Философские проблемы гуманитарного знания.
Оценка 4.8

Философские проблемы гуманитарного знания.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
17.02.2017
Философские проблемы гуманитарного знания.
Рассмотреть естественнонаучные философские течения Образовательные: Познакомить учащихся с процессами становления течений философии естествознания Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы. Развивать мировоззрение учащихся. Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у учащихся коммуникативные качества . орппаа орпаавв
Философские проблемы гуманитарного знания.11б.docx
№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________  Тема урока:                               Философские проблемы гуманитарного знания.  Цель:  Задачи урока:  Рассмотреть естественнонаучные философские течения  Образовательные:   Познакомить учащихся с процессами становления течений  философии естествознания Развивающие:   Формировать умения учащихся  анализировать, делать выводы.  Развивать мировоззрение учащихся. Воспитательные:  Воспитывать философское мышление, формировать чувство  взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у  учащихся коммуникативные качества . Вводная  часть:  Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней  готовностью  учащихся к уроку ­ формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся  хода урока.  Ход урока         2. Основная часть:                Проверка  д/з.  Что такое общество и что для него свойственно? 1. 2. В чем состоит отличие государства от общества, а в чем их единство? 3. Что такое общественное бытие и общественное сознание?         3. Объяснение нового материала.                  План:                 .                            1.  Философия культуры.                              2.  Философия образования.                              3.  Философия политики, права.                              4.  Философия религии. Во второй половине XIX в. началась революция в естествознании.  Были открыты электромагнитные волны (Герц), лучи Рентгена, радиоактивность (Беккерель), радий  (М.Кюри – Склодовская и П.Кюри), электрон (Дж.Дж.Томпсон), световое давление (Лебедев), первые  законы, изучаемые квантовой теорией (Планк), и др.  Эти открытия сопровождались крушением прежних взглядов на атомы как неизменимые, неделимые,  последние частицы материи, на механическую массу, на пространство и время, на движение, на многие  другие доселе казалось бы незыблемые представления о природе. Этот кризис мировоззренческих и  методологических основ научного познания неизбежно вызвал к жизни ряд философских течений,  претендующих на роль мировоззрения и теории познания науки и призванных помочь ей преодолеть  кризис. Одним из таких учений и стал эмпириокритицизм, который прямо объявил себя «философией  естествознания XX в.». К нему близко примыкали имманентная школа и конвенционализм А.Пуанкаре. Во второй половине XIX в. традиционное понимание опыта как чувственно – эмпирического отражения  мира подверглось серьезному испытанию. Основные идеи эмпириокритицизма были разработаны  швейцарским философом Р. Авенариусом (1843 – 1895) и австрийским физиком и философом Э. Махом  (1838 ­ 1916). Они подхватили идею классического позитивизма о необходимости устранения таких  традиционных философских проблем, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта и др. и  выступили с претензией создания абсолютно новой философии, якобы основанной на «естественном  понятии о мире». Эта философия по замыслу ее авторов и должна была стать теорией познания  современной науки. Центральным понятием философии Авенариуса является понятие «опыт». Свою  главную задачу он видит в том, чтобы доказать несостоятельность развитого Дж. Локком и ставшего  традиционным представления об опыте как о чувственно – эмпирическом отражении мира познающим  субъектом. Этой цели служит у Авенариуса учение об интроекции и принципиальной координации.  Дуализм в традиционном понимании опыта обусловлен, по Авенариусу, тем, что человек по привычке истолковывает имеющиеся у него ощущения как результат внешних воздействий. Такому удвоению мира  на материальный и идеальный, внешний и внутренний Авенариус противопоставляет более простую с его  точки зрения концепцию: материальное и идеальное, внешнее и внутреннее (среда и Я) неразрывно  связаны, не существуют друг без друга, находятся в «принципиальной координации».. Изгоняя мышление из научного познания, отрицая его активную роль, эмпириокритицизм не мог рассчитывать на успех, и в  20­е годы он прекратил свое существование. Имманентная философия сформировалась во второй половине XIX в. Ее основные идеи были развиты  немецким философом Шуппе (1836 ­ 1913). Его идеи подхватили Р. Шуберт – Зольдерн, А. Леклер, И.  Ремке, И. Кауфман и др. Без всяких оговорок, присущих эмпириокритицизму, они открыто заявили, что  стремятся возродить субъективно – идеалистическую философию Дж. Беркли в качестве теории  познания естествознания конца XIX – начала XX вв. Он не отрицает реальное существование мира вне  переживаний данного субъекта, а рассматривает его лишь с точки зрения некоего родового сознания,  которое независимо от человеческого мозга и которое как бы автоматически оформляет мир.  Так субъективно – идеалистическая конструкция принимает у имманентов очертание объективно­  идеалистической. Концепция «всеобщего сознания» неизбежно приводит к вопросу, каким образом  отдельные вещи и процессы объединяются им в единый мир. Имманентная философия довольно скоро  закончила свое существование и стала достоянием истории. Однако ряд ее идей были подхвачены  другими философскими школами: в частности, понимание истины как согласованности данного  суждения с совокупностью других суждений, объединенных в систему, было подхвачено  неопозитивизмом.  Несостоятельность претензий эмпириокритицизма и имманентной школы стать «философией  естествознания XX в.» побудила некоторых естествоиспытателей самим обратиться к проблеме  соотношения мира представлений и понятий с миром вещей. Попытки такого рода привели к  оформлению целого философского течения, получившего название конвенционализма. Его  родоначальником, по праву, считается французский математик и физик А. Пуанкаре (1854 ­ 1912).  Анализируя логические основы геометрий Риммана и Лобачевского – Бойяи, основы теории  относительности, по иному, чем механика Ньютона, представляющие мир, и другие научные открытия,  Пуанкаре высказывает фундаментальную идею конвенционализма: в основе математического  естествознания лежат произвольные условные соглашения, которые выбираются, исходя из соображения  удобства, целесообразности. Интуиция для него это такое познание, когда новая идея, представляющая  решение какой­то проблемы, является результатом неосознаваемого исследователем логического  процесса. Интуитивно найденная идея должна затем обязательно подвергнуться логической обработке.  Конвенционализм правильно констатирует относительную свободу выбора средств познания  действительности и возможность различных определений исходных положений теорий, а также  возможность различных интерпретаций теоретических построений на предметном материале. Однако это не превращает научные теории в произвольные конструкции, не заключающие в себе никакого  объективного содержания. Но это и означает фактическое признание практической проверки  теоретических выводов науки. Отрицание этого факта конвенционализмом подорвало его авторитет, и в  настоящее время конвенционализм в чистом виде почти не встречается. Рефлексия. Закрепление:  Вопросы и задания.  1. Каким должен быть культурный человек? 2. Назовите круг проблем философии образования? 3. Что представляет собой философия политики? Закрепление материала. 1. Вопросы. Заключительная часть.  Выставление  оценок. Домашнее задание: 1. №6 стр.48­57. Вопросы 1­8.

Философские проблемы гуманитарного знания.

Философские проблемы гуманитарного знания.

Философские проблемы гуманитарного знания.

Философские проблемы гуманитарного знания.

Философские проблемы гуманитарного знания.

Философские проблемы гуманитарного знания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017