"Философская проблематика, православные и музыкальные мотивы в поэме А.Блока "Двенадцать"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок "литература + православие + музыка" по теме "Философская проблематика, православные и музыкальные мотивы в поэме А.Блока "Двенадцать" Цели: продолжить изучение поэмы, выявить индивидуальные особенности текста в образной системе, в музыкальном оформлении произведения, дать толкование православным мотивам в поэме, воспитывать любовь к истории родной страны. Оборудование: Рахманинов. Литургия Иоанна Златоуста «Тебе поём»; Прокофьев. «Тема вражды»; Щедрин. «Частушка»; Бетховен. Симфоническая увертюра «Эгмонт»; портрет А. Блока; изображение Христа; изображение красноармейца; контрольный лист; десять заповедей; поэма «Двенадцать». Каждый ученик при подготовке к уроку работает по контрольному листу, где перед ним поставлены литературные задачи, позволяющие постигать произведение в единстве формы и содержания.
Иконка файла материала Интегрированный урок Философская проблематика.doc
Интегрированный урок "литература + православие + музыка" по теме "Философская проблематика, православные и музыкальные мотивы в поэме А.Блока "Двенадцать" Цели: продолжить изучение поэмы, выявить индивидуальные особенности текста в образной системе, в  музыкальном оформлении произведения, дать толкование православным мотивам в поэме, воспитывать любовь  к истории родной страны. Оборудование: Рахманинов. Литургия Иоанна Златоуста «Тебе поём»; Прокофьев.  «Тема вражды»; Щедрин.  «Частушка»; Бетховен. Симфоническая увертюра «Эгмонт»; портрет А. Блока; изображение Христа;  изображение красноармейца; контрольный лист; десять заповедей; поэма «Двенадцать». Каждый ученик при подготовке к уроку работает по контрольному листу, где перед ним поставлены   литературные задачи, позволяющие постигать произведение в единстве формы и содержания. I. Организационный момент ХОД УРОКА У ребят на столах находятся контрольные листы, десять заповедей, поэма А.Блока «Двенадцать». На интерактивной доске тема урока, портрет Блока, картина с изображением Христа, икона, иллюстрация с  изображением красноармейца. Каждый ученик при подготовке к уроку работает по контрольному листу, где предлагается система  литературных задач, позволяющих постигать произведение в единстве формы и содержания. II. Литературная композиция Сцена погружена во тьму. Только неяркий свет свечей слабо освещает склонённую над столом фигуру поэта. Он  в гимнастёрке, на плечи накинута солдатская шинель. Он что­то быстро пишет в толстой тетради. Изредка он  прерывается, прислушиваясь к завыванию ветра. (Звучит музыка Прокофьева «Тема вражды».) На секунду поэт задумывается – и снова пишет. Затем останавливается, вглядывается в темноту. Голос из темноты: – Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всём божьем свете! А. Блок: «Случалось ли вам ходить по улицам темной ночью в снежную метель или в дождь, когда ветер рвет и  треплет все вокруг? Когда снежные хлопья слепят глаза, а снег вьётся всё сильней и сильней, завивая снежные столбы? Вдруг в ближайшем переулке мелькнёт слабо освещенное пятно». (Он поднимается  и медленно со свечой идет к доске, на которой икона). Светлое пятно быстро  растет, становится огромным и вдруг приобретает неопределенную форму, превращаясь  в силуэт чего­то идущего или плывущего в воздухе. Ты, прикованный и заворожённый, тянешься за этим чудесным пятном, и нет сил оторваться от него. Вот в одну такую на редкость вьюжную ночь мне и привиделось светлое пятно. Оно волновало и влекло. За этим огромным мне мыслились Двенадцать и Христос». III. Объявление темы и целей урока Учитель литературы:  Дорогие ребята! Сегодня мы снова с вами в таинственном мире блоковской поэзии.  Перед нами поэма А. Блока «Двенадцать». Прошло почти столетие со времени её создания, но споры о ней не  утихают.  Для того чтобы понять блоковский замысел, мы коснемся мотивов, дорогих для поэта: православие и музыка.Блок вырос с этими понятиями, он впитал их в себя с самого раннего детства. И они не могли не появиться в его  поэме. Сегодня с нами на уроке учитель, ведущий уроки православия, и учитель музыки. IV. Работа по теме урока 1. Беседа. Музыкальные мотивы в поэме  Учитель музыки: В начале нашего урока прозвучала музыка Прокофьева.  Какие чувства вызывает у вас эта  музыка? Какие образы представили вы во время прослушивания? (Страх, смятение). Запишите. – Музыку ветра, стихии мы ощущаем в поэме, её прерывают другие мелодии. Давайте послушаем… (Звучит  марш).  – Что вы услышали? Как вы это определили? Когда звучит марш? Марш (шествие, движение вперёд) – это музыкальный жанр, служащий обычно для обеспечения синхронного  движения большого количества людей. Учитель литературы:  Найдите строки поэмы, относящиеся к этому музыкальному жанру, прочитайте. (Звучит следующая мелодия –  частушка) Учитель музыки: Что прозвучало? Кто и когда исполнял частушку? Частушка (припевка, коротушка) – это жанр русского фольклора, сложившийся к 70­м годам 19 века. Учитель литературы: Подтвердите цитатами присутствие жанра частушки в поэме. (Звучит городской романс «Не слышно шума городского»). Учитель музыки: Музыку какого жанра вы услышали? (Романс) Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Учитель литературы: Найдите романс  в тексте, почему Блок изменил слова? (Звучат вместе отрывки марша, частушки, романса). – Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Неприязнь, отторжение, страх, беспокойство). Запишите. Учитель литературы: Почему происходит смешение музыкальных жанров в поэме? (Различные слои общества,  неразбериха, хаос). 2. Индивидуальное выступление ученика: –  В поэме переплетаются голоса, реплики, восклицания, песни, частушки. Блок улавливает мысли, настроения  народных масс. Разухабистая, лихая частушка рядом с торжественным маршем. Как пошли наши ребята В красной  гвардии служить –  Мировой пожар в крови –  Господи благослови! Третья глава состоит из трёх четверостиший – нечто вроде разных куплетов из разных песен. «Двенадцать» –  произведение небольшое по размеру: в нём 335 стихотворных строк. И, тем не менее, поэма кажется  монументальной и звучит эпически, сложно, как симфония. Поэту удалось передать накал социальной борьбы,  запечатлеть его в драматических и контрастных образах. 3. Продолжение беседы Учитель литературы: Действительно, читая поэму, мы ощущаем хаос во всем: в музыке, в природе, в мире. Блок, вслушиваясь в шум ветра, разноголосие толпы, музыку, пытается понять дальнейший ход событий, которые должны закончиться неожиданным выходом из хаоса. Каков будет исход? В чем будет спасение? (Звучит музыка.  Рахманинов. Литургия Святого Иоанна Златоуста «Тебе поём») Учитель музыки: Какие ассоциации возникают у вас при звуках этой музыки? Запишите. (Умиротворение,  спокойствие, благо). Учитель православия: Нельзя искать спасения, не зная, в чём было отступление от истины. Для православных  истина – Учение Христа, его десять заповедей. Они перед вами.(Учитель зачитывает и комментирует заповеди) Учитель литературы: Найдите в поэме цитаты, подтверждающие отступление новой власти от заповедей  Христа. (глава 2, 6, 7, 8)  Чтение. Учитель литературы: И почти цитата из Ленина­Троцкого: «Пальнём­ка пулей в Святую Русь…» Отношение  Блока к этим призывам выражено предельно ясно: «Эх, эх, без креста!» – О каком человеке  говорят: «На нём креста нет?» 5. Беседа. Мотивы православия Учитель литературы: Назовите основные символы поэмы, связанные с православием. Что вы о них  знаете? (Христос, Двенадцать (красноармейцы, апостолы, главы), белый, черный, красный цвета в поэме).  Учитель православия: Чёрный – обозначение не только тёмного, злого начала, но и хаоса, стихийных  непредсказуемых порывов в человеке, мире, космосе. Белый цвет, согласно мифологическим представлениям,  соответствует понятиям светлый, ясный, справедливый. По Апокалипсису, белая одежда предназначалась  праведникам. Кровавый флаг – это новый крест Христа, символ его теперешних распятий. (запись в тетрадь). Апостолы – ученики Христа. (Перечислить апостолов, рассказать об одном из них. «Библия для детей».  «Москва».1995год). Учитель литературы:  Прокомментируйте отношение автора к старому миру. Какими увидел Блок «апостолов»  революции?  Послушайте, что пишет сам автор:  «Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я  вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос».  А надо другого?»  Воспринята была поэма неоднозначно. У одних она вызывала восхищение. Другие (в частности, Д.  Мережковский, З. Гиппиус) отвернулись от поэта. Его обвиняли в кощунстве, цинизме, «сухости сердца»,  называли «певцом современного сатанизма», упрекали в измене. Конечно же, прежде всего вызывал споры  образ Христа в поэме. Выскажите свои предположения: почему «именно Христос»? Учитель православия: А как православие рассматривает появление Христа на земле? (Комментарии учителя православия). Учитель литературы: Чем объяснить сказанное, а затем повторенное «к сожалению, Христос»? А надо  другого?» Почему Он обязательно нужен? Учитель литературы: Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с  теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть  надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра. Без Него такой надежды быть не  может.  Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все­таки  белым («В белом венчике из роз…»). V. Обобщение Учитель музыки: Сейчас прозвучит симфоническая увертюра Бетховена «Эгмонт». Вы услышите здесь две  темы. Определите их. Учитель литературы:  Попробуйте сопоставить эту музыку с одной из глав «Двенадцати». (Тема Христа и тема  двенадцати.) – К какой главе вы бы отнесли её?  – Какие образы поэмы озвучивает эта музыка?  – Какие чувства она у вас вызывает?  – Что звучит в финале? (Чувство веры в счастливый исход).  Учитель музыки: Эта увертюра была посвящена борьбе нидерландского народа за независимость в 16 веке.1­я тема – идея власти, угнетения, испанского владычества. 2­я тема – выражение народного горя, страдания. Кода  (завершающий раздел) – итог всей борьбы, гимн свободе. Основная тема – героика и трагедия борьбы, радость  через страдания.Учитель литературы: В чём, как вы считаете, перекликаются 12 глава поэмы и это музыкальное произведение? – Можно ли сказать, что сегодня мы слышали музыку поэмы? Почему?  – Почему Блоку близки православие и музыка? VI. Итоги Учитель литературы: Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, – это путь из бездны к воскрешению, от  хаоса к гармонии. Фигура Христа для Блока была незаменима. Христос должен быть вестником новых  человеческих отношений, построенных на основе равенства, братства, свободы, одновременно выразителем  чистоты, святости и трагического страдания во имя будущего. Оценки за работу на уроке Домашнее задание. Написать сочинение­миниатюру на одну из тем: «Православные мотивы в поэме Блока  «Двенадцать», «Какова роль Христа в поэме?», «Согласны ли вы с утверждением З. Гиппиус и Д.  Мережковского?» Изобразите иллюстрацию, в которой бы отразилась музыка поэмы.

Посмотрите также