Ф.Достоевский. Наказание одиночеством

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Углубить знания об эпизоде и его анализе; Сформировать умения целостно, объемно воспринимать эпизод, видеть в отдельном фрагменте произведения выражение авторской концепции мира и человека, определять тематику, основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с заданной темой; Воспитывать читательский вкус и любовь к родной литературе.
Иконка файла материала Наказание одиночеством..docx

Тема.  Наказание одиночеством.

Цель урока.

Углубить знания об эпизоде и его анализе;

Сформировать умения целостно, объемно воспринимать эпизод, видеть в отдельном фрагменте произведения выражение авторской концепции мира и человека, определять тематику, основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с заданной темой;

Воспитывать читательский вкус и любовь к родной литературе.

 

                                                      Ход урока.

  

  «Ребята, сегодня мы анализируем эпизод «Раскольников на Николаевском мосту».                                                                          (слайд №1)

1.     Анализ плана эпизода.                                                                      (слайд №2)

2.     Определение цели урока.

 «Какова цель нашего сегодняшнего урока?»

(Научиться осмысливать текст романа, понимать, как мельчайшие детали произведения, поступки героя, изобразительно–выразительные средства раскрывают тему и идею произведения. Это шаг на пути к осмыслению проблем романа).                                                                                    (слайд №3)

3.     Работа с литературоведческими терминами.                                 (слайд №4)

 «К сегодняшнему уроку вы повторяли дома термины, проверьте знание терминов в парах, поставьте объективно друг другу оценку». Учитель спрашивает термины у одного из учеников, комментирует объективность поставленной оценки.

4.     Беседа по эпиграфу урока (фаза вызова).

 «В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова из священного Писания:

И сказал Каин Господу:

Наказание моё больше,

Нежели снести можно.

Вот ты теперь сгоняешь меня с лица земли,

И от лица Твоего я скроюсь,

И буду изгнанником и скитальцем на земле.

(Притча 28:1)                                      (слайд№5)

-Созвучны ли эти слова с эпизодом? Как они помогают осмыслить эпизод? (Раскольников тоже наказан одиночеством).

Запись эпиграфа в тетрадь.

-Докажите, что Раскольников одинок после совершения преступления. (Отчуждение ото всех, боится преследования, хотя его никто не преследует).

-Почему Раскольников пришёл к Разумихину? (Взять работу, проверка, насколько простирается его отчуждение).

-Найдите фразу в тексте, характеризующую душевное состояние героя. (Всего менее расположен он в эту минутку сходиться лицу с кем бы то ни было на целом свете).

-Каково место эпизода в романе? (После посещения письмоводителя, Разумихина, сцена на Николаевском мосту, потом приходит болезнь).

5.     Чтение учителем эпизода «Раскольников на Николаевском мосту» в сопровождении музыки Генделя. (аудиозапись из аудиотеки)

Учитель: «А сейчас я прочитаю вам эпизод   «Раскольников на Николаевском мосту». Во время чтения будет звучать музыка Генделя».                                    

                                                                                                    (слайд№6)

6.     Составление кластера.                                                                   (слайд №7)

 «Запишите все ассоциации со словом Раскольников».

Идет чтение кластеров учениками.

 «В конце урока вы дополните кластер новыми словами».

8. Чтение с остановками (фаза осмысления).

Учитель читает эпизод по фрагментам.

9.Анализ первого фрагмента.                                                            (слайд №8)

-Определите тип речи. (Повествование)

-Мы обращаем внимание на события, действия. Какие глаголы вас заинтересовали? (Очнуться. Глагол характеризует состояние Раскольникова, он будто в забытьи)

- Случайно ли оказался Раскольников на Николаевском мосту? (Нет, автор хочет сравнить прошлое и настоящее)

- Скажите, какая панорама открывается на мосту (Исакиевский собор, медный всадник, особняки)? Обратите внимание на репродукции. Представьте, что это увидел Раскольников.

- Какие ощущения были у Раскольников раньше и сейчас (Решал Наполеон ли он, а сейчас понял, что прошлое нельзя вернуть). Он ощущает себя ничтожным.

- Найдите пейзажную зарисовку (Небо без малейшего…) голубая холодная вода.  Какие средства выразительности использованы? Что они придают эпизоду? (Необъяснимым холодным духом немым и глухим – передают отчуждение).

- Риторический строй как помогает почувствовать отчуждение героя? (Фразы выхвачены, помогают перенестись во внутренний мир героя).

- В наших эпизодах противопоставляется герой и город? (7-летний Раскольников, сон, противопоставление кабака, города.

- Какую роль в эпизоде играет деталь двугривенный? (Двоякую: усиливает впечатление, что Раскольников не Наполеон, показывает раздвоение личности. Претендует на роль Наполеона, а его принимают за нищего.)

- Эта деталь готовит к встрече с Лужиным?

- Каков речевой строй произведения? ( Повествование и описание).

10.А теперь давайте подведем итог, обобщим все наши наблюдения об            эпизоде.

11.Возвращение к кластерам. (фаза рефлексии)                            (слайд №9)

-Дополните ваши кластеры новыми ассоциациями.

Идет озвучивание кластеров.

 

12.Подведение итогов урока (реализована поставленная цель, отмечается хорошая работа учеников, выставляются отметки)  (Презентация: слайд №10)

13.Домашнее задание: напишите с помощью плана анализа эпизода сочинение «Анализ эпизода « Раскольников на Николаевском мосту».  (Презентация: слайд №11)

14. Я прошу вас поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке. Составьте синквейн со словом урок. (Презентация: слайд №12)

Урок

2 прилагательных

3 глагола

предложение

1 существительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также