"Этот удивительный Александр Серггевич…"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Заочное путешествие по пушкинским местам для учащихся начальных и средних классов "Этот удивительный Александр Серггевич…" Цели и задачи: 1. Приобщать учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать её значимость для России, гордиться Пушкиным, удивляться ему, читать, заучивать наизусть, осознавать, что «Пушкин – это наше всё…» 2. Посредством лирики Пушкина учить передавать слушателям живую мысль в прочувствованных образах, воздействовать на ум, чувства зрителей, быть понятным, впечатляющим, убедительным. 3. Воспитывать нравственно-эстетические, патриотические чувства; формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному; развивать творческую активность учащихся. Оборудование: • альбом «Литературные места России» (авторы-составители В.Г. Ванслова и Ю.П. Пищулин) – М., «Сов. Россия», 1987; • фотолитературная композиция «Приют, сияньем муз одетый» (редактор книги П. Волков) – М., «Планета», 1988; • «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») - №7, 2007; • видеокассеты с фильмом-сказкой «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С. Пушкина и фильмом «А.С. Пушкин» из видеосборника «Классики русской литературы»; • аудиозапись пьесы Римского-Корсакова «Полёт шмеля» (музыкальные картинки из оперы «Сказка о царе Салтане»); • аудиозапись романса Г. Свиридова к кинофильму «Метель».
Иконка файла материала Заочное путешествие по пушкинским местам.doc
Заочное путешествие по пушкинским местам для учащихся начальных и средних классов "Этот удивительный Александр Серггевич…" Цели и задачи: 1. Приобщать учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать её значимость для России, гордиться  Пушкиным, удивляться ему, читать, заучивать наизусть, осознавать, что «Пушкин – это наше всё…» 2. Посредством лирики Пушкина учить передавать слушателям живую мысль в прочувствованных образах,  воздействовать на ум, чувства зрителей, быть понятным, впечатляющим, убедительным. 3. Воспитывать нравственно­эстетические, патриотические чувства; формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному; развивать творческую активность учащихся. Оборудование:  альбом «Литературные места России» (авторы­составители В.Г. Ванслова и Ю.П. Пищулин) – М., «Сов.  Россия», 1987;  фотолитературная композиция «Приют, сияньем муз одетый» (редактор книги П. Волков) – М.,  «Планета», 1988; «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») ­ №7, 2007; видеокассеты с фильмом­сказкой «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С. Пушкина и фильмом «А.С.  Пушкин» из видеосборника «Классики русской литературы»; аудиозапись пьесы Римского­Корсакова «Полёт шмеля» (музыкальные картинки из оперы «Сказка о царе Салтане»); аудиозапись романса Г. Свиридова к кинофильму «Метель».     Ход урока 1. Психологический настрой на Пушкинский урок. Обращение к портретам поэта, написанным разными  художниками, где мы сразу узнаём его по живому, жизнелюбивому лицу, умному, проницательному взгляду,  вьющимся, непослушным волосам… Какая энергетика, какая глубочайшая русская душа чувствуется в этом  человеке, в этом удивительном Александре Сергеевиче!.. 2. Беседа с учащимися. ­ А чем же удивляет нас Пушкин? Почему мы любим его и говорим: «Пушкин – это наше всё»?! (Дети  обмениваются мнениями, зачитывают отрывки из своих сочинений «Пушкин в моей жизни»). Ученик и учитель читают наизусть стихотворение А. Майкова «Перечитывая Пушкина»: Его стихи читая – точно я Переживаю некий миг чудесный – Как будто надо мной гармонии небесной Вдруг понеслась нежданная струя… Нездешними мне кажутся их звуки: Как бы, влиясь в его бессмертный стих, Земное всё – восторги, страсти, муки – В небесное преобразилось в них! 3. – А сейчас мы отправимся… в гости к Пушкину, в нашу столицу, в Москву – город, где он родился, к  которому восторженно обращался в стихах: «Москва! Я думал о тебе!..»; «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, Как много в нём отозвалось!..» (Просмотр первой части видеофильма: «Края Москвы, края родные…»). 4. Обмен мнениями об увиденном в фильме:  Что удивило вас?  Что нового вы узнали об Александре Сергеевиче? Всё ли было понятно? (Словарная работа со словом «лорнет»: используется словарь С.И. Ожегова). ­ А только ли о Москве повествует этот фильм? (Есть упоминание о Царском Селе, где прошла юность поэта:  «Берег милый для меня…»). 5.    а) Рассказ ученицы о лицейской юности поэта, о том, «как всё начиналось»; показ собственного рисунка  «Пушкин – лицеист». б) Показ учителем фотографий и рассказ о пребывании в Царском Селе, на экскурсии в Лицее. в) Рассказ ученика об И.И. Пущине – лучшем друге А.С. Пушкина со времён учёбы в Царскосельском  лицее; чтение наизусть стихотворения «И. Пущину» («Мой первый друг!..»). ­ Так случилось, что в 1824г. Пушкин был сослан в далёкое псковское село Михайловское, своё родовое имение.  Очень скучно и одиноко порой было ему там. И как же рад он был, когда однажды в метельный зимний день к  нему на лошадях, в санях, по заснеженным дорогам в Михайловское приехал его «бесценный друг». (Показ  репродукции с картины Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском»). 6. – Как бы не было порой Пушкину тоскливо и одиноко в Михайловском, именно там были написаны  многие прекрасные стихи, и Пушкин полюбил эти красивейшие места русской земли. Отправимся и мы  сейчас туда, в «приют, сияньем муз одетый» и узнаем, как жилось Александру Сергеевичу в «стране, где Сороть голубая…». (Просмотр второй части видеофильма: «В стране, где Сороть голубая…»). 7. – Не будь в судьбе Пушкина Михайловского, у нас, наверное, не было бы того Пушкина, которым мы  дышим с детства… Эти места когда­то очаровали Пушкина, а он очаровал ими нас в своих стихах… (Слушание стихотворения «Осень» в аудиозаписи; чтение детьми наизусть любимых стихотворений; обзор  лучших читательских дневников). 8. – Кто скрашивал одиночество Пушкина в Михайловском? (Беседа о няне, чтение стихов о ней, рассуждения о роли Арины Родионовны в создании Пушкиным его  замечательных сказок…). «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» ­ восклицал Пушкин, слушая в Михайловском нянины сказки. И написал свои, великолепные сказки в стихах, которые мы с упоением читаем, учим наизусть, рисуем. (Показ книг, портретов няни и поэта, рисунков детей к сказкам А.С. Пушкина). ­ Отправимся же в мир сказок Пушкина, в его загадочное «Лукоморье»!.. (Чтение детьми хором наизусть вступления к поэме «Руслан и Людмила»). ­ Я знаю, вы любите эту поэму, мы с вами смотрели и фильм­сказку «Руслан и Людмила». Сейчас мы посмотрим  небольшой отрывок из него, где я хотела бы обратить ваше внимание не на сказочного героя, а на реального  исторического персонажа – великого князя Владимира. (Просмотр отрывка из фильма; беседа о князе Владимире, о его роли в защите и объединении русских земель). ­ А что случилось с храбрым Русланом дальше? Вспомним самый впечатляющий его подвиг. (Чтение ученицей наизусть отрывка «Бой Руслана с головой»). 9. Музыкальная пауза – «загадка». ­ На что похожа эта музыка русского композитора Римского­Корсакова, и к какой сказке Пушкина она написана? (Звучит «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»). 10. – Посмотрите на замечательные рисунки, которые вы нарисовали к этой сказке и послушайте ваши  любимые отрывки из неё…(Чтение детьми наизусть отрывков из «Сказки о царе Салтане…»). 11. – А теперь перенесёмся в другую глухую губернию – в Болдино… «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь, соседей ни души… Уж я тебе  наготовлю всячины, и прозы, и стихов», ­ писал Александр Сергеевич другу П.А. Плетнёву. А среди черновиков в тетради находятся нянины сказки: «Царь Салтан»,»Мёртвая царевна». Пройдут годы, и Болдинская осень Пушкина войдёт в историю как один из высочайших взлётов русской поэзии. (С дерева снимаются жёлтые листья, на которых произведения, созданные в Болдинскую осень). Учащийся читает наизусть стихотворение Д. Самойлова: И за полночь пиши, И спи за полдень, И будь счастлив, и бормочи во сне, Благодаренье Богу, ты свободен, В России, в Болдине, в карантине. 12. Звучит «Романс» Г. Свиридова к кинофильму по повести Пушкина «Метель». ­ С осени 1835 года издание журнала «Современник» крепко привязало Пушкина к Петербургу. Всемирно  известный адрес «Мойка, 12» ­ последний прижизненный приют поэта. (Заочная экскурсия по пушкинскому музею в Санкт­Петербурге; используются фотооткрытки). 13. Заключительная часть «урока­путешествия». ­ Порадовал ли вас сегодня «удивительный Александр Сергеевич»? Чем? (В заключение звучат отрывки из стихотворения Я. Полонского «А.С. Пушкин» в исполнении детей и учителя).

Посмотрите также