ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Оценка 4.7
Лекции
doc
администрации +1
Взрослым
01.06.2017
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Жарая М.В..doc
М.В.Жарая ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие   способности   ученика   самостоятельно   ставить   учебные   цели, проектировать   пути   их   реализации,   контролировать   и   оценивать   свои достижения,   иначе   говоря   –   формирование   умения   учиться.   Учащийся   сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. [1]  В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то,   что   образовательный   стандарт   нового   поколения   ставит   перед   учителем новые   цели.   Теперь   в   начальной   школе   учитель   должен   научить   ребёнка,   не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во­первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.   Во­вторых,   формировать   у   детей   мотивацию   к   обучению.   Теперь учителю   необходимо   выстраивать   процесс   обучения   не   только   как   процесс   составляющих усвоения   системы   знаний, инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс   умений   и   компетенций, развития личности, принятия духовно­нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать "Как учить?" или "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"   В   первую   очередь   это   касается   формирования   универсальных учебных действий (УУД). [6]   Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении   способность   к   саморазвитию   и означает   умение   учиться,   т.е. самосовершенствованию   путем  сознательного   и  активного  присвоения   нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [3] Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают   возможность   каждому   ученику   самостоятельно   осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность  и  ее результаты.  Они  создают  условия  развития  личности  и  ее самореализации.  Основные   содержательные   линии   «Окружающего   мира»   определены стандартом   начального   общего   образования   и   представлены   в   примерной программе  разделами: «Что такое  окружающий  мир», «Младший  школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни». [7] Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико­ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). [7] В   процессе   освоения   содержания   «Окружающего   мира»   учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень   необходимых   для   усвоения   каждым   учащимся   знаний;   уметь   – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми   ученик   может   пользоваться   во   внеучебной   деятельности   – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. [7] Приведу примеры заданий, основная цель которых ­ это формирование предметных,   личностных   и   универсальных   (метапредметных)   способов действий.  1. Различать изученные   объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их   существенных   признаков,   составлять   таблицы.   (Тема   «Разнообразие животных». Сколько групп животных должно быть в схеме. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится).  2.   Использовать   готовые   модели   (условные   знаки,   глобус,   план,   план­ карту,   карту)   для   наблюдений,   объяснения   явлений   природы,   выявления признаков и свойств объектов. (Тема «План и карта».   Поверхность Земли на карте обозначена условными знаками. Какие условные обозначения потребуются для   составления   карты   вашего   края?   Почему   в   коридоре   школы   должен обязательно висеть план школьного здания?)  3.   Проводить   несложные   наблюдения   и   ставить   опыты,   используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные  приборы, следовать инструкциям   и  правилам   при   проведении  экспериментов,    делать   выводы  на основании   полученных   результатов.   (Тема   «Комнатные   растения».   Обрати внимание   на   комнатные   растения,   которые   стоят   около   окна.   Их   листья обращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3­4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через   3­4   дня   вновь   обрати   внимание   на   положение   листьев.   Твоё предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления). 4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты   и   явления   живой   и   неживой   природы,   выделять   их   основные существенные признаки, выделять новое. (Тема «Учимся читать карту». Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно­ синий цвет. Определи их глубину).     5.   Использовать   при   выполнении   задания   иллюстративный   материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. (Тема «Холмы и овраги». Перед тобою рисунок образования оврага. Расскажи, как образуется овраг?)  6.   Использовать   дополнительные   источники   информации.   (Тема «Пустыни». А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать   о   пустынях,   найди   дополнительный   материал   в   энциклопедиях,   в Интернете).  7.   Обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и   неживой природой, использовать  их для объяснения бережного отношения к природе. (Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли»). 8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры   влияния   этих   отношений   на   природные   объекты,   на   здоровье   и безопасность   человека.   (Тема   «Растения».   А   какие   лекарственные   растения растут   в   твоем   крае?   Рассмотри   рисунки.   Какие   лекарственные   растения помогут оказать первую помощь в этом случае?)  9.   Использовать   знания   о   строении   и   функционировании   организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья: осознанно выполнять режим   дня,   оказывать   первую   помощь   при   несложных   несчастных   случаях. (Тема «Строение человека». Рассмотри рисунок. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде?) 10.   Работать   с   картой.   (Тема   «Полезные   ископаемые   твоего   края». Рассмотри   карту   полезных   ископаемых   России.   Какими   условными   знаками обозначены   на   карте   различные   полезные   ископаемые?   Определи   положение твоего края на этой карте. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае?) 11. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать   достопримечательности   Москвы,   Санкт­Петербурга,   городов «Золотого кольца», своего края. (Тема «Золотое кольцо России». Посмотри на страницы  учебника и назови соседу по парте, в каких городах мы "побываем", присоединившись   к   автобусной   экскурсии.   А   сосед   по   парте,   прежде   чем отправляться  в путешествие  по "Золотому кольцу", отметит предполагаемый маршрут на плане­карте).  12.   Различать   прошлое,   настоящее   и   будущее,   соотносить   изученные исторические   события   с   датами,   конкретную   дату   с   веком,   находить   место изученных событий на «ленте времени». (Тема «Московский Кремль». Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?)  14. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах. (Тема «Поверхность и водоемы твоего края». А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Включите   его   в   общий   план   школьных   мероприятий   по   охране   окружающей среды).  15. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. (Тема «Экскурсия в город». Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город?)  16.   Проявлять     уважение   и   готовность   выполнять   совместно установленные договоренности и правила. (Тема «День Конституции России». О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать?). 17. Выполнение проектов. [5] Курс   «Окружающий   мир»   раскрывает   определенные   возможности   для формирования   универсальных   учебных   действий,   во   многом   зависящие   не только от учебно­методического комплекта, но и от педагогически  правильного взаимодействия   учителя   и   ученика,   эффективности   их   коммуникативной деятельности. В результате изучения  курса «Окружающий мир»  на ступени начального   личностные, общего   образования   у   выпускников   будут   сформированы   регулятивные, познавательные   и   коммуникативные   универсальные учебные действия как основа умения учиться. 1. Асмолов  А.Г. «Формирование  УУД     в  основной   школе:   от   действия   к Список литературы мысли»».   Система   заданий;   пособие   для   учителя   под   редакцией А.Г.Асмолова, М.; Просвещение, 2010г. Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.   и   др.   Как проектировать  универсальные  учебные  действия в начальной школе:  от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.  Карабанова О.А.  Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны//Муниципальное образование:инновации и эксперимент­ 2010­ 2.  Карабанова   О.А.   Формирование   универсальных   учебных   действий учащихся начальной школы// Управление начальной школой­ 2009­ № 12. Климанова   Л.Ф.   Универсальные   учебные   действия   обучающихся   : примеры формирования// Управление начальной школой. ­ 2010. ­ № 10.  Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. ­ 2010. ­ № 2. ­  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего образования.­ М: Просвещение, 2010.  2. 3. 4. 5. 6. 7.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017