В настоящее время не существует единого понимания и классификации форм обучения. Классификации проводятся учеными по различным основаниям. Ч.Куписевич предлагает использовать наиболее типичные для школы формы: индивидуальное обучение, коллективное обучение, внеклассные и одновременно внешкольные занятия.В. И. Андреев выделяет внутренние формы организации обучения в качестве основания для классификации выбирал структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения
Формы организации учебной деятельности на уроках математики
Классификация форм обучения
Форма — наружный вид, внешнее очертание, определенный
установленный порядок. Формы обучения принято делить на общие и
конкретные. Общие формы обучения в соответствии с особенностями
коммуникаций между учителем и учениками делятся на следующие группы
форм:
• индивидуальные — взаимодействие учителя с одним учеником
(репетиторство, тьюторство, консультации и т. п.);
• парные — взаимодействие между двумя учениками (взаимообучение,
взаимоконтроль и т. д.), пары сменного состава;
• групповые — учащиеся работают в группах;
• коллективные — учащиеся класса занимаются как целостный
коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия; при
фронтальном обучении учитель работает сразу со всем классом в едином
темпе и с общими задачами.
Конкретные формы обучения определяют конструкции отдельных
звеньев процесса обучения и подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия: урок,
лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, олимпиада,
лабораторная работа, конференция, кружок, мастерская, лаборатория, зачет,
экзамен и т. д.
Внутренние формы организации обучения: вводное занятие, занятие по
углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и
обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные
формы занятий.Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, получают
разные системы форм обучения, называемые классноурочной, лекционно
семинарской и др.
Наиболее распространенная система форм обучения — классноурочная.
Ее альтернативы: беллланкастерская система взаимного обучения, батовская
система, маннгеймская система, Дальтонплан, план Трампа, «погружение»,
обучение по эпохам.
Ключевые проблемы
В настоящее время не существует единого понимания и классификации
форм обучения. Классификации проводятся учеными по различным
основаниям. Ч.Куписевич предлагает использовать наиболее типичные для
школы формы: индивидуальное обучение,
внеклассные и одновременно внешкольные занятия.
коллективное обучение,
В. И. Андреев выделяет внутренние формы организации обучения в
качестве основания для классификации выбирал структурное взаимодействие
элементов с точки зрения доминирующей цели обучения.
Существуют классификации форм обучения, делящие их по
дидактическим целям на теоретические, комбинированные, практические,
трудовые.