Литература 10 класс
Тема: Гимн вечной жизни. «Стихи в прозе» И.С.Тургенева
Цель: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями жанра; рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя; обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка;
воспитание эстетического вкуса.
ХОД УРОКА
Стихотворения в прозе объединяет лаконичность,
иносказательность, а главное: бездна мысли.
И.Бунин
1.Организационный момент.
Учитель. Тема нашего урока "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - гимн вечной жизни". Сегодня мы познакомимся с этими удивительными произведениями. Это и есть цель нашего урока. Стихотворения в прозе, как отмечал И.А. Бунин, объединяет лаконичность, иносказательность, а главное: бездна мысли.
Дети выразительно читают стихотворения без комментариев с презентациями и музыкальным сопровождением (Порог - чтение по ролям + история создания; Памяти Юлии Вревской + история создания). Домашнее задание.
Юлия Петровна Вревская была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе.
Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П.Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.
2.Актуализация знаний. Аналитическая работа с текстом.
И.С.Тургенев "Памяти Ю.П.Вревской".
На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.
Он была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней не волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасиба даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба.
Пусть же не оскорбится ее милая тень поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!
Сентябрь, 1878
2. Я помню сам старинный, грустный сад,
Спокойный пруд, широкий, молчаливый…
Я помню: волны мелкие дрожат
У берега в тени плакучей ивы;
Я помню – много лет тому назад-
Я в том саду хожу в траве высокой
(Дорожки все травою поросли),
Заря так дивно рдеет… блеск глубокой
Раскинулся от неба до земли…
Хожу, брожу задумчивый, усталый,
О женщине мечтаю небывалой…
И.С. Тургенев
Что объединяет эти два отрывка? (Автор - Тургенев)
А какие отличия вы заметили? (1 текст – проза, 2 текст – стихотворение)
Поэзия |
|
Проза |
+ |
Рифма |
- |
+ |
Ритм |
- |
+ |
Размер |
- |
Чаще небольшой |
Объем |
Больше, чем стихи |
Строфы |
Способ размещения на листе |
Сплошной текст |
Передать чувства, эмоции, впечатления, переживания автора |
Цель |
Передать сюжет, вызвать представление, образы |
3. Постановка проблемы.
И.С. Тургенев «Два богача»
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
4. Поиск решения
Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши
В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны два богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие
Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении?
(Автору больше по душе “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).
– Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом?
(“Далеко Ротшильду до этого мужика”).
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Сообщение учителя:
«Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого человека.
Первоначально сборник был назван «Старческое». Жанр своих произведений сам писатель определил, как «стихотворения без рифмы и размера». Издатель М.М. Стасюлевич предложил название «Стихотворения в прозе».
Чтение стихотворения в прозе «Милостыня» (Слайды 13-17)
(технология РКМ прием «чтение с остановками»)
«Милостыня»
Вблизи большого города, по широкой проезжей
дороге шел старый, больной человек.
Он шатался
на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и
слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала
на грудь… Он изнемогал.
-Кто этот старец? Куда он идёт?
Он присел на придорожный камень, наклонился
вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные
пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он
вспоминал…
-Что он вспомнил?
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и
богат — и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и
недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья
еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И
горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все
капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он
услышал, что кто-то зовет его по имени;
-Кто это может быть? И что произойдёт дальше?
он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
Лицо
спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор
пронзительный, но не злой.
— Ты все
свое богатство роздал, — послышался ровный голос… — Но ведь ты не
жалеешь о том, что добро делал?
— Не
жалею, — отвечал со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.
— И не было
бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал
незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы
ты упражняться в ней?
Старик
ничего не отвечал — и задумался.
— Так и ты
теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай,
протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле,
что они добры.
Старик
встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге
показался прохожий.
-Что может произойти дальше?
Старик подошел к
нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не
дал ничего.
Но за ним
шел другой — и тот подал старику малую милостыню.
И старик
купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему выпрошенный
кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая
радость.
Аналитическая работа с текстом:
- Как вы понимаете слово милостыня? (Милостыня от слова «милость», что означает, что подали просто так, как дар, от сострадания).
-Почему старика осенила «тихая радость»? (Потому что он понял, что до этого он был горд. Гордыня –это страшный грех. Есть два понятия: гордость и гордыня. Гордость - обоснованное чувство собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу, своей Отчизне. Однако чрезмерное самопочитание, высокомерие, ложное чувство превосходства над другими, надменность-рождает гордыню).
- Какова тема стихотворения? (Доброта, сострадание).
- Это проблемы, которые важны только сегодня или всегда? -это вечные проблемы! Запишите это понятие в круг, раскрасьте.
Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.
Тургенев подчёркивает изначальное равенство людей, которое не зависит от их социального положения. Автор показывает, что стремление понять, увидеть в человеке человека делает их действительно равными.
«Стихотворение в прозе – это небольшое прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной рифмы»
Итог урока. Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке?
Составление синквейна «Любовь» (Технология РКМ)
Любовь.
Вечная, всеобъемлющая.
Возвышает, окрыляет, одухотворяет.
Любовь – самое сильное чувство.
Самопожертвование.)
Домашнее задание. выразительное чтение и анализ одного произведения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.