ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология
5 кл—8 кл
23.02.2022
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ     НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.
Комплекс коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных навыков
статья 2022-2.docx

 

Карева Ольга Петровна

Самыловская Ольга Владимировна

ГБОУ школа № 755

«Региональный Центр аутизма

Василеостровского района

Санкт-Петербург

olga.samylovskaya@yandex.ru, [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ     НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих занятий.

Ключевые слова. Коммуникативные навыки, игротерапия, комплекс коррекционно - развивающих занятий.

При проведении работы по формированию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста, был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий. Педагогами применялась специальная система мер, направленная на формирование у детей навыков социальной адаптивности.

Цель проводимой работы -  подбор и реализация на практике занятий, имеющих коррекционно-развивающую направленность для формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации детей подконтрольной группы, активизации их речевого   развития.

Задачи педагогической работы:

 

- снижение проявления негативизма по незначительному поводу;

 

- формирование способности к переживанию, эмоциональному отклику;

 

- развитие мотивационно-потребностной сферы;

 

- формирование интереса к познанию;

 

- развитие навыков сюжетно-ролевой игры;

-   формирование умения входить в контакт и вступать в диалог;

           При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых детей, большое значение имеет игра. Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработать полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

При составлении плана курса игротерапии были выделены три направления работы.

    Первый блок ориентировочные занятия. Предполагается два вводных занятия, цель которых – установление доверительных отношений среди участников группы, создание благоприятного эмоционального фона, минимизация нежелательного поведения.

Второй блок – терапевтический (8 занятий). Предполагает постепенное устранение симптомокомплекса необщительности, развитие уверенности в себе, гармонизацию отношений в группе сверстников, формирование навыков социального доверия, социальных эмоций. В данном блоке используются не только методы игротерапии, но и хороводные игры, невербальные игры, психогимнастика и игровые тренинги.

Третий блок обучающий (2 занятия). Закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх. Через участие в подвижных играх и занятиях происходит не только формирование познавательного интереса, отрабатываются возможные жизненные ситуации, развиваются навыки социального взаимодействия, но и совершенствуется крупная и мелкая моторика, пространственная оценка движений, расширяются возможности перемещений и знакомства с окружающим миром. Тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств через участие в игре сопряжена с тем, чтобы развивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира.

     По содержанию, игры, проводимые с детьми данной группы, направлены на формирование способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них, умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих, умению применять навыки общения в повседневной жизни.

     Метод работы непосредственное взаимодействие.

Комплекс коррекционно – развивающих занятий по формированию коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью представлен в следующей таблице:

недели

 

Тема

образовательной деятельности

Коррекционные  задачи

Содержание

Блок 1. Ориентировочные занятия

1

Тема «Начинаем мы играть»

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» Игра «Клубочек».

1.Раскрепощение участников;

2.Объединение их в группу.

 

1. Организационный момент с игрушкой

«Котик». «Кто в садик пришел?»

1.                             2. Знакомство     с участниками игры. Дети рассказывают о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.

3. Игра «Так бывает или нет» (объединение

участников).

4. Хоровод «цветов»

5.Прощание с Котиком.

2

Тема «Транспорт»

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

Подвижная игра «Чух-чух паровозик».

1.Раскрепощение участников;

2.Объединение их в группу.

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» Объявление темы. Выбор игрушек автомобилей.

2.Предметная игра с автомобилями.

3.Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и так далее);

4.Совместная      игра

«Дорога»;

5.Подвижная       игра

«Чух-чух паровозик».

6.Завершение     игры

«Транспорт».

2.           7. Прощание с Котиком. Подведение итогов.

Блок 2. Терапевтические занятия

 

3

 

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

 

 

 

«Девочка чумазая»

1.Развитие мимики, пантомимики у детей;

2.Развитие способностей из несложных действий создавать сюжет

3.Создавать условия для активности детей.

1.                 Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2.    Введение в игру.

3.    Котик читает сказку А. Барто «Девочка чумазая».

4.Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участников);

4.    5.Театрализованная игра «Девочка чумазая»

5. «Котик» завершает игру.

4

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

 

Воробьиная игра

1.Развитие вербальных форм проявления эмоций.

2. Актуализация переживаний (конфликт, перемирие, ласка)

 

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2.Игра «Летает не летает»;

3.           3.Театрализованная игра

«Воробьиная семья». Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации

4.Игра сказка «Дождь в лесу».

5. Герой Котик завершает игру.

5

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

 

 

 

 

 

«Три поросенка»

 

1.Актуализация эмоций;

2.Развитие творческих способностей.

3.Координация движений.

1.                 Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2.               Введение в игру. Герой

Котик вспоминает сказку «Три поросенка»;

3.                Игра «Займи свой домик».

4. Театрализованная игра

«Три поросенка»;

5.Завершение игры.

6

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

 

«Пчелка»

1.Разрядка агрессивных импульсов;

2. Выполнение упражнений на релаксацию.

        

 

1.               Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2.    Введение в игру.

3.     Игра «Нос, пол, потолок» объединение участников)

4.Подвижная игра с вербальной   активностью

«Пчелкины песни»;

5. Этюд на расслабление

«пчелка спит»;

6. Завершение игры.

 

7

 

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

 

 

 

«Кошки»

1.Разрядка агрессивных импульсов.

2.Развитие воображения.

3.Снятие внутренней скованности

1.   Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2.      Введение в игру.

3.   Игра «Злые добрые кошки»;

4.   Подвижная игра: «Смелые мышки».                

5.   Релаксация «Волшебный сон».

6.   Завершение игры.

8

 

 

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Смешные клоуны»

 

1.Развитие   воображения.

2.Разрядка вербальной агрессии.

3.Релаксация.

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2. Введение в игру;      

3. Инсценировка «Общей веселой истории»;

4. Игра «Веселые клоуны»

5.Этюд на расслабление «Отдых в лесу»;

6.Завершение игры.

9

 

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

 

«Капризная лошадка»

 

1.Разрядка агрессивных импульсов

2.Актуализация упрямства;

3.Коррекция упрямства.

1.Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

 введение в игру;

2. Театрализованная игра

«Брыкающаяся лошадка (мимика, пантомимика, интонации);

3.Игра «Упрямая подушка» (снятие общей

агрессии, негативизма, упрямства).

4. Завершение игры.

10

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

 

 

«Жадные

медвежата»

1. Актуализация

жадности;

2.Коррекция жадности.

3.Релаксация.

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

 2. Введение в игру.

2. Театрализованная игра

«Два жадных медвежонка».

4. Беседа о жадности;

5. Релаксационный комплекс «Подснежник».

6. Завершение игры.

Блок 3. Обучающие занятия

1

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Мир наоборот»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Объединение взрослых и детей в совместных играх.

2.Раскрепощение детей.

3.Разрядка агрессивных импульсов.

 

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2.Введение в игру.

3.Игра «Съедобное несъедобное» (объединение участников игры)

4. Театрализованная игра

«Мир наоборот» (снятие авторитарности с образа взрослого).

5. Подвижная        игра «Жужа».

6. Релаксационный комплекс «Гусли-самогуды».

7. Завершение игры

2

 

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Цветик             - семицветик»

 

1.Актуализация потребностей в совместных детско-взрослых играх.

2.Формирование навыков общения с взрослыми.

3.Развитие взаимной эмпатии.

 

1.Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» введение в игру.

2. Игра «Нос, пол, потолок» (объединение участников игры);

3. Игра «волшебные картинки»;

4. Детско взрослая игра

«Цветик - семицветик» (развитие сотрудничества,

взаимной эмпатии).

 

Проведение комплекса занятий, тщательно подобранных для формирования коммуникативных навыков показывает хороший результат. На наш взгляд важно отметить появление интереса к чтению книг, снижение уровня агрессивности при выстраивании отношений внутри детского коллектива, попытки самостоятельно установить контакт со взрослым. Появились попытки освоить новые роли (ведущий, игрок) и необходимость подчиняться установленным правилам стали основой для развития навыков сюжетно-ролевых игр. В процессе игры дети научились планировать свое поведение и оценивать деятельность партнеров по игре мирным путем.

Следует отметить, что без специального обучения, для большинства детей с умственной отсталостью невозможно развить у себя коммуникативные навыки, необходимые для взаимодействия в социуме. Им необходимо оказывать реальную помощь для овладения элементами общения, что естественно приводит к появлению у ребёнка способности к адаптации.

         Главный вывод по результатам проведенной работы заключается в следующем: развитие умений и навыков коммуникации среди детей с умственной отсталостью возможно только при проведении специального организованного обучения.  Отработка на практическом уровне коммуникативных умений и развития устной речи стало возможным в ходе организации интерактивного процесса обучения, в ходе которого было налажено взаимодействие учащихся внутри детского коллектива.


 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР)

2.     Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. доктора психол. наук: 19.00.10 [Текст] / Е. Н. Дмитриева. – М.: из-во МГУ, 2005. – 411c;

3.     Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Посвещение, 2014. 512 с.

4.     Выготский, Л. С. Основы дефектологии. [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, М. : Педагогика, 2009. – 186 с.

5.     Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис. кандидата пед. наук: 13.00.03 [Текст] / И. А. Емельянова; - Екатеринбург, 2009. – 274 с.

6.     Киреева, М. Е. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью. [Текст] / М. Е. Киреева // Из опыта работы специальных психологов и педагогов. Выпуск III: Сборник статей. / Под ред. С. М. Валявко, О. Б. Дудко /ГБОУ ВПО «МГПУ». Москва, 2013. – С.40-43

7.     Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза   общения.   [Текст]   / М. И. Лисина. – М. :– 2013. 144 с.

8.     Панферов, В. Н. Психология общения. [Текст] / В. Н. Панферов // Вопросы Философии. - 1971.- № 7- с. 2-5.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Карева Ольга Петровна Самыловская

Карева Ольга Петровна Самыловская

При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых детей, большое значение имеет игра

При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых детей, большое значение имеет игра

Тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств через участие в игре сопряжена с тем, чтобы развивать более дифференцированное…

Тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств через участие в игре сопряжена с тем, чтобы развивать более дифференцированное…

Кто в садик пришел?» Подвижная игра «Чух-чух паровозик»

Кто в садик пришел?» Подвижная игра «Чух-чух паровозик»

Герой Котик завершает игру. 5Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» «Три поросенка» 1

Герой Котик завершает игру. 5Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» «Три поросенка» 1

Смешные клоуны» 1.Развитие воображения

Смешные клоуны» 1.Развитие воображения

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» «Мир наоборот» 1

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» «Мир наоборот» 1

Отработка на практическом уровне коммуникативных умений и развития устной речи стало возможным в ходе организации интерактивного процесса обучения, в ходе которого было налажено взаимодействие учащихся…

Отработка на практическом уровне коммуникативных умений и развития устной речи стало возможным в ходе организации интерактивного процесса обучения, в ходе которого было налажено взаимодействие учащихся…

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ     НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022