Рассмотреть учение о человеке.
Образовательные: Дать понятие «философская антропология», определить основные вопросы, которые изучает философия, назвать предмет и объект философии, как науки.
Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы. Развивать мировоззрение учащихся.
Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у учащихся коммуникативные качества ( умение слушать, работать в парах, группе, излагать свои мысли).
Философская антропология. 11 класс.docx
№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________
Тема урока: Философская антропология.
Цель:
Задачи урока:
Рассмотреть учение о человеке.
Образовательные: Дать понятие «философская антропология», определить
основные вопросы, которые изучает философия, назвать предмет и объект
философии, как науки.
Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы.
Развивать мировоззрение учащихся.
Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство
взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у
учащихся коммуникативные качества ( умение слушать, работать в парах, группе,
излагать свои мысли).
Вводная часть: Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью
учащихся к уроку формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся
хода урока.
Ход урока
2. Основная часть:
Проверка д/з.
1. Ради чего философ постоянно стремится к знаниям?
2. Какие вопросы волновали умы первых философов?
3. Назовите известных индийских, китайских и греческих философов?
3. Объяснение нового материала. План:
. 1. Сущность и специфика философской проблемы человека?
2. Основные образы человека в философии.
3. Человек как стремление быть человеком.
1. Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, микрокосм. Человеческое и
природное знание, о которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись. Но вот уже
платонизм делает существенный шаг в перед в понимании человека. Платонизм понимает человека как
комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному миру идей. Человек выступает носителем
внеличного духа. Душа принадлежит телу. И так, природа человека двойственна, она состоит из двух
различных частей – души и тела.
Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность.
Единство души и тела – это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть
чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.
В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство
человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Разум важнее
сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего
общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души – это сознание.
Термин “философская антропология” употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним
называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека.
Вместе с тем, термин “философская антропология” закреплен и за конкретной современной
философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер,
А.Гелен, Г.Плесснер и др.
Представители “философской антропологии” выдвинули программу философского познания человека
во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и
гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности
человека.
Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени
человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие.
Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит
и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой
исключительностью биологической организации Человек как биологически “недостаточное” существо
должно решать задачу своего выживания. В силу этого человек является действующим существом.
С точки зрения А.Гелена, культура является определяющей сущностью человека. В основе же культуры
лежит духовное начало. Таким образом А.Гелен в конечном счете приходит к тому же выводу о
дуалистической сущности человека.
Человек – живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой
основанный на материальном производстве осуществляющийся в системе общественных
отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и
на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех
психофизиологических и социальных черт человечества.
Каждый индивид выступает как субъект познавательной и общественнопознавательной деятельности.
Процесс формирования – это процесс перехода человечества о стадии антропогенеза на стадию
социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.
Личность – это автономный человек, т.е. человек в определенный степени выступающий не зависимо
от общества, способный противопоставить себя обществу. Однако жизненная позиция сама по себе не
реализуется в практику. Между жизненной позицией и практикой лежит воля. Поэтому воспитание
воли – одно из важнейших условий формирования личности.
Различие между индивидом и личностью определяется мерой реализации ими их человеческой
сущности. Личность – это полноценный субъект предметнопреобразовательной и культурно
исторической деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности – свобода.
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая
философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его
жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовнонравственные критерии
человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить “для когото” и “во имя чегото”.
Человек как личность реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжил жизнь в жизни
человечества.
Рефлексия.
Закрепление: Вопросы и задания.
1. В чем состоит отличие философской антропологии от научной антропологии?
2. Что означает стремление быть человеком?
Закрепление материала.
1. Вопросы и задания.
Заключительная часть. Выставление
оценок. Домашнее задание:
1. №3, стр.2331. Вопросы 14.
Философская антропология.
Философская антропология.
Философская антропология.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.