Конспект
воспитательного мероприятия по окружающему миру в 1-х классах.
Тема: Где зимуют птицы?
Класс: 1
Цели:
Образовательные:
- расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;
2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.
3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
– О каком времени года это стихотворение?
– Назовите приметы зимы.
Зима. Вся живая природа готовилась к ней. Скажите, как готовились белки, медведи, зайцы?
II. Сообщение темы и целей мероприятия.
- Тема нашего мероприятия интересная и определим мы её из моей загадки.
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев.
Птицы
-Так о чём на уроке сегодня мы будем говорить? (о птицах).
- Что вы знаете о птицах? (ответы детей)
– Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Давайте прочтем его.
(Открывается запись «Где зимуют птицы?»)
III. Работа над материалом.
– Может, вы мне сразу на него ответите?
– Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.
– Как называются птицы, которые улетают в теплые края; остаются зимовать?
- Давайте же отправимся с вами в зимний лес. Погода стоит чудесная. И вот кто нам встретился.
Назовите мне тех птиц, которых мы видим в зимнее время? (воробей, ворона, снегирь, голубь, сова, сорока, синица, дятел)
Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
– Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.
(Показ картинки с изображением птицы).
– А вы знаете, почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы. (Слайд 12)
Синица. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая.
Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором».
IV. Физминутка.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Зима - нелегкий период для пернатых, так как растения скрыты под снегом, а насекомые укрылись под корой деревьев, спрятались в расщелины. Поэтому человеку можно помогать птицам. Только надо хорошо знать, чем питаются птицы, чтобы не навредить.
Птицы, которым зимой помогает человек - это синички, воробьи, снегири, щеглы, сойки, поползни и др.
Хорошим кормом для многих является пшено, семена подсолнечника, арбуза, дыни. Только надо знать, что ни за что нельзя кормить жареными семенами подсолнечника, а только сырыми.
Синички не откажутся от сала и будут клевать подвешенный на ниточке кусочек.
Можно насыпать в кормушки, сделанные своими руками на балконе или дереве. Много корма лучше не оставлять, чтобы птички не приучались, что в одном и том же месте есть всегда питание, а поедали частично, при этом сами бы искали, что поклевать и не быть голодными.
- А ласточку мы сейчас видим? (нет)
- Почему? Как вы думаете? (она улетела)
- А почему она улетела? (холодно, нет корма).
- Вот какой хочется задать вопрос? (Где зимуют птицы?)
- Очень хочется узнать, где же зимуют птицы? Вы хотите узнать?
Работа по учебнику. Исследовательская работа.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 17
– Как же это удалось сделать ученым?
– Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают в тёплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они задумывались: куда исчезают птицы? Со временем учёные узнали, куда летят перелётные птицы, им в этом помогли маленькие кольца, которые они одевали птицам на лапы. На каждом кольце свой номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по адресу на кольце. – Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется? … (Ласточка)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? – ….
(Утка)
IV. Физминутка.
Стая
птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
Чтоб
скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
V. Закрепление материала.
Конкурс "Кто здесь лишний?"
(Команды угадывают, какая птица является лишней?)
Ласточка, соловей, стриж, свиристель, грач.
Воробей, синица, скворец, ворона, сорока.
Галка, голубь, дятел, поползень, ласточка.
Конкурс "Узнай птицу"
Учитель: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц. Вам в течение одной минуты необходимо угадать, что это за птицы.
1. НИЦАСИ:
2. БЕЙРОВО:
3. КАРОСО:
VI. Рефлексия.
Давайте оценим свою работу на уроке. (смайлики)
VII. Итог мероприятия.
- Каких птиц называем зимующими?
- Каких птиц называем перелётными?
- Где зимуют перелетные птицы?
- Как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.