой, рисунком).  Ваши письма будут вручены ветеранам Великой Отечественной войны, нашим землякам. Лучшие письма   мы   отправим на конкурс «Письмо ветерану», посвящённый 70­летию Великой Победы.  Поздравляю всех присутствующих с Праздником Великой Победы!                                    Благодарю за внимание. Урок окончен.

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное

"Эпистолярный жанр. Письма" 5 класс. К уроку №2 Общение устное и письменное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2017