Формы взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения.
В работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагается взаимодействие всех участников педагогического процесса ДОУ, а не только деятельность учителя-логопеда.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
Учитель-логопед и воспитатель.
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.
Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.
Формы взаимодействия:
Тетрадь взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы.
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;
по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;
по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.
Консультации для воспитателей.
Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике речевого развития детей с нарушениями речи.
Взаимодействие в работе учителя-логопеда, медработника, воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющими нарушения речи.
Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.
Учитель-логопед и педагог-психолог.
Логопед не остается один на
один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также
предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника.
Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом
успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка.
Логопед и психолог, занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного
воздействия, прогнозирования их эффективности, также определяют недостатки его
общего и психического развития и организуют работу по их исправлению. Психолог
комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и
предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях
занятий проводимых логопедом и воспитателями. Немаловажное значение имеет и то,
что методами психокоррекции и психопрофилактики владеет не только
педагог-психолог, но и логопед. Среди различных психопрофилактических мер
особое место занимает психогимнастика. Во- первых, она наиболее доступна для
педагогов, поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию. Во-вторых,
любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ, насыщенный
эмоциональным содержанием.
Тем самым объединяется деятельность психических функций, а с помощью
комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание.
Таким образом, начинает работать механизм психофизического функционального
единства. В –третьих , чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию
деятельности мозга : упорядочивается психическая и двигательная активность
ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.
И самое главное в совместной работе психолога и логопеда –создать у ребенка
установку на успех.
Формы взаимодействия:
Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.
Совместный поиск путей коррекции поведения детей с нарушениями речи.
Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом.
Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.
Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель.
На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это положительно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Формы взаимодействия.
Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.
Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.
Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.
Участие в организации и проведении театрализованных представлений.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закреплять с помощью подвижных игр моторные навыки, повышать двигательную активность, совершенствовать просодические компоненты речи. Воспитатель по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем использования на занятиях по физкультуре, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений.
Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.