Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде.
З. А. Хисамеева
МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2 ЗМР РТ»
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Э.К. Суслова
Этносы... народы... нации... В последнее время мы все чаще сталкиваемся с этими словами. Слышим их как на бытовом уровне, так и из уст ученых, политиков, руководителей государств. Межэтнические отношения стали важнейшей элементом социальной и политической реальности.
Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом пространстве названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность.
Российская Федерация – многонациональное государство. Отношения людей между собой и другими народами мира обусловливает цели и содержание развития поликультурности личности.
Правовой основой этнокультурного образования школы с полиэтническим составом учащихся являются Конституция Российской Федерации и Закон РФ «Об образовании». Закон и Конституция устанавливают государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Это дает возможность субъектам РФ обогащать содержание образования за счет включения в него материала, отражающего культурное достояние народа, региональные особенности развития культуры.
Важнейшая задача учебных заведений – сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях и взаимосвязях, о взаимозависимости и неделимости мира. Следует учитывать, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и сохранению собственной социокультурной идентичности. Происходит как укрепление единства и целостности мира, так и усиление тяги к обособлению его социально-этнических частей. Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача – воспитание у детей и молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и поликультурных чувств, сознания и поведения. Решение данной проблемы требует международного сотрудничества государств в области образования.
Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей, собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. В современных условиях ни одно государство не может успешно развиваться и тем более конкурирвать, не опираясь на свою систему образования. Вместе с тем система образования каждой отдельной страны может развиваться лишь при наличии связи с другими странами и создании единого поликультурного образовательного пространства. Таким образом, перед системой образования в России выдвигается требование формирования «поликультурной личности», в основе которой лежит этнотолерантность. В соответствии с этим требованием образовательные учреждения осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания. С этой целью проводятся: анкетирование, опросы, социологические исследования. Одним из важных направлений в этноориентированной деятельности педагога является установление сотрудничающего взаимодействия с семьей. Ведь именно ей принадлежит важнейшая роль в системе всех социальных институтов, оказывающих непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, его сознания, самосознания, нравственных, интеллектуальных структур и т.д.
Полиэтническая образовательная среда - это часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Вследствие этого образовательная среда должна содействовать тому, чтобы, с одной стороны, учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой – прививать ему понимание и уважение к другим культурам. То есть речь идет о необходимости создания и развитии полиэтнической образовательной среды, являющейся частью образовательной среды в целом. С этой целью в учебно-воспитательном и образовательном педагогических аспектах необходимо организовать целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на приобретение представителями этнических общностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку социально-психологических навыков налаживания и поддержания позитивных межэтнических контактов.
Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом регионе. Поэтому образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии культуры конкретного общества, и обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям.
При разработке концептуальных подходов к формированию личности ребенка в поликультурном пространстве в школе учитываются следующие факторы:
v демографический, меняющийся состав народонаселения;
v полиэтнический, в школе обучаются представители многих национальностей, имеющие свою культуру, свои ценности, представление и интересы;
v поликонфессиональный, учащиеся школы - это христиане, мусульмане и представители других вероисповеданий;
v психолого-педагогический, в формировании личности ребенка в условиях поликультурного пространства;
v усиление патриотического, гражданского и нравственного фактора в воспитании наших учащихся, будущих полноправных граждан.
Одной из важнейших функций школы – научить подростков жить вместе в мире и взаимопонимании друг с другом, способствовать тому, чтобы с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам
Школа создает условия введения учащихся в родную культуру, для приобщения учащихся к культуре других народов для осмысления и усвоения таких общечеловеческих ценностей, как доброта, милосердие, совесть и справедливость
Знакомство с культурой народов, проживающих в РФ, способствует сближению детей разных национальностей.
Этнокультурное образование школьников – это залог успеха формирования гуманной развитой личности современного и будущего общества нашего государства.
Список литературы
1. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности /Г.Л. Бардиер.-СПб.: издательство С.-Пб ун.-та, 2005.
2. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений. Методические рекомендации. Ханты-Мансийск; Принт-Класс 2010
3. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. М., 2004.
4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.