Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."
Оценка 4.7

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
18.01.2017
Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."
Материал можно использовать как на уроке, также на внеклассном мероприятии. Технология урока строится в такой последовательности, что материал который предлагаю вам, можно использовать на разных уровнях обучения. Подобранный материал знакомит обучающихся не только с произведением, но и биографией поэта Ф.И. Тютчева.Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
Технологическая карта урока на конкурс.docx
Урок литературного чтения 3 класс УМК 21 века. Тема: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»                                                                                  Технологическая карта урока  Цели для учителя: 1. Формирование чувства любви к природе, родному краю; умение видеть прекрасное в окружающей действительности. 2.Знакомство   с   литературным   произведением   и   литературоведческими   понятиями   – строфа, четверостишие. Задачи:  Обучающие:  познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;  формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;   отметить музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева. Развивающие:  развивать навыки выразительного чтения;  совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,  раскрывать особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;  развивать память, внимание, творческие способности. Воспитывающие:  привлекать   учеников   к   прочтению   и   изучению   лирических   откровений   русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;  воспитывать любовь и уважение к родной природе;  утвердить значимость и ценность каждого слова;  передать красоту и музыкальность поэтической речи;  пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе. Метапредметные результаты,  формируемые на уроке:   1.Умения грамотно строить  речевые высказывания в  соответствии с задачами  коммуникации. 2.  Слушать  и слышать  собеседника. 3. Вести  диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение: слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и работать с  текстом. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать  в группах. Предметные  Личностные результаты 1. Развиваем умения: высказывать своё отношение, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 1.Навык чтения: чтения  целыми словами, с элементами слогового чтения.  2.Находить   заглавие текста, называть автора произведения. 3. Уяснять ритм и мелодию стихотворной речи. 4.Более пристально углубляться в содержание стихотворения и видеть красоту родной  природы, понимать значение пословиц и поговорок. Тип   урока:  урок   усвоения новых знаний  Опорные понятия, термины  Формы контроля  Оборудование урока: Использование средств  обучения: Используемые  технологий  Используемые материалы Интернет ресурсы: Форма  работы на уроке:  фронтальная,  самостоятельная, работа в группах.    персональный   компьютер, Новые   понятия:   серп,   лазурь,   эпитеты,   дивная,   хрустальная,   лучезарная,   строфа, четверостишие. Домашнее задание:1. Выучить наизусть «Есть в осени первоначальной…» 2. Работа   в печатной тетради.  Техническое   обеспечение: мультимедийный проектор, колонки. Учебник: Литературное чтение  ч. 1 3 класс Л.А. Ефрасинина  М.И. Оморокова  «Вентана  – Граф» . Словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. Приемы критического мышления «Кластер», таблица «ЗХУ» информационные  образовательные ресурсы. Сайт рабочей группы по изучению творчества Ф.И. Тютчева http  аудиотекст №3748789 в исполнении Смирнова. https /  Тютчев, Фёдор Иванович. Времена года  «Осень» ­ Октябрь  П.И. Чайковский http://mp3­vk.ru/download/wait              www  https://www.google.ru/search?q=картины+осени+золотой&newwindow.  ://   www  :// ru . wikipedia   интерактивная   доска,  .   ozon. ru/person/24082.  /  tutcheu   . org  .  ru   / / wiki Этап  урока Название  используемых  ЭОР Деятельность учителя Деятельность  ученика Орг.мо Чайковский   1.Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте  Дети слушают. Использу емые  методы  приемы,  формы  Время  (в  мин.) 1 мин П. И.  «Осень  ­Октябрь» Слайд  2 Кластер  мент.  Психо логиче ский настро й   Актуал изация  опорны х  знаний Таблица  «ЗХУ» (критическое  мышление) посмотрим на экран и попробуем догадаться,  хозяйка какого Царства посетила нас?  Послушайте  музыкальную композицию. Будьте внимательны:  пейзажная зарисовка длится недолго, а мне бы  хотелось, чтобы вы после ответили на вопрос: какое  настроение передаёт эта композиция? Вспомним «Золотые правила урока» 2. Какое же время года пришло в гости? Правильно,  у нас в гостях Осень (на середину доски крепим  слова «Осень») Сколько ярких красок принесла она с собой,  сколько новых чувств! Недаром об этом времени  года написано столько произведений. Что  изменилось бы в нашем восприятии, если бы музыки  не было? Что вы знаете, о этом времени года? 3.У вас на столах есть карточка №1. Заполните данные столбцы.  Запишите вопросы, на которые вы хотели получить  ответ.  4. Постановка темы урока. Побуждает самостоятельно сформулировать тему  урока. Что вы знаете об этом времени года? ­ О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Как вы заметили, эпиграф нашего урока: ….В ней есть душа, в ней есть свобода,  Называют гостью.  Характеризуют   музыку                         (музыка медленная,  грустная и в тоже  время волнующая) Дети проговаривают. Осень.  (дети пишут свои  ассоциации, размещая на доске) Заполнение карточки  №1 «Знаю   Хочу  узнать   Узнал» Дети зачитывают с  карточки записи,  сделанные  в первой  графе «Знаю». Определяют тему. Беседа по вопросам 2 мин Индивиду альная  работа 2 мин    2 – 3  мин Отвечают на  вопросы. В ней есть любовь и есть язык… ­ слова Ф. И.  Тютчева о природе. О чем говорит автор? В  конце урока мы снова обратимся к этим словам Читают эпиграф к  уроку. Предполагают  ­ О природе  Группова я   1мин Беседа   6 мин Просмотр материала. Ответ на вопрос.  Предполагаемые  ответы     ­С этим автором мы  уже знакомы. ­ читали его  произведения. ­ его стихи нам  знакомы. ­ он пишет о природе. Портрет Ф.И.  Тютчева  Слайд 3 Первич ное  усвоен ие  новых  знаний Музыкальная  Физкул ьтмину тка.  На уроке нас ждёт встреча с замечательным поэтом, творчество которого как нельзя лучше отображает в  своих произведениях это время года.  Кто он?  Прочитайте его имя. Встречались ли вы с этим  автором на страницах учебника или видите это имя  впервые? Читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас  же воспроизвести в своем воображении черты зимы  или лета, весны или осени. Изображение природы у  Тютчева заслуживает самого пристального  внимания. Невозможно представить себе жизнь  человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы  — одно из отличающих черт поэзии Тютчева.  Именно поэтому каждое стихотворение,  восхваляющее родную природу, заслуживает самого  пристального внимания.  Тютчев изображает природу как живое существо,  которое живет и изменяется. Поэт показывает,  насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на  человека огромное влияние.  Сегодня мы знакомимся с одним из таких   произведений. Ребята, это стихотворение не имеет названия. Все  привыкли узнавать его по первой строке.   Первая строчка звучит так: «Есть в осени Чтение с  остановками (прием  критического  мышления) первоначальной…» Как бы вы его назвали? Как вы думаете, какие моменты осени описывает   поэт в первом четверостишии? (учитель читает стихотворение наизусть, где нужно  делает паузы) Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора —  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера... Как вы думаете, какую картину мы  с вами  пронаблюдаем в следующем четверостишии? Где бодрый серп гулял и падал колос,  Теперь уж пусто все — простор везде,  Лишь паутины тонкий волос  Блестит на праздной борозде. Группова я  8мин Ответы детей Высказывают свои  мнения. Предположение  детей  ­Осень всегда  напоминает о скором  наступлении холодов. ­Поэтому в  окружающем мире  появляются некие  изменения,  заставляющие  особенно остро  переживать  последние дни тепла. Предположение  детей. Люди заканчивают  свои работы на полях и в огородах. Полным ходом идёт  приготовление к  зиме. Теперь уже  поля не радуют Как  автор закончит свое стихотворение?  Какая  картина будет заключительной? Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко еще до первых зимних бурь —  И льется чистая и теплая лазурь  На отдыхающее поле... Аудио текст   исполняет А.  Смирнов. Послушайте внимательно полностью  всё  стихотворение постарайтесь услышать настроение  автора. буйным ростом  пшеницы, постепенно подкрадываются  холода. Предположение  детей.  Может  быть   природа дарит  человеку чудесную  возможность  отдохнуть перед  наступлением зимних вьюг. Порадоваться   красоте  окружающего мира.  Все   работы  закончены. Слушают. По   необходимости  делают пометки в  тексте. Работа с  книгой. 3мин Первич ная  провер ка  понима ния Карточка №1 «ЗХУ» Знакомство с  понятиями Слайд  6 Деление на  группы Каждая   группа  получает свое  название и  конверт с  Первич ное  закреп ление. Вернемся к  карточке №1 Запишите ответы на  вопросы, на которые получили  ответ. Какой жанр помог нам представить картину осени. Почему вы считаете, что это стихотворение? Что  отличает стихотворение от рассказа или сказки? В литературе поэты, писатели в своих  произведениях используют слова, с помощью  которых изображают предметы  и показывают самые важные его признаки, называют это  – эпитетами.  Эпитеты – это образные  слова, которые  определяют  характерные признаки предметов,  явлений и отвечают на вопрос какой? Например; «хрустальный»­ день не может быть  хрустальным. Прочитаем строки, поэты решили, что будут  называть их: строфами.  Строфа ­ группа стихов, объединённых  повторяющимся размером, способом рифмовки.  И все это назвали  стали называть: Четверостишие ­ количество строк в строфе. (а ни столбик) Посмотрите, у вас на парте есть осенний листочек с  цифрой. Цифра означает номер группы. 1 группа «Чтецы» – Подготовьтесь прочитать это  стихотворение так, чтобы передать те чувства,  которые вы испытываете.(памятка  выразительное  Дети записывают  новую информацию.   ­ стихотворение       ­ есть рифма 1­2  мин Просмотр материала. Сравнивают.  Высказывают,  утверждают.   Лексичес кая  работа 4 мин Дети рассаживаются  по группам. Подготовка по  6 мин заданием. чтение стихотворение) 2 группа «Информаторы» – В стихотворении   встретились незнакомые слова, дать объяснение.  Выбрать  эпитеты (памятка работа со словарем) 3 группа «Иллюстраторы» –  Нарисуйте устно  картину первоначальной осени. заданиям. Работа со словарями. Защита каждой  группы своего  задания. Закреп ление.  Возвращаемся к эпиграфу нашего урока: ….В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь и есть язык… ­ слова Ф. И.  Тютчева о природе. В данном стихотворении поэт говорит о начале  осени. Это удивительно красивая пора Природа  словно дарит на прощание все свои яркие краски.  Природа готовится ко сну, напоследок радует  человеческий взор волшебной красотой.  Дни становятся невыразимо прекрасными, мир  вокруг удивительно красив. Особую радость  доставляет погода — мягкая, поражающая своим  волшебным спокойствием. Вот и образ осени мы с вами увидели, услышали и  описали с помощью красок, музыки и слов. И что бы перед нами не представало: музыкальное ли  произведение в чистом виде, картина ли или  стихотворение, эти три средства поэтизации,  одухотворения неразлучны, дополняют друг друга:  музыка, слова, краски. Творческ ая Работа с  книгой. 2 мин Кластер  Карточка №1 «З.Х.У» Обратите внимание на то, какие ассоциации у нас с  вами были со словам «Осень» в начале урока. Что  еще мы можем добавить, познакомившись с  произведением Ф.И. Тютчева? Остались ли вопросы на которые вы на уроке не  нашли ответа? Этот урок показал вам, что читать лирическое  произведение ­ душевный труд. Стихи требуют от  читателя сопереживания и погружения в мир поэта.  Познакомившись со стихотворением, вы узнали, что  главное в поэзии ­ чувства, мысли человека. И когда  поэт хочет высказать свои думы и сокровенные  чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в  вечно меняющейся картине окружающего мира. Чтение записей на  доске Ответы детей. Карточка №1 «ЗХУ» 1 мин Индивиду альная.  Тест  2 мин Самостоятельная  работа. Рефле ксия  Карточки  Тихо звучит  музыка. Антонио  Вивальди  Времена года. «Осень» 1.Назовите автора стихотворения.   А) А.С. Пушкин   Б) Ф.И. Тютчев   В) К.И. Чуковский 2. Строфа  это­….. А) группа стихов, объединённых повторяющимся  размером, способом рифмовки. Б) группа столбцов, одинакового размера. В) группа слов записанных  в строчке. 3. Четверостишием называют: А) количество столбиков в стихотворении. Б) количество строк в строфе.  В) количество букв,  в слове. Правильные ответы:  1. (Б ); 2.(А); 3. (Б.) У кого нет ошибок:  оценка­ «5» Одна ошибка – «4» Две ошибки – «3» На доске вы видите осенние  листья  разных цветов Красные ­ отличное настроение, всё понравилось,  хотелось многое узнать. Жёлтый  – хорошее настроение, было интересно, но  было трудно. Зеленый – было скучно, неинтересно, много  затруднений. Спасибо за урок.  Проверяют  тест. Выбор осеннего  листка. 1 мин Слайд 9 Домаш нее  задани е Выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева  «Есть в осени первоначальной…». Печатная  тетрадь №1. Выполнить задание. Записывают  домашнее задание в  дневник. 1 мин

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной....."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017