Формирование универсальных учебных действий на внеклассных занятиях по краеведению в начальной школе
Оценка 4.6

Формирование универсальных учебных действий на внеклассных занятиях по краеведению в начальной школе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
другое
3 кл—4 кл
20.12.2021
Формирование универсальных учебных действий на внеклассных занятиях по краеведению в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на внеклассных занятиях по краеведению в начальной школе
Формирование УУД.docx

Юмшанова Марфа Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Верхоянская СОШ» г. Верхоянск,

Республика Саха (Якутия)

 

Формирование универсальных учебных действий на внеклассных
занятиях по краеведению в начальной школе

Аннотация: В статье приводятся универсальные учебные действия (УУД), формируемые у младших школьников на различных этапах внеклассного занятия по краеведению, разработанного автором. Подчеркивается, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний.

Ключевые слова: занятия по краеведению, универсальные учебные действия, младшие школьники

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно­исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного села, поселка, города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство [1].

Внеурочная деятельность социальной и духовно-нравственной направленности - важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана для учащихся начальной школы города Верхоянска. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Внеурочная деятельность по краеведению поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее.

Цель внеурочной деятельности — сформировать целостное представление о родном крае — Верхоянье, Республике Саха (Якутия) на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка [3].

Познавательные УУД действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем: определение понятий; умение структурировать знания; умение выделять существенные характеристики объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности:                               постановка цели и анализ условий достижения цели;

прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата [3].

В качестве примера приведем универсальные учебные действия, формируемые на различных этапах разработанного нами внеклассного занятия по краеведению в 3 классе.

Тема занятия: Обобщающий этап проекта: «Проект зимних построек «Детский зимний парк города Верхоянска».

Дидактическая цель — создать условия для формирования понятия «продукт»; сформировать умение выбирать продукт проекта согласно теме.

Задачи занятия: предметные: формирование понятия «продукт проекта», развитие умения анализировать и рассуждать.

метапредметпые: личностные — создавать условия для развития творческих способностей и активности учащихся;

регулятивные: формировать умение понимать выделенные учителем ориентиры действий в предложенном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий, вносить коррективы под руководством учителя;

познавательные: проводить классификацию используемых объектов; проводить измерения.

коммуникативные:         адекватно использовать речевые средства для

взаимодействия на уроке; формулировать свое мнение; воспринимать различные точки зрения.

Ход занятия:

1.    Организационный момент. Добрый день, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно друг другу всего хорошего (слайд 1, слайд 2).

2.      Актуализация знаний. Назовите тему нашего занятия (слайд 3).

-      Почему мы выбрали эту тему?

-      Обозначьте проблему, которая у нас возникла.

3.    Этап открытия новых знаний. Обозначение проблемы. Подведение к новому понятию.

-     Вспомните, что вы делали на уроках технологии (слайд 4). Поделка - это изготовление чего-либо (слайд 5). Дети называют свои поделки.

-     Тема нашего занятия «Продукт проекта». Продуктом может быть любая поделка, сделанная своими руками. Что это может быть? (слайды 6, 7)

Дети высказывают предположения.

Игровой момент. Предлагаю вам поиграть. Помогите вашим сверстникам найти продукт проекта. А теперь определите, к какой теме относится данный продукт (слайд 8).

Продолжите предложение: «Продукт проекта должен соответствовать ...» (по теме проекта)

Дети выходят к доске и показывают карточки, соответствующие теме. Формулируют тему проекта, высказывают свое мнение.

Физкультминутка для глаз.

4.     Самостоятельная работа по теме (создание продукта в технике аппликации).

-      Рассмотрите содержимое в файлах.

-     Какой продукт можно сделать по теме «Детский зимний парк» из того, что у нас есть.

-     Разложите перед собой набор материалов, определите порядок и приступайте к работе.

Что бы у вас не получилось, мне все равно понравится. Удачи вам! (индивидуальная помощь по мере необходимости).

Дети рассматривают содержимое (лист А4, рисунки или картинки, тексты стихов, рисунки зимних игр, детские фотографии) и предлагают возможные варианты - самостоятельно выполняют работу.

5.    Представление готового продукта. Учитель собирает готовые работы и прикрепляет их к доске. Дети приводят в порядок рабочее место.

6.     Защита проекта зимних построек «Детский зимний парк города Верхоянск» (слайд, макет зимнего парка - продукт проекта).

7.     Рефлексия. Выполнили ли мы поставленную задачу? Как можно объединить ваши работы в одну? Что можно с ними сделать? Прикрепите на доску карточку со своим настроением после сегодняшнего занятия.

Дети делают выводы, высказывают предположения, вывешивают «солнышко» или «тучку» соответственно настроению после занятия.

Приведем универсальные учебные действия (УУД), формируемые на различных этапах данного внеклассного занятия:

1    этап. Регулятивные УУД: самостоятельно организовать свое рабочее место.

2      этап. Личностные УУД: формулирование проблемы

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своих знаний.

3      этап. Личностные УУД: формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, читать предложенную информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД: перерабатывать и систематизировать информацию. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место с целью выполнения задания.

4       этап. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место Познавательные УУД: систематизировать объекты, выбирать нужные для

работы объекты и материалы, моделировать продукт.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

5     этап. Личностные УУД: уважение чужого мнения, гордость за результат своей работы и работы сверстников.

Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция, умение самостоятельно приводить в порядок рабочее место после окончания работы.

6     этап. Личностные УУД: уважение чужого мнения, гордость за результат своей работы и работы сверстников.

Познавательные УУД:Обобщение, выбор нужных материалов, моделирование продукта. Защита проектной деятельности

7    этап. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, уметь адекватно оценивать результат своей работы и работы сверстников, уметь оценивать свое настроение.

В заключение отметим, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации ребенка, вовлечение его в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине» [2].

 

Список литературы:

1.     Альмухаметова Р.Р. Внеклассное мероприятие по ФГОС "Мой край". 1-й класс [Электронный ресурс] / Р.Р. Альмухаметова. - Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/617320/

2.     Зайцева О.Б. Роль краеведческой работы в формировании образовательных компетенций [Электронный ресурс] / О.Б. Зайцева. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/librarv/2013/09/15/rol-kraevedcheskov- rabotv-v-formirovanii-obrazovatelnykh

3.     Розова Е.А. Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Е.А. Розова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-vazyk-i-

literatura/all/2013/06/21 /formirovanie-lichnostnykh-uud-na-urokakh


 

Скачано с www.znanio.ru

Юмшанова Марфа Николаевна учитель начальных классов

Юмшанова Марфа Николаевна учитель начальных классов

В качестве примера приведем универсальные учебные действия, формируемые на различных этапах разработанного нами внеклассного занятия по краеведению в 3 классе

В качестве примера приведем универсальные учебные действия, формируемые на различных этапах разработанного нами внеклассного занятия по краеведению в 3 классе

Защита проекта зимних построек «Детский зимний парк города

Защита проекта зимних построек «Детский зимний парк города

Розова Е.А. Формирование личностных

Розова Е.А. Формирование личностных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021