Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комсомольская общеобразовательная школа
программа: «Формирование творческих способностей одарённых учащихся в современных условиях»
Выполнила: Т.А.Войнич, учитель русского языка и
литературы
Комсомольск
Познав самих себя, никто не остается
тем, кто он есть.
Т.Манн
Пояснительная записка:
В период становления и развития гражданского общества назрела потребность обновления взглядов и действий по обучению ребенка в школе, классе.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована деятельность, тем больше создается возможностей для формирования самосознания ребенка, самовоспитания духовных потребностей. Для этого обучающая среда должна быть как можно более разнообразной. Ребенок – это росток, который растет правильно, если за ним есть уход.
Только образование сможет подготовить такую почву, в которой ему будет хорошо, где он сможет найти то, что ему интересно.
Данная программа рассчитана на одарённого ребёнка, который сможет реализоваться в определённой области и добиться определённых результатов.
Проблемы:
1. Нет диагностических программ, которые позволяют выявить «скрытую» одарённость.
2. Несостоявшийся вариант одарённости – это подавление возможной гениальности неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода.
3. Штамповать стандартные «винтики» привычно, а вот работать со «штучными изделиями» - это главная задача программы «Формирование творческих способностей одарённых учащихся в современных условиях».
Цель:
Создание благоприятных условий для развития одарённых детей независимо от места их проживания и доходов семьи в интересах личности, общества, государства;
Задачи:
1. Выявить одарённых детей и создать условия для развития и реализации их интеллектуального, творческого и эмоционально-волевого потенциала;
2. Формировать чувства самоценности каждого одарённого ребёнка;
3. Выстроить свою собственную систему выявления одарённых детей.
Предполагаемый результат деятельности:
Ситуация выбора, то есть мы предоставляем сегодняшнему школьнику возможность выбирать дело по душе на основе желания и способностей, меру участия и область деятельности, характер и способы взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Этапы реализации программы:
1 этап – 2011 – 2012 годы – подготовительный (теоретически – практический)
2 этап – 2012 – 2013 годы – основной: активная реализация данной программы (практический)
3 этап – 2013 – 2014 годы – завершающий (обобщение опыта)
Виды деятельности:
1. Изучение литературы.
2. Посещение семинаров, курсов.
3. Практические занятия.
4. Творческие работы.
5. Проектно-исследовательская деятельность.
6. Использование ИКТ.
7. Конкурсы (районные, областные, российские)
8. Олимпиады
Класс, участвующий в реализации программы: 6 класс
1 этап: «Теоретический» (1 часть)
Цель:
Знакомство с литературой для реализации программы по теме «Формирование творческих способностей одарённых учащихся в современных условиях»
Задачи:
1. Отыскивать и знакомиться с новыми образовательными технологиями.
2. Изучить литературу по данной теме.
Ожидаемый результат:
Применение теоретических знаний на практике.
№ |
Название литературы |
|
1 |
«Ещё раз о понятии «Одарённость» |
Д.Б. Богоявленская. Москва, 2005 год
|
2 |
«Нет ничего выше человека» |
Т.И. Диденко. Москва, 2006 год |
3 |
«Портрет одарённого ребёнка» |
М.В. Иванова Москва,2005
|
4 |
«Организация работы с одарёнными детьми» |
Т.М. Поповцева Москва 2007 год |
5 |
«Система работы по развитию познавательных интересов школьников» |
А.А.Полякова Москва 2008 год |
6 |
« Речь. Текст. Строение текста» |
М.М Разумовская Москва 2006 |
7 |
«Обучение особо одарённых детей в Южной Корее» |
Син Гин Сук Москва 2006 год |
8 |
«Настоящее и будущее» |
А.Н. Титаренко Москва, 2008 год |
9 |
«Из опыта работы с одарёнными детьми учителя сельской школы» |
Н.А. Фимина Москва, 2006 год |
1 этап: «Практический» (2часть)
Данный этап предусматривает ведение элективного курса по теме «Речь. Текст. Строение текста» Он рассчитан на 17 часов и содержит материалы для подготовки особо одарённых учащихся к олимпиадам, исследовательской работе, конкурсам. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Цель: Умение понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения.
Задачи:
1. Научиться правильно определять стили и типы речи.
2. Научить определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текста, его принадлежность к определённому стилю и типу речи.
3. Обучать умению самостоятельной работы с текстом.
Ожидаемый результат:
1. Способность передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде.
2. Умение сравнивать, сопоставлять.
3. На заданную тему писать сочинения повествовательного, описательного характера.
№ |
Тема занятия |
Часы |
Виды деятельности |
1 |
Что такое речь? |
1 |
Беседа |
2 |
Речь монологическая и диалогическая, устная и письменная. |
2 |
Беседа Сообщение |
3 |
Что изучает стилистика? |
1 |
Мини - лекция |
4 |
Разговорная и книжная речь. |
2 |
Беседа Работа с текстами |
5 |
Художественная и научно – деловая речь. |
2 |
Беседа Самостоятельная работа |
6 |
Что такое тип речи? |
1 |
Сообщение |
7 |
Описание, повествование, рассуждение. |
3 |
Работа с различными текстами |
8 |
Оценка действительности. |
2 |
Практическая работа |
9 |
Что такое текст? |
2 |
Беседа |
10 |
Тема текста |
2 |
Самостоятельная работа |
11 |
Основная мысль текста |
2 |
Работа с текстами |
12 |
Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте |
2 |
Беседа. Практическая работа |
13 |
Абзац как часть текста |
1 |
Беседа |
14 |
Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. |
2 |
Работа с текстами |
15 |
Строение текста типа рассуждения – доказательства. |
2 |
Анализ текста |
16 |
Строение текста типа повествования. |
2 |
Письменная работа |
17 |
Строение текста типа описания предмета. |
2 |
Анализ текста |
18 |
Соединение типов речи в тексте |
2 |
Практическая работа |
19 |
Круглый стол «К чему мы пришли» |
1 |
Сообщения учащихся |
2 этап: «Творческий»
Цель:
Реализация полученных теоретических знаний в детском коллективе через различные виды творческих работ.
Задачи:
1. Научить приобретать навыки общения, учиться работать, делить успех и ответственность с другими.
2. Открывать широкие возможности для проявления творческих способностей каждого ученика.
3. Развивать творческую активность учащихся.
Ожидаемый результат:
Убежденность учащихся в том, что именно различные виды деятельности помогают им раскрыть свои способности и сделать свою школьную жизнь разнообразней и интересней.
№ |
Название мероприятий |
Место проведения |
Время проведения |
1 |
«Праздник для мам» |
школа |
Ноябрь 2011 |
2 |
Олимпиады по русскому языку и литературе» |
школа |
Октябрь 2011 |
3 |
Открытый урок по сказкам |
школа |
Ноябрь 2011 |
4 |
Исследовательская работа «Народная сказка и её роль в жизни людей» |
Школа Район |
Октябрь – март 2011 – 2012 |
5 |
«Умники и умницы» |
ТОИПКРО - область |
Сентябрь – декабрь 2012 |
6 |
«Пальцы просятся к перу» |
ТОИПКРО - область |
Март – май 2011-12г |
7 |
«Марафон знаний по русскому языку» |
ТОИПКРО - область |
|
8 |
«Лучший урок письма» |
Почта России |
Февраль-июль 2012 |
9 |
Конкурс чтецов |
Школа Район |
Октябрь – декабрь 2012 год |
10 |
Исследовательская работа «Отрицательное и положительное в произведении А. П. Гайдара «Тимур и его команда» |
Школа Район |
Октябрь – март 2012 - 2013 |
11 |
Конкурс творческих работ |
ТОИПКРО - область |
0ктябрь-декабрь 2012 |
12 |
Конкурс по русскому языку |
ТОИПКРО - область |
Январь- март 2013 |
13 |
«Русский медвежонок» |
Россия |
ноябрь 20013 |
14 |
Составление презентаций по творческой работе |
школа |
март 2013 |
15 |
Конкурс сочинений |
школа |
Сентябрь - октябрь |
16 |
Конкурс чтецов |
Школа район
|
Октябрь - декабрь |
17 |
Исследовательская работа «Роль специальных и профессиональных слов в нашей жизни» |
Школа район |
Октябрь – март 2013 – 2014 |
18 |
Конкурс «Интеллект – путешествие» |
ТОИПКРО - область |
Декабрь 2013 |
19 |
Творческий конкурс по литературе |
ТОИПКРО - область |
Январь - март |
20 |
«Русский медвежонок» |
Россия |
Ноябрь 2014 |
21 |
Защита презентаций |
школа |
Октябрь 2014 |
22 |
Конкурс творческих работ по литературе |
школа |
Декабрь 2014 |
3 этап: «Обобщение опыта»
Цель:
Анализ деятельности работы по программе «Формирование творческих способностей одарённых учащихся в современных условиях»
Задачи:
1. Распространить свой опыт через открытые уроки, элективы, публикации.
2. Заинтересовать новыми формами методик.
Ожидаемый результат: Вовлечение других педагогов работать по данной программе
№ |
Название мероприятий |
Место проведения |
Время проведения |
1 |
Защита программы «Одарённые дети» |
Район |
Апрель 2011 |
2 |
Выступление «Культура общения через различные формы деятельности» |
Школа, педагогический совет |
Январь 2012 год |
3 |
Конкурс образовательных программ |
регион |
Октябрь 2012 год |
4 |
Выступление «Наши дети сегодня» |
Школа, родительское собрание |
Февраль 20013 |
5 |
Выступление «К чему мы пришли» |
Школа МО классных руководителей |
Ноябрь 2014год |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.