ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

  • Лекции
  • doc
  • 01.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Иконка файла материала Жарая М.В..doc
М.В.Жарая ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие   способности   ученика   самостоятельно   ставить   учебные   цели, проектировать   пути   их   реализации,   контролировать   и   оценивать   свои достижения,   иначе   говоря   –   формирование   умения   учиться.   Учащийся   сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. [1]  В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то,   что   образовательный   стандарт   нового   поколения   ставит   перед   учителем новые   цели.   Теперь   в   начальной   школе   учитель   должен   научить   ребёнка,   не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во­первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.   Во­вторых,   формировать   у   детей   мотивацию   к   обучению.   Теперь учителю   необходимо   выстраивать   процесс   обучения   не   только   как   процесс   составляющих усвоения   системы   знаний, инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс   умений   и   компетенций, развития личности, принятия духовно­нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать "Как учить?" или "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"   В   первую   очередь   это   касается   формирования   универсальных учебных действий (УУД). [6]   Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении   способность   к   саморазвитию   и означает   умение   учиться,   т.е. самосовершенствованию   путем  сознательного   и  активного  присвоения   новогосоциального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [3] Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают   возможность   каждому   ученику   самостоятельно   осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность  и  ее результаты.  Они  создают  условия  развития  личности  и  ее самореализации.  Основные   содержательные   линии   «Окружающего   мира»   определены стандартом   начального   общего   образования   и   представлены   в   примерной программе  разделами: «Что такое  окружающий  мир», «Младший  школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни». [7] Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико­ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). [7] В   процессе   освоения   содержания   «Окружающего   мира»   учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень   необходимых   для   усвоения   каждым   учащимся   знаний;   уметь   – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми   ученик   может   пользоваться   во   внеучебной   деятельности   –использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. [7] Приведу примеры заданий, основная цель которых ­ это формирование предметных,   личностных   и   универсальных   (метапредметных)   способов действий.  1. Различать изученные   объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их   существенных   признаков,   составлять   таблицы.   (Тема   «Разнообразие животных». Сколько групп животных должно быть в схеме. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится).  2.   Использовать   готовые   модели   (условные   знаки,   глобус,   план,   план­ карту,   карту)   для   наблюдений,   объяснения   явлений   природы,   выявления признаков и свойств объектов. (Тема «План и карта».   Поверхность Земли на карте обозначена условными знаками. Какие условные обозначения потребуются для   составления   карты   вашего   края?   Почему   в   коридоре   школы   должен обязательно висеть план школьного здания?)  3.   Проводить   несложные   наблюдения   и   ставить   опыты,   используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные  приборы, следовать инструкциям   и  правилам   при   проведении  экспериментов,    делать   выводы  на основании   полученных   результатов.   (Тема   «Комнатные   растения».   Обрати внимание   на   комнатные   растения,   которые   стоят   около   окна.   Их   листья обращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3­4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через   3­4   дня   вновь   обрати   внимание   на   положение   листьев.   Твоё предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления). 4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты   и   явления   живой   и   неживой   природы,   выделять   их   основные существенные признаки, выделять новое. (Тема «Учимся читать карту». Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи,какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно­ синий цвет. Определи их глубину).     5.   Использовать   при   выполнении   задания   иллюстративный   материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. (Тема «Холмы и овраги». Перед тобою рисунок образования оврага. Расскажи, как образуется овраг?)  6.   Использовать   дополнительные   источники   информации.   (Тема «Пустыни». А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать   о   пустынях,   найди   дополнительный   материал   в   энциклопедиях,   в Интернете).  7.   Обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и   неживой природой, использовать  их для объяснения бережного отношения к природе. (Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли»). 8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры   влияния   этих   отношений   на   природные   объекты,   на   здоровье   и безопасность   человека.   (Тема   «Растения».   А   какие   лекарственные   растения растут   в   твоем   крае?   Рассмотри   рисунки.   Какие   лекарственные   растения помогут оказать первую помощь в этом случае?)  9.   Использовать   знания   о   строении   и   функционировании   организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья: осознанно выполнять режим   дня,   оказывать   первую   помощь   при   несложных   несчастных   случаях. (Тема «Строение человека». Рассмотри рисунок. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде?) 10.   Работать   с   картой.   (Тема   «Полезные   ископаемые   твоего   края». Рассмотри   карту   полезных   ископаемых   России.   Какими   условными   знаками обозначены   на   карте   различные   полезные   ископаемые?   Определи   положение твоего края на этой карте. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае?)11. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать   достопримечательности   Москвы,   Санкт­Петербурга,   городов «Золотого кольца», своего края. (Тема «Золотое кольцо России». Посмотри на страницы  учебника и назови соседу по парте, в каких городах мы "побываем", присоединившись   к   автобусной   экскурсии.   А   сосед   по   парте,   прежде   чем отправляться  в путешествие  по "Золотому кольцу", отметит предполагаемый маршрут на плане­карте).  12.   Различать   прошлое,   настоящее   и   будущее,   соотносить   изученные исторические   события   с   датами,   конкретную   дату   с   веком,   находить   место изученных событий на «ленте времени». (Тема «Московский Кремль». Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?)  14. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах. (Тема «Поверхность и водоемы твоего края». А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Включите   его   в   общий   план   школьных   мероприятий   по   охране   окружающей среды).  15. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. (Тема «Экскурсия в город». Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город?)  16.   Проявлять     уважение   и   готовность   выполнять   совместно установленные договоренности и правила. (Тема «День Конституции России». О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать?). 17. Выполнение проектов. [5] Курс   «Окружающий   мир»   раскрывает   определенные   возможности   для формирования   универсальных   учебных   действий,   во   многом   зависящие   не только от учебно­методического комплекта, но и от педагогически  правильного взаимодействия   учителя   и   ученика,   эффективности   их   коммуникативной деятельности.В результате изучения  курса «Окружающий мир»  на ступени начального   личностные, общего   образования   у   выпускников   будут   сформированы   регулятивные, познавательные   и   коммуникативные   универсальные учебные действия как основа умения учиться. 1. Асмолов  А.Г. «Формирование  УУД     в  основной   школе:   от   действия   к Список литературы мысли»».   Система   заданий;   пособие   для   учителя   под   редакцией А.Г.Асмолова, М.; Просвещение, 2010г. Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.   и   др.   Как проектировать  универсальные  учебные  действия в начальной школе:  от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.  Карабанова О.А.  Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны//Муниципальное образование:инновации и эксперимент­ 2010­ 2.  Карабанова   О.А.   Формирование   универсальных   учебных   действий учащихся начальной школы// Управление начальной школой­ 2009­ № 12. Климанова   Л.Ф.   Универсальные   учебные   действия   обучающихся   : примеры формирования// Управление начальной школой. ­ 2010. ­ № 10.  Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. ­ 2010. ­ № 2. ­  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего образования.­ М: Просвещение, 2010.  2. 3. 4. 5. 6. 7.