Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе
Оценка 4.8

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
7 кл
15.05.2019
Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе
О каком методическом продукте идет речь и что он из себя представляет? (что в себя включает, из чего состоит?) По программе Л.Н.Боголюбова есть раздел «Регулирование поведения людей в обществе» -11 час. Я включила тему «Где пределы моей свободы и пределы власти надо мной», в которой рассматриваю вопросы: «Диалог власти и общества», «Справедливость – законность» «Как работают законы?» «Зачем нужны законы честным людям? Технологии: Работа над понятиями, смыслового чтения, проблемного диалога, критического мышления, конструирование ментальных карт, игра.
Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе..doc
Анонс итогового методического продукта № п/п Кто   представляет продукт   Название ШСП Название продукта Формирование   гражданской   компетенции   на   уроках история, обществознание обществознания 7 класс Каляцкая Нина Яковлевна  МБОУ «СОШ № 40» г. Братск 1. О каком методическом продукте идет речь и что он  из себя  представляет? (что в себя включает, из чего  состоит, конструирование ментальных карт, игра. ?)  По  программе Л.Н.Боголюбова есть раздел «Регулирование  поведения людей в обществе» ­11 час. Я включила тему  «Где пределы моей свободы и пределы власти надо  мной», в которой рассматриваю вопросы: «Диалог власти  и общества», «Справедливость – законность» «Как  работают законы?»  «Зачем нужны законы честным  людям? Технологии: Работа над понятиями, смыслового  чтения, проблемного диалога, критического мышления,  конструирование ментальных карт, игра. • • • 2. Чем может быть полезен другим педагогам? (на  решение какой проблемы/ противоречия в  практической деятельности направлен?) Я пробую  работать по проблеме  формирования гражданской  компетенции. Думаю, что  суждения по этой проблеме учителей будут взаимно полезными. 3. Особенность (чем отличается от себе подобных,  известных?) можно коротко сказать, что  апробирован и доказана его эффективность.   Технологии известны всем учителям, проблема,  поднятая мною актуальна.  . Целевая аудитория (для кого будет интересна и  полезна эта  разработка?) Обсуждение покажет. 1 Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания  в 7 классе                                        Пояснительная записка                     Гражданская компетентность как  цель образования    подход  Одним из направлений развития системы образования является:  компетентностный     предполагается,   что   компетентность   основана   на способности человека к творческим решениям, нравственно­ориентированному поведению в  решении  возникающих  перед ним жизненных  проблем.    Основным   понятием   «Стратегии   модернизации   содержания   общего   образования» становится   понятие   компетентности,   которое   включает   в   себя:     когнитивную, операциональную,   мотивационную,     поведенческую   составляющие.   Составляющие    гражданской  компетенции:  исследовательская,   социального   действия, социального поведения, социального выбора,  коммуникативности, учебная. Гражданская компетентность – это способность человека быть активным  гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании.  Гражданская компетентность – складывается из четырех структурных компонентов:     этническую,   социальную   и     членом  когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Это знания об обществе   и   его   строении:   политические,   правовые,   социальные,   исторические, культурологические и т.д.   Гражданин   должен   обладать   знаниями   о   государстве,   политической   системе,   правах человека и механизмах их защиты, основах социального проектирования. Причем не само знания, а некая  система знаний в важнейших терминах, фактах, понятиях.  деятельностный  компонент  включает в себя готовность:   ­ выполнять  роли: избирателя, потребителя, общественного, политического деятеля и т.д.  ­ овладение компетенцией социального выбора;  ­  социального действия;  ­ обладать умениями и навыками:  1) критически мыслить;  2) исполнять гражданские обязанности;   3) анализировать политическую ситуацию:  4) уметь пользоваться своими правами и их защищать; 5)определять и аргументировать свою позицию;      аксиологический  компонент предполагает наличие ценностей:    ­гуманизм,  патриотизм,   свобода,   общественное благо;    ­личная   ответственность   за   судьбу   страны,   национальных традиций и культур;   ­общечеловеческих ценностей,  демократических норм и правил;    уважение   прав   и   свобод   человека, 2  индивидуальный компонент   гражданские и патриотические чувства, которые надо воспитать  эти чувства должны быть продуктом осознанного свободного выбора:  ­ в интеллектуальной сфере ­ критическое мышление;   ­ в мотивационной сфере – развитая гражданская мотивация  ( поставить цель,  понимать взаимосвязь личного успеха с развитием  гражданского общества); ­     в   эмоциональной   сфере   –   высокий   уровень   правовой,     гражданской,     политической культуры;  ­  в волевой сфере ­ гражданская инициативность, стремление к активной  роли в обществе; ­ в предметно­практической  сфере – это способности, проявляющиеся  ­ в публичной деятельности: умении влиять на людей; ­   в   экзистенциальной   сфере   –   толерантность,   стремление   к   добру,       справедливости, общественному благу;  Обществознание    как учебный предмет  способствует  формированию  гражданской компетентности.   По   рабочей   программе   Обществознание.   Предметная   линия Л.Н.Боголюбова  есть глава «Регулирование поведения людей в обществе».  Я включила тему «Где пределы моей свободы и пределы власти надо мной» (сфера политики), где рассматриваю вопросы: «Диалог власти и общества», «Справедливость – законность» «Как работают законы?»  «Зачем нужны законы честным людям?            Тема  Где пределы моей  свободы и пределы власти надо мной?                                             (сфера политики) Зачем изучать эту  тему?   Чему можно научиться по этой  теме?  ­ ­ • •   1­ я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нем.  Для этого необходимо учиться:   добывать и критически оценивать информацию по политической сфере;  систематизировать получаемую информацию, уметь представить ее в виде устного,  письменного текста, схемы, таблицы и т. д.   2­ я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ   Занимать свою позицию  в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми.   А для этого важно знать как: • •  определять и выражать свое отношение к идее прав человека,  возможности  граждан влиять на власть,  выражать   отношение   к революциям, реформам как  способам изменения общества;   формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав  ребенка и прав человека в условиях существующей политической системы. 3 ­ я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ  Действовать в пределах норм  нравственности и права.   Для этого следует уметь:   •  выстраивать линию своего поведения в учебных ситуациях, моделирующих   нарушение прав человека, отношения граждан и органов власти. 3  когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Это знания об  обществе и его строении: политические, правовые, социальные, исторические,  культурологические и т.д.    1 урок          ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ                                                                           Чтоб знатоком обществознания стать,                                                                            Терминологию ты должен знать на «пять».  Перечень терминов, необходимых для запоминания по теме «Диалог власти и общества»  Задание 1. организация управления обществом,  обладающая следующими признаками:  территория, суверенитет, аппарат  управления, издание законов, службы  защиты законного правопорядка, армия,  сбор налогов установленное государством и записанное  правило поведения, обязательное для всех соотнесение действий с тем, что признается  правильным, честным в отношениях между  людьми совокупность правовых норм  (законодательство) и государственных  органов власти, обеспечивающих их  исполнение возможности и притязания человека во всех  сферах общества, принадлежащие ему от  рождения и признанные государством сфера жизни общества, отношения между  людьми при организации управления их  общесл. От конъ «граница», то,  действиями, установлении порядка в ходе  что было изначально,  использования власти определяется традицией влияние одних людей на других для  обеспечения полрядка возможность выбора, отсутствие  принуждения, необходимости и т.п. общесл. – правь в форме ср.р.  –  право – «закон» ­то, что  правильно. возможности и притязания  человека, признанные  государством значение Задание 2.  более  глубокого  погружения в  понятий дается  домашнее  на поиск  информации о  происхождении  Этимология  поможет нам  Найти  значение  вопросы из какого языка  заимствовано? из какого языка  заимствовано?     государство Для смысл закон задание справедливость слов.                право               словам права понятие политика государство закон справедливость власть право свобода права политика власть свобода   4 Задание 3. Тест.  Контроль по усвоению понятий       I   вариант 1.Признаком любого государства  является:    1) соблюдение прав и свобод человека,  гражданина  2) наличие публичной власти   3) наличие рыночной экономики  4) верховенство закона  2.Высшим органом исполнительной  власти в России является:  1)Президент РФ  2)Правительство РФ  3) Федеральное Собрание  4) Государственный Совет   3. Правовая связь гражданина с  государством  называется: 1) правом  2) обществом  3) гражданством  4) идеологией   4.Нормативные правовые акты,  издаваемые Президентом РФ,  называются:  1) постановлениями  2) законами  3) указами  4) распоряжениями II   вариант 1.По Конституции РФ Президент  является главой: 1) судебной власти  2) государства  3) законодательной власти  4) исполнительной власти    2. Политика – это:  1) все события в мире  2) все события  в стране  3) отношения между людьми при  организации управления, установления  порядка  4) сфера  жизни  3. Права человека:  1) желания поступать по своему  усмотрению  2) свобода выбора действий  3) требования уважения себя как  личности  4) система неотъемлемых прав любой  личности, закрепленная Всеобщей  декларацией прав человека ООН.   4. Власть – это:  1) влияние одних людей на других  2) подчинение людей  3) обеспечение порядка  4) влияние одних людей на других,  позволяющее одним командовать, а  другим подчиняться для обеспечения  порядка в какой­то  совместной  деятельности                                                      Ответы  2 урок  Задание 4 ВОПРОС Вариант I II             Вопросы 2 3 4 2 2 4 2 3 3 4 3 4 ОПРЕДЕЛЯЕМ   ОСНОВНОЙ  УРОКА  (текст читает  ученик) «Активный»  Алеша   и «спорщик»  Саша  ждали приятелей у входа в парк, где они  договорились покататься на скейтбордах. Друзья Ваня и Рома опаздывали.   ­ Еле добрались! – крикнул Ваня. – В центре все перекрыто. Кажется полгорода   вышло на демонстрацию.   ­ А зачем? – поинтересовался Саша.        ­      Выражают недовольство действиями властей,  пояснил Ваня.  5 ­ ­ ­  И чего они хотят?­ переспросил Алеша.    Хотят, чтобы власть услышала, что люди недовольны жизнью и требуют перемен.   Я тут по телевизору  видел, ­ заметил Саша, ­ как  в  Латинской Америке полиция     разгоняла студентов, выступавших против  какого – то закона, который   ограничивал их  права.   ­ ­  У нас  сейчас  никого не разгоняли, ­ пояснил Ваня. – Полиция рядом стояла и  наблюдала за порядком.   А лучше бы разогнали! – неожиданно встрял Ваня.  ­ К чему все эти крики,     шествия?  Все равно до власти не докричишься.  Те, кто у руля,  что хотят, то и  творят.  А если бы я попал во власть, точно всех разогнал бы!  ­ ­ ­  Знаешь, а хорошо, что не ты  находишься у власти, ­ отозвался Ваня.   Неизвестно, что ты мог натворить.    И, кстати, ты не прав: люди через демонстрацию могут многого добиться.             Сравните мнения Вани и Ромы. В чем вы видите противоречие?                             Сформулируйте  проблемный вопрос                 ТЕХНОЛОГИЯ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА   проблема                  Диалог власти и общества      Задание   РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ  Самостоятельно читают текст, ведя мысленный диалог с автором текста     I. «Как устроена власть?»  (тексты на столах) работа в учебных парах       Человеческое  сообщество  постоянно   развивается,   отношения    между     людьми усложняются,   возникают   новые   потребности,   формируются   новые   виды   деятельности. Способность   общества   реагировать   на   изменения,   сохраняя   при   этом   стабильность   и порядок, обеспечивается  политической системой. Понятие «политическая система» по сути     намного   шире,   ее   центральным   элементом   является  государство.     Этот   термин включает   в   себя   различные   политические   объединения   граждан,   самыми   важными   из которых являются политические партии ­ независимые  общественные объединения.   Помимо   партий,   в   политическую   систему   входят   различные     общественные   течения, движения, организации (молодежные, спортивные, национальные и т.п.). Они ставят перед собой   политические   задачи   (влияния   на   власть   и   ее   решения),   проводят   политические акции: демонстрации, компании неповиновения, собирают письма поддержки. Отдельным важным   элементом   политической   системы   современных   обществ   являются  средства массовой информации  (СМИ) – теле   ­ и радиокомпании, газеты, журналы, интернет­ сайты, которые информируют граждан о действиях правительства или его противников, дают оценку этим действиям и тем самым влияют на настроение и поведение граждан. К политической   системе   также       относятся    правовые   нормы  и      система   ценностей общества,     регулирующие   отношения   людей   с   властью,   а   также   средства   и   способы управления, которые власть использует в данном конкретном обществе.  Все эти элементы вместе обеспечивают взаимосвязь граждан общества с государственной властью. 1.– задай вопрос автору; 2.– спрогнозируй ответ;  3.­  проверь себя по тексту;                                  СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД  ПО  ПРОБЛЕМЕ ­ Как люди могут донести свое мнение до власти?  6 ­ Могут ли простые  люди влиять на власть?   Работа со схемой «Политическая система современной России»  Устный опрос:  1. Из каких элементов состоит политическая система?  2. Какие связи устанавливаются между элементами политической системы?  3.В  чем заключается главная роль каждого элемента?  4. Выделите основные элементы политической системы РФ, позволяющие обществу влиять  на государственную власть                                               Применяем новые знания.  Выполняем учебные задания  1. Определи, кукую задачу (по типу власти)  решает государство в каждом из приведенном  примере.                                                                 Тип власти       1. Политическая 2. Экономическая 3. Социальная 4. Культурная                            Примеры деятельности власти А. Президент подписал указ о повышении пенсий ветеранам  Великой  Отечественной войны.  Б. Правительство Российской Федерации сделало все возможное  для заключения до наступающего Нового года  межправительственного  соглашения, регулирующего поставки  российской нефти в сопредельное государство.  В. Правительство РФ  продолжает  принимать меры по выходу  государства из экономического кризиса.  Г.Председатель Государственной думы провел официальную  встречу с министром иностранных дел одного из государств  Европы.  Д. Госдума приняла законопроект об особенностях  функционирования музеев­заповедников и музеев  ­ усадеб. 3 урок      ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СМЫСЛОЫВОГО ЧТЕНИЯ     Задание                                       II. « Справедливость  ­ законность»    Работа в группах. Задание по тексту. 1. Определите  по тексту  критерии справедливости закона.  2. Сделайте вывод по проблеме «Как защитить  свои права и разрешить конфликт  наиболее эффективным способом?»          ­ Вань! – Леша пихнул своего приятеля. – Это правда, что ты сейчас историю права  взялся изучать?  ­ Да, изучаю потихоньку, ­ с удовлетворением кивнул «умник»   Ваня. – Юристом хочу стать.  ­ Тогда объясни мне, пожалуйста, что за ерунда творилась в Средние века? Я тут один роман     про   рыцарей     читал…   Короче,   чтобы   выяснить,   кто   совершил   убийство,   они устраивали     поединки   на   мечах   между   обвинителем   и   обвиняемым.   «Божий   суд» 7 называется!  Это место сбора улик и опроса свидетелей! Но в драке всегда был прав тот, кто   сильнее,   ты   же   сам   знаешь!   Если   закон   справедлив,   он   должен   за   добрые   дела награждать,  за  злые – наказывать! А так что получается?  ­ Знаешь, Леша, пожал плечами Ваня, ­ закон всегда опирается на справедливость, вот только оценка одних и тех же поступков в ходе истории меняется. Тебе «Божий суд» кажется несправедливым, а в Средние века он считался единственным доказательством невиновности. Они считали, что в поединке  Бог должен покарать виновного. В поединке тот,   на   чьей   стороне   правда,   с   Божьей   помощью   должен   одолеть   преступника,   если, конечно, на его стороне правды не было.  0 Круто! – изумился Леша. – Тоже мне «справедливость»!  ­ В книжках пишут, начал разъяснять Ваня, что «понятие» справедливости соединяет в себе   нравственные   и   правовые   начала».   Короче   говоря,   самый   надежный   способ установления   справедливости   –   поддержание   порядка   с   помощью   законов.   Юристы Древнего Рима сформулировали справедливый образ жизни так: «… жить честно, не чинить вреда другому, каждому представлять то, что ему принадлежит».   ­ Выходит, все законы справедливы? – ехидно заметил Леша.  ­ Ну…  я прочитал  о нескольких  теориях  возникновения  права  и  законов,  ­ уклончиво ответил Ваня.­ Одна объясняет появление права Божественной волей, которой должны подчиняться люди. В этом случае государь, наделенный властью от Бога, издавая законы, передает людям волю Бога (или богов). Если закон гласит, что у подсудимого нет права на защиту, то, согласно такой точке зрения,­ это справедливость, а не произвол.  ­ Прикольно! ­  усмехнулся Леша.­ А как же права человека?  ­ Теория Божественного происхождения государства и права их не признает! – ответил Ваня.–   Зато   другая   теория   говорит   о   том,   что   право   рождается   обществом.   Люди постепенно придумывают правила для разрешения спорных ситуаций при столкновении интересов.   И главной  задачей   права  становится   определение   границ   свободы   человека. Государство просто описывает в законах нормы права, сложившиеся в обществе, то есть представления   людей   о   справедливости.   Право   современных   демократических   обществ построено на  теории. Согласно ей, законы утверждают  и защищают справедливость. Процесс принятия   законов делают сложным и многоступенчатым. К примеру, у нас, в России,   законы   принимаются   законодательными   органами   власти.   Началом   зарождения закона является законодательная инициатива­ предложение законопроекта. В России этим правом   обладают   депутаты   Парламента,   Президент,   Правительство,   Конституционный, Верховный   и   Арбитражный   суды,   законодательные   органы   субъектов   Российской Федерации.  Согласно Конституции, федеральные законы принимает Государственная дума большинством     голосов.   Это   значит,   что   больше   половины   из   450   депутатов   должны проголосовать за закон.    Практикум  Решаем жизненные задачи.                                                          Участие в выборах  Ситуация. Твои родители решили не участвовать в предстоящих выборах мэра города.  Роль. Сын (дочь), понимающий (ая) важность этого события для каждого жителя города.  Результат. Подобрать убедительные аргументы, которые помогут родителям изменить  свое решение.    4 урок                                ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА   III. « Как работают законы?»  8 Работа с текстом  в учебных парах.  Задание:  Выскажи предположения, о чем может говориться в тексте с таким названием.   В указанных местах задай вопрос автору текста – В, спрогнозируй ответ – О и проверяй  себя по тексту – П.   Сделай вывод по проблеме, которая встала перед Лешей в  начале текста.                                                     «Как защитить свои права и разрешить конфликт?»      Все обязаны исполнять законы – и рядовой гражданин, и чиновники, и органы власти.  В  Человек не нарушает установленных законом  запретов – тем самым соблюдает законы.П  Человек     платит   налоги,   несет   воинскую   службу   –   это   исполнение   обязанностей, определенных законом. П  Применение закона находит отражение в решениях и приказах П.   Применение   законов   –   обязанность   органов   исполнительной   власти,   они   должны следить   за   соблюдением   и   защитой   прав   каждого   человека.   Закон   определяет   тех должностных   лиц,   в   чью   обязанность   входит   принимать   решения,   гарантирующие соблюдение   прав   человека   в     каждой   конкретной   ситуации.   Закон   также   прописывает действия человека по защите своих прав  в различных ситуациях. П.   Для правоохранительных органов  главной обязанностью является защита правопорядка. В.  О Милиция обеспечивает общественный порядок, пресекает противоправные действия, раскрывает   преступления,   разыскивает   и   задерживает   подозреваемых   в   преступлении людей. Работники полиции наделены рядом  полномочий: они имеют право применять силу к правонарушителям, штрафовать их, в исключительных случаях использовать  оружие.  П Прокуратура     осуществляет надзор за исполнением законов на территории России, она устраняет   нарушения   законов   и   привлекает   правонарушителей   к   ответственности, проводит проверку деятельности органов государственной власти и учреждений. Прокурор также выступает в суде в качестве обвинителя. П       Особое  место в системе правоохранительных органов занимает суд. В О   Его главная задача ­  осуществление правосудия и разрешение конкретных правовых споров на основе законов.  П    Судебная   власть     имеет   четкую   структуру.  В  О  Конституционный   суд определяет       соответствие   нормативных   актов   Конституции   РФ.   Арбитражный     суд рассматривает хозяйственные споры.  Суды общего назначения рассматривают  уголовные, гражданские и административные  дела, они возглавляются Верховным судом РФ. Мировые суды   занимаются   незначительными   уголовными   и   гражданскими   делами,   семейными спорами.  П    Судебный   процесс   организован   по   принципу   состязательности.  В  О Гражданское   дело   в   суде   возбуждается   по   исковому   заявлению     человека   (истца), считающего, что его право нарушено. Лицо, к которому предъявлена претензия,  называют ответчиком. Обе стороны имеют равные права и  доказывают свои позиции П.  В   административном   порядке   гражданские   права   можно   защитить,   подав   жалобу   в соответствующие органы. В. Кроме  правоохранительных органов, для  защиты прав можно обращаться в надзорные органы:   Федеральную службу   по надзору за соблюдением прав потребителя,  Федеральную службу  по труду и занятости, Торгово­промышленную палату и т.д. П. Нотариусы, составляя и удостоверяя договоры и другие документы, тем самым закрепляют за гражданами определенные права и меры их защиты.  П.  Граждане нашей страны имеют право отстаивать свои права самостоятельно. В.  9 Потерпевший   может,   не   нарушая   закона   и   не   прибегая   к   помощи   правоохранительных органов,   защищать   себя   и   своих   близких   собственными   силами   (необходимая самооборона).  П.   Для защиты   своих прав жители нашей страны создают общественные организации: Общество по защите прав потребителей, Общественные  палаты в регионах и т.д. П.         5 урок      ТЕХНОЛОГИЯ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ IV. «Зачем нужен закон честным людям»       ?    Зачем нужны наказания?  Как  и за что наказывает закон? Как ты понимаешь  крылатые выражения, использованные в диалоге?       Сделай вывод по проблеме, которая встала перед Лешей  начала текста                                  «Как защитить свои права и разрешить конфликт?»          В основе любого права лежит принцип «Безнаказанность порождает вседозволенность». Но разве нельзя простить человеку его ошибку и не наказывать его?  В каких   ­ случаях можно, но следует помнить, что ошибка ошибке рознь. Нарушение закона   прощать   нельзя,   даже   ради   соблюдения   прав   человека.   Как   не   покажется парадоксальным, чтобы  быть свободным, нужно подчиняться законам. Еще древнеримские законодатели  считали,  что закон учит  жить честно и   каждому воздавать по заслугам: награждать или карать (наказывать).  В зависимости от поступков людей общество реагирует различными действиями, или, как еще называют по­научному, санкциями. Законопослушный человек, соблюдающий  законы, достоин поощрения. К сожалению, законы  соблюдают не все. И за деяния, которые вредят обществу, ­ правонарушения – следует справедливое наказание (санкция). Оно напрямую зависит от причиненного вреда. Самые суровые наказания (например, лишение свободы) предусмотрены   Уголовным   кодексом   РФ   за   наиболее   вредные,   общественно   опасные правонарушения – преступления. За остальные правонарушения – проступки (нарушение правил   дорожного   движения,   хулиганство   и   т.д.)­   санкции   определены   в Административном   кодексе.   Это   может   быть   предупреждение,   штраф,   лишение специальных прав. Согласно  Гражданскому кодексу, за нанесение имущественного вреда гражданин обязан возместить причиненный ущерб.  За нарушения дисциплины  (прогулы) тоже предусмотрены санкции: замечание, выговор, увольнение или исключение.                            Выполняем учебные задания  1. Твой сосед постоянно слушает громкую музыку в ночное время. Какие ты можешь привести доказательства, что твои права нарушены?  2. При благоустройстве улицы в микрорайоне было разрушено асфальтовое  покрытие тротуаров.   Жители   обращались   с   жалобой   в   суд.   Куда   еще   могли   обратиться жители, кроме суда?   Решаем жизненные  задачи.                                                  Кража телефона  Ситуация. У тебя украли телефон.  Роль. Хозяин телефона.   Результат. Составь подробную инструкцию по защите своих прав. 10 ТЕХНОЛОГИЯ.  КОНСТРУИРОВАНИЕ  МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ                                       (на основе карт мышления Тони Бьюзена)  1.Является средством введения и структурирования учебной информации с привлечением  и активизацией деятельности учащихся; 2.Служит   средством   и   формой,   которые   развивают   логическое   мышление   учащихся, обучают их действиям классификации, обобщения, сравнения, анализа и так далее; 3.Задает   овеществленную   структурированную   форму   для   разворачивания   рассуждений учащихся по информации данной темы; 4.Является формой закрепления и запоминания учебного материала с целью его наиболее полного понимания и эффективного воспроизведения; 5.Служит   формой   и   средством   проверки   усвоения   учащимися   учебного   материала   и закладывается в критерии оценивания  успешности учения  школьника.  Домашнее творческое задание. Сконструируйте  ментальную карту по изучаемой теме  «Где пределы моей свободы и пределы власти надо мной? Карта  одного ученика.                                    ТЕХНОЛОГИЯ  РАБОТЫ С ВИДЕОМАТЕРИАЛАМИ                                                                                    ВИДЕОКЕЙС   Бездомные люди   Основные   задачи   технологии:    «погружение» учеников в мир конкретного фрагмента урока или самого урока;  развитие у учеников таких когнитивных  умений, как наблюдение, выбор,  выдвижение гипотез;  обучение  анализу  видеоматериала;    Права детей по семейному кодексу РФ  Право жить и воспитываться в семье, т.е. жить совместно с родителями,   за исключением тех случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Работа  в группах. Задание:   ­  Определите,  какие положения Семейного кодекса  нарушены в представленной  ситуации.  ­ Что вы можете сказать о жизни этого ребенка.  ­ Какие  его права   нарушены?  ­  Государство обязано защищать права детей?                                ТЕХНОЛОГИЯ. ИГРА  «Ограничение прав и свобод»  Цель: показать необходимость законного ограничения некоторых прав и свобод.    Задачи:   o дать определение причин и условий ограничения прав и свобод;  o способствовать правовому воспитанию и осознанному нравственному поведению;  o формировать умение различать дозволенное от запрещенного;  Интерактивные стратегии:  11  «Займи позицию»   Игра «Аквариум»   Игра «Найди свою пару»                                                                                  Конституция РФ (Извлечения)  Статья 55   3.Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.  Статья 56  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты  конституционного строя в соответствии с федеральным  конституционным законом могут  устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока  действия. ­ Могут ли ограничиваться права и свободы в демократическом обществе?    Займи позицию:      1. Да                                2.Нет.                                3. Частично.                                                Игра «Аквариум»  Инструкция.  Приглашаются   10   человек,   которые   должны   сыграть   роли   учеников   и учителя на уроке. Каждому дана карточка с заданием. Остальные ребята молча наблюдают за   происходящим,   а   затем   объясняют,   какое   право   пытался   реализовать   каждый   из участников, а также, почему это право реализовать невозможно.                                                 Карточки для игроков в «Аквариум»  1. Ты спишь на уроке, т.к. считаешь, что имеешь право на отдых. 2. Ты читаешь на уроке газету, т.к. считаешь, что имеешь право на информацию. 3. На уроке ты слушаешь песенку на плеере, т.к. считаешь, что имеешь право пользоваться  культурными достижениями. 4.Вы  разговариваете    все время на уроке со своим товарищем, т.к. считаете, что имеете  право на свободу слова. 5.Ты принес на урок кота, играешь с ним, кот мяукает. Ты считаешь, что имеешь право на  содержание животных. 6.Во время урока ты свободно ходишь вокруг ребят, пересаживаешься, т.к. считаешь, что у  тебя есть  свобода передвижения. 7. Ты пытаешься понять, что объясняет учитель. Делаешь замечания товарищам. У тебя  есть право на образование, но они мешают тебе его получить. 8.Вы – учитель. Вам  очень трудно в этом классе вести урок: дети недисциплинированны,  не понимают, зачем приходят в школу. Попытайтесь вежливо внушить им: «Образование –  обязательно для всех. Только грамотный человек и воспитанный на лучших традициях  человек может  чего­ то  добиться  в жизни.  Обсуждение игры  1. Получился ли урок? Выполнена ли хотя бы одна задача? 2.Что мешало ребятам стать более образованными, организованными на уроке? 3. Уважали ли друг друга ребята на уроке? 12 4. Почему требуется иногда ограничивать  права и свободы? 5. Объясните английскую пословицу: «Свобода моего кулака ограничивается носом  моего соседа». Твои права и свободы реализуются под контролем твоего судьи – совести, под  контролем общественных норм – морали и под контролем государственных норм  – законов.                                                                                         Игра «Найди свою пару»  Инструкция.     Учитель  раздает участникам   «язычки» с извлечением из Конституции  РФ. Для этого нужно   разрезать   таблицу   на   карточки   (см.   Приложение   к   игре   «Найди   свою   пару»). Свободно перемещаясь по классу, учащиеся должны найти соответствующие друг другу нормы (как в таблице). Затем заслушать  тех, кто нашел друг друга.                              Приложение к игре «Найди свою пару?  Конституционные права и свободы              Право на жизнь Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на тайну переписки, телефонных и других сообщений. Жилище  неприкосновенно. Свобода передвижения по территории Российской Федерации, выбора места пребывания и жительства. Свобода совести и вероисповедания. Право  на свободу искать, передавать, производить и распространять информацию. Свобода мысли и слова. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Свобода предпринимательства. Право частной собственности. Примеры ограничений прав и свобод по закону Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться  федеральным законом в качестве исключительной меры  наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей  допускается только по судебному  решению. До судебного  решения лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок  более 48 часов   Право на тайну переписки, телефонных и других сообщений  допускается только на основании судебного решения. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц  возможно только в случаях, установленных федеральным  законом, или на основании судебного решения. Свобода передвижения по территории Российской Федерации,  выбора места пребывания и жительства только для тех, кто  имеет законные основания. Не допускается пропаганда религиозной ненависти и вражды,  религиозного превосходства. Право на информацию регулируется Конституцией,  запрещающей сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни лица без его согласия.  Федеральный закон содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие  социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, превосходство нации. Не имеют право избирать и быть избранными граждане,  признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в  местах лишения свободы по приговору суда. Каждый имеет право на свободное использование своих  способностей и имущества для предпринимательской  деятельности, не запрещенной законом экономической  деятельности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по  решению суда. Проверка  творческого домашнего задания по составлению ментальных карт.  Защита своей ментальной карты    по желанию ( презентации).  13 14

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе

Формирование гражданской компетенции на уроках обществознания в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019