Гамлет на сцене и в кино

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: “Ширококрылых вдохновений Орлиный, дерзостный полет”. Ф. И. Тютчев Оборудование: 1. Портрет В. Шекспира. 2. Рисунок замка Эльсинор. 3. Портреты актеров в роли Гамлета. 4. Музыка. Цель урока: формировать умение выступать перед аудиторией, развивать интерес к искусству. Оформление доски: 1. Cловарь: режиссер, кинорежиссер, дебют, премьера, подмостки театра 2. Эпиграф урока: "Для актера каждая новая роль – рождение нового человека". В. Качалов Учащиеся разделены на группы: кинокритики, художники, театроведы, артисты. (Звучит органная фуга. На фоне музыки идет рассказ о премьере В. Шекспира “Гамлет”.) Ведущий: – Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось за стенами театра, отодвигается куда-то вдаль. Ты переносишься в мир, где время изменяет свой бег. Тишина. На сумрачном фоне холодного, северного неба встают очертания старинного замка. Часы на башне бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные тревожно всматриваются в зыбкую мглу. В это час у стен замка появляется призрак…
Иконка файла материала Гамлет на сцене и в кино.doc
Гамлет на сцене и в кино Тема: “Ширококрылых вдохновений Орлиный, дерзостный полет”. Ф. И. Тютчев Оборудование: 1. Портрет В. Шекспира. (рис. 1) 2. Рисунок замка Эльсинор. 3. Портреты актеров в роли Гамлета. 4. Музыка. Цель урока: формировать умение выступать перед аудиторией, развивать интерес к искусству. Оформление доски: 1. Cловарь: режиссер, кинорежиссер, дебют, премьера, подмостки театра 2. Эпиграф урока: "Для актера каждая новая роль – рождение нового человека".  В. Качалов Учащиеся разделены на группы: кинокритики, художники, театроведы, артисты. (Звучит органная фуга. На фоне музыки идет рассказ о премьере В. Шекспира “Гамлет”.) Ведущий: – Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось за стенами театра, отодвигается куда­то вдаль. Ты  переносишься в мир, где время изменяет свой бег. Тишина. На сумрачном фоне холодного, северного неба встают очертания старинного замка. Часы на башне  бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные тревожно всматриваются в зыбкую мглу. В это час у стен замка  появляется призрак… К призраку протягивает руки человек в черном плаще. Лицо его бледно, в глазах ужас, боль, смятение, вопрос. (Учащимися – артистами разыгрывается сцена из “Гамлета” – “Разговор Призрака и принца”.) Ведущий: – На сцене “Гамлет”. На сцене старого театра и недавно построенного Дома культуры. На сценах Москвы,  Варшавы и Пекина, Парижа и Нью­Йорка. Во всех концах света. Сегодня и завтра и в далеком прошлом. Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601г. на сцене  деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона. Слово учителя: – С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, так современен  каждому поколению, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из более  современного искусства – кинематографии. Я думаю, что лучше всего тему нашего урока отразят слова Ф. И. Тютчева: Ширококрылых вдохновений Орлиный, дерзостный полет. Эти слова в равной мере можно отнести и к Гамлету и к тем артистам, что стремились создать его образ на  сцене, т. к. “для актера каждая роль – рождение нового человека” – считает великий Качалов. А без  вдохновения не будет этого нового человека.Неимоверного богатства образ Гамлета. Многосторонний, многоплановый, многогранный. В Гамлете есть всё. И  глубокое падение духа, и неуверенные переходы к деятельной, активной жизни, и отчаяние, пессимизм. И вера,  безграничная вера в будущее, в жизнь. Подлинная внутренняя порывистость и страстность людей Ренессанса. В нём много нежного и наивного. Печальная, любвеобильная душа и предельная ярость и гнев бойца. Нельзя в таком многогранном образе как Гамлет, вырвать только одну страницу его жизни. И если мы обратимся к истолкованию Гамлета на русской сцене и в кино, то увидим, что в стремлении  приблизить Гамлета к своему времени, не идеализируя и не принижая, актеры создают неповторимые образы. И каждый Гамлет по­своему глубок и искренен. В XIX веке Гамлета играли такие знаменитые актеры как Павел Мочалов и Василий Каратыгин, в XX веке –  Александр Южин и Василий Качалов, Михаил Козаков и Эдуард Марцевич. О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке. Выступление театроведов: “Василий Качалов” (рис. 2.) (Звучит любая напряженно­спокойная музыка.) – Венец мечтаний каждого драматического актера – сыграть Гамлета. И Качалов тоже мечтал сыграть принца датского – пожалуй, самую благородную и труднейшую роль в мировой  драматургии, в которой предельно раскрывается талант и личность артиста. 35 ролей сыграл Качалов на сцене Художественного театра, прежде чем предстал в образе героя трагедии  Шекспира. И создание его заняло немало времени: постановка “Гамлета” была задумана в театре в 1908 году, а  премьеру удалось показать только через четыре года. Качалов работал над ролью Гамлета не только на репетициях, но и дома: искал голос, движения, жесты,  отрабатывал внутренние куски роли. Долго искал, какой должен быть смех Гамлета в сцене встречи с актерами  “в мышеловке”, в сцене “Быть или не быть?”. Упорно искал ритм шагов идущего в мучительном раздумье Гамлета  – человека, сжигаемого жестокими мыслями. Выступление художников: “О портрете Качалова в роли Гамлета” (рис. 3.)– Известен портрет В.И. Качалова в роли Гамлета. Бледное лицо с огромным лбом, с заострившимися от  внутреннего напряжения чертами. Пристальный взгляд измученных глаз – измученных, но не способных  закрыться, не видеть, “ умереть, уснуть”. Голова смело, даже дерзко вскинута, но шею и плечи отягощает цепь  принца. Это сосредоточенность мысли, всепроникающей, всеоценивающей – и в глубине своей души, и в том  мире, что вокруг. Пытливость и усталость человека, разгадывающего тайны мира. Гамлет здесь – мыслитель. И  хотя опыт мысли приносит ему горечь и страдание, он не оставит загадку неразгаданной. Гзовская, игравшая в этом спектакле Офелию, вспоминала, что главной в Гамлете – Качалове была скорбь по  несовершенству мира, размышление “замкнутого в себе, сосредоточенно­страдающего человека”. Думающий Гамлет Качалова был сдержан. Ни драматических жестов, ни возбуждённости голоса, ни бурных  чувств не заметили в нём рецензенты и зрители спектакля. Выступление театроведов: “О Михаиле Чехове” (звучит любая бурная музыка.) – Совершенно по­иному толкует Гамлета артист МХАТа Второго – Михаил Чехов. Зло мира преследует Гамлета, доводит его почти до безумия; с этим злом он исступленно борется, отдавая себя  на растерзание всем впечатлениям жизни. Гамлет Чехова – и затравленный безумец, и ожесточённый мститель.  По сцене Гамлет движется резко, ломкость и острота движений характеризуют энергию гнева, боли, мести.  Таков Михаил Чехов в роли Гамлета. Гамлет Чехова “гибнет, потому что мир ужасен”, что даже неистовство  сильной личности не в состоянии сокрушить зло. Образ, созданный Чеховым в 1924 году, как бы явился  прообразом созданного в кино Гамлета – Смоктуновского Выступление театроведов: “Эдуард Марцевич.” (Звучит органная фуга.) – И, наконец, самый юный Гамлет нашей сцены – Эдуард Марцевич. 22­летний выпускник Щукинского училища в  1959 году играет Гамлета на сцене театра имени В.Маяковского в спектакле, поставленном режиссёром  Охлопковым. Своему “Гамлету” режиссер горячо и страстно, вдохновенно говорил: “Только в активной,  непримиримой, самоотверженной борьбе против несправедливости, в борьбе без колебаний и сомнений  возможно отстоять свои идеалы, победить зло”. Мечты, мысли, раздумья о судьбе датского принца и о его веке  не остались на страницах вдохновенного режиссерского замысла, они перешли на сцену в спектакль. Вот медленно распахиваются тяжёлые бронзовые ворота эльсинорского замка. А за ними становится зримой  жизнь печального и метущегося датского принца – жизнь юноши, осмелившегося сказать правду самому себе и  окружающему миру. Марцевич играет спектакль. Эмоции и интеллект, благородство сердца и благородство души, перед которыми  отступает все низкое, грязное, вчерашнее. Это Гамлет очень возвышенный, очень прозрачный. Это – сама юность мира. В мире зла юноше Гамлету  мучительно тяжело нести свое одиночество. Может быть, поэтому искренним лиризмом, мягкостью озарены  были сцены Гамлета – Марцевича с Горацио и Офелией. Тепло дружбы и любви необходимо Гамлету.  Преданность Горацио утишает его боль. Трепетная нежность Офелии – спасение, прибежище в расколовшемся  мире. Гамлет – Марцевич страшился разрушения этой любви и боролся за нее страстно.(В исполнении учащегося звучит стихотворение А. Блока “Гамлет”.) (Органная фуга сменяется чистой нежной срывающейся мелодией.) Выступление художников: “Портрет Марцевича в роли Гамлета”. – Нежное, прекрасное в своей юношеской гармонии лицо смято тревогой. Порыв и растерянность одновременно  владеют этим Гамлетом. В глазах озёра слёз, а рот горько сжат. Будто этот мальчик мучительно пытается  собрать волю для противоборства. Но взгляд обиженного, недоумевающего ребенка как бы спрашивает: “Почему мир так жесток и грязен?” Таковы первые впечатление от портрета Марцевича в роли Гамлета. Этот юный  Гамлет никак не может ожесточить свой ум и волю для борьбы. Его трагедия вызвана детской доверчивостью и  наивной чистотой души. Выступление кинокритиков: “О Смоктуновском”. (Звучит любая напряженная музыка.) – Гамлет продолжает свой путь в самом современном искусстве нашего времени – кино. Кинорежиссер Г.  Козинцев поставил фильм, который широко обсуждался в прессе. Гамлета играет Иннокентий Смоктуновский. И это вновь совсем другой Гамлет. Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым. Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по  отношению к миру. Гамлеты 50х – начала 60х годов плакали, а этот – впервые – смеялся. Не пугаясь призраков и обманов,  коварства и покорности, разрушенной дружбы и любви, с самообладанием сверхчеловека и азартом  профессионального сатирика бросался он на довольный собой Эльсинор. Гамлет Смоктуновского пугает  обитателей замка одним своим непривычным поведением, дерзкими словами, улыбками, не принятой здесь  прямотой. Смоктуновский сыграл созидательное зло. В глубине души у него имелись нерастраченные запасы любви, но  брал он только ненависть, гнев и иронию. (Читается монолог Гамлета “Быть или не быть”.) Выступление художников: “Портрет Смоктуновского в роли Гамлета” (рис. 4) – Гамлет Смоктуновского – само мужество; нет такой вести, такого события, которые заставили бы его  содрогнуться и отступить, ощутить страх. Гамлет изумляет своим надменным видом. Глаза его освещены светом истинного понимания всякого человека.  Этот беспощадный свет, кажется, прожигает любую плотность мерзости. Слово учителя: – После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. По нему мы узнали, как изменилось время.  Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене  Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлета он играл 10 лет, Гамлет  был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью…(Звучит гитара.) Выступление художников: “О портрете Высоцкого в роле Гамлета” (рис. 5). – Гамлет Высоцкого шагнул в Эльсинор Таганки с улицы; его не одевали как принца, не причесывали, не  укрупняли. Джинсы, свитер и гитара стали костюмом Гамлета нового поколения. В портрете таганского Гамлета мы видим простое тяжеловатое лицо и сумрачный взгляд; грубость и нежность; решительность плебея и  благородство поэта. Выступление театроведов: – Гамлет Высоцкого и был поэтом. Перед началом спектакля В. Высоцкий срывающимся от внутренней боли  голосом исполнял стихотворение Пастернака “Гамлет”. (Читается стихотворение Б. Пастернака “Гамлет”.) “Я один”, – играл Высоцкий, и, хотя Смоктуновский мог бы так сказать устами своего Гамлета, разница  громадная. Гамлет был один, и все­таки его обступала племя людское. От Смоктуновского – Гамлета оно  разлеталось, оставляя вокруг пустое пространство, съеденное страхом. Высоцкого – Гамлета не боялись, он  бился в тесноте мира – она­то и была его цепями, его главной душевной и телесной тяжестью. Гамлет Высоцкого первых лет был молодой, бунтующий, страстный, с абсолютной уверенностью в своих  поступках, с ненасытным любопытством ко всему: к хорошему, к плохому, к добру и злу. Во всем – восторг  первооткрывателя и ощущение новизны. Вместе с мастерством появится мудрость. В Гамлете у Высоцкого появится некоторая настороженность: шаг – а  вдруг пропасть… (Читается стихотворение Высоцкого “Мой Гамлет”) В последние годы в Гамлете Высоцкого прорвалась высшая духовность, одухотворенность и обостренное  ощущение конца… Ощущалась горечь одиночества и печаль. Гамлет понимал, что можно выстоять, только  оставаясь Человеком, сохраняя достоинства и духовную ответственность. Слово учителя: – Шекспир называл театр зеркалом, “чье назначение – являть всякому веку и сословию его подобие и  отпечаток”. Бесспорно, “Гамлет” – гениальная пьеса, она гениальна главным образом потому, что в ней можно  найти проблемы, волновавшие людей во все времена. Вместе с Гамлетом актеры проходят путь от духовного сознания к духовному существованию и помогают нам  найти своего Гамлета, свое решение вечных проблем.Исходя из материала нашего урока, для вас предлагаются в качестве домашнего задания следующие темы  сочинений: 1. Близки ли нам проблемы Гамлета? 2. Мой Гамлет. 3. Как бы я сыграл Гамлета сейчас.

Посмотрите также