Формирование нравственной культуры обучающихся НПО и СПО на занятиях по русской литературе
Руснак Анастасия Викторовна,
преподаватель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И. С. Солтыса»
«Не поступай по отношению к другим так,
как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ, 18 век
Вопросы формирования современных методов и подходов в обучении сегодня требуют особого рассмотрения, тем более с точки зрения воспитания нравственно-духовных ценностей у студентов, их взаимодействия с литературой как видом культуры и основным фактором в развитии духовно-нравственной сферы. Снижение уровня читательского потенциала в современном обществе и кризис культуры в целом определяют острую необходимость поиска путей решения этой проблемы, одним из которых является актуализация аксиологического подхода в обучении, формирование ценностных ориентиров в структуре личности студента. В век современной информационной перегрузки и всеобщего доступа образовательная среда является той необходимой «площадкой», где ценностные установки личности могут быть сформированы и развиты в полной мере. А изучаемые произведения литературы являются наглядным представлением формирования нравственной составляющей личности студента, его ценностных ориентаций, самореализации и саморазвития.
Ведь ценности включают в себя элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе. Содержательной основой процесса формирования личностных ценностей и является литература, в которой воплощен особый ценностный комплекс (идеалы и представления), способствующие продуктивному формированию ценностной сферы студентов и приобщению их к таким базовым общечеловеческим смыслам, как дом, семья, труд, любовь, память, природа, дружба, счастье, патриотизм. Данные категории в произведениях писателей и поэтов соединяются с ценностной идеей и категорией «прекрасного» как ключевой в формировании души подрастающей личности и определения его как культурного человека в современном обществе. Ведь главным предметом литературы является человек в его взаимодействии с окружающей средой во всей полноте данных взаимодействий. Это представлено на примере произведений классической литературы.
Курс родной литературы строится на историко-литературной основе, что позволяет дать студентам системное представление об эпохах в развитии литературы, лейтмотивах в искусстве определённого времени, о диалоге произведений русских и зарубежных авторов, русских и приднестровских писателей, классической и современной литературы, о национальном и индивидуальном своеобразии решения проблем в творчестве писателей, об исторической, национальной, индивидуальной неповторимости художественных форм и стилей, диалектике традиций и новаторства в искусстве слова.
Введение духовно-нравственных понятий, а также определение ценностной составляющей литературных терминов обогащает понимание аксиологического контекста искусства слова и ценностно-смыслового самоопределения. Так, например, при изучении жизни Валентина Распутина и его творчества особое внимание уделяется аксиологическим категориям духовности, нравственности. А тема памяти и преемственности поколений, проблема утраты душевной связи человека со своими корнями также является приоритетной при изучении данного писателя, а также А.Т. Твардовского. Безусловно, произведения Федора Абрамова раскрывают проблему цельности духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей. В.П. Астафьев через ценностное осмысление темы дома выходит к экологической тематике и проблематике («Царь-рыба»): затрагиваются нравственные категории экология человека – экология души – экология природы. В основе анализа и интерпретации произведений Астафьева лежит идея, которую должны раскрыть студенты — разрушение ценностных основ культуры приводит к разрушению природы как дому человечества. В этом заключается важный ценностный вывод писателя.
Прежде всего это ценностная идея дома и семьи, где созидательной становится ценностная идея труда, гармонии человека с природой, гармонии человека с человеком во всевозможных видах человеческих взаимодействий (через темы войны и мира и любви), любовь к родине малой и родине большой, любовь к братьям нашим меньшим.
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет — это уникальные и правдивые архивы того времени, в которых к тому же раскрываются вечные проблемы и ценности людей: нравственный выбор, вечная правда и память о войне, духовно-нравственный подвиг русского народа на войне, дети и женщины на войне.
Эти и другие ценностные понятия в русской литературе поддерживаются категорией «прекрасного», как выше сказано, ключевого понятия в формировании нравственной культуры студента, а также созидательного, гармоничного начала в обществе. Вне категории «прекрасного» человек и культура существовать не могут. Эти идеи становятся приоритетными в ценностном изучении художественных произведений, которые сами в то же время есть часть «прекрасного».
Таким образом, изучение вышеперечисленных произведений помогают соотносить общественные ценности на личные, что означает их нравственное осознание.
В аксиологический аспект на занятиях литературы входят и сведения биографического характера. Ведь «жизнь писателя — не менее волнующее и поучительное явление, чем судьба созданных им героев». Обращение обучающихся к биографии создателя художественного произведения помогает понять позицию, мировоззрение писателя и, следовательно, глубже проанализировать произведение.
Метод анализа художественного произведения
с учетом ценностных категорий позволяет студентам глубоко и эмоционально
осмыслить изучаемые произведения литературы, увидеть особенности поэтики,
помогает воспринять идеи писателя или поэта и сделать их частью собственного
духовного мира.
Художественные произведения, входящие в учебную программу по русской
литературе, уже являются носителями ценностных смыслов эмоционально-ценностной
ориентации. Художественное произведение открывает для студента не только смыслы общественного мировоззрения того времени, в которое написано произведение, но
и самого себя, происходит освоение не только
художественно-языковой реальности литературного текста, но и его ценностно-идейного содержания параллельно с процессом «освоения» и «созидания»
собственной личности на
основе соотнесения со своим ценностным опытом (процессы
развития, саморазвития, самоактуализации). Именно этими
процессами и определяется механизм присвоения
ценностей на занятиях литературы
и в целом в процессе чтения.
Особое внимание необходимо уделять при анализе произведения слову, использую для этого следующие приемы:
§ словарная работа в тексте;
§ речевой портрет героя;
§ пересказ (аналитический, сжатый, комментированный);
§ изменение текста с помощью использования средств выразительности;
§ сравнительный или сопоставительный анализ художественных текстов на одну тему;
§ сочинения или эссе разных видов (по наблюдениям, по впечатлениям, сочинения в стиле того или иного писателя и т.д.);
§ написание стихотворения в стиле того или иного поэта.
Кроме того формирование нравственной культуры студентов на занятиях по литературе происходит при диалоге преподавателя со студентами, при задавании вопросов собеседнику, конструировании ответа на вопрос, в полилоге (коллективная дискуссия), в ролевой форме представления текста произведения. Особая ответственность за реализацию задач духовно-нравственного воспитания ложится на преподавателя литературы, который поможет при помощи величайших образцов литературы найти обучающимся верные жизненные ориентиры.
Ведь если говорить попросту, то основная цель современного занятия по литературе – силой художественного слова очищать, облагораживать обучающихся.
Таким образом, важность использования аксиологического подхода налицо. Остается лишь вопрос методики преподавания. Здесь на помощь приходят имеющиеся в арсенале каждого преподавателя-словесника высокоэффективные современные педагогические технологии:
проблемного обучения,
коммуникативные приемы,
интегрированного обучения - связи литературы с музыкой, русским языком, изобразительным искусством, историей, информатикой, иностранным языком, психологией, МХК,
личностно-ориентированного подхода,
здоровьесберегающие технологии.
разнообразные приёмы, формы, виды работы:
методики проектной деятельности,
развития связной речи обучающихся,
разносторонняя, многоуровневая работа с текстом как «опредметченной духовностью» с разных точек зрения (лингвистической, литературоведческой, историко-культурной);
методы (системно-функционального, конкретно-исторического, типологического, сравнительно-исторического анализа).
В ситуации «кризиса чтения», «смены литературного кода» (наполненные ненужной информацией о жизни современные интернет-ресурсы) одним из необходимых аспектов аксиологического подхода к литературному образованию становится поиск способов стимулирования личностной читательской мотивации, формирования представлений о ценности книги и приобщения к чтению. Проведение занятий по литературе немыслимы без уточнения понятия ценности, без признания важности ценностей в формировании личности студентов.
Таким образом, рассмотрение учебных тем по литературе в системе НПО и СПО сквозь призму аксиологического подхода в рамках реализации программы позволит формировать нравственные качества личности. А литература, в свою очередь, как часть духовной культуры и приобщение к искусству слова, становится важным этапом в формировании нравственной культуры личности человека, особенностями которой являются высокая нравственная направленность идеи, преданность своей вере, патриотизм, понятия долга, чести, достоинства, общность (соборность), терпение, любовь, трудолюбие, любовь к природе.
От того какая система ценностей заложена в обучающихся сегодня, будет зависеть развитие нашего будущего завтра. Не отрываясь от корней национальной культуры, делая упор на духовно-нравственное воспитание студентов, мы тем самым способствуем процессу создания сильной, самодостаточной, развитой, зрелой личности, крепкой семьи и надёжного государства.
Используемая литература:
1. Валицкая, А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А.П. Валицкая // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 3–7.
2. Голикова Г.А. — Формирование ценностно-аксиологического подхода в школьном литературном образовании: к постановке проблемы // Современное образование. – 2014. – № 1. – С. 14 - 24.
3. Доманский, В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе: дисс. д-ра пед. наук / В.А. Доманский. – Томск, 2000. – 403 с.
4. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.
5. Крылова, Л.А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе: дисс. д-ра пед. наук / Л.А. Крылова. – Петропавловск, 2001. – 487 с.
6. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – С. 15–26.
7. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества / Е.В. Попова. – Владикавказ, 2004. – 256 с.
8. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н.С. Розов. – М., 1993. – 194 с.
9. Сосновская, И.В. Литературное развитие учащихся 5–8 классов в процессе анализа художественного произведения: дисс. д-ра пед. наук / И.В. Сосновская. – М., 2004. – 510 с.
10. Терентьева, Н.П. «Нужные книги» в представлении старшеклассников / Н.П. Терентьева // Чтение детей и взрослых в изменяющемся мире: Семейное чтение: сб. ст. и учеб-метод. мат. к междунар. конф.; ред. сост. Т.Г. Браже, Т.И. Полякова. – СПб.: СПбАППО, 2008. – С. 23–27.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.