Ф.И. Тютчев «Таинственный мир»
Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций.
Цели 1. Приобщить учащихся к миру идей и образов поэта
2. Закрепить умение анализировать поэтический текст
3. Развивать умение мыслить творчески и выражать мысли в
нетривиальной форме
4. Учить ребят действовать автономно и рефлексивно
5. Воспитывать любовь к природе. Развивать эстетический вкус
Портрет Ф.И. Тютчева
Оборудование:
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров» 2 варианта
(полный и с пропусками) – по количеству учащихся
Тексты стихотворений «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою»,
«Люблю грозу в начале мая»
Презентация (пейзажи)
Музыка П.И Чайковского Ход мастерской
Представьте себе, что перед вами великий поэт, Ф.И. Тютчев, который
очень любит природу. Вы можете спросить его обо всём, что связано с
миром природы и со стихами поэта о природе.
Запишите два самых главных вопроса. (Какое время года Вы любите больше
всего? Легко ли писать стихи? Какую главную мысль хотите донести до
читателя? Что главное в стихах о природе? Почему у Вас природа живая? Чьи
стихи о природе Вам нравятся? Какой Ваш любимый размер стихов, любимое
художественное средство? Часто ли Вы бываете на природе? Ценили ли природу
люди в Ваше время? Почему Ваши стихи и сейчас популярны? Как к Вам
приходит вдохновение, когда лучше пишутся стихи? Часто ли Вы исправляете
написанное? Какки х поэтов Вы любите? В каком возрасте написали первое
стихотворение? и.т.д.)
Читаем вопросы вслух. Самые интересные вопросы дописывайте себе. Попробуем
ответить на самые важные (выбирает учитель, привлекая ребят. Если есть вопросы,
на которые сложно ответить, даётся задание учащимся к следующему уроку, или на
них ищет ответы учитель)).
Выберите себе стихотворение Тютчева, которое вам больше всего
понравилось («С поляны коршун поднялся», «Листья», «Неохотно и несмело»
большинству учащихся предлагаются данные стихи. Если какоелибо стихотворение
не будет выбрано для анализа, анализ будет сделан на следующем уроке.), («Есть в
осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Люблю грозу в начале мая» стихи
предложены небольшой группе учащихся).
Взявшие одинаковые стихи садятся вместе, работают в группе.
Задание
Приготовьте выразительное чтение стихотворения и выступление о том, что в нём
понравилось.
Из выбранного стихотворения выпишите художественные средства, которые, на ваш
взгляд, делают стихотворение интересным.
Задайте вопросы Тютчеву, если они возникли при чтении стихотворения.
Выступления групп: выразительное чтение стихотворения, рассказ о том, что
понравилось, анализ художественных средств, вопросы Тютчеву (на них отвечает
либо учитель, либо учащиеся. Особое внимание обратить на значение непонятных
слов).
А теперь выберите из стихотворения слова (однодва, можно больше), которые
кажутся вам наиболее важными. Составьте с этими словами одно или два
предложения на тему «Природа», добавив свои слова. Чтение предложений.
Напишите у себя в тетради крупными буквами слово ПРИРОДА. Рядом (или
вокруг) напишите слова, которые приходят вам в голову, когда вы произносите это
слово. С одной стороны напишите «светлые» слова, с другой – «тёмные») Чтение слов. (Красота, вдохновение, сияние, любовь, радость, расцвет, счастье,
удивительная, прекрасная, чистая, сверкает, золотится, умывается… Печаль, грусть,
увядание, темнота, засорили, не бережём…). Каких слов больше светлых или
тёмных? Почему? Слова мы подобрали.
Попробуем представить себя в роли поэта и подобрать особые слова, которые
используются в стихах. Перед вами стихотворение Тютчева с пропущенными
определениями и эпитетами. Вставьте те, которые, как вам кажется, подходят.
Работаем индивидуально
Есть в светлости осенних вечеров
____________, ___________, прелесть:
____________блеск и пестрота дерев
___________листьев ________, ________ шелест,
__________ и ___________ лазурь
Над _________________землею,
И, как предчувствие ___________ бурь,
_________,____________ ветр порою….
Ущерб, изнеможенье – и над всем
Та _________ улыбка увяданья,
Что в существе ___________ мы зовем
____________ стыдливостью страданья.
Чтение текстов учащимися (по желанию). Остальные сдают листочки учителю.
На листочках на каждой парте – текст ст. Ф.И. Тютчева
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустносиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
««таинственная
Задайте вопросы о непонятном в стихотворении. Требует объяснения
блеск»,
употребление слов
«стыдливость страданья. Всё стихотворение строится как загадка.
Вспомните, как выглядит болеющий человек, что он при этом испытывает
(румянец, блеск глаз, холодный озноб, страдание). Сравните с описанием явлений
природы в стихотворении Тютчева. «Зловещий блеск и пестрота дерев»,
«порывистый, холодный ветр» В стихотворении показана картина умирания
прелесть»,
«зловещий природы. Почему страдает природа? (Природа как бы испытывает вину от того, что
ее страдания омрачают жизнь людей.)
— Итак, в чем же особенность тютчевского изображения природы, чем оно
отличается от обыкновенного, нашего взгляда? (Тютчев изображает природу не со
стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать ее
голос. Природа в изображении Тютчева – это живое, разумное существо).
Тютчев спрашивает:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа поёт не то, что море,
И ропщет мыслящий тростник? (Почему человек не ищет слияния с
природой, верит в свою обособленность от окружающего мира? Размышления
учащихся.
Мы должны внимательнее и бережнее относиться к природе, не отделять себя от
неё. Природа – источник вдохновения не только поэтов, но и музыкантов,
художников.
Посмотрите на картины некоторых художников. Какая из них кажется вам наиболее
близкой по взгляду на природу со стихами Тютчева. Объясните, почему. (Картины
представлены на слайдах презентации по выбору учителя)
Саврасов «Грачи прилетели» И. Левитан «Весна – большая вода
Жданов В.Ю. «Весна» Жданов В.Ю. «Лето» И Левитан «Золотая осень»
Поленов «Золотая осень»
Жданов В.Ю. «Осенний день»
Показ слайдов сопровождается музыкой П.И Чайковского из цикла «Времена
года»
Выступления учащихся.
Рефлексия.
Понравилось ли вам общаться с Ф.И. Тютчевым?
На все ли вопросы вы получили ответы?
Какие чувства возникали в вашей душе?
О чём задумались?
Что было особенно трудно?
Какие моменты мастерской особенно запомнились? Домашнее задание (по выбору)
Написать стихотворение о природе
Написать небольшое сочинение «Мой Тютчев»
Проанализировать одно из стихотворений Ф.И. Тютчева
Подготовить сообщение «Интересные факты из жизни Тютчева»
Составить план статьи учебника о Тютчеве
Всем – выучить наизусть одно из ст. Тютчева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.