Урок
13
Если бы на земле не было растений
Цель: обобщить знания учащихся о разнообразии растений и их значении в жизни человека.
Оборудование: гербарные экземпляры, иллюстрации с изображением лекарственных и ядовитых растений, кроссворды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Учитель. Я приглашаю вас совершить экскурсию в необычный лес, где «растут» кроссворды.
Кроссворд 1. 1. Растение, живущее на камнях, в суровых условиях Арктики. 2. Низкорослое дерево в тундре. 3. Садовый цветок. 4. Арктическая трава. 5. Луковичное декоративное растение с белыми или желтыми душистыми цветками. |
|
|
Ответы: |
1. Лишайник. 2. Ива. 3. Астра. 4. Камнеломка. 5. Нарцисс. |
|
Кроссворд 2. 1. Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми. 2. Дерево с резными листьями. 3. Дерево – символ России.
|
|
|
Ответы: |
1. Эдельвейс. 2. Клен. 3. Береза.
|
|
Кроссворд 3. 1. Растение – символ Мексики. 2. Цветок – символ Голландии. |
|
|
Ответы: |
1. Кактус. 2. Тюльпан. |
III. Знакомство с новым материалом.
1. Обсуждение вопроса: возможна ли жизнь на Земле без растений?
– Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. Исчезли все растения на земле. Может ли продолжаться жизнь на Земле? (Нет.)
– Докажите.
Ученики доказывают свои гипотезы.
2. Чтение и анализ текста учебника «Если бы на Земле не было растений».
– Как растения улучшают природу?
3. Обсуждение проблемы о значении растений в жизни человека.
– Объясните, почему лес называют легкими Земли.
– Природа – наш исцеляющий друг. И это полностью относится к зоне лесов. Лес, луг, речка – отличные места для отдыха. Здесь чистый воздух, что особенно важно для жителей городов, выезжающих сюда в выходные дни. Здесь ждут нас покой и радость.
Но растительный мир Земли – это не только красивейшие уголки природы, которые доставляют эмоциональное наслаждение: растения еще «кормят», «лечат», «одевают» человека.
– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 51 и расскажите о значении каждого растения в жизни человека.
4. Сообщения учащихся на тему «Лекарственные растения».
– Сейчас я предлагаю посетить аптеку лекарственных растений, юные «специалисты» которой расскажут о том, какие растения при каких недугах помогают, как их собирать, заготавливать, употреблять. Послушайте сообщения о целебных свойствах лекарственных растений, возьмите их себе на заметку.
5. Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир», с. 51–52.
6. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
IV. Итог урока.
– Зачем нужны растения на Земле?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 52–53.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.