Тема « ? »
Ф.М.Достоевский. (Заочная экскурсия по этапам жизни и творчества писателя).
(Слайд 1)
(Слайд 2)
Целеполагание:
Знать: Биографию Ф.М. Достоевского, особенности мировоззрения писателя.
Уметь: Выявлять связь личности писателя, его мировоззрения с его произведениями.
Ход урока.
I.Мотивация.
Слово учителя: В один из холодных январских дней 1850 года, в сибирском городке
Тобольске жены ссыльных декабристов Наталья Фонвизина и Прасковья Анненкова
встретились с двумя «политическими» осужденными, переправляемыми в Омскую
крепость. Они подарили арестантам Евангелие.
Один из них вспоминал потом, что долгие, мучительные годы в остроге эта книга
была его единственным чтением. Он держал её постоянно при себе, а, освободившись, не
расставался с нею всю дальнейшую жизнь.
Этим арестантом был Ф.М. Достоевский, к тому времени довольно известный
писатель; но тем, кем он вошел в историю мировой литературы, ему ещё предстояло стать.
Итак, тема нашего урока записана на доске лишь частично. Остальную часть вы
II.
должны будете сформулировать сами в конце занятия. Поэтому запишите лишь часть её,
оставив полстранички свободной.
Сегодня мы проведем экскурсию по основным этапам жизни и творчества писателя,
чтобы воспринять Достоевского как гениальную личность, чтобы прочесть и понять его
произведения, которые вошли в мировую классику.
И в конце урока вы должны будете ответить на главный вопрос нашей лекции:
(Слайд 3)
Чем обусловлено значение творчества Ф.М.Достоевского в истории мировой
литературы – силой его таланта, счастливым стечением обстоятельств или
сознательным выбором писателя, выбором позиции.
И ещё одно задание. По ходу лекции вы должны будете составить план её, он
понадобится вам для выполнения домашнего задания. Вам нужно лишь озаглавить периоды
жизни писателя.
III. Ребята, а какие произведения Ф.М.Достоевского вы читали раньше? Какова тематика
этих произведений? Какие проблемы затрагивает автор в своих произведениях?
Говорят ли вам что – нибудь фамилии героев?
(Слайд 4)
IV. 1. 1821 – 1840 годы.
Детство и юность писателя.
Родился Ф.М.Достоевский в 1821 году в большой семье, состоящей из 8 человек. По
воле судьбы в больнице для бедных, называемой «Божьим домом» в беднейшем квартале Летом 1839 года его нашли убитым в роще.
Смерть отца настолько потрясла Федора Михайловича, что спровоцировала
эпилепсию. Это был первый удар, за которым потянутся годы тяжелой, изнурительной
болезни.
Москвы с кладбищем для отверженных обществом людей, с притоном для подкидышей,
больницей для умалишённых провел свое детство будущий писатель.
Отец его, Михаил Андреевич Достоевский – доктор этой больницы , мнительный и
самолюбивый, вспыльчивый и угрюмый, жестоко обходился с женой, детей держал в
ежовых рукавицах, но охотно тратил деньги на их воспитание, и вообще был не очень
бережлив.
Мать, Мария Федоровна, урожденная Нечаева, по словам детей, была весёлого
характера, умная и энергичная. Для малообразованной женщины 30х годов она писала с
исключительным даром, который передала детям. У Марии Федоровны было слабое
здоровье, заболев туберкулёзом, она умерла, когда Ф.М. не было ещё и 16 лет.
От матери Достоевский унаследовал писательский дар и слабое здоровье, а от отца,
угрюмость, даже нервозность, отсутствие манер и неумение распоряжаться деньгами.
После смерти матери отец отвез сыновей в СанктПетербургское военно
инженерное училище, где их встретили насмешками: у них не было ни манер, ни денег, ни
имени; а сам уехал в деревню , где предался увеселениям, жестоко обращался с
крестьянами, за что они его возненавидели.
Все ранние впечатления: больница, мать, затравленная отцомдеспотом, трагическая
судьба отца – лягут в основу его будущих произведений. Образы отца и матери также
найдут свое отражение в произведениях писателя.
Как называют реальных людей, ставших прообразами героев в произведениях
писателя?
(Слайд 5)
Прототип: ( от греческого прообраз) – реальная личность, послужившая
автору образцом при создании персонажа.
Прототипом К.И.Мармеладовой в «Преступлении и Наказании» стали мать и первая жена
Ф.М.Достоевского.
Прототипом старика Карамазова в «Братьях Карамазовых» его отец.
(Слайд 6)
2. 1841 1846 годы.
Творческие искания Ф.М.Достоевского. Первая книга.
Формирование личности писателя происходило очень болезненно. Оставшись
сиротой в 18 лет, он не мог устроить самостоятельную жизнь. Он не умел распоряжаться
деньгами. Тратил бешеные деньги на представления в театре, занимал бедным пациентам
соседадоктора, а сам питался в долг. Из неотапливаемой квартиры уходил греться в
трактир и часами просиживал со «странными личностями» : выгнанными с работы
чиновниками, пьяницами, картёжниками, слушая их бесконечные истории.
Именно здесь, на дне петербуржской жизни, в кабаках и трактирах он встречал
героев своих будущих произведений.
Военный из него не получился, в 1843 году Достоевский подал в отставку. Но он
даже рад этому. «Я буду адски работать. Теперь я свободен», пишет он брату.
Несмотря на жизненные неурядицы, Ф.М.Достоевский упорно работает над романом
«Бедные люди». В 1845 году рукопись романа прочитал Н.А.Некрасов и пришёл в восторг, вскоре
роман был напечатан. Так исполнилась мечта молодости Ф.М.Достоевского – к нему
пришла слава.
В «Бедных людях», как и в последующих произведениях 40х годов Достоевский
продолжил галерею «маленьких людей» образов, возникших в литературе ХIХ века. Он
раскрывает тему трагической любви маленьких чиновников и бедных девушек. Поэзия
чувств разбивается о прозу жизни, мечты никогда не сбываются.
1846г. – «Двойник», «Господин Прохарчин».
1847г. – «Хозяйка».
1848г. – «Белые ночи».
А кто из предшественников русской литературы обращался к этой теме до
Ф.М.Достоевского? Назовите произведения и авторов. (А.С.Пушкин «Станционный
смотритель», «Медный всадник», Н.В.Гоголь «Шинель»)
3.18461858 годы.
(Слайд 7)
Весной 1846 года к Ф.М.Достоевскому прямо на улице подошёл человек и
неожиданно спросил: «Какова идея вашей будущей повести, позвольте спросить?» Таким
необычным способом завязал с ним знакомство известный тогда в Петербурге
М.В.БуташевичПетрашевский.
России?
Что из истории вам известно об этом человеке? Какова его роль в истории
(Слайд 8) (Читает ученик)
Справка: М.В.БуташевичПетрашевский(18211866г) – русский социалист
утопист, кандидат права. Выступал за демократизацию политического строя в
России и освобождение крестьян с землей.
Петрашевцы –общество разночинной молодежи в Петербурге (18441849).
Первоначально занимались самообразованием, потом структура общества
видоизменилась: на общедоступных легальных « пятницах» обсуждали
теоретические вопросы, а в кружках – вопросы об организации тайного
революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании
подпольной типографии. Здесь же готовилась агитационная литература.
Достоевский с головой ушел в политические проблемы, стал приверженцем
социалистических идей. Одного он не мог принять – необходимости отрицания Христа.
Но слишком много он сам пережил, слишком страшные картины нищеты видел вокруг,
поэтому его раздирали противоречия. На собраниях он больше слушал, но несколько раз и
выступал. Одним из выступлений было чтение письма В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю,
считавшегося запрещенным.
В ночь на 23 апреля 1849 года почти все петрашевцы были арестованы и заключены
в Петропавловскую крепость. А через несколько месяцев 21 человек, в том числе
Ф.М.Достоевский, был приговорен к расстрелу.
Об этих страшных минутах говорят документы, свидетельства очевидцев и письма
самого писателя.
(Слайд 9)
Задание: Попробуем представить , как это было. Работать будем в группах. Представьте, что вы – кинорежиссер , и вам необходимо создать кадр из документального
фильма об этом периоде жизни писателя, то есть Федор Михайлович Достоевский должен
предстать перед зрителями как живой человек. Нарисуйте словесную картину.
Четыре года провел писатель в «Мертвом доме». Помимо тяжелых воспоминаний
они дали Достоевскому богатейший материал для будущих произведений и , главное,
коренным образом изменили убеждения писателя: он обрёл веру.
После 4х лет каторги, писатель должен был ещё четыре года служить в
Семипалатинске рядовым. Тяжёлой была работа ,и условия не лучше, но все же не тюрьма,
где , по его выражению, он был словно «погребён заживо»
(Слайд 10)
В Семипалатинске Достоевский познакомился со своей первой женой М.Д.Исаевой,
очень образованной, но очень истеричной женщиной. Нелегко было измученному каторгой
писателю, но уже одно то, что женщина протянула ему руку, было отрадно.
(Слайд 11)
4.1859 1879годы.
И вот конец мучениям. В 1859 году Достоевский вместе с Марией Дмитриевной
уезжает в Тверь, затем в Петербург. Он снова пишет! В этом же году выходят две его
повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» и роман «Униженные и
оскорбленные», которые возвращают ему внимание читателей.
Все пережитое на каторге нашло отражение в произведении 1861 года «Записки из
мертвого дома» (Обратите внимание на символичность названия произведения)
Тема преступления в это время занимает Достоевского больше всего. И не просто
преступления – а преступления как психологического явления. Появляется в его
произведениях герой – идеолог, действующий по теории.
И тут же звучит страстный протест против всякого рода античеловеческих теорий,
протест, зародившийся уже в детские годы, когда он наблюдал жизнь Божедомской улицы.
В1864 году умирает жена Достоевского, через некоторое время брат Михаил,
журнал «Эпоха», который они вели вместе с братом, приходится закрыть изза долгов.
На руках у писателя приемный сын, семья брата, а сам он уже тяжело болен.
В перерывах между все чаще повторяющимися приступами эпилепсии с 1865 года
Достоевский пишет роман «Преступление и Наказание», который признан одним из лучших
его произведений, а наряду с ним для издательства, в основном изза денег, роман «Игрок».
Времени катастрофически не хватало, пришлось взять стенографистку. Это был подарок
судьбы. Анна Григорьевна Сниткина стала не только верной помощницей, но и спутницей
до конца дней.
В следующем романе «Идиот» (1868г.) Достоевский создаёт образ положительно –
прекрасного человека (которого сам называет князь Христос). Этот образ противостоит
миру бездуховности и разврата, с которым ему приходится столкнуться.
Творчество 70х годов включает еще три значительных произведения «Бесы»(1871
1872г), «Подросток»(1875г.), «Братья Карамазовы»(18791880г). И снова в центре герой –
идеолог. Люди, живущие идеями, а не чувствами или убийцы(как Раскольников
«Преступление и Наказание» и Смердяков «Братья Карамазовы» или самоубийцы –
приводит к выводу писатель. А ещё его герои – дети. Как они похожи на сирот нашего
времени: Поленька, Илюша, Коля Иволгин – все тихие и с печальными глазами. Уже тогда
150 лет назад Достоевский будто предвидел, что все повторится.
(Слайд 12) Задание: Перед вами портрет Ф.М.Достоевского 1872года художника В.Г.Перова.
Вглядитесь в эти черты. Таким вы его представляли? Запишите в тетради эпитеты,
которые, на ваш взгляд, наиболее точно подходят для описания Достоевского Ф.М.
Задание: А один человек поработает с карточкой. Перед вами воспоминания
современников с описанием его внешности. Выявите общие черты. Какое описание ближе
вам?
5.1880 – 1881годы.
В конце 1879 года здоровье Ф.М.Достоевского резко ухудшилось, и все же он
готовит и произносит речь на открытии памятника А.С.Пушкину 8 июля 1880года. Эта
первая и последняя публицистическая работа стала его лебединой песней и литературным
завещанием.
В начале января он был уже безнадёжен. Об этом знала только его жена.
22 января 1881года Достоевский попросил жену раскрыть наугад Евангелие, то
самое, которое привез с каторги, и прочесть верхние строки.
(Слайд 13)
ответ: «Не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду»
Анна Григорьевна прочла «Евангелие от Матфея т3, ст2 «Но Иисус сказал ему в
«Слышишь, тихо сказал Достоевский жене – не удерживай, это значит, я умру».
28 января (по старому стилю) писателя не стало.
(Слайд 14)
Творчество Ф.М.Достоевского является достоянием не только русской, но и
мировой литературы. Его романы переведены на 17 языков.
(Слайд 15 )
Задание: А теперь вернемся к началу нашего урока. Какова будет тема урока, решать вам.
(Слайд 16 )
Перед вами высказывания известных людей о Ф.М.Достоевском и высказывания самого
писателя. Выберите, на ваш взгляд, самое подходящее для темы нашего урока и запишите в
тетради на свободном месте.(Автора записывать не нужно)
«Жестокий талант», Н.К.Михайловский.
«Человек, который весь борьба», Л.Н.Толстой.
«Вечный гений», М.М.Бахтин.
«Я –дитя века», Ф.М.Достоевский.
«Противоречивая натура», В.В.Розанов.
Аргументируйте свой ответ.
(Слайд 17 )
V.А теперь ответьте на вопрос, который был поставлен в начале урока.
(Слайд 18 )
VI.Итоги. Подведем итоги. Обратимся к целям нашего урока.
1.Какие факты биографии Ф.М.Достоевского сказались на становлении характера и
мировоззрения писателя?
2.Подсказывают ли названия романов «Униженные и Оскорбленные», «Преступление и
Наказание», «Бедные люди», «Записки из мертвого дома», тематику его произведений?
V. Оценки. (Слайд 19 )
VI. Домашнее задание :
1.Подобрать эпиграф к лекции.
2.Дописать план, преобразуя его из простого в сложный
3.Творческая работа(для сильных учеников) «Я открываю Достоевского»
VII.Рефлексия: Ваше настроение на начало и на конец урока?
(Слайд 20 )
Ф.М.Достоевский. (Заочная экскурсия по этапам жизни и творчества писателя).
Ф.М.Достоевский. (Заочная экскурсия по этапам жизни и творчества писателя).
Ф.М.Достоевский. (Заочная экскурсия по этапам жизни и творчества писателя).
Ф.М.Достоевский. (Заочная экскурсия по этапам жизни и творчества писателя).
Ф.М.Достоевский. (Заочная экскурсия по этапам жизни и творчества писателя).
Ф.М.Достоевский. (Заочная экскурсия по этапам жизни и творчества писателя).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.