Геометрические построения в изготовлении предметов обихода
Цели урока:
• Образовательная – приобщение учащихся к графической культуре, освоение правил и приемов выполнения геометрических построений с помощью чертежных инструментов.
• Воспитательная – формирование художественного вкуса учащихся.
• Развивающая – формирование и развитие мышления и творческого потенциала личности.
Задача урока: Разработка эскиза предмета, используемого в оформлении интерьера.
Методическое оснащение урока: демонстрационный материал (демонстрация слайдов на интерактивной доске, таблицы, наглядные пособия); рабочая тетрадь; материал для контроля знаний.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: групповая; индивидуальная.
Тип урока: урок закрепления или комплексного применения ключевых компетенций (организация деятельности учащихся в новой ситуации – творческой).
Геометрические символы.doc
Геометрические символы
Форма урока: уроклекция
Цель: выявить особенности структурного анализа осуществляемого на основе знаковых
систем тесно связанного с семиотикой (наука о знаковых системах) и семантикой (наука о
смыслах)
Задачи:
1. Постижение учащимися в процессе анализа художественного произведения единства
формы и смысла
2. С точки зрения ценностных ориентаций, научить пониманию единства всей мировой
художественной культуры
3. Выработать более терпимое и толерантного отношения к формам и ценностям чужих
культур.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и
крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры
не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше.
Зрительный ряд: слайдшоу «Геометрические символы» (см. Слайдовое приложение)
Ход урока
Коды могут быть самыми разными: зооморфными, растительными, цветовыми, пищевыми,
химическими, числовыми, геометрическими. В любом культурном «тексте» – литературном,
изобразительном, орнаментальном – они несут свое сообщение, которое может быть
параллельно прямому тексту. Цепочка может включать любое число кодов в зависимости от
культурной традиции.
Одним из наиболее древних и одновременно наиболее простых, а в силу этого
универсальных, является код геометрических символов и тесно связанная с ним числовая
символика.
ТОЧКА – Начнем с самого простого и одновременно самого сложного – с ТОЧКИ. В
древности точка символизировала космогонический процесс (творение мира), его Начало,
Центр и Первопричину. Место, откуда все происходит и куда все возвращается.
Сакральной точкой является алтарь в храме – это место таинства. В древнеегипетском
храме – это обелиск, знаменующий рождение первого луча, а позднее – золотая ладья, в
которой происходит чудо «омоложения» Солнца/Ра.
Разница в толковании путей постижения божественной сущности в восточном и западном
христианстве привела к созданию кардинально различных типов храма. Восточная
церковь придерживается идеи озарения в молчаливом и пассивном созерцании, и в
результате была выработана модель центрического, купольного храма, с пространством, как
бы нисходящим сверху вниз, осеняющим верующих божественным светом. Западная церковь
трактовала этот процесс именно, как процесс, как Путь, продвижение от тьмы к свету, от
незнания к знанию истинной веры, и, соответственно, было найдено решение в виде
вытянутой по горизонтали базиликальной конструкции.
В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе плодородия,
умирающего и воскрешающего бога растительности.
Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать разные
конфигурации. Простейший вариант – прямая ЛИНИЯ – может превратиться в луч солнца, в
стрелу, копье (вспомните «Слово о полку Игореве» русские воины «рассыпались стрелами по полю», «ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами», «идти дождю стрелами»).
Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной, плодоносящей земли и воды.
Волнообразность движения объединяла в сознании древних воду, огонь и змея. В
результате молния (огненный змей) тоже изображался в виде ломаной линии, зигзага или
меандра.
Простейшие типы меандра соотносились в древнегреческой традиции с водой, а более
сложные – с лабиринтом царя Миноса, местом обитания Минотавра. (Меандр – лабиринт без
конца и начала, без определенной структуры – сходен с хаосом).
Проследите цепочку символов: точка àлиния àволнистая линия / вода à меандр.
____________________________________________
(после обсуждения) Точка (оппозиция хаосу), линия (развертывание точки в пространстве),
волнистая линия / вода (вода сходная с хаосом в силу отсутствия структуры и определенной
формы), меандр / лабиринт (символ хаоса); проследив цепочку, мы можем получить
представление о логике мифологического мышления, по которой благодаря поэтапной
замене снимается первоначальное противопоставление и любое понятие может перейти в
свою противоположность.
КРУГ – обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с одной
стороны, он конечен (ограниченность той части плоскости, которую окружность отрезает от
пространства), с другой – он бесконечен, так как круговое движение, образующее его,
потенциально бесконечно, у него нет начала и конца.
Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам круг связан с женским
началом, а его центр – с мужским; темная часть круга – это «инь», женское начало,
а светлая – «янь», мужское начало. Круг, поделенный на две части, соединяет свет и тьму,
жизнь и смерть, день и ночь, лето и зиму, их бесконечную смену в природном цикле.
Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и
вечности, высшего божественного совершенства.
Во многих культурах Космос представляется в виде шара и его предметных образов (яйцо,
черепаха, диск).(Пьеро дела Франческа. Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро). Ок.
14721474. Глядя на этот алтарный образ, невозможно не испытать благовейного чувства.
Строгая соразмерность всех частей, совершенство геометрических форм и чистота цвета,
сочетаясь, создают подлинный шедевр религиозной живописи. Символическое яйцо. Со
сводчатого потолка свисает белоснежное яйцо, ярко сияющее в лучах света. Оно кажется
висящим прямо над Мадонной, и его форма перекликается с овалом ее головы. Мастер,
поместив яйцо между небом и землей, создал зримый образ двойственной природы Христа.)
Многие, города, в том числе Москва имеют радиальнокольцевую структуру, а наиболее
древние жилища (вигвам, иглу) повторяют круг людей, сидящих вокруг костра.
В структуре ритуальных сооружений круг чаще всего использовался для обозначения
идеальной небесной сферы: в буддийской традиции семь небес изображались в виде
дисков, нанизанных на Мировую ось, купол – повсеместно означает небо, круглое отверстие
в перекрытии – око неба.
В изобразительном искусстве форма рондо встречается редко, она используется только в
периоды классики. Полукружие арки над многими композициями эпохи Возрождения, внутри
картины достраивается до полного круга и символизирует небесную сферу.
КВАДРАТ. С эпохой неолита связано возникновение более определенного по своим
параметрам символа пространства и времени – КВАДРАТА. В конфигурации квадрата
значимы уже не только центр и периферия, но его стороны и углы. Квадрат – это, прежде
всего символ земли: от конкретного поля квадратной или прямоугольной формы до образа
мироздания с центром, обозначенным Мировым деревом, и ориентацией по четырем сторонам света, где растут «малые» мировые деревья, живут ветра, стихии, божества
времен года.
В модели мира, очерченной в виде квадрата, уже есть более детализированные ориентиры:
верх и низ – в вертикальной проекции, правый и левый – в горизонтальной. Квадрат
ассоциировался с понятиями равенства, простоты, единообразия и порядка, то есть с
идеальной, устойчивой, статистической структурой, которая является наиболее подходящим
основанием для любого сакрального сооружения – храма, пирамиды, пагоды. К тому же
любая постройка своим фундаментом упирается в землю, она как бы часть земли и ее
корней, и, соответственно, в квадратном или прямоугольном плане это символически
закрепляется.
Алтари земли всегда имели квадратную форму в отличие от алтарей неба, которые были
круглыми.
Квадрат ассоциировал мужское начало, правоту, мудрость, истину, справедливость.
Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула, композиции
картины и ее символики является «Крещение Христа» Пьеро Делла Франческа. Композиция
состоит из круга (небо) и квадрата (земля), которое равно наполовину перекрываю друг
друга и тем самым символизируют вхождение Духа Божья в земную плоть Иисуса во время
крещения, единство божественного и человеческого начал в Сыне Божьем, но с
преобладанием земного начала до воскресения – фигура Христа занимает половину круга и
весь квадрат. Святой Дух в виде голубя находится в центре круга, как средоточие небесных
сфер.
ТРЕУГОЛЬНИК. Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы и
пирамиды – своеобразных лестниц в небо.
Треугольник состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и
соединяющих их сторон. Вертикаль высоты обозначает творческое начало, силу и энергию,
жизнь, торжество духовного начала, вертикально стоящего человека,
то горизонталь олицетворяет пассивность и косность материи. Стороны
треугольника соединяют горизонталь основания с высотой и тем самым как бы снимают их
противоположность, жизненная сила и энергия преодолевают пассивность, творческое
начало вздымает, взламывает косность, дух соединяется с материей, земля с небом.
Наиболее значимым для изобразительного искусства является треугольник в квадрате,
означающий божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.
Этой формойсимволом виртуозно владел Леонардо да Винчи, примером чего является
композиции «Мадонна в скалах» (треугольник фигур хранит божественное дитя),
«Джоконда» (устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ внутренней
духовной гармонии), «Тайная вечеря» (равносторонний треугольник фигуры Христа с
распростертыми навстречу людям руками на фоне светящегося прямоугольника окна –
символ его божественности и грядущего преображения).
КРЕСТ – один из самых наиболее сложных и многозначных символов. Сама его
конфигурация (соединение вертикали и горизонтали, верха и низа) указывает на его
двойственность, двойную функцию, вызывающую противоположные чувства, и объясняет
соединение в нем таких противоположных смыслов, как жизнь, плодородие, процветание,
прибавление (вспомните знак «плюс» в математике), но одновременно и мучение, смерть,
инструмент пыток, страстей, а также воскресение через смерть на кресте.
В фольклоре крест обозначает переход из одного пространства в другое – место, особенно
опасное в связи с потерей четкой ориентации. Перекресток дорог предлагает выбор:
направо – жизнь, налево – смерть, но невозможно определить, где право и где лево в
системе совершенно одинаковых ориентиров обманчивой Судьбы.
В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с Мировым деревом, и с фигурой
человека с раскинутыми в стороны руками, позе моления (как вариант – «Оранта»). Мировое дерево осуществляет связь всех трех уровней мира, восхождение к миру горнему.
В язычестве практиковалось приношение жертвы на Мировом дереве – до сих пор люди
завязывают ленточки белого и красного цвета на особо почитаемых деревьях. «Жертвой»
мог быть даже Бог. Ради обретения высшей мудрости Один, глава скандинавского пантеона,
сам себя принес в жертву и провисел пронзенный копьем на Мировом дереве Игдрасиль
девять дней. Страдание было одним из путей приобщения к божеству.
Позднее, в христианстве, эта мифологема была переосмыслена: Мировое дерево
превратилось в инструмент позорной казни, священное жертвоприношение – в позорную
смерть, в жертву приносится Сын Божий, а в силу принципа единства троичности – сам Бог,
жертва принесена не Богу, а во искупление грехов человечества. Таким образом, крестная
жертва Христа становится поворотным пунктом во взаимоотношениях Бога и человека, а
крест – своеобразным маркером этого исторического события.
Распятие в христианской традиции заменило собой космическое Мировое дерево. Оно
соединило Бога и человека во Христе, святость неба и тьму преисподней (крест своим
подножием упирается в гору Голгофу с пещерой, символизирующей ад), грехопадение и его
искупление (После воскрешения Христос спустился в ад и вывел из него Адама и Еву, так как
он своей жертвой искупил их первородный грех и тем самым открыл дорогу человечеству к
духовному спасению), жизнь и смерть в воскресении, прошлое и будущее (сошествие Христа
в ад – прообраз второго пришествия Христа, конца мира и Страшного суда). Распятие
соединило абсолют Вечности и изменчивость времени исторического.
Крест присутствует в пространственной структуре любого христианского храма, как по
вертикали, так и по горизонтали. Своеобразная «философия» креста содержится в ряде
раннехристианских мозаик.
Крест обладал магией защиты, поэтому широко применялся в резьбе, в шитье, использовался
в качестве амулета.
____________________________
Задание на выбор:
а) охарактеризуйте основные символы геометрического кода
б) проанализируйте выбранное вами произведение живописи с точки зрения символики
геометрического кода
Геометрические построения
Геометрические построения
Геометрические построения
Геометрические построения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.