Формирование мотивации у младших школьников
Оценка 4.9

Формирование мотивации у младших школьников

Оценка 4.9
Лекции
docx
администрации
1 кл
25.03.2017
Формирование мотивации у младших школьников
для младших школьников наиболее характерными являются следующие учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); “позиционный” мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); “внешние” по отношению к самой учебе мотивы, например подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка).Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.
Формирование мотивации у младших школьников.docx

Формирование мотивации у младших школьников

 

     Темой методических недель выбрана: “Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности школьников”. Эта тема определена неслучайно. Как известно, для младших школьников наиболее характерными являются следующие учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); “позиционный” мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); “внешние” по отношению к самой учебе мотивы, например подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка).

     Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

     Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

     Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.

Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.

     При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха — самый эффективный стимул познавательной деятельности.

Базой второй подгруппы специальных стимулов становятся возрастные потребности. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых, так же как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних — от интересов младших школьников.

     Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться.

     Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

     Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у КОГО-ТО больше, а у КОГО-ТО меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности

дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний.   Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.

     Разнообразие деятельности и полнокровная ЖИЗНЬ в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое само управление преодоление однообразной школьной рутины — положительно сказываются на учебном процессе.

     Представления детей о том, для чего они учатся в школе (особенно в начальных классах), достаточно смутные. В основном и ответы касаются стандартных заученных фраз типа “чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным”. Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышленые высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдаленности не может стать серьезным стимулом к учению.

     Игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

     Известно, что даже самые совершенные методы и приемы активизации познавательной деятельности школьников по осмыслению и освоению изучаемого материала не всегда приводят к желаемой цели. Наблюдаются случаи, когда даже у хорошего учителя, владеющего методикой преподавания и знающего свой предмет, часть учеников не проявляет особого усердия в овладении знаниями и ведет себя на уроках пассивно.


 

Формирование мотивации у младших школьников

Формирование мотивации у младших школьников

Младшие школьники весьма любознательны

Младшие школьники весьма любознательны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017