Фонетический анализ слов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 6.docx
Дата:10.09.18   Урок 6 Тема: Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке. Задачи: отработка алгоритма фонетического анализа слов.   Оборудование: запись на доске. Характеристика деятельности учащихся:         Фонетический анализ слов Наблюдать   за   омонимами,   различающимися   местом   ударения.   Проводить   фонетический   разбор   слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе).   Оценивать   правильность   выполнения   фонетического   разбора.   Обнаруживать   ошибки   в   фонетическом разборе, объяснять и исправлять их. Находить слова по заданным основаниям. Составлять по образцу описание звукового состава слова. Сравнивать звуковой состав слов, устанавливать и объяснять различия I. Чистописание.  Х о д   у р о к а Туман, зонт, дождь, шарф, пруд. II. Повторение изученного материала.  Н а   д о с к е  записаны стихотворения В. Волиной: Пересохла глина, Рассердилась Нина: – Не мука, а мука, Поварам наука. Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся, это окуни. У ч и т е л ь .  Найдите одинаковые по написанию слова. – Чего не хватает в словах, чтобы был понятен смысл? Поставьте ударение. Прочитайте стихи. – Вспомните, как называются слова одинаковые по написанию, но разные по произношению? Приведите примеры омонимов. III. Тренировочные упражнения по выполнению фонетического разбора слов. 1. Выполнение упражнения 1 (учебник) ­ повторение явления омонимии при наблюдении за содержащимися в стихотворении омографами (графические омонимы: слова совпадают в написании, но различаются при произношении, как правило, местом ударения; термин не употребляется), повторение порядка проведения фонетического анализа слов. Выполняется фронтально.  Запись в тетради: замка, замка, щегол, щеголь, белка, (из) белка.  У ч и т е л ь .  Прочитайте стихотворение из упражнения 1. ­ Что вы можете сказать о выделенных словах? ­ Проведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник). 1Вопрос:  будет ли полностью совпадать фонетический анализ этих слов (ударные гласные звуки разные). Далее   проводится   фонетический   анализ   любого   из   выписанных   слов   с   подробным   повторением последовательности действий при проведении анализа. О б р а з е ц : Замка, зам­ка, [замка́]. з –  [з] – согласный, звонкий парный ([с]), твердый парный; а –  [а] – гласный, безударный; м – [м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный; к –  [к] – согласный, глухой парный ([г]), твёрдый парный; а –  [а] – гласный, ударный.  5 букв, 5 звуков. Рубрика «Вспомни 2 класс» направлена на повышение языковой культуры учащихся. Не являются омонимами слова квартал, свёкла. Учитель просит учащихся запомнить место ударения в словах квартал, свёкла (записать в тетради, обозначив в слове квартал ударение).  При работе со словами атлас ­ атлас, хлопок ­ хлопок, пироги ­ пироги учитель проверяет, знают ли учащиеся значения данных слов. 2. Выполнение упражнения 2 (учебник) ­ дальнейшее наблюдение за омонимами. Выполняется фронтально устно.   Сначала   учитель   просит   проверить,   все   ли   из   приведенных   слов   имеют   омонимы   с   другим ударением, после чего учащиеся отвечают на поставленный в упражнении вопрос.  кружки – кружки мука­ мука Замок – замок Возможный вариант ответа: «Понять, какой из омонимов встретился, можно по смыслу предложе­ ния, в которое включено слово». Далее учитель просит составить предложения с данными омонимами. Можно предложить включить в одно предложение сразу оба омонима, например: «Если платок уронить в пропасть, он может пропасть». пропасть – пропасть Выполнение   упражнения   3   по   вариантам  (учебник)   ­   повторение   порядка   действий   при   проведении звукового  анализа,   совершенствование   функции   контроля.   Выполняется   в   парах.   Учащиеся   должны   заметить следующие ошибки и недочеты: 1) в Олином варианте допущена ошибка в транскрипции   после звука [м'] поставлен звук [й'] ([ум'й'э'й'у] вместо [ум'э'й'у]) и далее дана характеристика звука в качестве парного по твердости — мягкости: к звуку [м'] указан тот же звук [м']; отсутствует обозначение мягкости звука [й'], при характеристике этого звука не указаны буквы, которыми обозначаются звуки [й'] и [у]; неверно определено количество звуков (6 вместо 5) [м']; 2) в   Сережином   варианте   нет   значка   ударения   при   записи   слова   по   слогам;   допущена   ошибка   при характеристике   звука   [м']   —   написано   «мягкий   непарный»   вместо   «мягкий   парный   ([м])»;   вместо   звука   [э] записана буква, допущена ошибка в характеристике этого звука (назван безударным); ошибки в анализе звука [й'] ­ нет значка мягкости, нет характеристики по твердости ­ мягкости, не названа буква, которой звук обозначается; ошибки в анализе  звука [у] (второго) ­ звук охарактеризован как ударный, не дано название  буквы, которой обозначен звук. Составленный учениками в парах фонетический анализ слова умею проверяется фронтально. I в а р и а н т  – учащиеся рассматривают Олин вариант фонетического анализа слова  умею. II в а р и а н т  – учащиеся рассматривают Сережин вариант фонетического анализа слова  умею.  2Затем учащиеся находят ошибки, исправляют их, записывают правильный фонетический разбор слова  умею. Учитель предлагает сверить выполненное задание с фонетическим анализом слова на доске.  Умею, у­ме­ю, [ум’эй’у]. у –  [у] – гласный, безударный; м – [м’] – согласный, звонкий, непарный; е –  [э] – гласный, ударный; ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный;        [у] – гласный, безударный.  4 буквы, 5 звуков.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а 3. Орфоэпическая тренировка. Н а   д о с к е  записаны слова: атлас, квартал, свёкла, пироги. У ч и т е л ь . Какие  из  этих  слов  имеют  омонимы  с  другим  ударением? (Атлас, пироги.) Оставшиеся два слова научитесь говорить правильно. (Кварта́л, свёкла.) Упражнение  4  (трудное)  ­   развитие   внимания   к   звуковой   форме   слова,   совершенствование   умения проводить   фонетический   анализ   слова.   Учитель   предлагает   учащимся   самостоятельно   найти   слово,   звуки которого соответствуют данным характеристикам, и записать это слово в тетрадях (пекарь). Вопросы учителя. Какое слово исключается после прочтения характеристики первого звука и почему? (Слово читать,  гак как первый звук искомого слова является мягким парным, глухим парным, а звук [ч'] — мягким непарным,   глухим   непарным.)   Какие   слова   исключаются   после   прочтения   характеристики   второго   звука   и почему? (Слова весна, сирень, так как второй гласный звук в этих словах является безударным, а в искомом слове ­ ударным.) Фонетический анализ слова пекарь. Пекарь, пе­карь, [п'экар']: [п'] — согл., мяг. пар. ([п]), глух. пар. ([б']), б. «пэ»; [э] — гл., уд., б. «е»; [к] — согл., тв. пар. ([г]), глух. пар. ([г]), б. «ка»; [а] — гл., безуд., б. «а»; [р'] — согл., мяг. пар. ([р]), звон, непар., б. «эр» + ь; пекарь — 5 зв., 6 б. Дополнительное задание. Провести фонетический анализ слов сирень, весна. Упражнение  5  ­ наблюдение за парами слов, различающимися последними звуками, которые являются парными по твердости ­ мягкости. Выполняется фронтально устно. Дополнительные  вопросы. Характеристика какого звука будет разной при проведении фонетического анализа слов каждой пары? (Характеристика последнего звука.) В какой из пар слова различаются не только последними звуками, но еще и местом ударения? (учит ­ учить.)  В каком слове с мягким знаком количество звуков и букв совпадает? (В слове ель, так как буква е обозначает 2 звука: в этом слове 3 звука, 3 буквы.) Дополнительное задание. Самостоятельно письменно провести фонетический анализ обоих слов одной из пар. IV. Итог урока. – Какие слова мы называем омонимами? Приведите примеры. 3– Что такое фонетический анализ слова? Как его проводить?  Домашнее задание: письменно приведите примеры 4–5 омонимов.  4