Бинарный урок (музыка + литература) на тему "Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт". 5-й класс
Цель урока: Глубже осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей;
Расширить представления учащихся о творчестве Ф.Шопена.
Задачи: Образовательная: рассмотреть связь музыки и литературы на основе стихов А.Граши, Л.Озерова, С.Витвицкого и произведений Ф.Шопена; выявить особенности музыкального языка композитора.
Развивающая: развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать эмоциональный отклик на музыку и художественно-образное мышление учащихся.
Планируемые результаты для ученика: Личностные
Ученик научится эмоционально воспринимать музыку Ф.Шопена, понимать ценность его творчества для мировой музыкальной культуры.
Ученик получит возможность научиться сопереживать, развивать музыкальный вкус и отзывчивость на музыку.
Бинарный урок Ф.Шопен..doc
Бинарный урок (музыка + литература) на тему
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт". 5-й класс
Цель урока:
Задачи:
Глубже осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и
писателей;
Расширить представления учащихся о творчестве Ф.Шопена.
Образовательная: рассмотреть связь музыки и литературы на основе стихов
А.Граши, Л.Озерова, С.Витвицкого и произведений Ф.Шопена; выявить
особенности музыкального языка композитора.
Развивающая: развивать внимание, мышление, певческие способности
учащихся.
Воспитательная: воспитывать эмоциональный отклик на музыку и
художественнообразное мышление учащихся.
Планируемые
результаты для
ученика:
Личностные
Ученик научится эмоционально воспринимать музыку Ф.Шопена, понимать
ценность его творчества для мировой музыкальной культуры.
Ученик получит возможность научиться сопереживать, развивать
музыкальный вкус и отзывчивость на музыку.
Предметные
Ученик научится определять жанры инструментальной музыки, понимать
средства музыкальной выразительности
Ученик получит возможность научиться: сравнивать средства
музыкальной выразительности разных жанров, правильно исполнять
музыкальное произведение. Метапредметные
Личностные
Ученик научится проводить самооценку в процессе рефлексии, проявлять
эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Ученик получит возможность научиться воплощать в различных видах
музыкальнотворческой деятельности знакомые литературные и
зрительные образы.
Познавательные
Ученик научитсяоперировать отдельными специальными музыкальными
терминами в пределах изучаемого курса; находить в учебнике необходимую
информацию, выделять главную мысль.
Ученик получит возможность научиться анализировать и обобщать
многообразие связей музыки и литературы, самостоятельно исследовать
творческие биографии композиторов и исполнителей.
Регулятивные
Ученик научится объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, определять и
формулировать тему и проблему урока.
Ученик получит возможность научиться проявлять творческую
инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
Коммуникативные
Ученик научится сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения
музыкального произведения, работать в группе, в паре.
Ученик получит возможность научиться излагать своё мнение в
монологе, полилоге, аргументируя его и подтверждая фактами.
Понятийный аппарат Основные понятия, изучаемые на уроке:
темп, агогика, фермата, динамика, динамические оттенки, мазурка, вальс,
полонез, этюд, ноктюрн, прелюдия.
Опорные понятия, термины:
лирическое стихотворение, инструментальная музыка, жанры, миниатюра.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска, фортепиано.
Музыкальный
материал
Произведения Ф.Шопена:
Полонез Adur (фрагмент);
Прелюдия №7 Esdur, Прелюдия №20 сmoll;
Вальс №7 hmoll (фрагмент);
Мазурка №1 Bdur (фрагмент);
Этюд №12 «Революционный» (фрагмент);
Ноктюрн fmoll (фрагмент)
«Желание» на сл. С.Витвицкого.
Виды деятельности
Хоровое пение, пластическое интонирование, слушание музыки,
дирижирование, анализ музыкального произведения, поиск и обработка
информации. Формы работы
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока
Урок открытия нового знания
Организационный
блок
(2 мин)
Ход урока
Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебный процесс.
Музыкальное приветствие. Распевание.
Распределение на 4 группы, организация рабочего пространства.
Мотивационный блок
(6 мин)
Учитель. Ребята, послушайте музыкальный фрагмент. Знакома ли вам эта
музыка? Определите жанр произведения и автора музыки.
Звучит фрагмент Полонеза AdurФ.Шопена.
Учащиеся узнают знакомое им произведение и называют композитора.
Учитель. В каком характере звучит этот полонез, и какие чувства в нём
выражены?
Ученики. Торжественно, горделиво, уверенно. Шопен выразил в этой музыке
гордость за свою отчизну, которую очень любил.
Учитель. Верно. Именно этот полонез стал музыкальным символом
его родины. А какая страна является родиной композитора?
Ученики. Польша. Ф.Шопен – великий польский композитор.
Учитель. А что вы ещё знаете о Шопене?
Ученики. Вынужден был покинуть родину, страдал, умер на чужбине.
Любимый инструмент – фортепиано.
Учитель. Прежде чем мы продолжим разговор о Ф.Шопене, я предлагаю вам
прочитать в учебнике стихотворение польского поэта А.Граши «Горсть
земли». О чем говорится в этом стихотворении? Обратите внимание, как его
автор называет Ф.Шопена.
Ученики. Это стихотворение о Шопене, о его трагической судьбе.
Учитель. По прочтении этого стихотворения возникает важный вопрос,
который должен обозначить проблему и стать главным вопросом нашего
урока.
Я предлагаю каждой группе сформулировать свой вариант проблемного
вопроса и предложить классу.
Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся
записывают
главный вопрос урока (проблему урока):
Почему Ф.Шопена называли поэтом? В чём значимость его
творчества?
Учитель. Итак, почему Шопена называли поэтом? Ведь он писал музыку, а не
стихи. Каким образом мы сможем ответить на этот вопрос?
Ученики. Нам необходимо больше узнать о жизни и творчестве композитора,
а главное, послушать и проанализировать как можно больше его
произведений.
Учитель. Конечно, но сначала сформулируем тему нашего урока. И поможет нам в этом поэтические строки А.Граши.
Каждая группа вносит своё предложение, и после корректировки класс
формулирует и записывает
тему урока: «Гармонии задумчивый поэт!»
Информационный
блок
(6 мин)
Учитель. Итак, нам необходима информация о жизни и творчестве
Ф.Шопена. Для этого вам необходимо выполнить групповые задания.
Учитель предлагает каждой группе пройти по ссылкам (даются ссылки) и
найти следующую информацию:
1 группа. Краткая биографическая справка о Ф.Шопене.
2 группа. Многообразие инструментальных жанров в творчестве Ф.Шопена.
Фортепианные миниатюры.
3 группа. Инструментальные жанры: прелюдия, ноктюрн, этюд.
4 группа. Инструментальные жанры: полонез, мазурка, вальс. После
ознакомления с информационным материалом представители от каждой
группы сообщают сведения классу. Аналитический
(практический блок) –
(20 мин)
Учитель. Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный
калейдоскоп». Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4
классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все
сразу, а блоками по 23 фрагмента. Наша задача – определить произведения,
проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер музыки и
средства музыкальной выразительности. При этом мы будем заполнять на
интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас
может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в dnevnik.ru) и по желанию
заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому заранее
распечатанные бланки таблиц для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать
сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы,
агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:
Ноктюрн fmoll;
Этюд №12 «Революционный».
Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных
произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый
индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок
Жанр
Произведение
Ноктюрн f
moll
Характер, настроение
Особенности муз.языка
Лирический, мечтательный;
созерцание, размышление,
спокойное повествование
Мелодия волнообразная, без
скачков, тонкая фразировка
постоянно изменяющиеся темп и
динамика
Этюд №12
Взволнованность, гнев,
возмущение, негодование,
отчаяние
Бурные стремительные пассажи
в быстром темпе, громкая
динамика, пунктирный ритм,
призывные интонации.
Общие черты Написаны для фортепиано;
Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с
поэтической речью.
Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:
Прелюдия №7 Прелюдия №20
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и
каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок
Жанр
Произведение
Характер, настроение
Особенности муз. языка
Прелюдия №7 Светлая, нежная,
лирическая, грациозная,
танцевальная,
мечтательная
Скачкообразная мелодия,
пунктирный ритм, форма
периода (2 предложения, 4
фразы)
Прелюдия
№20
Мрачная, траурная,
напряжённая. Скорбь,
сосредоточенность,
трагичность.
Тяжёлые аккорды, медленный
темп, контраст в динамике (ff
pp), пунктирный ритм.
Общие черты Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка.
Сходство с поэтической речью.
После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё раз послушать
Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую
фразировку и «живое дыхание» музыки.
Учитель. Приступаем к третьему блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над
этим блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:
Полонез Adur
Мазурка №1 Bdur
Вальс №7 hmoll
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в каждой группе,
после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок
Жанр
Произведени
е
Характер, настроение
Особенности муз.языка
Полонез Adur Празднично, торжественно
решительно, горделиво, как
пламенная речь оратора
Призывные интонации,
аккордовый склад, упругий
ритм, мажорный лад, Мазурка №1
Bdur
Лёгкая, блестящая,
грациозная, порхающая
трёхдольность
Взлетающая вверх мелодия,
выделение 3 доли, темповое и
динамическое разнообразие
Вальс №7
hmoll
Плавность, мечтательность,
взволнованность, лёгкое
кружение
Вьющаяся мелодия,
трёхдольная пульсация,
нарастание звучности и
затихание
Общие черты Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая
фразировка, близость к фольклору. Сходство с поэтической
речью.
После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся прочитать ещё
одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена
– «Вальс» Л.Озерова.
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для
него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвящено Вальсу №7 Ф.Шопена, музыка
которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения: «как
вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я
открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что
вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка
Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё
вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства, настроения, мысли
и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого. Во
время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость
интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки,
соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна:
произведения разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что
объединяет все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите
характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему выводу:
Почти все произведения написаны для фортепиано
Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
Близость к польскому фольклору
Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).
Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос
нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»
ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная, постоянно
изменяется, как бы дышит, и похожа на живую поэтическую речь.
Закрепление и
применение новых
знаний и способов
действий
ЗАДАНИЕ:
Выбрать произведения Ф.Шопена для озвучивания стихотворений:
А.Граши «Горсть земли»
Л.Озеров «Вальс»
Задание выполняется по группам. Каждая группа предлагает свой
вариант озвучивания.
Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.
Оценочный блок (2
мин)
Учитель подводит итог, благодарит рабочие группы и просит детей оценить
выступавших учащихся от каждой группы, а также оценить свою работу в
группе.
Рефлексия
(2 мин)
Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
Что можете сказать о выполнении задания?
В чем вы испытывали затруднения?
Поделиться своими впечатлениями предлагается на форуме группы «Мир
музыки» в dnevnik.ru
Информация о
домашнем задании по
выбору
(2 мин)
Б. составить кроссворд «Жанры фортепианной музыки в творчестве
Ф.Шопена» в программе MimioStudio
П. – написать небольшое сочинение «Мир, который я открыл» в Word (о
наиболее понравившемся произведении Ф.Шопена) и разместить его на
странице домашнего задания по музыке в dnevnik.ru.
В. – подготовить в группе музыкальнолитературную
композицию «Гармонии задумчивый поэт» (чтение стихов с презентацией
в PowerPoint из 10 слайдов с фотографиями, репродукциями и звуковыми
файлами).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ:
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. УМК «Музыка» 5 класс
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
"Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.