Бинарный урок в 5-м классе "Простое и сложное предложение. Грамматический разбор" (Ф.И. Тютчев. "Еще в полях белеет снег…
А воды уж весной шумят…”(Тютчев.Ф.И.)
Цели:
• вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные – определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной;
• совершенствовать навык синтаксического разбора предложения с однородными членами;
• привлечь внимание детей к красоте родного края;
• развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных;
• познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему;
• расширять кругозор учащихся через подбор материала к данному уроку;
• повторить члены предложения и знаки препинания при однородных членах, сложное предложение и знаки препинания в нем, а также практический навык построения схем предложения.
Оборудование:
• магнитофон с записью музыки П.И.Чайковского “ Времена года” – “Весна”.
• мультимедийная установка с презентацией “Весна в нашем округе”;
• набор вырезанных бумажных цветочков;
• россыпи слов на листочках (пословицы /приметы о весне);
• учитель играет роль ведущей – Весны(в веночке из цветов, в цветном сарафане и пр.)
Бинарный урок в 5-м классе "Простое и сложное
предложение. Грамматический разбор" (Ф.И.
Тютчев. "Еще в полях белеет снег…
“Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…”(Тютчев.Ф.И.)
Цели:
вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные – определения, делая свою
речь красивой и эмоционально насыщенной;
совершенствовать навык синтаксического разбора предложения с однородными членами;
привлечь внимание детей к красоте родного края;
развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых
эпитетовприлагательных;
познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему;
расширять кругозор учащихся через подбор материала к данному уроку;
повторить члены предложения и знаки препинания при однородных членах, сложное предложение и
знаки препинания в нем, а также практический навык построения схем предложения.
Оборудование:
магнитофон с записью музыки П.И.Чайковского “ Времена года” – “Весна”.
мультимедийная установка с презентацией “Весна в нашем округе”;
набор вырезанных бумажных цветочков;
россыпи слов на листочках (пословицы /приметы о весне);
учитель играет роль ведущей – Весны(в веночке из цветов, в цветном сарафане и пр.)
Эпиграф урока:
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. А.К.Толстой
Предварительные задания классу: /p>
1. выучить наизусть стих. о весне (можно– прозу);
2. нарисовать рисунок;
3. подобрать иллюстрацию картины о весне и рассказать о ней;
4. найти различные названия весенних месяцев.
План урока.
1. Организация класса: объявление темы урока и задач на нем учащихся. На столах приготовить все
необходимое к уроку: тетради, ручки, карандаши, фломастеры.
2. Вступление: Звучит музыка. Ярко светит в окно солнышко, все больше теплых дней, все чаше на перемене
хочется выбежать на улицу, все меньше хочется ходить в школу, все труднее высидеть урок – что это? “ Это
наступила весна! Значит, скоро конец учебного года и долгожданные летние каникулы! Значит, скоро вы все
разъедитесь по домам на целых 3 месяца, и увидимся мы только в сентябре! А пока… Урок! И посвящен наш
урок Весне! Читаем все вместе вслух название нашего урока и эпиграф к нему. Запишем это в тетрадях.
3. Чтение этого же стихотворения Тютчева Ф.И. наизусть(подготовленные учащиеся).4. Творческая работа: Всем раздать вырезанные из бумаги контуры цветов: ребята должны узнать цветок,
раскрасить его и приколоть себе на грудь. Подобрать и записать как можно больше прилагательных
определений к слову Весна: (румяная, юная, свежая, молодая, звонкоголосая и пр.). Произвести морфемный
разбор сложного прилагательного (если дети не придумают, учитель “подкинет” им свое).
5. Грамматическое задание: Записать в тетради названия всех цветов, которые находятся на груди у ребят
всего класса(можно ходить по классу), и составить с ними предложение по данной характеристике: простое,
распространенное, с однородными членами и обобщающим словом при них (напр. “Подснежник, одуванчик,
ландыш, тюльпан – все это замечательные весенние цветы”). Подчеркнуть все члены предложения. Составить
схему предложения с однородными членами.
6. Презентация “Весна в нашем округе”, в том числе загадки, викторина “Какие птицы прилетают к нам
весной”.
7. Конкурс “Букет примет”: класс делится на 2 группы и каждая получает “россыпи” пословиц/примет о весне.
Задание: нужно как можно быстрее собрать несколько, например, пословицы: “Весенний день год кормит”,
“Весна и червяка живит”, “Красна весна цветами, а осень – пирогами”, “Воду в реке весна разливает, цену
человеку труд добавляет”, “Май холодный – год голодный”, “Весной сутки мочит, а час сушит” и др.; приметы:
“Луна краснеет – к весеннему дождю”, “Увидел грача – весну встречай”, “Гром на дерево без листьев – к
весенним холодам”, “Если весной воды в реке не прибавится – к жаркому лету”, “Если скоро тает и вода бежит
дружно – к дождливому лету” и др. По мере составления, пословицы(приметы) записываются на доске.
8. Наш вернисаж: беседа у стенда с рисунками о весне и комментарии авторов. Слушаем также о картинах
художников (рассказ по д/з желающие).
9. Диктант: Как птицы празднуют весну.
Очень интересно смотреть, как празднуют весну птицы. Журавли танцуют на болоте. Собираются они в кружок,
выходят важно на середину два журавля и начинают плясать.
Звонкими, чистыми голосами поют жаворонки. На сухих ветвях барабанят дятлы. Кукует кукушка и считает чьи
то годы. Жужжат пчелы.
Задание: найти сложное предложение, разобрать по членам предложения, составить схему этого
предложения. Составить схему предложения с однородными членами, подчеркнуть их.
10. Конкурс “Как ее зовут?” Весну в народе называют поразному (дети зачитывают д/з):
Март: зимобор, протальник, весновей;
Апрель: березозол(злой для берез), капельник, снегогон;
Май: травень, цветень, пролетень.(все это можно теперь записать на доске).
Ненецкие названия весенних месяцев – в презентации “Весна в нашем округе” (приложение
можно записать на доске (по памяти или запишет ученик с индивидуальным заданием)
1.), их тоже
Приложение 1
На стенд.
1.Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли. А.К.Толстой
2.Первый гром прогремел. Яркий блеск в синеве,
В теплом воздухе песня и нега;
Голубые цветки в прошлогодней траве
Показались на свет изпод снега. И.С.Никитин
3.Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, –
Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход? В.А.Жуковский
4.Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. А.С.Пушкин
5.Весной всего милей мне жаворонок звонкий,
И пение его отрадно слышать мне.
В полях еще лежит снег пеленою тонкой,
А он уже поет песнь громкую весне. И.З.Суриков
6. Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора. Ф.И.Тютчев
7. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. Ф.И.Тютчев
8. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.. А.Н.Плещеев
Приложение 2
Оформление классной доски
Приложение 3
Россыпи весенних
Весенний цветок –
примет.
каждому.
Приложение 4
Собирает весеннюю примету команда
За работой команда
девочек.
мальчиков