Глобальные проблемы экономики
Оценка 5

Глобальные проблемы экономики

Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
11 кл
10.06.2019
Глобальные проблемы экономики
В настоящее время человечество оказалось перед лицом резко обострившихся глобальных проблем. Глобальные проблемы – проблемы, охватывающие весь мир, создающие угрозу для настоящего и будущего человечества. Решить эти проблемы можно только общими усилиями. В процессе урока учащиеся решают проблему, поставленную учителем в начале урока, и формулируют причины и последствия глобальных проблем экономики.
Батрасова И.М. Глобальные проблемы экономики-урок обществознания в 11 классе.doc
Батрасова   Ирина   Михайловна, истории и обществознания МБОУ СОШ  № 17  г. Новороссийска   учитель ТЕМА УРОКА:   Глобальные проблемы экономики  Класс – 11 Предмет ­ обществознание Цели урока:  ­ обеспечить знаниями учащихся о глобальных проблемах экономики; ­ подвести к выводу, что они носят не только планетарный характер, но и затрагивают каждого из нас и требуют усилий всего мирового сообщества; ­ сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме; ­ воспитывать чувство причастности к общим проблемам; ­ уметь проводить поиск необходимой информации; ­ знать обществоведческие термины; ­ прослеживать причинно­следственные связи. Задачи урока: Образовательные задачи: 1. Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности. Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем. Дать представление о возможных направлениях их решения. 2. 3. Развивающие задачи: 1. 3. Воспитательные задачи: 1. Развить   логическое   мышление   на   основе   усвоения   учащимися   причинно­ следственных связей и сравнительного анализа. 2. Развить   критическое   мышление   через   осмысление   новой   информации   и последующую рефлексию. Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы. Воспитать   дух   толерантности   на   основе   благожелательного   отношения   к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать. 2. Воспитать   экологическую   нравственность   и   ответственное   отношение   к собственному   здоровью   за   счет   формирования   экологического   и   нравственного мировоззрения. Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин.  Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная. Оборудование:  ПК,   мультимедийный   проектор,   интерактивная   доска,   презентация Microsoft  Power  Point  «Глобальные   проблемы   экономики»,   опросные   карточки,   таблица «Характеристика   глобальных   проблем   экономики»   для   самостоятельного   заполнения учащимися в процессе урока. Предполагаемые результаты: 1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем. 2.  Учащиеся  могут    сформулировать   основные  причины   возникновения   глобальных проблем. 3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем. План урока:  1. 2. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды Причины возникновения глобальных проблем экономики Основные направления разрешения глобальных проблем экономики 3. Основные понятия урока: ­ глобальные проблемы, ­ глобальные проблемы экономики.                                                 ХОД УРОКА: I.   Вступительное   слово   учителя,   организационный   момент,   проверка готовности к уроку (2 мин). Сообщение темы урока и целей урока. Тема урока: «Глобальные проблемы экономики». В результаты изучения темы вы должны Знать: ­ понятие глобальных проблем экономики, ­ виды глобальных проблем экономики, ­ пути решения проблем экономики Уметь: ­ определять глобальность проблем, ­ формировать глобальные проблемы экономики по группам, ­ предлагать пути решения глобальных проблем экономики, ­ использовать Интернет ­ технологии для достижения поставленных целей. Ставим проблему урока: почему возникают глобальные проблемы экономики?            Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цели и проблему  урока.            Учащимся раздается таблица «Характеристика глобальных проблем экономики», которая заполняется ими в процессе объяснения нового материала. Глобальная Глобальная проблема проблема экономики экономики                          Характеристика                          Характеристика сущность сущность проблемы проблемы причины ее причины ее возникновения возникновения пути решения проблемы пути решения проблемы            II. Проверка домашнего задания (5 мин). Работа по карточкам – заданиям по вопросам: ­Мировая экономика.  ­Государственная политика РФ в области международной торговли. III.Получение новых знаний (объяснение нового материала) (25 мин). Объяснения   учителя   идут   в   сопровождении   презентации   (с   использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера). Вопрос 1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных.   Глобальные   проблемы   –   проблемы,   охватывающие   весь   мир,   все   человечество, создающие   угрозу   для   настоящего   и   будущего   и   требующие   для   своего   решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.                           Глобализация  мировой  экономики  ­ это увеличивающаяся  взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы. Глобальные   проблемы   экономики   ­  проблемы,   возникающие   в   результате   активной хозяйственной деятельности  человека. Каковы эти проблемы?  Выделяют пять основных глобальных проблем экономики экономическая отсталость;     экологическая; демографическая; продовольственная;  разоружение,   нераспространение   оружия   массового   уничтожения   и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом.  Экономическая отсталость    Проблема   разрыва   в   социально­экономическом   развитии   стран   «цивилизованного (Первого)   мира»   и   беднейших   стран   Азии,   Африки   и   некоторых   других   регионов,   так называемого «Третьего мира». Проблема взаимоотношений «Первого» и «Третьего» миров и получила название проблемы «Север – Юг». Демографическая  Численность   населения   планеты   на   протяжении   существования   человечества постоянно возрастает. Население беднейших стран увеличивается более быстрыми темпами, чем объём производимого ими валового внутреннего продукта.   В   области   рождаемости   и   роста   численности   населения   в   современном   мире сложились   две   противоположные   тенденции:   стабилизация   или   снижение   их   в   развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.  Продовольственная       Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.              Экологическая  Наращивание   масштабов   хозяйственной   деятельности   чревато   глобальными природными   катастрофами.   Приведу   в   пример   только   две   из   них:   затопление   огромных территорий     из­за   таяния   ледового   покрова  полюсов,   эпидемический   рост  числа   раковых заболеваний кожи и других болезней из­за расширения «озоновой дыры». Разоружение,  нераспространение  оружия   массового   уничтожения   и  предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом  Проблема   необходимости   сохранения   мира   и   избегания   разрушительной   ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Глобальное противостояние сменилось увеличением   и   усилением   конфликтов   локального   характера   по   поводу   этнических, религиозных, территориальных разногласий, которые могут перерасти в глобальные.                       ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.)  Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание   с   открытыми   и   закрытыми   глазами.   Пока   выполняются   упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную   доску,   уравновесили,   затем   предложили   решить   простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому   что   мыслительный   процесс   усиливает   кровоток   в   мозг   и   происходит перевешивание». Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.             Вопрос 2.Причины глобальных проблем экономики. Мы   рассмотрели   пять     глобальных   экономических   проблем.   Все   они   вызваны различными причинами. Давайте задумаемся – в чем причина возникновения этих проблем? Учащиеся с помощью учителя формулируют причины и записывают их в таблицу:                       Причина   экономической   отсталости  ­   колониальное   и   зависимое   прошлое; перенаселенность;   многоукладность   экономики; взаимоотношения стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».   низкий   уровень   технологии; Причина   демографической   проблемы  –   хозяйственная   и   иная   отсталость развивающихся стран.            Причина экологической проблемы – нерациональное использование земель, вырубка лесов,  нехватка пресной воды, «озоновые дыры», опустынивание и т.д.            Причина продовольственной проблемы – осуществление процесса индустриализации, вызывающего поток миграции сельского населения в город; быстрый рост всего населения, высокая   степень   урбанизации;   низкая   урожайность   сельскохозяйственных   культур   в развивающихся странах.  Необходимость   сохранения   мира   и   избегания   разрушительной   ядерной   войны, борьба   с   терроризмом  –   неконструктивное,   бесконтрольное   распространение   ядерного вооружения, социальная подоплёка терроризма. Вопрос 3.Основные направления разрешения глобальных проблем экономики У   нас   остался   еще   один   вопрос   ­   основные   направления   разрешения   глобальных проблем экономики. Как, по ­ вашему мнению, можно решить эти проблемы? Ученики  с помощью учителя  формулируют пути  решения проблем  и   вносят  их в таблицу. Решение проблемы   экономической отсталости ­ переоценка существующей системы международных   экономических   отношений   и   создания   нового   экономического   порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств нашей планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику. Решение   демографической   проблемы   –   контроль   над   рождаемостью,  социально­ экономические преобразования в развивающихся странах.   Решение продовольственной  проблемы ­ обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы. Решение экологических проблем ­ переход к более интенсивным системам земледелия и   насаждения   лесов,   снижение   применения   химических   веществ   в   сельском   хозяйстве, природоохранные   мероприятия,   направленные   на   уменьшение   загрязнения   окружающей среды,  энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства технологии. Решение   проблемы   необходимости   сохранения   мира   и   избегания   разрушительной ядерной   войны   –   контроль   над   ядерными   вооружениями,   ибо   их   бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Решение проблемы борьбы с терроризмом – действия, направленные на выявление «корней» терроризма, его социальной и иной основ.             IV.Рефлексия(3 мин) Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики».              В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики? Предлагаю   вам   заполнить   схему   «Причины   и   последствия   глобальных   проблем экономики»   (схема   выведена   на  интерактивную   доску­  слайд 16),   тем  самым   ответив   на проблемный вопрос.                         Причины                                                  Последствия                                     Глобальные проблемы экономики  Учащиеся (на отдельных на листах) заполняют схему.  Подведем итог. Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества; они создают реальную угрозу самому существованию человечества и могут быть решены лишь объективными усилиями всего человечества. V. Выставление оценок за урок (2 мин). Подведение   итогов   проверки   домашнего   задания.   Оценивание   работы   учащихся   в течение урока.            VI. Домашнее задание (1 мин).  Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2. Для помощи в ответе на вопросы можно воспользоваться Интернет­сайтом Виртуальная экономическая библиотека ­ http://econom.nsc.ru/jep/ Список источников: 1. Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6  2. Баранник   А.   Глобализация   как   основа   формирования   глобальных   рисков международной   и   национальной   безопасности   /   Баранник,   А.,   И.   Возьнюк   //   Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)  3. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009. 4. Обществознание,   11   класс,   Базовый   уровень,   Боголюбов   Л.Н.,   Городецкая   Н.И., Матвеев А.И., ­ М.: Просвещение, 2017 г.

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики

Глобальные проблемы экономики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2019