Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования
Оценка 4.6

Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования

Оценка 4.6
Семинары
doc
биология
Взрослым
23.01.2018
Формирование  профессиональных компетенций учителя  как средство повышения качества образования
Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.Ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в образовании является учитель. Многие годы учителя придерживались классно-урочной системы, но пришел новый век технологий и все, что было приемлемо в прошлом столетии, стало неактуальным сегодня. Учитель в вечном поиске нового интересного и современного, того, что могло бы привлечь учеников, повести их за собой
Формирование профессиональных компетенции учителя.doc
Формирование  профессиональных компетенций учителя  как средство повышения качества образования                                                             методист отдела образования  Сматаева Жаныл Мухаметжановна­                                                 Павлодарского района                                                 Павлодарской области                                                Республики Казахстан Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего,  с серьезными переменами в казахстанском образовании. Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?»,  «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику  стать конкурентоспособной личностью?». Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит  перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства  учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение  системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие  спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера.  Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение  материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного  обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося,  нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских  учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе  которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать  функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным  желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и  творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения  обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и  морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам  зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка. Ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в образовании является учитель. Многие годы учителя придерживались классно­урочной  системы, но пришел новый век технологий и все, что было приемлемо в прошлом столетии, стало неактуальным сегодня. Учитель в вечном поиске нового  интересного и современного, того, что могло бы привлечь учеников, повести их  за собой.  Биология и химия — это ключевые предметы сегодняшней школы. Они  способствует формированию и обогащению духовного мира человека. Повышая роль и значение этих наук в целом и школьного образования в частности, можно  решать новые проблемы человечества. Современная биология и химия  формирует новое поколение, которое понимает ценность жизни, место человека  в природе, способное искать пути решения экологических, продовольственных,  энергетических и других проблем. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биохимии и биотехнологии, бионики, развитие  химического производства с одной стороны, и ухудшение здоровья населения,  экологические проблемы, с другой, поставили биологическую и химическую  компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных  представлений и убеждений. Поэтому развитие компетентности выпускника  в этих отраслях знаний является одним из направлений работы современной  школы для решения проблемы обучения химии и биологии. В настоящее время  возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно­коммуникативных технологий, где в качестве источников  информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые  информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать  возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Одной из  проблем обучения является недостаточное оснащение кабинетов химии  и биологии в школе (не хватает интерактивных досок и компьютеров, реактивов  и лабораторного оборудования, современно оснащенных кабинетов). Сегодня,  когда информация становится ресурсом развития общества, очевидно, что  современное образование — это непрерывный процесс. Для школы это означает  смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов  обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей  к овладению современными компьютерными технологиями и способность  актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего  самообразования .  Использование ИКТ на уроках биологии и химии позволяет развивать  умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего  мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать  умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных  технических средств. Использование ИКТ позволяет демонстрировать:  ­          фотографии животных, растений, известных людей, занимательных  опытов и т.д, ­          отсканированные иллюстрации книг, карты и др., ­           схемы и таблицы, ­          тесты, кроссворды для проверки знаний, ­           видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.,  ­          аудиозаписи «Голоса животных»; ­          музыкальное сопровождение при  демонстрации фото­ и видеоряда.  ­          использование тестовых заданий не только экономит время,  расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания. В изучении школьного курса химии и биологии я выделяю несколько основных  направлений, где оправдано использование компьютера:  ­          наглядное представление объектов и явлений микромира; ­          изучение производств химических продуктов; ­          моделирование химического  эксперимента, опыта и химических реакций; ­          система тестового контроля  ­          подготовка к ЕНТ. Одной из немаловажных проблем является проведение программных экскурсий (например, экскурсия на завод для изучения  химического производства или экскурсия на конезавод, звероферму и т.д),  а использование виртуальных экскурсий решает эту проблему и значительно  расширяет кругозор ребенка. Ещё одной проблемой является проведение на  уроках химии опытов со взрыво­ и пожароопасными веществами. Я считаю, что  при решении этой проблемы, одним из главных достоинств является  использование компьютерного проектирования на уроке химии — при  рассмотрении взрыво­ и пожароопасных процессов, реакций с участием  токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого. К числу важнейших  задач модернизации школьного образования следует отнести еще и задачу  всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков  самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации  к меняющимся социальным условиям жизни общества. Поэтому ставится задача  введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на  удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей  и склонностей каждого ученика. Поэтому следующей проблемой  биохимического образования школьников я выделяю профильное обучение как  одно из средств развития биологической и химической компетентности  выпускника. Эта проблема освещена в Послании Президента «Социально­  экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана»  и отражена в новой редакции Закона РК «Об образовании». Цель профильного  обучения биологии и химии в старших классах — подготовка химически,  биологически и экологически грамотной личности, которая понимает значение  жизни как наивысшей ценности, строит свои отношения с природой на основе  уважения к жизни, человеку, окружающей среде; обладает эволюционным  и экологическими стилями мышления, экологической культурой; способностью  ориентироваться в химической, биологической и пограничных с ней областях  картины мира; обладает знаниями методов, теорий, стилей мышления, областей  практического применения биохимических закономерностей, необходимых для  плодотворной деятельности в любой области материальной или духовной  культуры, в частности для постановки и решения проблем охраны видов  и экосистем, ведения здорового образа жизни и успешного сотрудничества со  специалистами — химиками­ биологами, экологами, врачами, инженерами и др.  Для того чтобы выполнить поставленные цели и задачи, необходимо дать  учащимся хорошие навыки самостоятельного овладения знаниями. Их можно формировать в ходе организации опытнической работы на участке, наблюдений  в природе, во время работы со специальной литературой, справочниками  и работы над проектами, во время выполнения летних заданий, при постановке  исследовательских опытов по химии и биологии. Очень важно учителю  поддерживать этот интерес, укреплять его, помогать учащимся в выборе  будущей профессии. Для успешной реализации учебного процесса современный  учитель должен обладать определенным набором качеств, которые несомненно  являются общими для всех предметников, но тем не менее компетенции учителя биологии должны отличаться от таковых учителя, предположим, математики  или русского языка. Первое, чем должен владеть предметник — это содержание  и методология предмета. Но если содержание представляет собой набор теорий, законов, фактов, то методология должна распределить их в определенной  последовательности, развить систему понятий с тем, чтобы у учащихся  в головах были не разрозненные сведения о предмете, а выстроилась система  знаний. Для этого учитель должен знать ведущие идеи, на которых базируется  изучение биологии. Это многообразие и эволюция органического мира;  биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы. Вторая профессиональная компетентность — это знание  закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение  применять их в реальном учебном процессе. Третья составляющая  профессиональной компетентности — это владение приемами,  социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета.  Развитию учащихся будут способствовать такие виды работ, как составление  схем строения организмов и органов; сравнительных таблиц, схематических  рисунков, требующих от них таких мыслительных операций как «анализ»,  «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков» и т. д. Знание  валеологических требований к уроку четвёртая компетентность, которой  должен владеть учитель. Для успешной учебы важно все: выбор цвета стен, парт, одежды, т. к. цвет отражает не только психологические качества человека, но  влияет на его гормональный статус. Хотелось бы отметить еще одну  составляющую успешной работы с учащимися: а именно владение учителем  приемами эффективного общения с детьми, родителями, коллегами. Учитель  биологии, зная закономерности развития высшей нервной деятельности, основы  психологии, должен быть примером в отношениях с детьми, родителями,  коллегами. И, конечно, учитель должен обладать еще одной компетентностью — умением работать в инновационном режиме. Список использованных источников и литературы: 1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана  «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от  17  января 2014 г. 2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020  годы. 3. «Об  особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных  школах Республики Казахстан в 2017­2018 учебном году» Инструктивно­ методическое письмо, Астана 2017

Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования

Формирование  профессиональных компетенций учителя  как средство повышения качества образования

Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования

Формирование  профессиональных компетенций учителя  как средство повышения качества образования

Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования

Формирование  профессиональных компетенций учителя  как средство повышения качества образования

Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования

Формирование  профессиональных компетенций учителя  как средство повышения качества образования

Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования

Формирование  профессиональных компетенций учителя  как средство повышения качества образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018