Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" Цели урока: Предметная: 1. Понять причины деградации Дмитрия Старцева. 2. Кто в этом виноват? Сам Старцев или среда? 3. Учить исследовать средства художественной выразительности. Мировоззренческая: 1. Осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу. 2. Определить собственное отношение к героям, событиям. Ход урока I. Слово учителя. Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обостренно воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Душечка”.
Иконка файла материала Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова Ионыч.doc
Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" Цели урока: Предметная: 1. Понять причины деградации Дмитрия Старцева. 2. Кто в этом виноват? Сам Старцев или среда? 3. Учить исследовать средства художественной выразительности. Мировоззренческая: 1. Осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу. 2. Определить собственное отношение к героям, событиям. Ход урока I. Слово учителя. Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни.  Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обостренно  воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы  рассказы “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Душечка”. Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на  поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту. II. Словарная работа: обывательщина, мещанство, деградация. Мещане – люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии. Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад. Обывательщина – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность. III. Организация поисковой деятельности по творческим группам. (Зона поиска тексты, словари) 1. Группа “Весна жизни”. Дать характеристику Старцеву в первый период;  Отношение к делу врача;  Впечатление от Старцева в начале. Вывод микрогруппы: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но  не имеет своего мнения. 1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию. 2. Группа “Семья Туркиных”. Докажите, что перед нами – обычные мещане в духовном и нравственном значении.  Ступенчатость в раскрытии жизненного пути отдельных представителей этой семьи; неизменность ее  обывательского существования;  Прямые авторские характеристики Туркиных; Речевые характеристики Туркиных. Вывод микрогруппы: шутки никого не радуют, романы о том, чего не бывает, все это повторяется через много  лет. 2 причина – если самая талантлива семья в городе такова, то какие же остальные? 3. Группа “Прошло больше года”. Линия любви. Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику?  Старцев и Котик;  Поездка на кладбище;   Внутренний мир самого Старцева; Реакция Старцева на отказ Котика; Вывод микрогруппы: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня. 3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое. 4. Группа “Прошло четыре года”. Докажите, что деградация происходит не только внешняя, но и внутренняя. Внешний и внутренний мир;   Старцев и обыватели;   Старцев и Котик. Развлечения Старцева; Вывод микрогруппы: “поляк надутый”, карты, считает деньги, …и огонек погас. 4 причина – чувства вспыхнули, но власть денег оказалась сильнее, и огонек погас. 5. Группа. “Прошло несколько лет”. Покажите необратимые последствия деградации Старцева. “Языческий бог”;   Душа;  Отношение к больным;  Интерес к жизни;  “Вот и всё” Вывод микрогруппы: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого  облика. 5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы. Почему рассказ называется “Ионыч”? Кто виноват в деградации Старцева?  Сам Старцев или общество? Вывод учителя: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что автор мастерски  изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в  характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность,  непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с  пошлостью. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ  Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.Рефлексия: Актуален ли рассказ в наше время?

Посмотрите также