Фрагмент урока родной литературы в 9 классе
А. А. Ахматова. Стихи о Петербурге («Вновь Исакий в облаченьи»)
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.
А. А. Ахматова
I. Оргмомент (отустствует). Мотивационный этап. (1 минута)
Вступительное слово учителя. Анна Андреевна Ахматова (1889—1966) (урождённая Горенко) — выдающийся русский поэт XX века, переводчик, автор мемуаров, исследований о А. С. Пушкине. Начало ее творчества связано с эпохой Серебряного века русской культуры и акмеизмом (первый муж Ахматовой, поэт Н. С. Гумилёв, — один из основоположников этого литературного течения).
Уже первые поэтические сборники — «Вечер» (1912) и «Чётки» (1914) — принесли А. А. Ахматовой огромный успех. Её дореволюционное творчество объединяет главная тема — любовь, которая даёт поэту возможность почувствовать и выразить всё многообразие жизни. Благодаря яркому, самобытному таланту Ахматовой женщина в русской поэзии впервые обрела свой голос. Но в эпоху мировых катаклизмов в её творчестве всё сильнее начинают звучать гражданские мотивы.
А. А. Ахматову по праву называют истинной петербурженкой: с этим городом связаны самые счастливые и наиболее тяжёлые годы её жизни, но главное — особый петербургский дух пропитывает всё её творчество. В произведениях поэта не только присутствуют узнаваемые и особо дорогие автору картины любимого города, но и чувствуется её сопричастность высокой русской культуре, воплощённой в петербургском культурно-историческом пространстве.
II. Актуализация. Подготовка учеников к восприятию пейзажной лирики А.Ахматовой.(2минуты)
- На доске написаны слова: турист, экскурсия, музей, памятник, дворец. Скажите, какое понятие ассоциируется у вас с этими словами? (Путешествие, достопримечательности.)
- Какие достопримечательности вы посоветовали бы посетить туристам в Казани? Почему? (Туристам необходимо посетить Кул Шариф, Кремль, башню Сююмбике, Дворец Земледельцев, Чашу, Кремлевскую Набережную. Все эти достопримечательности объединяют в себе историко-культурное наследие народов Татарстана.)
III. Этап решения поставленной проблемы
А сегодня мы с вами, ребята, отправимся на заочную экскурсию по Петербургу Ахматовой. Как вы думаете, что для нее были главными символами города? (1 минута)
Актерское чтение первой части стихотворения Анны Ахматовой «Вновь Исакий в облаченьи».
Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
-Давайте послушаем выступление ребят, подготовивших небольшую историческую справку о культурных местах, которые упоминаются в стихотворении.(2-3 минуты)
КАЯТКИН ТИМОФЕЙ (Памятник Петру I) и ХАНОВ ГЛЕБ(Исаакиевский собор)???
IV Этап систематизации знаний
- Ребята, а теперь, давайте, найдем на карте те самые памятники культуры, упомянутые в стихотворении. (Находят на карте Памятник Петру I, Исаакиевский собор)(1 минута)
Посмотрите, не находите ли вы что-нибудь примечательного на карте? (Нева делит город на две части, как и в Казани, Исаакиевский собор находится между двумя памятниками: Памятником Петру I и Николаю I )
- Вернемся к стихотворению. Какое настроение создается поэтом в стихотворении? Какое время года описано? (Эпитеты «грозное нетерпение», «душный и суровый ветер», олицетворение «ветер сметает», метафора «облаченье из литого серебра») 5 минут
Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
Ребята отмечают, что в первой строфе(четверостишье) используются эпитеты «грозное нетерпенье», «Великий Петр», которые создают образ недовольного ожившего императора, наблюдающего за событиями в своем городе. Присутствие Петра подчеркивается словом «вновь», давая нам понять, что грозный государь, как и прежде наблюдает и оберегает город. Во второй строфе эпитеты «душный и суровый ветер», помогают узнать о времени года, подчеркивают суровые погодные условия города.
В первой стихотворении прослеживается знакомый нам прием звукописи. Обратите внимание на глоссарий. Скажите, как с помощью звука поэт смог передать настроение?
- Как вы думаете, с творчеством какого поэта XIX века связан этот поэтический образ?
Образу Петербурга уделяется место не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Рассмотрим картину известного художника Василия Сурикова "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге", которая была написана в 1870 году.
Художнику на тот момент было 22 года, и он только что поступил в Академию художеств.Будучи уроженцем Красноярска и, по сути, деревенским жителем, Василий Суриков был поражен размерами Петербурга и монументальностью его архитектуры. Свой восторг он выразил в картине...
V. Этап рефлексии.
Можно ли сказать, что восприятие Петербурга у поэта и художника совпадают? Докажите свой ответ. Для ответа на вопрос используйте глоссарий:
Композиция, лунный свет поглощается, поволока, мерцание огней, мрачная громада, очерчивает контуры, мрак улиц, сливается вдалеке.
- Молодцы, а теперь вернемся к карте и попробуем найти то место, с которого художник мог писать картину. (Василий Иванович Суриков писал картину стоя на сенатской площади напротив Исаакиевского собора).
Хорошо, скажите, а какие еще историко-культурные достопримечательности вы можете назвать? (На карте виден памятник Николаю I, Сенатская площадь) Какое событие произошло на Сенатской площади?
Подготовьте монолог из 5-ти предложений о Сенатской площади.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.