Формирование УУД на примере урока литературного чтения в 1 классе
Оценка 4.6

Формирование УУД на примере урока литературного чтения в 1 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
09.06.2020
Формирование УУД на примере урока литературного чтения в 1 классе
Формирование УУД на примере урока литературного чтения.docx

Формирование УУД на примере урока литературного чтения

в 1 классе.

                                                                                      О.М.Осинцева

                                                               Ишим, Российская Федерация

                Мы живём в быстро меняющемся обществе, и наша школа                       

                         должна успевать за его развитием, а в идеале и опережать            

                         его, потому что будущее рождается сегодня.

                                                                                         А. Асмолов

          В настоящее время стремительно возрастает объем информации, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, умеющий ориентироваться в информационном пространстве, способный ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, умеющий адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способности к самореализации и саморазвитию в предметном мире, причём не только индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности. Значит, процесс  учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

          Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. «... У ребенка, — писал Л. С. Выготский, — развитие из сотрудни­чества... развитие из обучения — основной факт... На этом основано все значение обучения для развития, а это, собственно, и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития».[1]

 Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностных и смысловых  характеристик.

         В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

         Я второй год работаю по стандартам второго поколения.

 Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. О приоритете развития личности ребенка в процессе обучения писал ещё  В.Г.Белинский «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению».  

          Проследим на примере урока литературного чтения,  как происходит  формирование универсальных учебных действий у обучающихся  первого класса.

 Тема урока.  Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я, я. Одна буква - два звука.

Цели урока:

Образовательные.
1. Создать условия для формирования понятия «двузначные гласные е,ё,ю,я».
2. Показать особенность звуков, которые обозначаются буквами е,ё,ю,я,когда они стоят в начале слова.

3. Совершенствовать технику чтения.
Воспитательные.
1. Воспитывать интерес и любовь к чтению.
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
3. Воспитывать умение слушать других.
Развивающие.
1. Развивать фонематический слух, внимание,   речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
 
Здоровьесберегающие:

1.Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха.

2.Использовать на уроке ТСО и средства наглядности.

3. Создать комфортную и доверительную атмосферу в классе.

4. Осуществлять психологическую поддержку каждого ученика.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

1) Личностные УУД: 

-  внутренняя позиция школьника;

 - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации.

Универсальные логические действия:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

3)Коммуникативные УУД:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 - формирование умения работать в группе.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:                                                      -  учитывать позицию собеседника (партнера);

-  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4) Регулятивные УУД

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-  коррекция;

 - оценка.

1.Организационный момент

          На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения  С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи. (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) 

 2. Постановка проблемной ситуации (цели и задач урока). 

           Обучающиеся вспоминают, сколько букв в русском алфавите, на какие две группы они делятся, проговаривают отличительные признаки гласных и согласных. Далее детям предлагается самостоятельно сформулировать задание, при этом формируются познавательные УУД, направленные на формирование у обучающихся умения производить простые логические действия(анализ,синтез,

сравнение).

 -Посмотрите на доску, что вы видите? (ряд букв)

-Какое задание можно предложить?  

-На какие две группы можно разделить эти буквы?

     На доске:                        е  м  п  ё  д  р   ю я с  т

Дети предлагают разделить буквы на гласные и согласные.

 -Достаньте из конверта с надписью «Буквы» гласные буквы и расположите их по центру на информационном поле друг под другом в том же порядке, что и на доске. Обучающиеся располагают на информационном поле буквы Е,Ё,Ю,Я.

Далее обучающиеся вспоминают, сколько звуков обозначают эти гласные, когда стоят после согласного.

   На доске     и на информационном поле появляются записи.              

                                             (оформление на доске)

                                                        обозначают

  ?

 
мягкость согласного                                                            

                                                               [ э]     е

                                                               [ о]     ё

                                                               [ у]     ю

                                                               [ а]     я

Обучающиеся самостоятельно формулируют вывод о том, что буквы е,ё,ю,я после согласного обозначают один звук  ( [ э],[ о],[ у],[ а] соответственно.)

На этом этапе урока идет развитие таких УУД как  :

 -личностных (формирование интереса);

- познавательных (дети наблюдают и делают выводы, работают с информационным полем, соотносят буквы и звуки);

- коммуникативных (обучающиеся участвуют в диалоге, отвечают  на вопросы).

3. Формулирование темы урока.

          На этапе формулирования темы урока обучающимся предлагается назвать тему   урока. Так, как знаний ещё недостаточно для того, чтобы полно сформулировать тему, дети определяют тему как «Гласные е,ё,ю,я –показатели мягкости согласных звуков». Далее учитель проговаривает:

 -Сегодня на уроке мы узнаем о другой особенности букв е,ё,ю,я. (На доске справа от букв выставляется карточка с   ?     ).

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? Цели и задачи урока формулируются   детьми при ведущей роли учителя через разрешение проблемной ситуации, в результате решения которой происходит развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, прописанных в стандартах второго поколения.)

-В помощь вам предлагается таблица.

4. Постановка цели и задач урока учащимися.

   1)Познакомиться с новой особенностью букв е,ё,ю,я.

   2) Узнать, какие   звуки могут обозначать эти буквы.

   3)   Читать слоги и слова с  гласными буквами е,ё,ю,я.. (Формируются регулятивные УУД: постановка учебной задачи, нахождение пути её решения)

5. Работу над новым материалом предлагаю провести в группах, так как работа в группах позволяет наиболее полно реализовать системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой  стандартов второго поколения.

          При этом   взаимодействие всех участников образовательного процесса направлено на достижение целей личностного, социального и познавательного развития. Это, прежде всего, формирование  коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать ответ.

 Вместе с детьми вспоминаем  алгоритм работы в группах.

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие каждый высказывает  вежливо.

5. Если что-то не понятно, можно переспросить. (Работа в группах предполагает создание «ситуации успеха» для каждого ученика, при этом существует   право на ошибку, а это очень важно при формировании личностных УУД, а именно внутренней позиции школьника, умения анализировать и контролировать свою деятельность; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности).

 

           В процессе групповой работы обучающиеся сравнивают слова с буквами е,ё,ю,я; анализируют, находят общее, обосновывают разделение слов на две группы ( по признаку буква- один звук и буква- два звука); распределяют слова в соответствии с предложенным им самими разделением, сравнивают свой вариант с образцом. В итоге проделанной работы обучающиеся подтверждают проверенный практическим путем  первый вывод:  буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласного и один звук, когда стоят после согласного.

Второй вывод, который дети формулируют самостоятельно : буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят в начале слова - и является темой урока. Отличие стандартов второго поколения в том, что тема урока формулируется самими обучающимися при дозированной помощи учителя, при этом формируются

-познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, а также способность и умение производить простые логические действия (анализ и синтез);

 -коммуникативные УУД: формирование умения объяснять свой выбор, и

-регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Дети 1 класса в состоянии при дозированной помощи  учителя сформулировать тему и цели урока. Это утверждение подтверждается словами М. Н. Скаткина: «Между тем процесс усвоения знаний может проходить и в результате самостоятельного поиска путем решения познавательной задачи. А решать несложные по­знавательные задачи способен даже ученик I класса... Решение за­дач служит одним из средств овладения системой знаний по тому или иному учебному предмету и в то же время способствует разви­тию самостоятельного творческого мышления». [2]

 

 

 

6. Рефлексия учебной деятельности 

 На этапе рефлексии обучающиеся показывают своё  эмоциональное состояние с помощью лучиков различного цвета.  Высказывают свои мнения об уроке, о своей работе (формируются личностные УУД ).

  Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью обучающихся, осознанной рефлексией урока.

           Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

         А.Н.Лентьев в 1975 году писал: «Система образования должна сегодня формировать человека третьего тысячелетия».  И главной ценностью можно считать тезис : «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю». Эти слова наиболее точно характеризуют системно-деятельностный поход, лежащий в основе стандартов второго поколения. Задача учителя - не научить, а побудить к «добыванию» знаний, не оценить умения, а проанализировать уровень овладения ими; другими словами учитель становится по отношению к ученику своеобразным импульсом к действию, и результат становится итогом совместных действий ученика и учителя .  «Сущность усвоения знаний –писала Шимина А.Н.- должна состоять в организации такой деятельности ученика, при которой он участвовал бы в акте производства знаний... т. е. владел бы истиной не толь­ко как итогом, но истиной как процессом, пониманием тех пу­тей, которые привели к ней» . [3]

 

 

Литература

1.  Выготский Л. С. Собрание  сочинений, т. 2, с. 250.

2. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971, с. 12

3. Ш и м и н а А. Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М., 1981, с. 53.

 

 

Статья написана для  IV Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к повышению качества образования» (кафедра социальной педагогики и педагогики детства «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова).

Когда и где напечатана? (сдавала до 10 февраля 2013 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование УУД на примере урока литературного чтения в 1 классе

Формирование УУД на примере урока литературного чтения в 1 классе

На этом основано все значение обучения для развития, а это, собственно, и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития»

На этом основано все значение обучения для развития, а это, собственно, и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития»

Воспитывать умение слушать других

Воспитывать умение слушать других

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Достаньте из конверта с надписью «Буквы» гласные буквы и расположите их по центру на информационном поле друг под другом в том же порядке, что и…

Достаньте из конверта с надписью «Буквы» гласные буквы и расположите их по центру на информационном поле друг под другом в том же порядке, что и…

В помощь вам предлагается таблица

В помощь вам предлагается таблица

В процессе групповой работы обучающиеся сравнивают слова с буквами е,ё,ю,я ; анализируют, находят общее, обосновывают разделение слов на две группы ( по признаку буква- один…

В процессе групповой работы обучающиеся сравнивают слова с буквами е,ё,ю,я ; анализируют, находят общее, обосновывают разделение слов на две группы ( по признаку буква- один…

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Литература 1. Выготский Л

Литература 1. Выготский Л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020