Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов в решениии практико-ориентированных задач на уроках литературного чтения
Оценка 4.8

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов в решениии практико-ориентированных задач на уроках литературного чтения

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
русская литература
3 кл
12.03.2021
Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов в решениии практико-ориентированных задач на уроках литературного чтения
Рулинская А.Ф..doc

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВИТЕБСКОГО РАЙОННОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

 

 

Государственное учреждение

«Суйковская базовая школа Витебского района»

 

 

 

 

 

 

 

Формирование читательской грамотности

учащихся начальных классов

в процессе решения практико-ориентированных задач

на уроках литературного чтения

 

 

 

 

Материалы методического объединения

учителей начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суйково, 2021 год

Печатается по решению педагогического совета государственного учреждения ГУО «Суйковская базовая школа Витебского района»

 

 

Составители:

А. Ф. Рулинская, руководитель методического объединения учителей начальных классов государственного учреждения ГУО «Суйковская базовая школа Витебского района»

 

Г. А. Тучная,  учитель государственного учреждения ГУО «Суйковская базовая школа Витебского района»

 

Рецензент:

Н. В. Песоцкая, завуч по учебно-воспитательной работе учреждения образования  ГУО «Суйковская базовая школа Витебского района»

 

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов

в процессе решения практико-ориентированных задач на уроках литературного чтения – Суйково:  ГУО «Суйковская базовая школа Витебского района», 2020. – с.47

 

В брошюре представлены разработки уроков русской литературы (литературного чтения), примерные компетентностно-ориентированные задания к урокам литературного чтения, игры и упражнения для формирования читательской грамотности.

 

Адресуется учителям начальных классов, руководителям методических объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях функционирования образования возрастает потребность в педагоге – профессионале, который способен на высоком уровне обеспечить образовательный процесс, а также  решать задачи всестороннего развития младшего школьника с учётом личностных потребностей учащихся.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Данные задачи решаются на уроках литературного чтения.

Методики, представленные в брошюре, позволяют организовать деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий (позволяют научить детей поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы).

Материалы имеют практико-ориентированный характер, так как позволяют актуализировать  знания для реализации компетентностного подхода в преподавании  предмета литературное чтение.

В брошюре представлены конспекты уроков литературного чтения в начальной школе из опыта работы, примерные компетентностно-ориентированные задания к урокам литературного чтения, игры и упражнения для формирования читательской грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1.   Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в школ. …............5

2.   Педагогическая мастерская (из опыта работы). .…………………………........8

3. Формирование читательской грамотности младшего школьника……………23

4. Примерные компетентностно-ориентированные задания ……………………29

5. Система упражнений по формированию навыка чтения. …………………….37

6. Игры..……………………………………………………...……………………...41

7.  Литература……………………………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  -   форма организации учебного процесса

Усвоение программного материала в начальной школе в основном осуществляется на уроке, так как он является основной формой обучения.  Современный урок - четко организованная форма воспитательно-образовательной работы, включающая разнообразные коллективные и индивидуальные занятия под руководством педагога с целью сознательного, активного, прочного усвоения учебного материала, развития творческого мышления.

Урок  -  это форма организации учебного процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени,  организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них.  Учитель использует разнообразные  виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все школьники овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

Каждый урок - это законченный отрезок учебной работы,  тесно связанный с  предыдущим и последующим. Главная задача - реализация материала и получение отдачи от учеников.

Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда, знания переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование.

Необходимо использовать потенциальные возможности каждого ребёнка, а это значит надо знать индивидуальные качества личности каждого, обязательно использовать дифференцированный подход к изучению любого материала на уроке.

 Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, межпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие  эмоциональной и мотивационной сферы учащихся.  Знания – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель.

Цель обучения литературному чтению в начальных классах - формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т. е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Помимо стандартных заданий, определённых рамками программы по курсу «Литературное чтение», современный урок требует применения компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование ключевых компетенций.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.

 Методикипозволяющие организовать деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий (позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы).

На уроках литературного чтения должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Применение компетентностно-ориентированных заданий даёт учителю возможность достичь более высоких результатов в освоении данной предметной области. Кроме того, представленные методики могут быть применимы и в других предметных областях. Именно начальная школа вводит ребенка в мир культуры, всерьез и системно знакомит с искусством.

На уроках литературного чтения детское любопытство перерастает в любознательность – одну из главных составляющих творческой личности. Вводя ребенка в мир искусства, и помогая освоиться в нем, учитель помогает ему быть не только потребителем, но и творцом.

Современный урок - это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.

«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»  С.И. Гессен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая мастерская.  Учитель Тучная Г.А.

Урок русской литературы (литературного чтения) в 1 классе

 Тема: Кто помнит о войне, тот ценит мир

 Цель: развитие навыка осознанного чтения текста;        воспитание чувства уважения к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны; создание условий для осознания ценности мира на земле.

Оборудование:

1.Учебное пособие «Букварь» (с. 162—163);

2.Иллюстрации по теме урока

3. Фотографии ветеранов Великой Отечественной войны – членов семей учащихся

4. Аудиозаписи песен  «Пусть всегда будет солнце»  (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина), «Священная война» (муз. А. Александрова,  сл. В.Харитонова)

5. Рисунки учащихся с изображением мирной жизни

                                   Ход урока:

1.               Организационный этап. Введение в тему урока

     А)  - Ребята, сегодня я хочу начать наш урок  с песни «Пусть всегда будет солнце»? Давайте споём её вместе!   (Звучит первый куплет песни)

- О чём эта песня?

- Расскажите, пожалуйста, что вы нарисовали к сегодняшнему уроку чтения? (Рассказы учащихся)     

2.Рассказ учителя о Великой Отечественной войне.

(На доске — иллюстрации по теме урока.)

Давайте мысленно перенесемся в прошлое. Представь­те, что сейчас лето, сегодня суббота, завтра воскресенье. Вы мечтаете провести этот день вместе с родителями. Возможно, кто-то решил пойти в парк кататься на аттракционах, кто- то мечтает отправиться с папой или дедушкой на рыбалку, кто-то запланировал отдых на природе или поездку в гости к своим родным. Но все эти мечты не смогут исполниться.

· Лето 1941 года. Воскресенье, 22 июня, 4 часа утра. Тишина. Все еще спят. И вдруг... В мирную жизнь людей ворвалась страшная война. Началась она неожиданно: фаши­сты напали на нашу страну. На города и деревни обрушились тысячи снарядов и бомб.

Звучит отрывок из песни «Священная война».

Учащиеся хором читают слова, записанные на доске: Великая Отечественная война.

· Долгих 3 года 10 месяцев и 17 дней (всего 1418 дней) длилась Великая Отечественная война. Фашисты уничто­жали, жгли, расстреливали, пытали мирных жителей, не жалея ни детей, ни стариков. Погиб каждый третий житель Беларуси. На белорусской земле были разрушены почти все города, уничтожены сотни деревень, целые районы страны были превращены в руины.

· Люди хотели жить в мире, но мирная жизнь была на­рушена войной. Все героически сражались за свободу нашей Родины, не жалея себя. Праздник Победы 9 Мая встречали со слезами на глазах.

·В нашей стране много памятников, которые напоми­нают о том, какой ценой достался мир. На площади Победы в Минске установлен величественный обелиск защитникам нашей Родины, которые погибли в годы войны. У его основа­ния горит Вечный огонь. Люди приходят на площадь Победы, чтобы возложить цветы к Вечному огню и почтить память миллионов погибших во время войны.

      3. Работа с текстом

Чтение и анализ рассказа «Будем, помнить» (с. 162—163).

Чтение текста учителем, учащимися. Беседа и выборочное чтение.

· С каким вопросом маленький Ванюша обратился к де­душке? Найдите в тексте и прочитайте.

· Кто видел Вечный огонь рядом с памятниками, обели­сками? Как вы понимаете выражение «Вечный огонь»?

· Что ответил дедушка о символе Вечного огня? Найдите в тексте и прочитайте.

· Как долго длилась Великая Отечественная война? Най­дите в тексте и прочитайте.

· Что рассказал дедушка о прадедах, которые сражались с врагами на войне? Найдите часть текста, в которой дедушка рассказывает Ванюше о судьбах родных людей в годы войны. (Последний абзац текста на с. 162 зачитывается учащи­мися вслух по одному предложению.)

Совместное чтение с учителем фрагмента текста (с. 163, первые два абзаца). Учитель зачитывает предложение о войне («Нет ничего страшнее войны»), дополняя:

· Война — это гибель родных и близких тебе людей.

Война — это слезы и горе.

Война — это голод и боль.

Учитель продолжает чтение по тексту: «Поэтому все люди хотят жить в мире и согласии». Учащиеся читают вслух пред­ложения о мире.

Мирэто чистое небо и яркое солнышко.

Мирэто улыбки и смех.

Мирэто мама и все родные люди, которые любят тебя.

Учитель предлагает учащимся прочитать хором имена, записанные на доске.

Ванюша                           Ваня                                       Иван

- Это имена разных детей или разные имена одного мальчика?

· Как вы думаете, имя Ванюша обычно используют, чтобы назвать взрослого человека или маленького мальчика?

· Найдите имя, которое используют в общении со взрос­лым человеком. (Иван.)

· В любом возрасте можно назвать близкого человека ла­сково — и Ванюша, и Ваня. Но если бы вы знали, что одного человека в детстве звали одним именем, когда он немного под­рос, — другим, а когда повзрослел, — третьим, то как бы вы распределили по возрасту эти имена? (Ванюша, Ваня, Иван.)

·Найдите в тексте предложения с этими именами, про­читайте их. Какое имя мальчика использует автор в начале рассказа, в тот момент, когда разговор дедушки и внука толь­ко начинается? (Ванюша.) Как автор называет мальчика в тот момент, когда дедушка беседовал с внуком, рассматривая старый альбом с фотографиями? (Ваня.) Как автор называет мальчика в конце рассказа, когда мальчик понял, что такое война и что такое мир? (Иван.) Мальчик как будто взросле­ет на наших глазах, понимая, что за мир люди сражались с врагом, не жалея себя, погибали ради жизни будущих по­колений — нас с вами.

 Прочитайте последнее предложение рассказа. Как вы понимаете его смысл?

Соотнесение содержания рассказа и пословиц, записанных на свитках (с. 162—163)

Задание Читайки «Поиск» (с. 163). Учащиеся самостоя­тельно читают задание шепотом, затем один ученик — вслух. Учитель поясняет:

· Попросите своих родителей или бабушку, дедушку показать вам семейные фотографии, рассказать о близких людях, которые сражались с врагами в годы Великой Отече­ственной войны. По желанию с помощью родителей можно подготовить к празднику 9 Мая фотогазету или фотоальбом «Горжусь своим прадедом».


  4. А сегодня на уроке о своём прадедушке рассказывает Алексеев Артём

·Алексеев Анатолий Данилович, 1921 года рождения. Родился в Витебске. Жил по улице Жармо, д.3. В первые дни войны был призван в армию защищать Родину. Он сражался в 705 артиллерийском полку 14 артиллерийской бригады. Погиб в бою 14 августа 1941 года. Было защитнику Отечества всего 20 лет.

5.Работа с иллюстрацией. Заучивание наизусть. Уча­щиеся рассматривают детский рисунок «Пусть всегда будет солнце» (с. 163), читают слова ребенка. Учитель сообщает, что это слова из песни, которая звучала в начале урока. Под руководством учителя строки из песни заучиваются наизусть.

2.Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и ее результатов. Подведение итога урока

·Урок посвящен памяти людей, которые мужественно сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны, сделали все возможное для того, чтобы сегодня мы могли жить под мирным небом, ходить в школу и мечтать о будущем.

Нет ни одной семьи, кото­рую обошла стороной война. Теперь вы знаете, какой ценой досталась победа нашему народу. Всегда помните о подвиге людей, защитивших нашу Родину от врага. Вечная им память.

- Давайте почтим память всех защитников Отечества минутой молчания.

- Спасибо! Урок окончен

 

 

Педагогическая мастерская.  Учитель Рулинская А.Ф.

Урок русской литературы (литературного чтения) во 2 классе

Тема:  Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Цель: организация деятельности по знакомству с творчеством Э.Н.Успенского и его произведением повестью-сказкой «Дядя Федор, пес и кот».

Задачи:

Обучающие:

- способствовать развитию умений и навыков по формированию самостоятельности мышления, приобретению знаний, их творческом применении;

- обучать умению доказательно высказывать своё мнение;

- формировать умение давать характеристику герою;

- способствовать развитию умения работы с текстом по выбору нужной информации;

- обогащать лексику учащихся словами — носителями настроения героев.

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

-создание условий для освоения принципов саморегуляции,  сотрудничества в учебных ситуациях.

Оборудование:   карточки с заданиями,  м/ф «Дядя Фёдор, пёс и кот»,  магниты,  «Гора достижений» (для рефлексии),    портрет Э.Успенского

Ход урока

2.                 Организация класса

Прозвенел звонок весёлый,

Мы урок начать готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.

2. Эмоциональный настрой.

 Ребята! Давайте сделаем рекламу нашему уроку

Мы будем:

Урок будет:

самые активные

необыкновенный

внимательные

сказочный

добрые…

добрый, интересный, волшебный…

 

3.Сообщение темы урока

Игровое упражнение «Слова рассыпались».

- Соберите название произведения  из рассыпавшихся слов.

Тема урока: «Дядя Федор, пес и кот», а автор  произведения Э. Н. Успенский.

Биография:
       Эдуард Николаевич Успенский поэт, детский прозаик, драматург, сценарист, родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области в семье служащих.  В детскую литературу попал случайно. Его детские стихи сначала издавали, как юмористические, их передавали по радио "С добрым утром!".

    Э.Н. Успенский – замечательный писатель-сказочник. Он написал  повести: сказочные, фантастические, детективные, приключенческие; учебники, комиксы, стихи, пьесы, сценарии мультфильмов, кинофильмов, инсценировок, делал переводы.

    Известность писателю принесла повесть "Крокодил Гена и его друзья" и  приключения друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина.

    И вот сегодня нам с вами предстоит познакомиться с отрывком из этого произведения. Но сначала давайте вспомним, как все  начиналось. (Просмотр м/ф «Дядя Фёдор, пёс и кот»).

- Как звали очень серьёзного и самостоятельного мальчика? 

- Где  жил кот до того, как отправиться в гости к дяде Федору?

- Название деревни, где поселились друзья?

- Как звали собаку, которая нашла дом для всех?

4. Первичное чтение текста учителем и подготовленными учащимися, проверка первичного восприятия

- Чем был занят дядя Фёдор?

- Почему письмо получилось именно таким?

- Что больше всего рассмешило в этом письме?

5. Работа с текстом повести-сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1. Комбинированное чтение «учитель — ученик»

2. Лексическая работа:

лишения — недостаток чего-либо, жизнь в нищете

выгоняния —  изгнание откуда-либо;

калякать —  разговаривать, беседовать

3.Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Вёсёлая или грустная эта повесть-сказка?

- Когда вы улыбались?

4.Анализ произведения

Ответы на вопросы по содержанию произведения.

- Почему дядя Фёдор решил написать письмо?

- О чём рассказал дядя Фёдор в своём письме?

- Почему письмо продолжил кот Матроскин?

- О чём кот рассказал?

- Мог ли рассказ кота испугать родителей дяди Фёдора?

- Почему дальше письмо писал собака Шарик?

- Хорошей ли стала жизнь Шарика?

- Удалось ли автору в этом письме передать качества своих героев?

- По каким признакам можно угадать, что письмо продолжили писать кот, собака?

 Выборочное чтение

- Как дядя Фёдор выражает свою любовь к родителям?

- В каких условиях живёт дядя Фёдор?

- Какие высказывания кота могли испугать родителей дяди Фёдора?

- Зачем коту нужен пылесос?

- Каким стал Шарик?

Физкультминутка

 Групповая работа. Характеристика героев. Работа с таблицей

- На сколько частей можно разделить это произведение?

- Подумайте.  Какими автор изобразил своих героев. Дайте им характеристику. Заполните таблицу.

Кто?

Какой?

Что делал?

дядя Федор
серьезный, самостоятельный, деловой, ответственный, добрый, трудолюбивый, решительный, справедливый, смелый.
любил читать книги, дружил с Шариком, с  Матроскиным

Кто?
Какой?

кот  Матроскин
трудолюбивый,  хитрый,  сварливый,  аккуратный, практичный,  чистоплотный,  экономный,  недоверчивый, важный

Кто?
Какой?

 

Шарик
открытый как ребенок,  скромный,  преданный, неприхотливый,  воспитанный,  добродушный,  веселый, озорной,  бесхитростный.

Мораль

Друзья должны друг другу помогать


 Проверка выполненного задания.

6. Контрольно-оценочный этап урока

Центр чтения

Выразительное чтение отрывка из письма дяди Фёдора.

 Центр творчества. Работа  с пословицами.

- Какие пословицы о дружбе больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.

·                     Нет друга – ищи, а нашел – береги.

·                     Друг за друга держаться – ничего не бояться.

·                     Друг познается в беде.

·                     Человек без друзей, что дерево без корней.

·                     Без друга в жизни туго.

·                     За добрым другом, как за каменной стеной.

Центр письма

Найти в тексте слово, которое состоит из двух корней. Подобрать ещё несколько таких сложных слов.

Отчёт по работе в центрах.

7. Домашнее задание (дифференцированное)

Выразительное чтение  сказки с.95-98

Красный лепесток - пересказ одной из частей письма.

Жёлтый лепесток  -  придумать вопросы к отрывку, нарисовать иллюстрации.

8. Подведение итогов. Словесная оценка деятельности каждого учащегося на уроке.

- Какова главная мысль этого произведения?

·                     Нужно постараться, чтобы дети и родители друг друга понимали.

·                     Необходимо быть внимательными друг к другу.

·                     Животные – настоящие друзья человека, их нужно защищать

- Посоветуете ли вы друзьям прочитать это произведение?

9. Рефлексия

- Оцените свою работу.

·                     Если у вас всё получилось, установите свой магнит на самой высокой точке горы.

·                     Если что-то пошло не так, установите магнит на той отметке, где вы считаете нужным.

 

Педагогическая мастерская.  Учитель Минченко А.Н.

Урок русской литературы (литературного чтения) в 3 классе

Тема: Г. Я. Снегирев «Отважный пингвиненок»

Цель: организация работы по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения  Г. Снегирева «Отважный пингвиненок».

Задачи:

Образовательная:  способствовать развитию умения извлекать из текста точные сведения; выделять опорные слова; сравнивать 2 вида текста.

Развивающая:  создавать условия для активизации познавательных интересов учащихся. Развивать читательскую грамотность.

Воспитательная: содействовать воспитанию любви к животным Антарктиды.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая,

 коллективная, работа в парах.                

Оборудование: компьютер,  экран,  проектор,  презентация

Ход  урока:

Храбрый не тот, кто страха не знает,

а тот, кто узнал и навстречу идет

1.     Мотивация к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы готовы к работе, готовы  узнавать новое, интересное и  делиться  знаниями с одноклассниками.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, потрите ладошки, чтобы они стали тёплыми и передайте тепло соседу по парте, соединив ладошки. Пусть тепло вашей души поддержит вас и поможет вам.

2.Актуализация знаний

  Послушайте  стихотворение Геннадия Кодиненко:

                             В Антарктиде спят пингвины,

                             Ветру подставляя спины,

                             Под собой они хранят,

                             В яйцах юных пингвинят.

- О ком мы прочитали?

- Что вы знаете о пингвинах?              (сообщение о пингвинах).

Учитель: Итак, какова тема нашего урока? (познакомиться с рассказом Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок»

Учитель: Молодцы, вы уже догадались, что сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок».

 Учитель: Скажите, каким умением мы овладеем, когда прочитаем  это художественное произведение? (Читать текст, представлять героя, предугадывать ситуацию, определять главную мысль произведения).

Учитель:  Каковы задачи нашего урока?

Учащиеся:

- познакомиться с творчеством  Г.Я. Снегирева,

- познакомиться с текстом рассказа Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный   пингвинёнок»;

- предугадывать ситуацию;

 - определять главную мысль произведения;

- представлять героя;

- научиться  правильно читать текст.

Учитель: Посмотрите на выставку книг Геннадия Снегирева. Берите, читайте, путешествуйте вместе с героями Снегирева.   Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на этот слайд? Что он любил? О чем любил писать?

Снегирев любил … .

Он писал о ком?, о чем?  … .

Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием.  А какая  вторая наша задача?

- Познакомиться с текстом рассказа Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок»   

Посмотрите на экран.  Отгадайте загадку, разгадайте анаграмму.

Летать не умеют,

но плавают классно,

И жить круглый год

в Антарктиде согласны,

По снегу идут, не боятся ангины,

А как называются птицы            

    (Пиныинвг).

Учитель: Сегодня на уроке мы   познакомимся с  рассказом  Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок». Признаюсь, что прочитав название, я немного удивилась, но потом ..., а что потом узнаем сами.

- Как вы считаете, о чём узнаем,  прочитав рассказ (прогноз по названию)

Учитель: Понять его, вам помогут ключевые слова. (Предварительное чтение трудных слов из нового текста).

Пингвиненок, отважный, смотрел, стоял, сносил, решился, подошел, закрыл, бросился, вынырнул,  закружилась,  вскарабкался, посмотрел, искупался,  храбрый.

Учитель:  О чем может быть этот текст? Кто такой пингвиненок?

(Прогнозируют учащиеся по ключевым словам)

Дети: Пингвиненок – птенец, малыш.

Учитель: Можете ли вы ответить точно, почему маленький пингвиненок ОТВАЖНЫЙ?

Дети: Нет,  недостаточно информации

3. Работа с текстом. Чтение и анализ произведения.

- Понравился вам рассказ?

-  Почему пингвинёнок отважный? (храбрый, смелый)

- Почему автор назвал рассказ не «Храбрый пингвиненок», а «Отважный пингвиненок»

 - Давайте обратимся к словарю.

Словарная работа.

Храбрый –  смелый. Отважный – смелый, храбрый, бесстрашный.

Физкультминутка

Неуклюжий шел пингвин

Посреди холодных льдин.

в Антарктиде по дорожке

Прыгал он на правой ножке.

А теперь подскок на левой-

И присел, согнув колени.

Встал, присел –

И пять прыжков:

Очень климат уж суров.

Учитель: Можете ли вы ответить теперь точно, почему маленький пингвиненок ОТВАЖНЫЙ?

Учитель: Слова храбрый и отважный – синонимы.  Пингвиненок, о котором рассказал писатель, действительно отважный.  Докажите используя текст.

- Восхищается ли автор маленьким пингвиненком? Докажите.

- Можно ли произведение назвать текстом – описанием? Найдите и прочитайте описание пингвиненка.

- Как  пингвинёнок переборол свой страх?  Прочитайте.

- Что можно сказать о малыше?

Подготовка к пересказу

Работа в группах.  Пересказ с опорой на картинки

Подведение итогов работы

Учитель:  Вспомните, что вы знали о пингвинах в начале урока, а что знаете теперь?

- Чему вы научились,  прочитав этот рассказ?

- Что нужно для того, чтобы преодолеть свой страх?

- Какие задачи ставили в начале урока?  Выполнили ли мы их?

Домашнее задание

 - Чтение текста, подготовить описание пингвиненка, нарисовать рисунок.

- Подобрать пословицу к рассказу.

Вспомнить ситуацию из своей жизни, как вы победили страх:

      • «Однажды мне пришлось остаться одному дома...»

      • «Однажды я пошел гулять и увидел, как...»

Рефлексия «Интервью»

- Оцените свою работу на уроке.

- Какие трудности вы испытывали?

Выставление отметок учащимся за работу на уроке с подробным комментарием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование читательской грамотности младшего школьника

Если цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основополагающим умением, которое приобретает ребёнок  в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его академические успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в средней школе, и неразрывно связывается с понятием «текст».

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 Международное мониторинговое исследование читательской грамотности PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира. В исследовании PIRLS проверяют знания учащихся, заканчивающих четвѐртый класс начальной школы, так как именно четвѐртый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта; чтение с целью освоения и использования информации. В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

*нахождение информации, заданной в явном виде;

*формулирование выводов;

 *интерпретация и обобщение информации;

*анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и еѐ преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Чтение как предмет и как средство обучения существует в начальных классах параллельно.  Ребята   младшего школьного возраста выполняют две роли: собственно читателя, мотивированного личным интересом, и читающего учащегося – в процессе выполнения учебного задания, когда чтение выступает средством его реализации.    Научить пользоваться чтением как средством обучения — важная задача, ибо работа с учебными материалами требует не только владения технической стороной навыка чтения, но и содержательной, т.е. понимания разных по форме, структуре и логике текстов. Так, грамматическое правило, арифметическая задача, текст опыта и научно-познавательные учебные статьи природоведческого и исторического содержания читаются по-разному. Усилия учителей начальных классов должны быть направлены не только на формирование навыка чтения как необходимого условия полноценной читательской деятельности, но и на формирование и развитие читательских умений младшего школьника. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов должно осуществляться в процессе обучения всем учебным предметам. Для этого необходимо постоянное совершенствование профессиональных компетенций педагогов, связанных с развитием у учащихся читательских умений.

Существует три уровня читательской грамотности.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие школьники уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Для формирования читательской грамотности следует использовать приёмы работы с текстом.

·                     Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

·                     Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы)

·  Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

        Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии  объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

·                     Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

·  Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

·  Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                    

·  Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

·  Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

·  Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

При  использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы   у обучающихся формируются  навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

       В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетентностный подход

“Расскажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь”.

Древняя китайская мудрость

Понятие "компетентностный подход" получило распространение в связи с модернизацией образования.  Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания. Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы учащегося по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций, помогают формировать ключевые компетенции.

Информационная компетенция

Доступ к информации, поиск информации, обработка, сопоставление информации, представленной в разных форматах, в том числе противоречивой .

Коммуникационная компетенция

Создание письменного продукта заданного жанра, устное выступление, соблюдение норм письменной и устной речи, соблюдение культуры общения, способность работать в команде.

Компетентность разрешения проблем

Грамотная постановка задачи, планирование собственной деятельности, умение точно выполнять инструкцию, оценка результата, рефлексия собственного продвижения.

Признаки компетентно-ориентированного задания:

·  во-первых, это деятельностное задание;

·  во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

·  в третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

·  в-четвёртых, его структура задаётся определёнными элементам.

Требования к КОЗ:

- задание требует продвижения от воспроизведения известного образца             к самостоятельному пополнению знания;

- задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов  к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес;

- задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания,  например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки    и  обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения,  призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой,  коммуникативной задачей,  объемом, форматом;

- задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения  эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.

Структура КОЗ достаточно чётко определена:

·                     стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;

·                     задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;

·                     источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания;

·                     бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке;

·                     инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что задания данного типа организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературного чтения позволяет формировать ключевые компетенции учащихся, решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике. Задания     в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических   и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.

В обучении, чтобы не формально усвоить материал, надо не пробыть, а прожить обучение, надо, чтобы обучение вошло в жизнь ребенка, чтобы оно имело для него личностный смысл. А.Н.Леонтьев

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование

Как узнать компетентностно-ориентированное задание?

·  Во-первых, это деятельностное задание;

·  во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

·  в -третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

·  в-четвёртых, его структура задаётся определёнными элементами.

Примерные компетентностно-ориентированные задания к урокам литературного чтения

Диагностические материалы для проверки сформированности у учащихся умения извлекать из самостоятельно прочитанного текста требуемую информацию и обрабатывать её.

Примерные комплексные  контрольные работы по обучению грамоте, 1 класс

Задание №1

1.                 Прочитай текст.

Ночные охотники

Ночью искать пищу животным помогает зрение. Лучше всех в темноте видят совы и филины. Их большие глаза ловят самый слабый свет. Солнечный свет для них слишком ярок. Поэтому днём эти птицы прячутся.

2 .Какие птицы лучше всех видят в темноте?

     совы                филины                         сороки

3.Что помогает совам охотиться в темноте?

         большие глаза              большие крылья          чуткие уши

4.Почему днём совы и филины прячутся? Найди в тексте и подчеркни предложение с ответом на этот вопрос.

5.Спиши первое предложение.

_______________________________________________________

6. В записанном предложении найди и обведи буквы, которые не обозначают звуков.

7.Определи количество букв и звуков в словах

Ночью _б., _зв., зрение __б., ___зв., ярок __б, __зв., искать _б, _зв.

Задание №2

1. Прочитай текст.

    Тётя дала Варе мёда. Варя сама ела мёд и дала его Маше, Васе и Кате. Дети были рады. Мёд им понравился.

2.Кто угостил мёдом Варю?

         мама                       тётя                друзья

3.Какие слова характеризуют  Варю?

         добрая               жадная          заботливая

4.Получилось ли у Вари порадовать друзей? Найди в тексте и подчеркни предложение с ответом на  этот вопрос.

5.Найди в тексте и подчеркни слово, в котором букв меньше, чем звуков.

6.Спиши первое предложение. Подчеркни  слово, в котором все согласные мягкие.

____________________________________________________________________________________________________________

7. Поставь ударение в словах.    Понравился, рады, дала.

Задание №3

Юннаты

       Детей пригласили в уголок природы. Там работают юннаты. Юля и Юра  кормят золотых рыбок. Люба и Лида поливают фикус  и юкку.  Юннаты любят природу.

1.                 Куда пришли ребята?

         в парк;

         в уголок природы;

        в театр.

2.Спиши название текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________      

3.Продолжи предложение.

Люба  и Лида ______________________________________________

4.Спиши первое предложение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

5.Золотые рыбки потому что:

    сделаны из золота;

    жёлто-оранжевого цвета с блестящей чешуёй.

6.Выпиши слово,  подходящее к схеме.

__________________________________________________  

___________________________________________________  

7.В словах последнего предложения поставь ударение. Обозначь цветными карандашами звуки.

Задание №4

1.                Прочитай текст

Волк

Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша сразу его узнала.

- Ты почему трёх поросят обижал?

Волк поджал хвост.

- Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк!

Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, он больше так не будет.

2.                Где происходили события рассказа?

     В лесу

     В деревне

     В зоопарке

3.                Какого зверя ругала Маша?

    лису

   тигра

    волка

4.                Почему волк не отвечал Маше?

        Волку было стыдно

        Волк не умеет говорить.

        Волк не хотел говорить

5.                Почему Маша решила, что волку стыдно? Подчеркни это предложение.

6.                Какие книги читала мама Маше?

        Три поросёнка

        Три медведя

        Красная шапочка

7.                Спиши первое, второе, третье предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.                 В последнем предложении найди и подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Диагностический тест по литературному чтению, 2 класс

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

— Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

— Чья собака? — сердито закричал он.

— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.             (В.Осеева)

1.Как собака оказалась у мальчиков? Найди предложение,  подчеркни его.

2.Какого размера была собака? Подчеркни в тексте слово, которое на него указывает.

3.Какую травму получила собака? Найди предложение, которое поможет ответить на этот вопрос. Обозначь его номером вопроса (3).

4. Кто ухаживал за больной собакой. Подчеркни нужные слова.

Только Коля.                       Только Ваня.                           Вместе Коля и Ваня.

5.Почему спор мальчиков заканчивался ссорой? Подчеркни предложение, в котором объясняется причина.

6. Кто из мальчиков поступил как плохой хозяин. Напиши имя. ____________

7. К слову хозяин подбери близкое по значению слово. Подчеркни.

Защитник, владелец, друг.

8. Отметь в тексте    (  )    начало и конец отрывка, к которому подойдёт заголовок «Случай в лесу» .

9. В какой книге можно найти это произведение? Обведи букву с правильным ответом.

 а) В сборнике рассказов о природе.

 б) В сборнике рассказов о детях.

 в) В сборнике рассказов о животных.

10. По поступку Коли ты узнал одну черту его характера. Подчеркни нужное слово.                                        Трусливый, смелый, скромный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка...  (и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Чтение блоков

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Фразы для чтения:

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

 Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

вверх

взмах

взнос

взмыл

вклад

гвалт

тракт

Днепр

Днестр

дрозд

монстр

перст

пестр

пункт

склад

смысл

спорт

столб

страж

треск

Чтение двуслоговых слов.

аббат

бедных

браво

велю

абсурд

без фар

брикет

венки

аган

белый

бронза

верни

ажур

бизон

бронхит

верхи

Фразы для чтения:

Жнец ждал.         

 Я вверх вез хлеб.

Фразы для чтения:

Хвощ лесной, хвощ ценный.

Читай правильно диалог.

- Собака,/ что делаешь?

- Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Покажи повышение и понижение голоса.

- Что ж ты, Еж, такой колючий? ^

- Это я на всякий случай. v

Знаешь, кто мои соседи? ^

Лисы, волки и медведи. v

Произноси правильно.

ша, ще

ручища, ножища, тараканище

 

чудище, хвостище

 

Щеткой чищу я щенка.

 

ого, его

у синего моря

 

пустите отдохнуть дорожного человека

 

Эта страница зеленого цвета.

р

грохот грома

 

родимая стронка

 

режу резеда

 

Карл у клары украл кораллы.

сш

шапкой Саша сшиб шишку

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.

Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.

Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.

Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или “спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали”.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

“Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.

 

“Угадай”.

Аленка вылез-- из луж-- и сказа--:

- А вода до чего тепл--!

И побеж--- по ули--, по всем лужи--- и калужинк--. Таня бросил--- за ней.

Они догон--- друг друга, шлеп--- босы-- ног--- по воде, подним-- весел-- брыз--, и смеял---.

Упражнения на понимание прочитанного

1. Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - …

2. Раздели слова на группы:

А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.

Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.

3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница).

4. Пятый – лишний.

Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.

5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:

Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры, направленные на формирование навыка чтения

      Предложенные упражнения можно использовать в групповой работе на уроке, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной работе и в работе с малыми группами. Задания носят непринужденный игровой характер.

 1. Игра «Слова наоборот».  Чтение строчек, наоборот, по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.  Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

2. Игра «Буквы наоборот».  Чтение строчек, наоборот, по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.   Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

3. Игра «Туда-сюда». Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.  Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

4. Игра «Половинка». Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.  Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

5. Игра «Прятки». Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

6. Игра «Маршрут». Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

7. Игра «Путаница». Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

8. Игра «Спокойной ночи!» Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

9. Игра «Открытые ножки». Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.      В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

1.           Сильная игровая мотивация

2.           Чтение про себя (т.к. это надо скрыть).

3.           Словесно-логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

4.           Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

5.           Расширение поля зрения.

10. Игра «Найди меня!» Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.  Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

11. Игра «Никуда ты от меня не уйдёшь!» Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка,  двигая  глазами справа налево,  прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

1.                 Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв.

2.     Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.

3.     Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

12. Игра «Смытые буквы». Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:

1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

      Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

     Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

     Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

13. Игра «Половинки». Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

     Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.  Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

14. Игра «С кочки на кочку». Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Это упражнение:

1.           Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения.

2.           Cоздает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения.

3.           Развивает произвольное внимание.

4.           Cпособствует развитию глазодвигательной активности.

15. Игра «Детектив». Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.

      Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.

16. Игра «Шифровка». Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

     Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.

      Представленные выше упражнения направлены на формирование первого компонента навыка чтения – техники чтения.

     Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста. Существует программа, направленная на развитие способности понимать разные типы текстов.

     Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями начальной школы на уроках и во внеклассной работе.

17. Игра «Пять вопросов». Ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только “да”, “нет” и “не знаю”. Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.

18. Игра «Наоборот». Поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.

19. Игра «Поиск». Нахождение противоположных слов: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение. Например,

1) постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда;

2) любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой;

3) принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить;

4) жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.

20. Игра «Школа писателей». Нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке. Например:

В косматой его бороде.
Трещит по замерзшей воде,
Идет, по деревьям шагает.
И яркое солнце играет. (Н.А. Некрасов)

На велосипеде.
Задом наперед.
А за ними кот
Ехали медведи (К.И.Чуковский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература:

1. http://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год 2. Предметные олимпиады как средство развития одарённых детей / авт.-сост. И. К. Гришкевич, О.А.Боровик. - Мозырь: Содействие, 2006.- 60с.

2. Теплов, Б.М. Способности и одарённость/ Б.М.Теплов / Проблемы индивидуальных различий. – М.: 1961.

3. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы // Н.Г. Белицкая, А.О.Орг.- 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. -  128с. – (Школьные олимпиады).

4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - М.: Аркти, 2009.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004 г. – №5.

6. Лезина О. М. Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературного чтения в младшей школе [Текст] / О. М. Лезина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 147-150.

7. Материалы методич. лаборатории «разработка комп. заданий http:/cerm.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВИТЕБСКОГО

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВИТЕБСКОГО

Печатается по решению педагогического совета государственного учреждения

Печатается по решению педагогического совета государственного учреждения

Введение В современных условиях функционирования образования возрастает потребность в педагоге – профессионале, который способен на высоком уровне обеспечить образовательный процесс, а также решать задачи всестороннего…

Введение В современных условиях функционирования образования возрастает потребность в педагоге – профессионале, который способен на высоком уровне обеспечить образовательный процесс, а также решать задачи всестороннего…

Оглавление 1. Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в школ

Оглавление 1. Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в школ

Урок - форма организации учебного процесса

Урок - форма организации учебного процесса

Знания – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот…

Знания – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот…

Современный урок - это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки

Современный урок - это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки

Педагогическая мастерская.

Педагогическая мастерская.

Но все эти мечты не смогут исполниться

Но все эти мечты не смогут исполниться

Вечный огонь»? · Что ответил дедушка о символе

Вечный огонь»? · Что ответил дедушка о символе

Найдите в тексте предложения с этими именами, про­читайте их

Найдите в тексте предложения с этими именами, про­читайте их

Алексеев Анатолий Данилович, 1921 года рождения

Алексеев Анатолий Данилович, 1921 года рождения

Педагогическая мастерская.

Педагогическая мастерская.

Воспитательные: -создание условий для освоения принципов саморегуляции, сотрудничества в учебных ситуациях

Воспитательные: -создание условий для освоения принципов саморегуляции, сотрудничества в учебных ситуациях

С добрым утром!". Э.Н

С добрым утром!". Э.Н

Анализ произведения Ответы на вопросы по содержанию произведения

Анализ произведения Ответы на вопросы по содержанию произведения

Кто? Какой? кот Матроскин трудолюбивый, хитрый, сварливый, аккуратный, практичный, чистоплотный, экономный, недоверчивый, важный

Кто? Какой? кот Матроскин трудолюбивый, хитрый, сварливый, аккуратный, практичный, чистоплотный, экономный, недоверчивый, важный

Выразительное чтение сказки с

Выразительное чтение сказки с

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в парах

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в парах

Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвинёнок»; - предугадывать ситуацию; - определять главную мысль произведения; - представлять героя; - научиться правильно читать текст

Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвинёнок»; - предугадывать ситуацию; - определять главную мысль произведения; - представлять героя; - научиться правильно читать текст

Учитель: О чем может быть этот текст?

Учитель: О чем может быть этот текст?

Восхищается ли автор маленьким пингвиненком?

Восхищается ли автор маленьким пингвиненком?

Формирование читательской грамотности младшего школьника

Формирование читательской грамотности младшего школьника

Международное мониторинговое исследование читательской грамотности

Международное мониторинговое исследование читательской грамотности

Так, грамматическое правило, арифметическая задача, текст опыта и научно-познавательные учебные статьи природоведческого и исторического содержания читаются по-разному

Так, грамматическое правило, арифметическая задача, текст опыта и научно-познавательные учебные статьи природоведческого и исторического содержания читаются по-разному

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности

Компетентностный подход “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”

Компетентностный подход “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”

Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания

Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания

ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков

ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков

Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей

Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей

Что помогает совам охотиться в темноте? большие глаза большие крылья чуткие уши 4

Что помогает совам охотиться в темноте? большие глаза большие крылья чуткие уши 4

Куда пришли ребята? в парк; в уголок природы; в театр

Куда пришли ребята? в парк; в уголок природы; в театр

Почему волк не отвечал Маше?

Почему волк не отвечал Маше?

Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу: —

Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу: —

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

Днепр Днестр дрозд монстр перст пестр пункт склад смысл спорт столб страж треск

Днепр Днестр дрозд монстр перст пестр пункт склад смысл спорт столб страж треск

Эта страница зеленого цвета. р грохот грома родимая стронка режу резеда

Эта страница зеленого цвета. р грохот грома родимая стронка режу резеда

Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос

Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос

Игра «Туда-сюда». Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот

Игра «Туда-сюда». Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот

Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и…

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и…

Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова

Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова

Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями начальной школы на уроках и во внеклассной работе

Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями начальной школы на уроках и во внеклассной работе

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов в решениии практико-ориентированных задач на уроках литературного чтения

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов в решениии практико-ориентированных задач на уроках литературного чтения

Литература: 1. http :// www

Литература: 1. http :// www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2021