"Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики
Булгакова Любовь Михайловна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №6»
Перед отечественным образованием стоит задача повышения уровня функциональной грамотности российских учащихся, а значит, и надлежащей модернизации содержания и методов обучения. Необходимость решения этой задачи вытекает также из майских (2019 г.) указов президента Российской Федерации, согласно которым наша страна к 2024 г. обязана войти в десятку ведущих стран мира, лидирующих по качеству общего образования [4].
Целенаправленное развитие
функциональной грамотности позволит российским учащимся показывать высокие
результаты на мировом уровне. В центре внимания обычно остаются такие виды
функциональной грамотности, как читательская, математическая,
естественнонаучная и финансовая.
Невзирая на то, что географические
знания и умения входят в естественнонаучную область, развитие функциональной
грамотности по географии означают высокие результаты во всех трех направлениях [1]. Таким
образом, эффективное
преподавание данного предмета столь важно.
В географии функциональная грамотность складывается достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, изучив итоги выполнения конкретных заданий, которые нацелены на оценку функциональной грамотности в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Работа с текстом. Одна из проблем, которая существуют в настоящее время на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и указания к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь практически в любом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти [4].
Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что развитие картографической образованности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и обратное задание – нахождение географических координат объекта,
- задание, которое требует владения приемом наложения карт,
- задания, которые требуют развитого пространственного воображения и знания карты.
Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение, именно, таких заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной образованности.
К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:
- определение заданного показателя по формуле, которые даны в таблице,
- работа с климатограммами,
- определение эмпирических зависимостей на базе данных таблицы.
Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках?
При работе с текстом на уроках географии применяется множество разных приемов. Наиболее часто используемые:
- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое помогает более лучше понять и усвоить материал, выделить основное,
- составление простой таблицы на базе параграфа учебника (в 5 – 6 классах),
- составление сравнительной таблицы на базе прочитанного текста с неизбежным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 9 классы),
- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме,
- составление развернутых планов и конспектов параграфов,
- формирование схематичного рисунка по тексту,
- нахождение географических недочетов в предложенном тексте,
- заполнение текста пропущенными словами; при данные слова можно рекомендовать, а можно и не предлагать, что усложнит работу,
- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах),
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, пояснить смысл или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием лучше всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в разных географических конкурсах.
Внимание работе с картой необходимо уделять на любом уроке. Очень результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и намного лучше запомнить карту. К примеру:
- укажите континенты западного и восточного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
2) «Найди лишнее» - выявить лишний географический объект и дать пояснение выбору. К примеру:
- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
Данные задания лучше всего осуществлять в 5 – 7 классах.
3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и дать объяснение причины объединения. К примеру:
- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»
- Буэнос-Айрес – Будапешт – это столицы стран
- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря
- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии
- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии [1].
4) Логические задания – задание дается в виде списка, нужно распределить его на группы, кроме того, число групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем полезнее ответ. К примеру, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д.
5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи контуры такого объекта), а ученик обязан назвать сам объект. К примеру:
- акула – Сахалин, нос носорога – полуостров Сомали (Африка),
- лежащий тигр – Скандинавский полуостров,
- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.
Данные задания, как правило, используются в более старших классах – 7 – 9 классы.
6) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:
- отметить цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)
- написать на листочках наименования географических объектов, указанные цифрами, которые соответствуют выданной контурной карте.
Данные задания выполняются без использования атласов. Рекомендуется применять в любой параллели с 7 класса.
Для повышения навыков работы со статистическими данными больше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему,
- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная проблема – преобразование таблицы в набор диаграмм,
- решение разных географических задач (6 – 9 классы)
Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:
1) географический диктант по терминам (5 – 9 классы). В младших классах учитель называет смысл географического термина, а ученик обязан записать название этого термина.
Приобретенные умения помогают учащимся достаточно вполне легко запоминать материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо нужно выделить значение УУД для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уже о цельной цепочке темы.
Использование этого набора приемов повышения функциональной грамотности на уроках географии у обучающихся, появляется большая вероятность самостоятельно, причем успешно, подготовиться к экзамену по географии и написанию ВПР.
Список использованной литературы
1. Болотникова Н.В., Затямина Т.А., Куликова С.В. - Формирование функциональной грамотности учащихся по географии: образовательные практики реализации концепции географического образования в Российской Федерации. Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019. – 124 с.
2. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
3. [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2013. с. 35].
4. О.А. Панасенкова, Ким Э.В. Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования / О.А.Панасенкова, Э.В.Ким // СПб.: Альянс «Дельта», 2013. — 192 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.