Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата:10.09.18
Урок 6
Тема:
Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке.
Задачи: отработка алгоритма фонетического анализа слов.
Оборудование: запись на доске.
Характеристика деятельности учащихся:
Фонетический анализ слов
Наблюдать за омонимами, различающимися местом ударения. Проводить фонетический разбор слова.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в
группе). Оценивать правильность выполнения фонетического разбора. Обнаруживать ошибки в фонетическом
разборе, объяснять и исправлять их. Находить слова по заданным основаниям. Составлять по образцу описание
звукового состава слова. Сравнивать звуковой состав слов, устанавливать и объяснять различия
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
Туман, зонт, дождь, шарф, пруд.
II. Повторение изученного материала.
Н а д о с к е записаны стихотворения В. Волиной:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
– Не мука, а мука,
Поварам наука.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни.
У ч и т е л ь . Найдите одинаковые по написанию слова.
– Чего не хватает в словах, чтобы был понятен смысл?
Поставьте ударение. Прочитайте стихи.
– Вспомните, как называются слова одинаковые по написанию, но разные по произношению?
Приведите примеры омонимов.
III. Тренировочные упражнения по выполнению фонетического разбора слов.
1. Выполнение упражнения 1 (учебник) повторение явления омонимии при наблюдении за содержащимися
в стихотворении омографами (графические омонимы: слова совпадают в написании, но различаются при
произношении, как правило, местом ударения; термин не употребляется), повторение порядка проведения
фонетического анализа слов. Выполняется фронтально.
Запись в тетради: замка, замка, щегол, щеголь, белка, (из) белка.
У ч и т е л ь . Прочитайте стихотворение из упражнения 1.
Что вы можете сказать о выделенных словах?
Проведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник).
1Вопрос: будет ли полностью совпадать фонетический анализ этих слов (ударные гласные звуки разные).
Далее проводится фонетический анализ любого из выписанных слов с подробным повторением
последовательности действий при проведении анализа.
О б р а з е ц :
Замка, замка, [замка́].
з – [з] – согласный, звонкий парный ([с]), твердый парный;
а – [а] – гласный, безударный;
м – [м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
к – [к] – согласный, глухой парный ([г]), твёрдый парный;
а – [а] – гласный, ударный.
5 букв, 5 звуков.
Рубрика «Вспомни 2 класс» направлена на повышение языковой культуры учащихся. Не являются омонимами
слова квартал, свёкла. Учитель просит учащихся запомнить место ударения в словах квартал, свёкла (записать в
тетради, обозначив в слове квартал ударение).
При работе со словами атлас атлас, хлопок хлопок, пироги пироги учитель проверяет, знают ли учащиеся
значения данных слов.
2. Выполнение упражнения 2 (учебник) дальнейшее наблюдение за омонимами. Выполняется фронтально
устно. Сначала учитель просит проверить, все ли из приведенных слов имеют омонимы с другим
ударением, после чего учащиеся отвечают на поставленный в упражнении вопрос.
кружки – кружки
мука мука
Замок – замок
Возможный вариант ответа: «Понять, какой из омонимов встретился, можно по смыслу предложе
ния, в которое включено слово». Далее учитель просит составить предложения с данными омонимами.
Можно предложить включить в одно предложение сразу оба омонима, например: «Если платок уронить в
пропасть, он может пропасть».
пропасть – пропасть
Выполнение упражнения 3 по вариантам (учебник) повторение порядка действий при проведении
звукового анализа, совершенствование функции контроля. Выполняется в парах. Учащиеся должны заметить
следующие ошибки и недочеты:
1) в Олином варианте допущена ошибка в транскрипции после звука [м'] поставлен звук [й'] ([ум'й'э'й'у]
вместо [ум'э'й'у]) и далее дана характеристика звука в качестве парного по твердости — мягкости: к звуку [м']
указан тот же звук [м']; отсутствует обозначение мягкости звука [й'], при характеристике этого звука не указаны
буквы, которыми обозначаются звуки [й'] и [у]; неверно определено количество звуков (6 вместо 5) [м'];
2) в Сережином варианте нет значка ударения при записи слова по слогам; допущена ошибка при
характеристике звука [м'] — написано «мягкий непарный» вместо «мягкий парный ([м])»; вместо звука [э]
записана буква, допущена ошибка в характеристике этого звука (назван безударным); ошибки в анализе звука [й']
нет значка мягкости, нет характеристики по твердости мягкости, не названа буква, которой звук обозначается;
ошибки в анализе звука [у] (второго) звук охарактеризован как ударный, не дано название буквы, которой
обозначен звук.
Составленный учениками в парах фонетический анализ слова умею проверяется фронтально.
I в а р и а н т – учащиеся рассматривают Олин вариант фонетического анализа слова умею.
II в а р и а н т – учащиеся рассматривают Сережин вариант фонетического анализа слова умею.
2Затем учащиеся находят ошибки, исправляют их, записывают правильный фонетический разбор слова умею.
Учитель предлагает сверить выполненное задание с фонетическим анализом слова на доске.
Умею, умею, [ум’эй’у].
у – [у] – гласный, безударный;
м – [м’] – согласный, звонкий, непарный;
е – [э] – гласный, ударный;
ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный;
[у] – гласный, безударный.
4 буквы, 5 звуков.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. Орфоэпическая тренировка.
Н а д о с к е записаны слова: атлас, квартал, свёкла, пироги.
У ч и т е л ь . Какие из этих слов имеют омонимы с другим ударением? (Атлас, пироги.)
Оставшиеся два слова научитесь говорить правильно. (Кварта́л, свёкла.)
Упражнение 4 (трудное) развитие внимания к звуковой форме слова, совершенствование умения
проводить фонетический анализ слова. Учитель предлагает учащимся самостоятельно найти слово, звуки
которого соответствуют данным характеристикам, и записать это слово в тетрадях (пекарь).
Вопросы учителя. Какое слово исключается после прочтения характеристики первого звука и почему? (Слово
читать, гак как первый звук искомого слова является мягким парным, глухим парным, а звук [ч'] — мягким
непарным, глухим непарным.) Какие слова исключаются после прочтения характеристики второго звука и
почему? (Слова весна, сирень, так как второй гласный звук в этих словах является безударным, а в искомом слове
ударным.)
Фонетический анализ слова пекарь.
Пекарь, пекарь, [п'экар']:
[п'] — согл., мяг. пар. ([п]), глух. пар. ([б']), б. «пэ»;
[э] — гл., уд., б. «е»;
[к] — согл., тв. пар. ([г]), глух. пар. ([г]), б. «ка»;
[а] — гл., безуд., б. «а»;
[р'] — согл., мяг. пар. ([р]), звон, непар., б. «эр» + ь;
пекарь — 5 зв., 6 б.
Дополнительное задание. Провести фонетический анализ слов сирень, весна.
Упражнение 5 наблюдение за парами слов, различающимися последними звуками, которые являются
парными по твердости мягкости. Выполняется фронтально устно.
Дополнительные вопросы. Характеристика какого звука будет разной при проведении фонетического
анализа слов каждой пары? (Характеристика последнего звука.) В какой из пар слова различаются не только
последними звуками, но еще и местом ударения? (учит учить.) В каком слове с мягким знаком количество
звуков и букв совпадает? (В слове ель, так как буква е обозначает 2 звука: в этом слове 3 звука, 3 буквы.)
Дополнительное задание. Самостоятельно письменно провести фонетический анализ обоих слов одной из
пар.
IV. Итог урока.
– Какие слова мы называем омонимами? Приведите примеры.
3– Что такое фонетический анализ слова? Как его проводить?
Домашнее задание: письменно приведите примеры 4–5 омонимов.
4