Разработка урока на тему «Главный герой сказки – музыка». ( 5 класс I полугодие ) Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Цель урока: Показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу. Тема раздела " Музыка и литература "
урок 5кл.2четв.2урок (Автосохраненный).doc
5 класс, II четверть, 2 урок.
Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было
музыки»?
Тема урока: «Главный герой сказки – музыка».
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Цель урока: Показать, как музыка, являясь главным героем сказки,
проявляет свою волшебную силу.
Задачи урока:
Воспитательные – формирование интереса и эмоциональной
отзывчивости у детей к музыкальным сказкам разных народов
мира.
Образовательные – показать учащимся роль музыки в сказках
разных народов мира; познакомить со скрипкой, ее
выразительными и изобразительными возможностями.
Развивающие – развитие эмоциональной отзывчивости, вокально
хоровых навыков.
Музыкальный материал:
И.С. Бах СонатаПартита №3 мимажор
Норвежская народная песня «Волшебный смычок» – работа
над выразительностью исполнения
Белорусская народная сказка «Музыкантчародей» –
слушание;
Н. Аладов «Мелодия для скрипки» – слушание;
Е.Птичкин «Сказки гуляют по свету» – разучивание.
Оборудование: мультимедиа проектор, слайдфильм. (слайд 1, вход детей под скрипичную музыку И.С. Баха Соната
Партита №3 мимажор, чтение стихотворения Б. Окуджава
«Музыкант»)
Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал
-
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому
плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?
Счастлив дом, где пенье
скрипки
Счастлив тот, чей путь не
долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она! На доске записано: «Главный герой сказки»
Музыкальное приветствие
Учитель: Какой музыкальный инструмент вы сейчас услышали? Кто главный
герой литературного эпиграфа?
Дети: Скрипка, музыкант.
Учитель: Музыка и литература, два искусства, которые дружат друг с
другом. Ребята, давайте вспомним, что стало бы с музыкой, если бы
не было литературы? Какие музыкальные жанры перестали бы
существовать?
Дети: Песня, романс, кантата, оратория, опера, балет.
Учитель: Мы начали разговор о том, важна ли музыка в литературе.
Напомните главный вопрос 2 четверти, который стал темой четверти.
Дети: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
(слайд 2)
Учитель: Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав
кроссворд.
(слайд № 3)
Учитель: Как вы считаете, какой из литературных жанров самый
музыкальный? Что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали
бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того,
чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с
музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой. Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора.
Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым
музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?
Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое: интонация, рифма, паузы,
ритм, темп, динамика, мелодичность фраз.
Учитель: Отгадайте музыкальную загадку в стихах:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)
(слайд № 5)
(слайд № 6)
(Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых
возможностей)
Учитель: (учитель наигрывает мелодию песни «Волшебный смычок»)
Ребята, знакома ли вам прозвучавшая мелодия?
Дети: Да, это норвежская народная песня «Волшебный смычок».
(слайд № 7, название «Волшебный смычок»)
Учитель: О чем эта песня? Можно ли назвать ее музыкальной сказкой?
Почему она называется «Волшебный смычок»?
(ответы детей)
Учитель: Почему старый бедный музыкант не продал свою скрипку богачу?
Только ли скрипку хотел забрать богач?
(ответы детей)
Учитель: Найдите слова, которые выражают главную мысль песнисказки.
(ответы детей)
(разучивание 1 куплета песни) Учитель: Ребята, так о какой необыкновенной силе говорится в этой песне
сказке?
Дети: В Норвежской песнесказке говорится о необыкновенной силе музыки.
Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю задуматься: почему у разных
народов мира есть сказки и песни о необыкновенной силе музыки?
(слайд № 8)
Учитель: Ребята, вы получили домашнее задание: придумать
исполнительский план песни, предусмотрев солистов, отдельные
вокальные группы, хор. Давайте проверим, что у вас получилось.
(проверка домашнего задания, вокальнохоровая работа над песнейсказкой
«Волшебный смычок»:
выбор солистов и вокальных групп;
исполнение всей песни совместно с записью детского хора;
концертное исполнение).
(слайд № 9 слова песни)
Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только
песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам
посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что
музыка не только взаимодействует с литературой, но и находиться
среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться
главным героем литературных произведений, где проявляет свою
волшебную силу. И уж конечно невозможно представить себе сказки,
в которых бы не звучала музыка.
Почему нельзя прожить на свете без сказок?
Чему учат сказки?
Дети: (Ответы учащихся) В сказках добро всегда побеждает зло.
(слайд № 10 «Пусть зло …») Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею. Сегодня там
представлены живописные произведения из различных сказок.
Назовите, из каких они сказок, и какую роль в них играет музыка?
(на доске детские работы, ответы детей)
Итак, какую роль играет музыка, кто главный герой во всех сказках?
Дети: Музыка играет лавную роль! Музыка является главным героем сказок.
Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего
урока? Кто является главным героем сказки?
Дети: Главный герой сказки – музыка. (учитель на доске дописывает слово
«музыка»)
(слайд № 10 полностью)
Учитель: Откройте тетради, запишите тему нашего урока. Музыка «звучит»
во многих сказках народов мира. Это, прежде всего сказки, которые
можно назвать «музыкальными сказками». Послушайте, одну из
лучших сказок белорусского народа, где «звучит» музыка.
(слайд № 11 без названия сказки)
(слушание и обсуждение сказки «Музыкантчародей» и «Мелодии для
скрипки» Н.И. Аладова)
Учитель: Какие мысли и чувства вызвала у вас «Мелодии для скрипки» Н.И.
Аладова?
Дети:
Учитель: Мог ли музыкантчародей из белорусской народной сказки
исполнить такую мелодию? Почему музыка белорусского
композитора проникнута интонациями белорусской народной
песенности?
Дети: Учитель: Как вы думаете, о чем пела скрипочка в последний раз?
Дети:
Учитель: Почему голодные волки не съели музыканта?
Почему музыка в сказке сделала чудо?
И как мы называем музыканта?
Дети:
Учитель: Волшебником или чародеем. А сказка так и называется «Музыкант
чародей» (название сказки проговаривается с детьми)
(слайд № 11 полностью)
Учитель: Появилась бы сказка «Музыкантчародей», другие сказки, о
которых сегодня мы говорили, если бы не было музыки?
Дети:
Учитель: Давайте вспомним изученные сказки разных народов и музыкальные
инструменты, на которых играли музыканты.
(слайд № 12)
(слайд № 13 вопрос)
Учитель: Почему у разных народов мира есть сказки и песни о
необыкновенной силе музыки?
Дети: Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло,
возвеличивает добро и справедливость.
(слайд № 13 полностью)
Учитель: Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки,
поэтому появлялись такие песни и сказки. Мудрость народа с
восхищением говорит о тех, кто владел музыкальным искусством. Учитель: Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например,
помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?
А вот пример из жизни. (из письма санинструктора Марии
Петровны Смирновой…)
«25 декабря 1942 г. наша дивизия заняла высоту на подступах к
Сталинграду. Гитлеровцы решили любой ценой вернуть ее, чего б это
им не стоило. Завязался бой. На нас пошли фашистские танки, но их
остановила артиллерия. Враги откатились назад, на ничейной земле
остался раненный лейтенант, артиллерист Костя Худов.
Санитары, которые пробовали вынести его, погибли. Поползли
овчаркисанитарки, но их также убило. И тогда я, стала во весь рост,
сначала тихо, потом все громче запела нашу любимую довоенную
песню «Я на подвиг тебя провожала». Замолкло все с обеих сторон: и
с нашей, и с немецкой. Подошла я к Косте, наклонилась, положила на
санкиволокуши и повезла к нашим. Пою, а сама думаю: «Только б не
в спину, лучше пусть в голову стреляют». Но не было ни одного
выстрела, пока не дошла до наших…»
Мария Петровна Смирнова вынесла изпод огня 481 раненого. За это
она была награждена высшим знаком Международного Красного
Креста – золотой медалью «Флоранс Найтингейл». А песня, которая
помогла ей в трудную минуту, была очень популярна в годы ВОВ. Ее
написал композитор Н.Богословский на слова В. ЛебедеваКумача к
кинофильму «Остров сокровищ». Наши девчата – медсестры и
санинструкторы очень любили ее.
Учитель: Какую роль сыграла песня?
Дети:
Учитель: (слайд 14) Сказки гуляют по свету,
Ночь, запрягая в карету,
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах. Ребята, я вам прочитала фрагмент стихотворения М. Пляцковского.
Как вы считаете, эти стихи лучше читать или их лучше спеть?
У композитора Е. Птичкина есть замечательная песня «Сказки
гуляют по свету», давайте ее послушаем.
(слайд 14, звучит песня в исполнении В.Толкуновой)
Я предлагаю вам разучить мелодию и слова первого куплета.
(разучивание 1 куплета песни «Сказки гуляют по свету»)
Учитель: Ребята, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
(слайд 15)
(слайд 16)
Дети: Без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов,
многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие
литературные произведения и сказки, где главным героем является
музыка!
Учитель: Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила
искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок
у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям,
побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в
сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка
часто является темой самой литературы.
Оценивание: отмечаются активные ученики.
Домашнее задание: Напишите в тетради 10 названий сказок, где звучит
музыка.
Учитель: На этом наш урок закончен.
(слайд 17, выход из класса под муз. Е. Птичкина «Сказки гуляют по
свету») 1. стих – единица стихотворного ритма; система речи, обладающая
симметричностью и ритмичностью звучания.
2. сказка – один из основных жанров народного устноэпического
творчества.
3. басня – это короткий рассказ, чаще всего стихотворный, с
иносказательным смыслом.
4. рассказ – малая форма эпической прозаической литературы.
5. повесть – эпический прозаический жанр по форме меньше романа, но
больше рассказа.
6. роман – большая форма эпической прозаической литературы. 7. миф – рассказ о богах и героях, культовых первопредков, передающий
представление древних о происхождении мира и жизни на земле.
8. легенда – жанр фольклора, в основе повествования лежит нечто
фантастическое.
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
«Главный герой сказки – музыка». (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.