"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бинарный урок (музыка + литература) на тему "Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт". 5-й класс Цель урока: Глубже осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей; Расширить представления учащихся о творчестве Ф.Шопена. Задачи: Образовательная: рассмотреть связь музыки и литературы на основе стихов А.Граши, Л.Озерова, С.Витвицкого и произведений Ф.Шопена; выявить особенности музыкального языка композитора. Развивающая: развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся. Воспитательная: воспитывать эмоциональный отклик на музыку и художественно-образное мышление учащихся. Планируемые результаты для ученика: Личностные Ученик научится эмоционально воспринимать музыку Ф.Шопена, понимать ценность его творчества для мировой музыкальной культуры. Ученик получит возможность научиться сопереживать, развивать музыкальный вкус и отзывчивость на музыку.
Иконка файла материала Бинарный урок Ф.Шопен..doc
Бинарный урок (музыка + литература) на тему "Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт". 5-й класс Цель урока: Задачи: Глубже осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и  писателей; Расширить представления учащихся о творчестве Ф.Шопена. Образовательная:  рассмотреть связь музыки и литературы на основе стихов  А.Граши, Л.Озерова, С.Витвицкого и произведений Ф.Шопена; выявить  особенности музыкального языка композитора. Развивающая: развивать внимание, мышление,   певческие способности  учащихся. Воспитательная: воспитывать  эмоциональный отклик на музыку и  художественно­образное мышление учащихся. Планируемые  результаты для  ученика: Личностные   Ученик научится  эмоционально воспринимать музыку Ф.Шопена, понимать  ценность его творчества для мировой музыкальной культуры. Ученик получит возможность научиться сопереживать, развивать  музыкальный вкус и отзывчивость на музыку. Предметные  Ученик научится определять жанры инструментальной музыки, понимать  средства музыкальной выразительности  Ученик получит возможность научиться: сравнивать средства  музыкальной выразительности разных жанров, правильно исполнять  музыкальное произведение.Метапредметные Личностные   Ученик научится проводить самооценку в процессе рефлексии, проявлять  эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;  Ученик получит возможность научиться  воплощать в различных видах  музыкально­творческой деятельности знакомые литературные и  зрительные образы. Познавательные Ученик научитсяоперировать отдельными специальными музыкальными  терминами в пределах изучаемого курса; находить в учебнике необходимую  информацию, выделять главную мысль. Ученик получит возможность  научиться  анализировать и обобщать  многообразие связей музыки и литературы, самостоятельно исследовать  творческие биографии композиторов и исполнителей. Регулятивные  Ученик научится  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, определять и формулировать  тему и проблему урока. Ученик получит возможность  научиться проявлять творческую  инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Коммуникативные Ученик научится сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения  музыкального произведения, работать в группе, в паре.  Ученик получит возможность  научиться излагать своё мнение в  монологе, полилоге, аргументируя его и подтверждая фактами. Понятийный аппарат Основные понятия, изучаемые на уроке:  темп, агогика, фермата, динамика, динамические оттенки, мазурка, вальс,  полонез, этюд, ноктюрн, прелюдия. Опорные понятия, термины:  лирическое стихотворение, инструментальная музыка, жанры, миниатюра. Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска,  фортепиано. Музыкальный  материал Произведения Ф.Шопена: Полонез A­dur (фрагмент); Прелюдия №7 Es­dur,  Прелюдия №20 с­moll; Вальс №7 h­moll (фрагмент); Мазурка №1 B­dur (фрагмент); Этюд №12 «Революционный» (фрагмент); Ноктюрн f­moll (фрагмент) «Желание» на сл. С.Витвицкого. Виды деятельности Хоровое пение,  пластическое интонирование, слушание музыки,  дирижирование, анализ музыкального произведения, поиск и обработка  информации.Формы работы Индивидуальная, фронтальная,  групповая. Тип урока Урок открытия нового знания Организационный  блок  (2 мин) Ход урока Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности  включения в учебный процесс. Музыкальное приветствие. Распевание.  Распределение на 4 группы, организация рабочего пространства. Мотивационный блок  (6 мин) Учитель. Ребята, послушайте музыкальный фрагмент. Знакома ли вам эта  музыка? Определите жанр  произведения и автора музыки. Звучит фрагмент Полонеза A­durФ.Шопена. Учащиеся узнают знакомое им произведение и называют композитора.  Учитель.  В каком характере звучит этот полонез, и какие чувства в нём  выражены? Ученики.  Торжественно, горделиво, уверенно. Шопен выразил в этой музыке  гордость за свою отчизну, которую очень любил. Учитель. Верно. Именно этот полонез стал музыкальным символом  его родины. А какая страна является родиной композитора? Ученики. Польша. Ф.Шопен – великий польский композитор. Учитель.  А что вы ещё знаете о Шопене?  Ученики.  Вынужден был покинуть родину, страдал, умер на чужбине.  Любимый инструмент – фортепиано. Учитель. Прежде чем мы продолжим разговор о Ф.Шопене, я предлагаю вам  прочитать в учебнике стихотворение польского поэта А.Граши «Горсть  земли». О чем говорится в этом стихотворении? Обратите внимание, как его  автор называет Ф.Шопена.  Ученики.  Это стихотворение о Шопене, о его трагической судьбе.  Учитель. По прочтении этого стихотворения возникает важный вопрос,  который должен обозначить проблему и стать главным вопросом нашего  урока. Я предлагаю каждой группе сформулировать свой вариант проблемного  вопроса и предложить классу. Группы  вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся  записывают главный вопрос урока (проблему урока):   Почему Ф.Шопена называли поэтом? В чём значимость его  творчества?  Учитель.  Итак, почему Шопена называли поэтом? Ведь он писал музыку, а не стихи. Каким образом мы сможем ответить на этот вопрос? Ученики. Нам необходимо больше узнать о жизни и творчестве композитора,  а главное, послушать и проанализировать как можно больше его  произведений.  Учитель. Конечно, но сначала сформулируем тему нашего урока. И поможетнам в этом поэтические строки А.Граши. Каждая группа вносит своё предложение, и после корректировки  класс  формулирует и записывает тему урока: «Гармонии задумчивый поэт!» Информационный  блок   (6 мин) Учитель.   Итак, нам необходима информация о жизни и творчестве  Ф.Шопена. Для этого вам необходимо выполнить групповые задания.  Учитель предлагает каждой группе пройти по ссылкам (даются ссылки)  и  найти следующую информацию: 1 группа.  Краткая биографическая справка о Ф.Шопене.  2 группа. Многообразие инструментальных  жанров в творчестве Ф.Шопена.  Фортепианные миниатюры.  3 группа.  Инструментальные жанры: прелюдия, ноктюрн, этюд.  4 группа.  Инструментальные жанры: полонез, мазурка, вальс. После  ознакомления с информационным материалом представители от каждой  группы сообщают сведения классу.Аналитический  (практический блок) –  (20 мин) Учитель. Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный  калейдоскоп». Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4  классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы  будут звучать не все  сразу, а блоками по 2­3 фрагмента. Наша задача – определить произведения,  проанализировать и  сравнить музыкальные образы, характер музыки и  средства музыкальной выразительности.  При этом мы будем заполнять на  интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас  может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в  dnevnik.ru) и по желанию  заполнить её самостоятельно.  (В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому  заранее  распечатанные бланки таблиц  для заполнения). Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать  сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы,  агогика и т.д.).  Учитель. Приступаем к первому блоку.  Звучат фрагменты:  Ноктюрн f­moll;  Этюд №12 «Революционный». Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных  произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый  индивидуально. Примерная таблица: 1 блок Жанр Произведение Ноктюрн  f­ moll Характер, настроение Особенности муз.языка Лирический, мечтательный;  созерцание, размышление,  спокойное повествование Мелодия волнообразная,  без  скачков, тонкая фразировка  постоянно изменяющиеся темп и динамика Этюд №12 Взволнованность, гнев,  возмущение, негодование, отчаяние Бурные стремительные пассажи  в быстром темпе, громкая  динамика, пунктирный ритм,  призывные интонации. Общие черты Написаны для фортепиано; Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с  поэтической речью. Учитель. Приступаем ко второму блоку.  Звучат 2 прелюдии:  Прелюдия №7 Прелюдия №20 Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и  каждый индивидуально. Примерная таблица: 2 блок Жанр Произведение Характер, настроение Особенности муз. языка Прелюдия №7 Светлая, нежная,  лирическая, грациозная,  танцевальная, мечтательная Скачкообразная  мелодия,  пунктирный ритм, форма  периода (2 предложения, 4  фразы) Прелюдия  №20 Мрачная, траурная,  напряжённая. Скорбь,  сосредоточен­ность,  трагичность. Тяжёлые аккорды, медленный  темп, контраст в динамике (ff  ­pp), пунктирный ритм. Общие черты Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка.  Сходство с поэтической речью. После работы над 2 блоком,  учитель предлагает учащимся ещё раз послушать  Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую  фразировку и «живое дыхание» музыки. Учитель. Приступаем к третьему  блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над  этим  блоком вы будете работать по группам Звучат 3 произведения:  Полонез A­dur  Мазурка №1 B­dur  Вальс №7 h­moll Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща  в каждой группе,  после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения. Примерная таблица: 3 блок Жанр Произведени е Характер, настроение Особенности муз.языка Полонез A­dur Празднично, торжественно  решительно, горделиво,  как  пламенная речь оратора Призывные интонации,  аккордовый склад, упругий  ритм, мажорный лад,Мазурка №1  B­dur Лёгкая, блестящая,  грациозная, порхающая трёхдольность Взлетающая вверх мелодия,  выделение 3 доли, темповое и  динамическое разнообразие Вальс №7  h­moll Плавность, мечтательность,  взволнованность, лёгкое  кружение Вьющаяся мелодия,  трёхдольная пульсация,  нарастание звучности и  затихание Общие черты Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая  фразировка, близость к  фольклору. Сходство с поэтической  речью. После работы над 3 блоком,  учитель предлагает учащимся прочитать ещё  одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена  – «Вальс» Л.Озерова. Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для  него эта музыка? Ученики. Это стихотворение посвящено Вальсу №7 Ф.Шопена, музыка  которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк». Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена? Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения:  «как  вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я  открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что  вижу наяву», «как весть о том, что я живу…» Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка  Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё  вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?  Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства,  настроения, мысли  и мечты, близкие многим людям.  Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого. Во  время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость  интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки,  соблюдая тонкости агогики и нюансов. Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна:  произведения  разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что  объединяет  все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите  характерные черты музыки композитора.  После согласования в группах приходят к общему выводу:  Почти все произведения написаны для фортепиано  Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений  Близость к польскому фольклору  Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка,разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа). Все эти черты сближают музыку с поэзией. Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос  нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?» ВЫВОД: Музыка Ф.Шопена одухотворённая,  чувственная, постоянно  изменяется, как бы дышит, и похожа на живую  поэтическую речь. Закрепление и  применение новых  знаний и способов  действий ЗАДАНИЕ: Выбрать произведения Ф.Шопена для озвучивания стихотворений:       А.Граши «Горсть земли»        Л.Озеров «Вальс» Задание выполняется по группам. Каждая группа предлагает свой  вариант  озвучивания. Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция. Оценочный блок (2  мин)  Учитель подводит итог, благодарит рабочие группы и просит детей  оценить  выступавших учащихся от каждой группы, а также оценить свою работу в  группе. Рефлексия  (2 мин) Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке? Что можете сказать о выполнении задания? В чем вы испытывали затруднения? Поделиться своими впечатлениями предлагается на форуме группы «Мир  музыки» в  dnevnik.ru   Информация о  домашнем задании по  выбору  (2 мин) Б.­ составить кроссворд «Жанры фортепианной музыки  в творчестве  Ф.Шопена» в программе MimioStudio  П. – написать небольшое сочинение «Мир, который я открыл» в Word (о  наиболее понравившемся произведении Ф.Шопена) и разместить его на  странице домашнего задания по музыке в dnevnik.ru. В. – подготовить в группе музыкально­литературную  композицию «Гармонии задумчивый поэт» (чтение стихов с презентацией  в PowerPoint из 10 слайдов с фотографиями, репродукциями  и звуковыми  файлами). МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕСУРСЫ: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. УМК «Музыка» 5 класс

Посмотрите также