Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку
Старший преподаватель кафедры графического моделирования
Хабибуллин Фарид Шамилович
На
занятиях по рисунку задания должны быть направлены на понимание и практическое
применение таких категорий, как динамика и статика, ритм, симметрия и
асимметрия, контраст и нюанс, целостность, завершенность, экспрессия. Все это
непосредственно связано с выразительностью рисунка, которая напрямую зависит от
композиционного решения рисунка, конструктивного анализа формы, светотени и
грамотного применения изобразительных материалов. Выразительность – это венец
всех перцептивных категорий, каждая из которых содействует возникновению выразительности
путем зрительно воспринимаемого напряжения. Ценность учебного рисунка
определяется степенью соответствия двух сторон: одна сторона связана с его
выразительностью, другая – с технико-аналитическими знаниями. В изобразительной
деятельности эти два начала неразделимы. Таким образом, выразительность в
академическом рисунке выступает связующим звеном между учебными и творческими
задачами, так как основана на эмоционально-образном восприятии окружающей
действительности. Поэтому, чтобы рисунок приобрел образное звучание, у
студентов необходимо развивать способность к оперированию образами. «От
наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к художественно образному
мышлению – таков путь развития творческих способностей, связанных с отражением
действительности в форме художественных образов» (Зинченко В. П.). Таким
образом, при обучении студентов рисунку композиции особое внимание должно
уделяться освоению способов художественно-образного выражения, таких, как
организация изображения по формальным и смысловым признакам, логическая
расстановка акцентов в рисунке, выбор главного и второстепенного и т.д. Для
того, чтобы студенты более точно и осознанно решали художественно-образные
задачи в длительных постановках по рисунку, применяются задания по выполнению
краткосрочных рисунков за один сеанс и выполнение набросков. Выполнение
краткосрочных рисунков само по себе уже направляет студента к решению
определенного замысла и делает его работу более целеустремленной. Работа в
данном направлении проходит с учетом методических разработок, имеющихся в
трудах С. А. Гавриляченко, С. Р. Гильмутдиновой, В. Л. Илющенко
, В. С. Кузина , В. К. Лебедко и других. При выполнении
работы уделяется особое внимание натурной постановке, чтобы натура не только
способствовала решению учебных задач, но и была выразительной, эмоционально
воздействуя и создавая определенный настрой. Материалы могли применяться разные
– карандаш, кисть, маркеры, графический планшет, но чаще всего сангина, уголь,
сепия, пастель или мягкий карандаш. Делалось это для того, чтобы студенты могли
приобрести разнообразный опыт. «Всякий новый материал обогащает художественным
опытом» (В. А. Фаворский). При выполнении задания студенты должны
были научиться оптимальному использованию технических приемов для передачи
материальности и использованию выразительных средств, выявляющих фактуры
различных материалов. Упражнения были направлены на работу с линией, пятном, на
использование различных типов штриховки и тушевки, для передачи различных
материалов (матовых, глянцевых, прозрачных). Для этого применялись различные
техники и материалы рисунка: карандаш, ручка, маркеры, цветные карандаши и
графический планшет. Прежде чем перейти к длительному рисунку, выполнялись
упражнения. Каждому студенту давался какой-либо объект (ткань с разной фактурой,
предметы быта и т. д.), выполненный из различных материалов. Затем
проводился анализ расположения отражений и бликов на элементах объектов.
Студентам не только объяснялись различные технические приемы передачи различных
материалов и их фактур (дерево, стекло, металл, драпировки), но и сами они
должны были высказаться о том, каким способом можно передать материальность
того или иного объекта. Например, давалась стеклянная бутылка. Алгоритм
действий был следующим. Задавался вопрос: «Что является наиболее характерным
для этого объекта?». В результате приходили к тому, что он прозрачный – значит
сквозь него будет просвечивать, то, что находится за предметом и сам предмет
также будет виден насквозь, но так как видимость не полная, то не должно быть
резких очертаний сквозь стекло. К тому же стекло искажает то, что находится за
ним. Следующее свойство стекла – оно отражает яркий свет, следовательно, в
месте перпендикулярного пересечения луча света со стеклом будут яркие блики.
Таким образом, преподаватель совместно со студентами и студенты друг с другом
(интерактивные формы работы, при решении ситуационных задач) обсуждали основные
свойства объекта. Далее переходили к тому, какими графическими средствами можно
передать рассмотренные свойства. При проведении этих упражнений демонстрировались
образцы и проводился анализ техник рисунка. После проведения серии упражнений
студенты стали лучше передавать материальность объектов, обрели большую
уверенность в передаче фактур, используя различные техники рисунка. Студенты
обрели большую уверенность в выражении собственных мыслей и идей на бумаге, их
краткосрочные рисунки и наброски стали отличаться композиционной
оригинальностью, экспрессией, в них стал прослеживаться идейный замысел, данные
находки переносились на длительные работы, что в результате положительно повлияло
на лаконичное художественно-образное решение итогового рисунка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.