Карева Ольга Петровна
Самыловская Ольга Владимировна
ГБОУ школа № 755
«Региональный Центр аутизма
Василеостровского района
Санкт-Петербург
olga.samylovskaya@yandex.ru, olyakareva@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих занятий.
Ключевые слова. Коммуникативные навыки, игротерапия, комплекс коррекционно - развивающих занятий.
При проведении работы по формированию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста, был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий. Педагогами применялась специальная система мер, направленная на формирование у детей навыков социальной адаптивности.
Цель проводимой работы - подбор и реализация на практике занятий, имеющих коррекционно-развивающую направленность для формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации детей подконтрольной группы, активизации их речевого развития.
Задачи педагогической работы:
- снижение проявления негативизма по незначительному поводу;
- формирование способности к переживанию, эмоциональному отклику;
- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- формирование интереса к познанию;
- развитие навыков сюжетно-ролевой игры;
- формирование умения входить в контакт и вступать в диалог;
При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых детей, большое значение имеет игра. Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработать полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
При составлении плана курса игротерапии были выделены три направления работы.
Первый блок – ориентировочные занятия. Предполагается два вводных занятия, цель которых – установление доверительных отношений среди участников группы, создание благоприятного эмоционального фона, минимизация нежелательного поведения.
Второй блок – терапевтический (8 занятий). Предполагает постепенное устранение симптомокомплекса необщительности, развитие уверенности в себе, гармонизацию отношений в группе сверстников, формирование навыков социального доверия, социальных эмоций. В данном блоке используются не только методы игротерапии, но и хороводные игры, невербальные игры, психогимнастика и игровые тренинги.
Третий блок – обучающий (2 занятия). Закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх. Через участие в подвижных играх и занятиях происходит не только формирование познавательного интереса, отрабатываются возможные жизненные ситуации, развиваются навыки социального взаимодействия, но и совершенствуется крупная и мелкая моторика, пространственная оценка движений, расширяются возможности перемещений и знакомства с окружающим миром. Тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств через участие в игре сопряжена с тем, чтобы развивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира.
По содержанию, игры, проводимые с детьми данной группы, направлены на формирование способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них, умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих, умению применять навыки общения в повседневной жизни.
Метод работы – непосредственное взаимодействие.
Комплекс коррекционно – развивающих занятий по формированию коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью представлен в следующей таблице:
№ недели
|
Тема образовательной деятельности |
Коррекционные задачи |
Содержание |
Блок 1. Ориентировочные занятия |
|||
1 |
Тема «Начинаем мы играть» Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» Игра «Клубочек». |
1.Раскрепощение участников; 2.Объединение их в группу.
|
1. Организационный момент с игрушкой «Котик». «Кто в садик пришел?» 1. 2. Знакомство с участниками игры. Дети рассказывают о любимых игрушках, занятиях, лакомствах. 3. Игра «Так бывает или нет» (объединение участников). 4. Хоровод «цветов» 5.Прощание с Котиком. |
2 |
Тема «Транспорт» Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» Подвижная игра «Чух-чух паровозик». |
1.Раскрепощение участников; 2.Объединение их в группу. |
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» Объявление темы. Выбор игрушек – автомобилей. 2.Предметная игра с автомобилями. 3.Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и так далее); 4.Совместная игра «Дорога»; 5.Подвижная игра «Чух-чух паровозик». 6.Завершение игры «Транспорт». 2. 7. Прощание с Котиком. Подведение итогов. |
Блок 2. Терапевтические занятия
|
|||
3 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»
«Девочка чумазая» |
1.Развитие мимики, пантомимики у детей; 2.Развитие способностей из несложных действий создавать сюжет 3.Создавать условия для активности детей. |
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» 2. Введение в игру. 3. Котик читает сказку А. Барто «Девочка чумазая». 4.Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участников); 4. 5.Театрализованная игра «Девочка чумазая» 5. «Котик» завершает игру. |
4 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»
Воробьиная игра |
1.Развитие вербальных форм проявления эмоций. 2. Актуализация переживаний (конфликт, перемирие, ласка)
|
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» 2.Игра «Летает – не летает»; 3. 3.Театрализованная игра «Воробьиная семья». Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации 4.Игра – сказка «Дождь в лесу». 5. Герой Котик завершает игру. |
5 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»
«Три поросенка» |
1.Актуализация эмоций; 2.Развитие творческих способностей. 3.Координация движений. |
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» 2. Введение в игру. Герой Котик вспоминает сказку «Три поросенка»; 3. Игра «Займи свой домик». 4. Театрализованная игра «Три поросенка»; 5.Завершение игры. |
6 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»
«Пчелка» |
1.Разрядка агрессивных импульсов; 2. Выполнение упражнений на релаксацию.
|
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» 2. Введение в игру. 3. Игра «Нос, пол, потолок» объединение участников) 4.Подвижная игра с вербальной активностью «Пчелкины песни»; 5. Этюд на расслабление «пчелка спит»; 6. Завершение игры.
|
7 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»
«Кошки» |
1.Разрядка агрессивных импульсов. 2.Развитие воображения. 3.Снятие внутренней скованности |
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» 2. Введение в игру. 3. Игра «Злые – добрые кошки»; 4. Подвижная игра: «Смелые мышки». 5. Релаксация «Волшебный сон». 6. Завершение игры. |
8 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» «Смешные клоуны» |
1.Развитие воображения. 2.Разрядка вербальной агрессии. 3.Релаксация. |
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» 2. Введение в игру; 3. Инсценировка «Общей веселой истории»; 4. Игра «Веселые клоуны» 5.Этюд на расслабление «Отдых в лесу»; 6.Завершение игры. |
9 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»
«Капризная лошадка» |
1.Разрядка агрессивных импульсов 2.Актуализация упрямства; 3.Коррекция упрямства. |
1.Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» введение в игру; 2. Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка (мимика, пантомимика, интонации); 3.Игра «Упрямая подушка» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства). 4. Завершение игры. |
10 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»
«Жадные медвежата» |
1. Актуализация жадности; 2.Коррекция жадности. 3.Релаксация. |
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» 2. Введение в игру. 2. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка». 4. Беседа о жадности; 5. Релаксационный комплекс «Подснежник». 6. Завершение игры. |
Блок 3. Обучающие занятия |
|||
1 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» «Мир наоборот»
|
1.Объединение взрослых и детей в совместных играх. 2.Раскрепощение детей. 3.Разрядка агрессивных импульсов.
|
1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» 2.Введение в игру. 3.Игра «Съедобное – несъедобное» (объединение участников игры) 4. Театрализованная игра «Мир наоборот» (снятие авторитарности с образа взрослого). 5. Подвижная игра «Жужа». 6. Релаксационный комплекс «Гусли-самогуды». 7. Завершение игры |
2 |
Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» «Цветик - семицветик»
|
1.Актуализация потребностей в совместных детско-взрослых играх. 2.Формирование навыков общения с взрослыми. 3.Развитие взаимной эмпатии.
|
1.Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» введение в игру. 2. Игра «Нос, пол, потолок» (объединение участников игры); 3. Игра «волшебные картинки»; 4. Детско – взрослая игра «Цветик - семицветик» (развитие сотрудничества, взаимной эмпатии). |
Проведение комплекса занятий, тщательно подобранных для формирования коммуникативных навыков показывает хороший результат. На наш взгляд важно отметить появление интереса к чтению книг, снижение уровня агрессивности при выстраивании отношений внутри детского коллектива, попытки самостоятельно установить контакт со взрослым. Появились попытки освоить новые роли (ведущий, игрок) и необходимость подчиняться установленным правилам стали основой для развития навыков сюжетно-ролевых игр. В процессе игры дети научились планировать свое поведение и оценивать деятельность партнеров по игре мирным путем.
Следует отметить, что без специального обучения, для большинства детей с умственной отсталостью невозможно развить у себя коммуникативные навыки, необходимые для взаимодействия в социуме. Им необходимо оказывать реальную помощь для овладения элементами общения, что естественно приводит к появлению у ребёнка способности к адаптации.
Главный вывод по результатам проведенной работы заключается в следующем: развитие умений и навыков коммуникации среди детей с умственной отсталостью возможно только при проведении специального организованного обучения. Отработка на практическом уровне коммуникативных умений и развития устной речи стало возможным в ходе организации интерактивного процесса обучения, в ходе которого было налажено взаимодействие учащихся внутри детского коллектива.
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР)
2. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. доктора психол. наук: 19.00.10 [Текст] / Е. Н. Дмитриева. – М.: из-во МГУ, 2005. – 411c;
3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Посвещение, 2014. – 512 с.
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, – М. : Педагогика, 2009. – 186 с.
5. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис. кандидата пед. наук: 13.00.03 [Текст] / И. А. Емельянова; - Екатеринбург, 2009. – 274 с.
6. Киреева, М. Е. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью. [Текст] / М. Е. Киреева // Из опыта работы специальных психологов и педагогов. Выпуск III: Сборник статей. / Под ред. С. М. Валявко, О. Б. Дудко /ГБОУ ВПО «МГПУ». Москва, 2013. – С.40-43
7. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М. И. Лисина. – М. :– 2013. – 144 с.
8. Панферов, В. Н. Психология общения. [Текст] / В. Н. Панферов // Вопросы Философии. - 1971.- № 7- с. 2-5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.