5-6 КЛАСС.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«ЭТА ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
ЦЕЛЬ: повышение интереса к математике, развитие коммуникативных компетенций, активности ребят на уроке.
Оборудование: 1. Интерактивная доска (можно и без неё)
2. Ручки или карандаши.
3. Раздаточный материал.Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
56 КЛАСС.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«ЭТА ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
ЦЕЛЬ: повышение интереса к математике, развитие коммуникативных
компетенций, активности ребят на уроке.
Оборудование: 1. Интерактивная доска (можно и без неё)
2. Ручки или карандаши.
3. Раздаточный материал.
Введение:
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё еще подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что математику нам надо знать на пять.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машин ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
( стихотворение М. Борзаковского « Математика повсюду!» из книги «Внеклассная
работа по математике .»Альхова З.Н., Макеева А.В.Саратов: Лицей,2003.)
Но сегодня мы будем решать не серьёзные задачи, а совсем наоборот. Тема нашего
урока: «эта весёлая математика!»
Нужно разделиться на 3(4) команды, выбрать капитана и придумать название.
I конкурс . Геометрические слова.
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических
фигур, которые в них «вписались» за 2 мин. Кто больше слов отгадает, тот получит 3
балла( 4 балла, если 4 команды), далее по убывающей. Например, _ _ _ОК
(спортивный приз) – ответ КУБ. В каждой группе слов – одна и та же
геометрическая фигура. (Каждой команде дать листы формата А4 с напечатанными
словами)
2• ЗА_ _ _ _ _ ( процесс заострения предмета)
• ВЫ_ _ _ _ _ (конструктивный элемент одежды)
• ФОР_ _ _ _ _ (часть окна)
• ЛАС_ _ _ _ _ (птица)
• КИС_ _ _ _ _ (инструмент художника)
• КАР_ _ _ _ _ (жёлтая, электронная, телефонная…)
(Точка)
• _ _ _ИНА(тонкая длинная щепка)
• _ _ _НИК(стрелок из старинного оружия)
• С_ _ _АЙ(происшествие)
• ПО_ _ _КА(заработная плата)
• ОТ_ _ _КА(уход на некоторое время)
• ИЗ_ _ _ИНА(изгиб реки)
• ИЗ_ _ _ЕНИЕ(выделение особого вида энергии)
(Луч)
• Г_ _ _ _(очень большое число)
• _ _ _ _Ь(ископаемое горючее вещество)
• _ _ _ _ОВНИК(преступник)
• ТРЕ_ _ _ _КА(старинный форменный головной убор)
• ТРЕ_ _ _ _ЬНИК(геометрическая фигура)
(Угол)
3• ПР_ _ _ _(углубление или полная неудача в деле)
• СЕН_ _ _ _(душистая летняя деревенская «спальня»)
• КОН_ _ _ _(знахарь, лечащий лошадей)
• НАК_ _ _ _ЬНЯ(напарница молота)
• ГОТ_ _ _ _ЬНЯ(набор чертёжных инструментов в футляре)
• ЛЕСОП_ _ _ _(валка леса)
• РИС_ _ _ _ЬЩИК(художникграфик)
(Овал)
. ru. Весёлая, занимательная математика. Викторины,
(задание взято с сайта http
конкурсы, загадки, шарады по информатике и математике для школьных праздников. 16.12.2014г)
:// zanimatika
. narod
II конкурс. Кто быстрее.
Команде дать цифры от 0 до 9 (каждая цифра на отдельном листе). Ведущий
называет пример. Ребята должны выйти вперёд с теми цифрами, которые составляют
верный ответ. Кто вперёд дал верный ответ, тот и выиграл.
( Можно предложить следующие примеры: 56+81; 92+88; 231+452; 324+335 и т.д.)
Кто решит больше примеров, тот получает 3(4) балла и далее по убывающей на 1
балл.
III конкурс. Конкурс художников.
Команда, которая быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа от 3 до 78,
делящиеся на 3, заработает наибольшее количество баллов. Команда, закончившая
рисунок второй, получает на балл меньше и т.д.
4(Задание взято из книги «Внеклассная работа по математике»,Альхова З.Н., Макеева А.В.Саратов:
Лицей,2003.)
IV конкурс. Попробуй прочитай.
Попытайтесь как можно быстрее прочитать группу слов, зашифрованных с
использованием цифр, чисел и числовых выражений. Выиграет тот, кто затратит
меньше времени, которое жюри будет засекать с помощью секундомера. ( Каждое
слово показывать на отдельных листах формата А4 или вывести на интерактивную
доску. Баллы выставлять аналогично предыдущим конкурсам: кто затратит меньше
всего времени на прочтение слов, тот получает 3(4) балла, далее по убывающей2(3 ),
1(2))
Для 1 команды: УС III ЦА (ответ УСТРИЦА)
3УМФ (ответ ТРИУМФ)
Р65А ( ответ РОДИНА)
ОС12:4Ё (ответ ОСТРИЁ)
5Для 2 команды: ГОСП1 (ответ ГОСПОДИН)
ВИ3НА (ответ ВИТРИНА)
74БУНА (ответ ТРИБУНА)
80:2ОНОЖКА (ответ СОРОКОНОЖКА)
Для 3 команды: СМОР1А (ответ СМОРОДИНА)
III ТОН (ответ ТРИТОН)
6:2БУНАЛ (ответ ТРИБУНАЛ)
С129Ж (ответ СТРИЖ)
Для 4 команды: АК3СА (ответ АКТРИСА)
ПО II Л (ответ ПОДВАЛ)
ХОЛ2:2А (ответ ХОЛОДИНА)
ПА52ОТ (ответ ПАТРИОТ)
(задание взято с сайта http
. ru. Весёлая, занимательная математика. Викторины,
конкурсы, загадки, шарады по информатике и математике для школьных праздников. 16.12.2014г)
:// zanimatika
. narod
V конкурс. Шалаш.
Как то раз мечтатель Ваня
У ручья гулял в тиши,
Вдруг он видит на поляне
Зайцы строят шалаши.
В удивлении мечтатель
Рот разинул до ушей.
Не могли б сказать вы, кстати:
«Сколько было шалашей?»
6Сосчитайте, сколько раз можно прочитать слово «шалаш». Можно читать как угодно:
сверху вниз, снизу вверх, справа налево и наоборот. Важно только, чтобы буквы
всегда шли подряд.
Л
А А
Ш Ш
А А А А
Л Л Л
А А А А
Ш Ш
А А
Л
(ответ: 20)
VI конкурс. Конкурс капитанов «Лестница».
Задать каждому капитану по 5 вопросов из разных областей знаний: русского языка,
литературы, математики, биологии и т.д. если ответ правильный, то ученик
передвигается на шаг вперёд. Выиграет тот, кто окажется впереди всех. Команда
получает столько баллов, сколько капитан даст правильных ответов.
Для 1 капитана:
1 .Этим математическим действием размножаются простейшие
организмы. (деление)
2. Что есть у слова, растения и уравнения? (корень)
73. Что нужно брать с героев, а также со всех хороших и добрых людей?
(пример)
4.Что на Руси называли ломаными числами? (дроби)
5.Представьте, что вы бежите кросс и обогнали бегуна, который занимал
вторую позицию. На какой позиции вы теперь находитесь? (на второй)
Для 2 капитана:
• У кого больше лап: у 4 мух или 3 пауков? (поровну)
• Последовательница нуля? (единица)
• Чем квадрат похож на круг? (буквой «р»)
• Что общего между пьесой и решением математической задачи?
(действия)
• Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2ч.)
Для 3 капитана:
• Сколько основных групп крови у человека? (4)
• Приплюснутый круг? (овал)
• Что в шутливом выражении прибавляют к вагону, чтобы получилось «очень
много»? (маленькую тележку)
• Эту геометрическую фигуру можно превратить в полезное ископаемое при
помощи мягкого знака. (уголуголь)
• У Марины было целое яблоко, две половинки, четыре четвертинки. Сколько
яблок было у Маринки? (3)
Для 4 капитана:
• Цифровой знак, показывающий отсутствие величины. (ноль)
• Закончите название книги В. Толкиена «Властелин …» (колец)
8• Пётр I хорошо знал аудицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В
его времена не каждый знал эти действия и Пётр настойчиво заставлял
своих сподвижников изучать их. Сейчас каждый школьник знает их. А как
мы их сегодня называем?(сложение, вычитание, умножение, деление)
• Сколько вещей сдавала дама на станции, согласно багажной квитанции, у С.
Маршака? (7: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и
маленькую собачонку)
• В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье?
(7)
Заключение :
Жюри подводит итоги. (Пока жюри считает баллы, всем ребятам можно задать
вопросы из шуточной викторины «Среднее арифметическое».) Победившей команде
вручить медали.
Среднее арифметическое.
Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора,
попытайтесь найти среднее арифметическое не чисел, как нам уроках, а тех
предметов и существ, которые нас окружают.
Итак, среднее арифметическое:
• Портфеля и рюкзака – это… (ранец)
• Женщины и рыбы – это… (русалка)
• Мужчины и коня – это… (кентавр)
• Кобылы и осла – это… (мул)
• Носка и чулка – это… (гольф)
• Кола и пятёрки – это… (тройка)
• Ежа и змеи – это… (колючая проволока)
9• Яблока и персика – это… (нектарин)
• Велосипеда и мотоцикла – это… (мопед)
• Трамвая и поезда – это… (электричка)
• Апельсина и лимона – это… (грейпфрут)
• Грейпфрута и апельсина – это… (помелло)
• Туфельки и сапога – это… (ботинок)
• Пианино и баяна – это… (аккордеон)
• Холодильника и вентилятора – это… (кондиционер)
• Женщины и птицы – это… (сирена, в греческой мифологии, а не в
автомобиле)
10