Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе.
Оценка 4.7

Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе.

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
русская литература
1 кл—3 кл
15.04.2020
Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе.
В этой статье рассказывается о том как необходимо формировать у учащегося необходимые умения и навыки для его успешного обучения. Какие виды умений существуют, какие задачи они в себе несут и как влияют на успешное обучение. В статье классифицируются различные умения по поставленным задачам, по возрастным категориям учащихся. Рассказывается о том, с помощью чего формируются различные умения и навыки младших школьников и их влияние на учебный процесс.
Формирование и отслеживание навыков и умений..doc

Доклад  на тему:

 

Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе.

 

Автор: учитель начальных классов

 МОУ СОШ №16, 

Попкова Анна Владимировна

 

Прежде, чем учить творчеству,

Надо освоить стандартные задания;

При этом освоении

Надо идти «от простого к сложному».

Ян Амос Коменский

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка умения и навыков.

Успешное обучение в начальной школе не возможно без сформированности, у ребенка тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности.

В толковом словаре «навык» - умение, выработанное упражнениями, привычкой. А «умение» - это навык в каком-нибудь деле. В педагогической литературе есть различие между умениями и навыками, которые обнаруживаются в процессе их формирования. Но в любом случае процесс формирования у учащихся умений учения и труда осуществляется во взаимосвязи с воспитанием мотивации учения.

В научно-методической литературе умения и навыки называют общеучебными умениями. Почему?

Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризует его как «школьника», каковы его мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда.

Во-вторых, каждый предмет вносит, свой вклад в формирование учебных умений и с этой точки зрения они являются, межпредметными.

Основные умения и навыки труда можно классифицировать на:

 

I. Перцептивные умения

(обеспечивающие адекватные восприятия учебного материала).

 -умение внимательно слушать учителя;

 -внимательно читать;

-умение запоминать и воспроизводить, увиденный, прочитанный, услышанный или

-тактично воспринятый (осязаемый) учебный материал.

II. Учебно-интеллектуальные умения.

- умение расчленять целое на составляющие части (простой анализ);

- диалектически анализировать (со всех сторон) сравнивать, обобщать, классифицировать;

- типологизировать, систематизировать, абстрогировать, конкретизировать, выделять главное и существенное, интегрировать, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии;

- умение находить ассоциации и пользоваться ими, умение вычленять противоречие, формулировать проблемы,

- исследовательские умения постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательства, проверка;

III. Учебно - познавательные умения.

- умение составлять план ответа или выступления, тезисы, конспект, реферат, рецензию, аннотацию, умение готовить доклад;

- пользоваться различными видами чтения, умение читать и писать в заданном темпе;

- умение участвовать в учебном диалоге, дискуссии, диспуте, умение вести полемику, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы;

- пользоваться языком той науки, который лежит в основе учебного предмета;

- практические, исследовательские умения наблюдать, ставить опыты, проводить эксперименты, осуществлять различные измерения, конструировать, моделировать, умение пользоваться ТСО.

IV. Поисково-информационные умения.

- умения и навыки обращения со словарями, энциклопедиями, справочниками, работа с каталогами (прежде всего электронными), с оглавлением, поисковыми системами

- составление картотеки, умение пользоваться печатными аудиовизуальными, электронными средствами массовой информации и обязательно Интернетом.

V. Учебно-организационные

умения (обеспечивающие последовательный переход от человека знающего к человеку деятельному);

-  умение планировать текущую и перспективную учебную работу,

- умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

-  умение вести познавательную деятельность в группе, команде,

-  умение сотрудничать при решении учебных задач

-  умение объяснять, оказывать помощь, принять помощь товарища;

-  умение составлять свой жизненный проект, заниматься планируемым саморазвитием, созиданием, самостроительством собственной жизни.

 

В начальной школе, где закладываются умения, и навыки выделяются две группы.

-   Учебно - управленческие умения                

-   Учебно - информационные умения

 

Я согласна с этой классификацией, так как  первый класс- это введение ребенка в обучение: в течение года он постепенно входит в новую деятельность, овладевает, умением учиться. Знания, умения и навыки – это не столько цель, сколько средство и результат обучения. А цель – научить ребенка учиться. И именно от нас учителей начальной школы зависит, какой фундамент мы заложим  при строительстве дома знаний.

 

Давайте рассмотрим

 

1. Учебно-управленческие умения.

 

=понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной

деятельности;

Рассмотрим на примере.

Подчеркните выбранный вами вопрос.

-Как будем делать?     

-Что будем делать?

Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.

«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание. А для соревнования используем карточки с алгоритмами по теме «Имя существительное». Но, уточним сколько команд будет участвовать  в соревнованиях. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?»

 

Учебная задача отвечает на вопрос «Что будем делать?»

Формулировка учебной задачи: «Проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание!».

 

=понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном выполнении учебной задачи.

1 Прочитайте предложенные ниже учебную задачу и учебные действии по ее выполнению (последовательность их выполнения специально нарушена).

2. Определите, какая из предложенных формулировок является учебной задачей, подчеркните ее.

3. Пронумеруйте учебные действия в порядке их последователь­ного выполнения.

1-й вариант:

-  определите тему и основную мысль текста; -

-  составьте план текста;

-  прочитайте текст, выясните значение непонятных слов;

-  разделите текст на смысловые части, озаглавьте их;

-  напишите черновик плана; сопоставьте его с текстом; просле­дите, все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста;

-  проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроиз­вести (пересказать) текст;

- аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

 

Предполагаемый ответ:

 

Учебная задача: составьте план текста

Последовательность учебных действий1:

1.  Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2.  Определите тему и основную мысль текста.

3.  Разделите текст на смысловые части, озаглавьте и

4. Напишите черновик плана; сопоставьте его с текстом; проследи­те, все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.

5.  Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать) текст.

6.  Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант план.

 

= соблюдать последовательность выполнения домашних заданий в определенных временных границах;

   1-й вариант

1.В соответствии с расписанием учебных занятий конкретного класса сделать из классного журнала выборку домашних заданий по дням недели с понедельника по субботу.

2. Определить с помощью учителей-предметников примерные, временные затраты на выполнение учебной работы по дням недели.

3. Сопоставить установленные временные затраты со следующими общепринятыми нормами:

 

в 1-м классе -до 1 часа;

     во 2-м классе -до 1,5 чеса;

     в 3-х классах - до 2 часов;

          в 5-8-х классах - до 2,5часов.

2-й вариант:

вопросы для беседы с родителями.

1. Сколько времени каждый день Ваш ребенок выполняет домаш­нее задание?

2. Осознает ли Ваш ребенок взаимосвязь домашнего задания с результатами своего обучения в школе, чувствует ли зависимость успехов в усвоении учебных предметов от домашней работы? «Если ада», то укажите эти предметы..

3. Напишите, по каким учебным предметам учителя объясняли Вам, как необходимо ученикам выполнять домашнюю работу и в чем со­стоит при этом Ваша роль.

4. По каким учебным предметам домашняя работа Вашего ребенка проверяется учителем систематически?

5.  Какие затруднения испытывает Ваш ребенок при выполнении домашней работы;

5.1.Для ребенка чрезмерна, велика по объему домашняя работа по следующим учебным предметам:...

5.2.Ребенок не получает объяснения, как выполнять задание по следующим учебным предметам:...

5.3.Ребенок не знает рациональный порядок выполнения учебных заданий,

    Например, сначала теория, потом практика;

1. Ступень обучения и класс: начальная школа, выпускной класс. Сначала менее трудное задание, потом сложные, и на конец легкие.

через каждые 35-45 минут работы- 15-минутный перерыв (подчеркните).

 

= выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятии в школе и соблюдать правильные осанки на рабочем месте:

- ученик должен сидеть, прямо, слегка наклонив голову вперед;

 -расстояние между ним и краем стола должно равняться ширине ладони;

- ученик должен ставить обе ноги на пол подошвой.

(Почувствовав усталость, ученик должен откинуться на спинку парты или стула, заложив обе руки за спину).

 

2. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

 

= Умение бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста.

 

Для определения сформированность данного умения можно выбрать текст из различных книг для чтения, предназначенных для учащихся начальной школы. Следует помнить, что шрифт должен быть высотой до 4 мм, а сам текст должен находиться на одной странице и не быть сплошным.

Предварительно необходимо контрольный текст разметить, что по­зволит быстро определить скорость чтения детей.

На чтение текста ученику отводится одна минута, затем задаются два вопроса на проверку осознанности чтения. Вопросы по содержанию могут быть обращены к общему смыслу прочитанного, или к чему-то конкретному.

 

 

 

Техника чтения проверяется по следующим позициям:

1.Беглость чтения, т.е. чтение в темпе свободной речи проверяется в соответствии с данными выше требованиями.

2.Сознательность чтения, т.е. чтение с пониманием не только общего смысла прочитанного текста, но и всех его элементов и языковых средств.

 

Темп чтения вслух к концу учебного года.

 

 1-й класс- 30-40 слов в минуту;

 2-й класс-40-50 слов в минуту;

3-й класс-60-70 слов в минуту

4-й класс-80-90слов в минуту.

 

= Умение пользоваться различными видами чтения:

выборочным, комментированным, ролям.

Выборочное чтение – чтение, которое предполагает определенный отбор материала с целью его углубленного изучения.

Комментированное чтение – чтение, сопровождающее пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний.

Чтение по ролям – чтение текста, принадлежащего действующим лицам.

 

Задания по формированию данного умения планируются учителем на уроке. В поурочном плане четко определяется место отработки данного умения.

 

= Умение переходить с одного вида чтения на другой.

 

=Умение самостоятельно готовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно популярного текста.

Выразительное чтение – это чтение, характеризующиеся следующими признаками:

а) ясное четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп;

б) соблюдение пауз и логических ударений;

в) соблюдение интонации вопроса, утверждения, отрицания

г) придание голосу нужной эмоциональной окраски: радостной, грустной.

 (чтение басни)

= Умение работать с основными компонентами учебника:

  оглавлением;

  вопросами

  заданиями к учебному тексту;

  словарем;

  приложениями и образцами;

  иллюстрациями,

  схемами и таблицами

  сносками.

Данное умение очень важно, так как в среднем звене много внимания уделяется работе с учебником.

 

= Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.

 

= Умение определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, анатация.

 

= умение находить необходимую книгу или статью,

 пользуясь рекоменда­тельными библиографическими списками, картотеками, каталогами, ука­зателями, открытым доступом к книжным полкам.

(посещение библиотеки)

 

= Умение пользоваться библиографической карточкой.

 

= Умение владеть различными видами изложения текста: по отношению к объему исходного текста подробное и сжатое; по отношению к содержанию исходного текста – полное и выборочное.

 

 

= Умение работать с устными текстами.

1.Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.

Восполняющий (открытый) вопрос – это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др.

Уточняющий (закрытый) вопрос – это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности суждении («прямые» вопросы, вопросы с частицей «ли»).

 

= Умение находить ошибки в библиографическом описании книги одного двух авторов

Рассмотрим на примере

Найдите и исправьте ошибку в библиографическом описании книги, написанной одним, двумя авторами.

1-й вариант:

Физика: Учебник для 7-го класса. Перышкин А.В., Родин Н.А. – М: Просвещение. 1983г.-173с.

2-й вариант: В.В. Орлои, Альтист Данилов. – М.: Терра, 560 с. – 1994г.

 

Предполагаемый ответ: 1-й вариант:

Перышкин А.В., Родин Н.А. Физика: Учебник для 7-го класса. – М.: Просвещение, 1983. -173с.

2-й вариант:

Орлов В.В. Альтист Данилов. – М: Терра, 1994. -560с.

Проверяющий должен руководствоваться следующей нормой описания книги, написанной одним, двумя авторами:

Сведения об авторах. Основное заглавие / Сведения о редакторах. – Сведения о повторности издания. – Место издания: Издательство, Год издания. – Количество страниц.

Например: Новикова Э.А..Егоров B.C. Информация и исследователь. – Л.: Наука, 1974г.- 99 с.п.

= Умение осуществлять библиографическое описание книги одного – двух авторов:

1-й вариант:

Осуществите библиографическое описание учебника, например, по природоведению

Предполагаемый ответ:

1-й вариант:

Клепинина З.А. Природоведение: Учебник. Для 3-го класса. – М.: Просвещение, 1992.-12с.

 

= Умение различать научные, официально-деловое, публицистические и художественные письменные тексты

 

Задание. Прочитайте приведенные ниже тексты, определите их стиль.

1. Рокеры – это члены молодежных групп, увлекающиеся ездой в ночное время по улицам на мотоциклах: отличаются агрессивностью, склонностью к нарушению правил уличного движения и поведения вообще.

2. Уважаемые покупатели! С 8 декабря по 30 апреля аптека №2 закрыта на ремонт. Ближайшая дежурная аптека находится по адресу: ул. Гагарина 13 и работает без выходных.

                             Администрация аптеки № 2.

3. Волга! Главная река России! Её зовут матушкой – самым что ни на есть дорогим для человека словом.

4. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружил по степи. Тот час же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот.

 

1 научный стиль

2 официально–деловой

3 публицистический

4 художественный

 

Памятка. Характерные параметры стилей текста

1 сфера применения;

2 задачи текста;

3 отличительные черты;

4 характерные языковые средства.

 

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ТЕКСТА

1. Используется в материалах газет, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах.

2. 1-го задача – сообщать информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призвать.

3. Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, обращенным к рассмотрению социально-политических и нравственных проблем, совмещающим книжную и разговорную речь.

4. Для данного стиля характерны сочетания стандартных и экспрессивных выражений, использование слов в переносном значении, антонимов, торжественной лексики, побудительных, восклицательных и вопросительных предложений, обращений.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ТЕКСТА!

Используется в художественных произведениях.

1. Его задача – изобразить предмет или событие, передать читателю мысли, чувства автора.

2. Высказывание обычно бывает образным, наглядно представляемым, эмоциональным.

3. Для художественного стиля характерны сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения и т.д.

НАУЧНЫЙ СТИЛИ ТЕКСТА

1. Используется в научных трудах, словарях, учебниках, рефератах, лекциях, докладах и т.п.

2. Его задача – точная передача научных знаний.

3. Высказывание обычно бывает обобщенным, точным, доказательным, неэмоциональным.

 

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

1. Используемся и различных деловых документах, и официальных взаимоотношениях.

2  Его задача – точная передача деловой информации.

3. Его особенности заключаются в достоверности к объективности текста, максимальной краткости при полноте информации, точности ис­ключающей возможность двоякого понимания текста.

4. Для данного стиля характерны:

•    полное наименование государственных органов, учреждений, предприятий

•    употребление слов только в их прямом значении.

 

= Умение составить простой план устного текста.

 

Составить простой план устного текста.

 

Вот я перечислила умения и навыки, которые считаю приоритетными для начальной школы. Что можно развивать в личности ребенка? Мыслительные операции. Образовательные, коммуникативные и практические умения. Нравственные идеалы и эстетические представления. Учитель  может развивать на уроках все психические функции ребенка, но для того чтобы действовать эффективно, нужно выделить приоритетные и общеучебные умения и навыки и под них проектировать учебный процесс.

Умения рассматривают обычно как функционирующие знания и подразделяют

 

УМЕНИЯ

Элементарные                              Сложные

 

Элементарные умения можно довести до уровня навыка, когда действие выполняется автоматически. Для сложных умений это исключено.

Закономерностью формирования умений можно назвать существование технологической цепочки:

 

              Элементарные Умения   -----------             Элем Навык   ------    Сложные Умения

 

Смысл ее заключается в том, что элементарные умения успешнее включаются в состав сложных, если они доведены до уровня навыка. В соответствии с этой закономерностью построена дидактически целесообразная система усвоения умений.

 

Она содержит шесть видов упражнений:

= предварительные,

= вводные,

=пробные,

=тренировочные,

=творческие,

=контрольные.

 

Тренировочные упражнения служат актуализации опорных знаний, умений, то есть тех, которые были освоены ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии (выполняются коллективно).

Вводные упражнения могут быть двух назначений: либо для теоретического пояснения, либо для показа действия (показ учителя).

Пробные упражнения нужны для профилактики ошибок.

Тренировочные упражнения, необходимы для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально и в домашних условиях.

Творческие упражнения могут быть разными по характеру, но в технологической цепочке они имеют вполне определенное значение: включение элементарных навыков в состав сложных умений.

Контрольные упражнения могут быть как-либо такими же, как тренировочные, либо как творческие. Это зависит от того, что контролируется.

В начальной школе учителем выделяется 10-15 минут на каждом уроке для применения знаний и умений. Для этого располагает большим количеством дидактических материалов, как для организации самостоятельной работы, так для работы в микрогруппах.

На разном материале у ребенка формируются одни и те же мыслительные операции, главное, чтобы и в математике, и в русском языке, и окружающем мире он научился обобщать, сравнивать, анализировать, видеть множество, и выделять из него единицу.

 

Учить учиться – это, прежде всего:

  =понимать учебную задачу,

  =уметь самостоятельно выбирать средства для ее решения,

  =осознавать последовательность действий в любой учебной задаче,

  =уметь контролировать и оценивать свою деятельность

  =уметь применять знания, умения и навыки в нестандартной ситуации.

 

Меняются ценностные установки в обществе и в образовании. Коротко задачу, стоящую перед образованием, можно сформулировать. Так «школа памяти», к « школе мышления». И далее - к «школе развития».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на формирование умения оценивать деятельность по заданному алгоритму и составлять простой план текста.

1.Прочитай текст, озаглавьте его и составьте план.

2.Проверь свой план, и оцените его, заполнив таблицу.

 

ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ ПЛАНА ТЕКСТА

Алгоритм оценки плана текста

Да

Частично

Нет

1. Проверь, отражает ли твой заголовок тему и основную мысль текста (известно, что тема - это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль - это то, что говорится)

 

 

 

2. Проверь, все ли главные смысловые части текста кашли отражение в плане

 

 

 

3. Проверь, соответствуют ли пункты плана последователь­ности изложения текста

 

 

 

 

4. Проверь, правильно ли графически оформлен план

 

 

 

 

5. Сделай итоговую оценку плана; можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст

 

 

 

 

 

Г.Х. Андерсен.

Ганс Христиан Андерсен родился и жил в XIX веке в Данин, маленькой северной стране. Множество сказок написал Андерсен. Тебе, наверное, знакомы герои его сказок: маленький Оле-Лукойе, крошечная девочка Дюймовочка, стойкий оловянный солдатик и другие. Удивительный мастер сказов мог самые обыкновенные вещи, окружающие нас: посуду, игрушки, растения и цветы, превратить в сказочных героев.

«Часто мне кажется, - говорил Андерсен, - будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорит мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни». Эти волшебные превращения могли происходить потому, что Андерсен не только имел богатое воображение художника, но и умел быть наблюдательным человеком. Его замечательные сказки помогают нам заглянуть в волшебный мир чудес, они учат нас, добру, любви и справедливости.

 

 

Памятка как составить план текста.

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Определите тему и основную мысль всего текста.
  3. Разделите текст на смысловые части.
  4. Определите тему и основную мысль смысловых частей, озаглавьте их.
  5. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом.
  6. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.
  7. Аккуратно перепишите свой вариант плана.

 

 

 

 

 

 


Доклад на тему: Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Доклад на тему: Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

III . Учебно - познавательные умения

III . Учебно - познавательные умения

Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное»

Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное»

Сколько времени каждый день Ваш ребенок выполняет домаш­нее задание? 2

Сколько времени каждый день Ваш ребенок выполняет домаш­нее задание? 2

Техника чтения проверяется по следующим позициям: 1

Техника чтения проверяется по следующим позициям: 1

Умение пользоваться библиографической карточкой

Умение пользоваться библиографической карточкой

Умение различать научные, официально-деловое, публицистические и художественные письменные тексты

Умение различать научные, официально-деловое, публицистические и художественные письменные тексты

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ 1 . Используемся и различных деловых документах, и официальных взаимоотношениях

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ 1 . Используемся и различных деловых документах, и официальных взаимоотношениях

Тренировочные упражнения , необходимы для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально и в домашних условиях

Тренировочные упражнения , необходимы для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально и в домашних условиях

Задание на формирование умения оценивать деятельность по заданному алгоритму и составлять простой план текста

Задание на формирование умения оценивать деятельность по заданному алгоритму и составлять простой план текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020