Познакомить учащихся с философскими учениями разного времени.
Образовательные: Дать понятие «философии», определить основные вопросы, которые изучает философия, назвать предмет и объект философии, как науки.
Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы. Развивать мировоззрение учащихся.
Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у учащихся коммуникативные качества ( умение слушать, работать в парах, группе, излагать свои мысли).
Философия как школа мысли. 11 класс.docx
№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________
Тема урока: Философия как школа мысли.
Цель:
Задачи урока:
Познакомить учащихся с философскими учениями разного времени.
Образовательные: Дать понятие «философии», определить основные вопросы,
которые изучает философия, назвать предмет и объект философии, как науки.
Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы.
Развивать мировоззрение учащихся.
Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство
взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у
учащихся коммуникативные качества ( умение слушать, работать в парах, группе,
излагать свои мысли).
Вводная часть: Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью
учащихся к уроку формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся
хода урока.
Ход урока
2. Основная часть:
Проверка д/з.
Что означает слово «философия»?
1.
2. Что означает термин «осевое время»?
3. Что изучает философия?
3. Объяснение нового материала. План:
. 1. Кто такой философ?
2. Первые философы и их учения.
3. Специфика философских вопросов и ответов.
— профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов
1. Фил софоо
мировоззрения.Философом также может называться человек, принадлежащий к определённой
философской школе, разделяющий её идеи или живущий в соответствии с этими идеями, то есть
осуществляющий философию как образ жизни.
Сиддхартха Гаутама (Будда) (65 в до н.э.)Будда учит не быть зависимым от вещей, нас
окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно
от другого. Он учит Освобождению — благородному восьмеричному Пути, складывающемуся
из маленьких повседневных усилий сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу
от заблуждений и иллюзий, которые заставляют нас гоняться за тем, что исчезнет, едва мы успеем
насладиться им. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой,
а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему.
Лао – Цзы (конец 7 середина 6 в до н.э.)На самом деле миром правит Дао. Дао — это Истина и
одновременно Путь к ней. Дао — начало всех вещей, закон и правила жизни. Оно пронизывает собой
сущее, оживляет и направляет все, в том числе и нас. Поэтому для человека жизнь подлинная,
исполненная Дэ (благой силы, совершенства) есть отказ от потакания своим желаниям ради следования
вселенскому закону. Нужно забыть все «правильные» ответы, нужно отказаться от бесконечной погони за
вещами и комфортом, нужно забыть про корысть и тщеславие, нужно стать самим собой: ребенком и даже
глупцом — чистым и невинным, и тогда жизнь обретет гармонию и смысл.
Конфуций (551 г. 479 г до н.э.)Конфуций говорил о человечности и моральном долге, о знании и любви,
о том, что значит быть благородным мужем, который живет высокими помыслами своей души
и стремится к общему Благу, и что значит быть маленьким человеком, который стремится лишь
к собственной выгоде и комфорту. Чтобы понять Конфуция, надо стать немножко китайцем, и тогда, возможно, нам откроется особый мир. Мир, в котором есть Небо и есть Земля, есть вечное и есть
преходящее. Мир, в котором все существа объединены в одно целое. Мир, в котором фокусом всех связей
между Небом и Землей выступает Человек, особенно правитель, чей долг — следовать закону Неба, быть
справедливым. Тогда и подданные будут справедливыми, ибо правитель — это «исправитель».
В этом мире наше единственное предназначение — быть человечными, а значит, сострадательными
и великодушными.
Пифагор (570490 г. до н.э.)Его биографы пишут, что именно он ввел в обиход понятие «философия».
В ответ на восхищенные слова о его мудрости он возразил, что мудры только Боги, он же не мудрец,
но лишь любящий мудрость, то есть не софос, а философос. «Философия, которую он исповедовал,
целью своей имела вызволить и освободить врожденный наш разум от его оков и цепей», — сказал о нем
Порфирий. Обучение в школе Пифагора начиналось с пробуждения души, внутренней жизни с помощью
так называемых акусм — символических фраз, над которыми ученик должен был размышлять, чтобы
понять их смысл.
Платон ( 428328г. до н.э.)Человек стремится познать мир. Именно в познании мира идей Платон видит
единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке.
Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости — позволяет душе
подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Учение Платона об идеальном государстве до сих пор
является камнем преткновения для философов. Утопия это или реальность? Далекий призрак
тоталитаризма или высшая и лучшая форма правления?
Сократ (470399г. до н.э.)Учитель, воспитавший целую плеяду учеников — основателей философских
школ, но заявлявший, что знает только, что ничего не знает. Сократ считал, что мудрость заключена
не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести.
Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом
становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас
переосмысливать свою жизнь и именно поэтому оказываются безумно сложными. Все мы, конечно же,
стремимся к познанию истины, но часто предпочитаем более комфортное заблуждение и компромисс
со своими недостатками. Легче рассуждать, чем сделать усилие, измениться. Сократ показал, что
знание — плод усилия не столько интеллектуального, сколько нравственного.
Сенека ( 4 г до н.э.65 г. н.э.) Римским сенатор и поэт Луций Анней Сенека. Именно
необходимостью — либо потеряться в общем хаосе, покорно следуя за толпой, либо понять глубокий
смысл происходящего и найти в нем путь и силы остаться собой. Но это невозможно без философии. Для
Сенеки это был стоицизм. И по сей день трудно найти более глубокое и более практичное учение.
Философия здесь становится огнем, в котором все беды, невзгоды, удары и дары судьбы переплавляются
в мудрость и опыт. Страдания преобразуются в счастье. Хотя это очень нелегко.
Рефлексия.
Закрепление: Вопросы и задания.
1. Ради чего философ постоянно стремится к знаниям?
2. Какие вопросы волновали умы первых философов?
3. Назовите известных индийских, китайских и греческих философов?
Закрепление материала.
1. Вопросы и задания.
Заключительная часть. Выставление
оценок. Домашнее задание:
1. №2, стр.1223. Вопросы 15.
Философия как школа мысли.
Философия как школа мысли.
Философия как школа мысли.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.