Эссе «Современные педагогические технологии и их использование на уроках химии».
Оценка 4.6
Научные работы
docx
химия
Взрослым
21.04.2017
Как найти такую технологию, чтобы обучать и получать качественные результаты? Современное преподавание сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.Содержание курса химии позволяет преподавателю внести свой весомый вклад в эстетическое, экологическое, трудовое, нравственное и социально-психологическое воспитание студентов, а также мотивировать обучающихся на изучение самой учебной дисциплины. Современные педагогические технологии: проблемное обучение , информационно коммуникативные технологии, учебно исследовательская деятельность способствуют достижению поставленных целей.
эссе совр пед технологии.docx
Эссе «Современные педагогические технологии и их
использование на уроках химии».
Плотникова Т.П. преподаватель ГАПОУ «Казанский строительный колледж».
Как найти такую технологию, чтобы обучать и получать качественные
результаты? На фоне обилия самых разнообразных современных технологий
выбрать наиболее эффективную непросто. Технология эффективна, если
опирается:
на индивидуальные стили познания учащихся,
на методические аспекты использования технологии,
на достойные критерии оценки её внедрения
Современное преподавание сталкивается с проблемой снижения интереса
учащихся к изучению предметов. Так химию общество давно отнесло к
категории сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес к
предмету, не отпугнуть сложностью. В течение последних десятилетий
наблюдается постепенное снижение интереса к предметам естественного
цикла у студентов. Такое явление в современных условиях кажется
парадоксальным. Чем объясняют этот процесс сами студенты? Одни
ссылаются на то, что этот предмет не понадобится им в будущем. Другие
считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг,
журналов, телевизионных передач. Третьи жалуются на сложность предмета и
не видят особого смысла заставлять учить формулировки и ломать голову над
задачами. Четвертые утверждают, что это достаточно специальный предмет,
который не нужен основной массе населения, а потому его следует изучать по
выбору.
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий,
способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять
продуктивную и осознанную деятельность Моя задача как педагога и человека
создать все условия для саморазвития моих учеников. Чтобы после окончания
учебного заведения они чувствовали вкус к жизни и испытывали желание жить
и быть лучше, чем я и их родители, быть удачливее и счастливее нас…
Жизнь в современных условиях подразумевает наличие определенного
багажа химических знаний и навыков обращения с химическими веществами.
Современный педагог сможет привлечь внимание к своему предмету, если
обучающемуся будет интересно на уроке, и он сможет получить ответ на
вопрос: «А зачем мне это знать?» Сегодня студентам не нужны знания сами
по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому одной из
основополагающих целей урока должен быть ответ на вопрос: «Где в
повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?». Определяющая идея моего педагогического опыта заключается в повышении
мотивации к изучению химии через использование современных передовых
технологий, проверенных на деле и имеющих большой потенциал.
1. Проблемное обучение.
Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую
свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу,
а студент ищет способ ее решения. Использование элементов проблемного
обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной
работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания
большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку
домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на
уроке.
Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того,
какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение
выступает как одна из важнейших педагогических технологий,
обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно
познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология
привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие
практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению
пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.
Проблемные ситуации можно создавать при изучении практически любого
раздела и темы предмета. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» в
разделе неорганической химии перед студентами ставится вопрос: «Каков
характер среды су растворов солей?». Обучающиеся высказывают гипотезу,
что если в растворах кислот и щелочей соответственно кислотный и щелочной
характер среды, то в солях – среда нейтральная. Высказанная гипотеза
проверяется в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с
растворами трех предложных солей, и находит подтверждение только в одном
случае из трех. Следовательно, напрашивается вывод, что в растворах солей
характер среды может быть как нейтральный, так и кислотный, и щелочной.
И вновь возникает проблемная ситуация: «От чего же зависит характер среды
в растворе той или иной соли?» Вспоминаем, какие частицы отвечают за
кислотный, а какие за щелочной характер среды и пытаемся с помощью
ионных уравнений гидролиза соли объяснить их появление в растворах солей.
При использовании данной технологии я реализую принцип коррекции знаний
и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать
не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.
2. ИнформационноКоммуникационные Технологии.
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии
занимают всё большее место в образовательном процессе. Главным
преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё
очень важно в обучении. Использование ИКТ на уроках химии позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт
богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему
наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного
материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Уроки презентации играют важную роль. Они реализуют принципы
доступности, наглядности. Они эффективны своей эстетической
привлекательностью; между учителем и учеником существует посредник
компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок –
презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за
короткий период. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду.
Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию.
Слайд такую возможность реализует. На современном этапе в химическое
образование должны быть включены информационные компоненты. Учащимся
необходимо, прежде всего, овладеть компьютером в качестве одного из
средств познания процессов и явлений, происходящих в природе и
используемых в практической деятельности. Информационная технология –
это не только технология, предполагающая использование в образовательном
процессе компьютера. По сути дела, любой процесс, связанный с
переработкой информации, может называться информационной технологией,
однако, более правильно, под информационной технологией понимают
совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для
получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или
явления (информационного продукта).
3. Научно исследовательская и проектная деятельность.
Метод проектов направлен на реализацию самостоятельной работы
обучающихся. Создание проектов позволяет студентам в полной мере
раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает
устойчивые интересы, постоянную потребность в творческом поиске, развитие
навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной
самореализации личности. Использование в обучении химии
исследовательского метода позволяет включать обучающихся в максимально
самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для
выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как
составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок,
вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов,
проведение исследований .
Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся,
стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его
учениками и средствами информационных технологий.
4. Личностно ориентированные технологии.
На современном уроке не обойтись без умения формирования и развития
критического мышления. На помощь придет технология критического
мышления посредством чтения и письма. Высокоэффективной эта технология
является при работе с текстом и в проектноисследовательской деятельности.
Она позволяет ученикам овладеть умениями интерпретации, анализа, оценки,
заключения, объяснения. Технология построена на основе личностно
ориентированного, деятельностного подхода, на принципе
коммуникативности, текстоцентричности, дополнительности управляемого
перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной ситуации,
рефлексии. Технологию развития критического мышления предложили в
середине XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл,
как методику обучения, способную ответить на вопрос как мыслить. А.. П.
Чернявская в одной из своих работ отмечает, что технология критического
мышления – это разновидность личностно – ориентированного обучения.
«Разница лишь в том, что в данном варианте личностно – ориентированное
обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня
технологической проработки метода». Технологией критического мышления
занимался в свое время педагог Э. Глассер, который разработал программу
критического мышления, включающую тесты на проверку умения рассуждать,
делать выводы, распознавать допущения, оценивать заключения.
Одной из составляющих личностно ориентированного типа образовательного
процесса является интеграция в образовательных предметах и
образовательных предметов между собой, все это способствует системности
знаний, восприятию целостной картины мира, повышает мотивацию к
изучению предметов.
Интеграция в рамках предмета устанавливает взаимосвязь между темами и
разделами. Понимая это, ученики стремятся овладеть системой знаний по
предмету. Любая невыученная тема внесет в нее брешь и может затруднить
дальнейшее понимание.
5.Реализация межпредменых связей
Идея необходимости межпредметных связей, не нова. Ее высказывал еще
К.Д. Ушинский. Он считал, что весьма актуальной и перспективной является
связь между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Все это
способствует расширению и углублению знаний и превращению их в конечном
результате в мировоззрение. Не секрет, что современная школа допускает у
учащихся два состояния: присутствие знаний и отсутствие таковых. Большая часть знаний носит схоластический характер, не видя их практического
применения студенты утрачивают в дальнейшем интерес к предмету. Поэтому
неотъемлемой задачей обучения является переход от иллюзорного мира
схоластических знаний к установлению взаимосвязей с окружающим миром,
т.е. к активному процессу перераспределения информации.
Содержание курса химии позволяет преподавателю внести свой весомый
вклад в эстетическое, экологическое, трудовое, нравственное и социально
психологическое воспитание студентов, так как включает в себя не только
сведения, объясняющие студенту химические явления в окружающем мире, но
и информацию о действительном аспекте химической науки. Все это
возможно при условии осуществления межпредметных связей не только в
рамках естественнонаучного цикла, но и с гуманитарными предметами:
литературой, историей, обществознанием.
Процесс интеграции захватывает не только содержание образования, но и
формы организации учебной работы. «Интегрированный день»,
«Комплексные занятия», «Слитные уроки», «Учебные исследовательские
центры», «Межпредметные конференции», вот лишь небольшой пример
форм интегрированной организации учебной деятельности. Данные формы
организации учебной работы выступают важнейшим фактором
интенсификации обучения, поскольку позволяют рационально использовать
все внутренние резервы учебновоспитательного процесса, высвободить
резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
Опираясь на знания и интересы обучающихся в области различных предметов,
с помощью установления меж предметных связей можно комплексно решать
задачи образования, развития и воспитания.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е. С.Полат – М., 2000
2. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа –
№ 4, 1997
3. Педагогические технологии в образовательном процессе. О. М. Новузова
Волгоград:Учитель,2008
Эссе «Современные педагогические технологии и их использование на уроках химии».
Эссе «Современные педагогические технологии и их использование на уроках химии».
Эссе «Современные педагогические технологии и их использование на уроках химии».
Эссе «Современные педагогические технологии и их использование на уроках химии».
Эссе «Современные педагогические технологии и их использование на уроках химии».
Эссе «Современные педагогические технологии и их использование на уроках химии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.