Геометрические построения

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Геометрические построения в изготовлении предметов обихода Цели урока: • Образовательная – приобщение учащихся к графической культуре, освоение правил и приемов выполнения геометрических построений с помощью чертежных инструментов. • Воспитательная – формирование художественного вкуса учащихся. • Развивающая – формирование и развитие мышления и творческого потенциала личности. Задача урока: Разработка эскиза предмета, используемого в оформлении интерьера. Методическое оснащение урока: демонстрационный материал (демонстрация слайдов на интерактивной доске, таблицы, наглядные пособия); рабочая тетрадь; материал для контроля знаний. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Формы организации познавательной деятельности: групповая; индивидуальная. Тип урока: урок закрепления или комплексного применения ключевых компетенций (организация деятельности учащихся в новой ситуации – творческой).
Иконка файла материала Геометрические символы.doc
Геометрические символы Форма урока: урок­лекция Цель: выявить особенности структурного анализа осуществляемого на основе знаковых  систем тесно связанного с семиотикой (наука о знаковых системах) и семантикой (наука о  смыслах) Задачи: 1. Постижение учащимися в процессе анализа художественного произведения единства формы и смысла 2. С точки зрения ценностных ориентаций, научить пониманию единства всей мировой  художественной культуры 3. Выработать более терпимое и толерантного отношения к формам и ценностям чужих  культур. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры  не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше. Зрительный ряд: слайд­шоу «Геометрические символы» (см. Слайдовое приложение) Ход урока Коды могут быть самыми разными: зооморфными, растительными, цветовыми, пищевыми,  химическими, числовыми, геометрическими. В любом культурном «тексте» – литературном,  изобразительном, орнаментальном – они несут свое сообщение, которое может быть  параллельно прямому тексту. Цепочка может включать любое число кодов в зависимости от  культурной традиции. Одним из наиболее древних и одновременно наиболее простых, а в силу этого  универсальных, является код геометрических символов и тесно связанная с ним числовая  символика. ТОЧКА – Начнем с самого простого и одновременно самого сложного – с ТОЧКИ. В  древности точка символизировала космогонический процесс (творение мира), его Начало,  Центр и Первопричину. Место, откуда все происходит и куда все возвращается. Сакральной точкой является алтарь в храме – это место таинства. В древнеегипетском  храме – это обелиск, знаменующий рождение первого луча, а позднее – золотая ладья, в  которой происходит чудо «омоложения» Солнца/Ра. Разница в толковании путей постижения божественной сущности в восточном и западном  христианстве привела к созданию кардинально различных типов храма. Восточная  церковь придерживается идеи озарения в молчаливом и пассивном созерцании, и в  результате была выработана модель центрического, купольного храма, с пространством, как бы нисходящим сверху вниз, осеняющим верующих божественным светом. Западная церковь  трактовала этот процесс именно, как процесс, как Путь, продвижение от тьмы к свету, от  незнания к знанию истинной веры, и, соответственно, было найдено решение в виде  вытянутой по горизонтали базиликальной конструкции. В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе плодородия,  умирающего и воскрешающего бога растительности. Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать разные  конфигурации. Простейший вариант – прямая ЛИНИЯ – может превратиться в луч солнца, в  стрелу, копье (вспомните «Слово о полку Игореве» ­ русские воины «рассыпались стреламипо полю», «ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами», «идти дождю стрелами»).  Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной, плодоносящей земли и воды.  Волнообразность движения объединяла в сознании древних воду, огонь и змея. В  результате молния (огненный змей) тоже изображался в виде ломаной линии, зигзага или  меандра. Простейшие типы меандра соотносились в древнегреческой традиции с водой, а более  сложные – с лабиринтом царя Миноса, местом обитания Минотавра. (Меандр – лабиринт без  конца и начала, без определенной структуры – сходен с хаосом). Проследите цепочку символов: точка àлиния àволнистая линия / вода à меандр. ____________________________________________ (после обсуждения) Точка (оппозиция хаосу), линия (развертывание точки в пространстве),  волнистая линия / вода (вода сходная с хаосом в силу отсутствия структуры и определенной  формы), меандр / лабиринт (символ хаоса); проследив цепочку, мы можем получить  представление о логике мифологического мышления, по которой благодаря поэтапной  замене снимается первоначальное противопоставление и любое понятие может перейти в  свою противоположность. КРУГ – обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с одной  стороны, он конечен (ограниченность той части плоскости, которую окружность отрезает от пространства), с другой – он бесконечен, так как круговое движение, образующее его,  потенциально бесконечно, у него нет начала и конца. Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам круг связан с женским  началом, а его центр – с мужским; темная часть круга – это «инь», женское начало,  а светлая – «янь», мужское начало. Круг, поделенный на две части, соединяет свет и тьму,  жизнь и смерть, день и ночь, лето и зиму, их бесконечную смену в природном цикле. Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и  вечности, высшего божественного совершенства. Во многих культурах Космос представляется в виде шара и его предметных образов (яйцо,  черепаха, диск).(Пьеро дела Франческа. Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро). Ок.  1472­1474. Глядя на этот алтарный образ, невозможно не испытать благовейного чувства.  Строгая соразмерность всех частей, совершенство геометрических форм и чистота цвета,  сочетаясь, создают подлинный шедевр религиозной живописи. Символическое яйцо. Со  сводчатого потолка свисает белоснежное яйцо, ярко сияющее в лучах света. Оно кажется  висящим прямо над Мадонной, и его форма перекликается с овалом ее головы. Мастер,  поместив яйцо между небом и землей, создал зримый образ двойственной природы Христа.) Многие, города, в том числе Москва имеют радиально­кольцевую структуру, а наиболее  древние жилища (вигвам, иглу) повторяют круг людей, сидящих вокруг костра. В структуре ритуальных сооружений круг чаще всего использовался для обозначения  идеальной небесной сферы: в буддийской традиции семь небес изображались в виде  дисков, нанизанных на Мировую ось, купол – повсеместно означает небо, круглое отверстие  в перекрытии – око неба. В изобразительном искусстве форма рондо встречается редко, она используется только в  периоды классики. Полукружие арки над многими композициями эпохи Возрождения, внутри картины достраивается до полного круга и символизирует небесную сферу. КВАДРАТ. С эпохой неолита связано возникновение более определенного по своим  параметрам символа пространства и времени – КВАДРАТА. В конфигурации квадрата  значимы уже не только центр и периферия, но его стороны и углы. Квадрат – это, прежде  всего символ земли: от конкретного поля квадратной или прямоугольной формы до образа  мироздания с центром, обозначенным Мировым деревом, и ориентацией по четыремсторонам света, где растут «малые» мировые деревья, живут ветра, стихии, божества  времен года. В модели мира, очерченной в виде квадрата, уже есть более детализированные ориентиры:  верх и низ – в вертикальной проекции, правый и левый – в горизонтальной. Квадрат  ассоциировался с понятиями равенства, простоты, единообразия и порядка, то есть с  идеальной, устойчивой, статистической структурой, которая является наиболее подходящим  основанием для любого сакрального сооружения – храма, пирамиды, пагоды. К тому же  любая постройка своим фундаментом упирается в землю, она как бы часть земли и ее  корней, и, соответственно, в квадратном или прямоугольном плане это символически  закрепляется. Алтари земли всегда имели квадратную форму в отличие от алтарей неба, которые были  круглыми. Квадрат ассоциировал мужское начало, правоту, мудрость, истину, справедливость. Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула, композиции  картины и ее символики является «Крещение Христа» Пьеро Делла Франческа. Композиция  состоит из круга (небо) и квадрата (земля), которое равно наполовину перекрываю друг  друга и тем самым символизируют вхождение Духа Божья в земную плоть Иисуса во время  крещения, единство божественного и человеческого начал в Сыне Божьем, но с  преобладанием земного начала до воскресения – фигура Христа занимает половину круга и  весь квадрат. Святой Дух в виде голубя находится в центре круга, как средоточие небесных  сфер. ТРЕУГОЛЬНИК. Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы и  пирамиды – своеобразных лестниц в небо. Треугольник состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и  соединяющих их сторон. Вертикаль высоты обозначает творческое начало, силу и энергию,  жизнь, торжество духовного начала, вертикально стоящего человека,  то горизонталь олицетворяет пассивность и косность материи. Стороны  треугольника соединяют горизонталь основания с высотой и тем самым как бы снимают их  противоположность, жизненная сила и энергия преодолевают пассивность, творческое  начало вздымает, взламывает косность, дух соединяется с материей, земля с небом. Наиболее значимым для изобразительного искусства является треугольник в квадрате,  означающий божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.  Этой формой­символом виртуозно владел Леонардо да Винчи, примером чего является  композиции «Мадонна в скалах» (треугольник фигур хранит божественное дитя),  «Джоконда» (устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ внутренней  духовной гармонии), «Тайная вечеря» (равносторонний треугольник фигуры Христа с  распростертыми навстречу людям руками на фоне светящегося прямоугольника окна –  символ его божественности и грядущего преображения). КРЕСТ – один из самых наиболее сложных и многозначных символов. Сама его  конфигурация (соединение вертикали и горизонтали, верха и низа) указывает на его  двойственность, двойную функцию, вызывающую противоположные чувства, и объясняет  соединение в нем таких противоположных смыслов, как жизнь, плодородие, процветание,  прибавление (вспомните знак «плюс» в математике), но одновременно и мучение, смерть,  инструмент пыток, страстей, а также воскресение через смерть на кресте. В фольклоре крест обозначает переход из одного пространства в другое – место, особенно  опасное в связи с потерей четкой ориентации. Перекресток дорог предлагает выбор:  направо – жизнь, налево – смерть, но невозможно определить, где право и где лево в  системе совершенно одинаковых ориентиров обманчивой Судьбы. В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с Мировым деревом, и с фигурой  человека с раскинутыми в стороны руками, позе моления (как вариант – «Оранта»).Мировое дерево осуществляет связь всех трех уровней мира, восхождение к миру горнему. В язычестве практиковалось приношение жертвы на Мировом дереве – до сих пор люди  завязывают ленточки белого и красного цвета на особо почитаемых деревьях. «Жертвой»  мог быть даже Бог. Ради обретения высшей мудрости Один, глава скандинавского пантеона, сам себя принес в жертву и провисел пронзенный копьем на Мировом дереве Игдрасиль  девять дней. Страдание было одним из путей приобщения к божеству. Позднее, в христианстве, эта мифологема была переосмыслена: Мировое дерево  превратилось в инструмент позорной казни, священное жертвоприношение – в позорную  смерть, в жертву приносится Сын Божий, а в силу принципа единства троичности – сам Бог,  жертва принесена не Богу, а во искупление грехов человечества. Таким образом, крестная  жертва Христа становится поворотным пунктом во взаимоотношениях Бога и человека, а  крест – своеобразным маркером этого исторического события. Распятие в христианской традиции заменило собой космическое Мировое дерево. Оно  соединило Бога и человека во Христе, святость неба и тьму преисподней (крест своим  подножием упирается в гору Голгофу с пещерой, символизирующей ад), грехопадение и его  искупление (После воскрешения Христос спустился в ад и вывел из него Адама и Еву, так как он своей жертвой искупил их первородный грех и тем самым открыл дорогу человечеству к  духовному спасению), жизнь и смерть в воскресении, прошлое и будущее (сошествие Христа  в ад – прообраз второго пришествия Христа, конца мира и Страшного суда). Распятие  соединило абсолют Вечности и изменчивость времени исторического. Крест присутствует в пространственной структуре любого христианского храма, как по  вертикали, так и по горизонтали. Своеобразная «философия» креста содержится в ряде  раннехристианских мозаик. Крест обладал магией защиты, поэтому широко применялся в резьбе, в шитье, использовался в качестве амулета. ____________________________ Задание на выбор: а) охарактеризуйте основные символы геометрического кода б) проанализируйте выбранное вами произведение живописи с точки зрения символики  геометрического кода