"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в произведениях А.П. Чехова
Задачи урока:
• Показать, что ценил А.П. Чехов в людях и чего не принимал, в чём видел путь к совершенствованию человечества, т.е. к “высшей правде”;
• Развитие литературоведческих умений учащихся;
• Совершенствование представлений учащихся об эстетических ценностях.
Слайдовое сопровождение урока:
• Портрет А.П. Чехова,
• Иллюстрации из фотоальбома “А.П. Чехов”,
• Эпиграфы – слова А. П. Чехова:
1) Скверно вы живёте, господа!
2) Человечество идёт к высшей правде.
"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в
произведениях А.П. Чехова
Задачи урока:
Показать, что ценил А.П. Чехов в людях и чего не принимал, в чём видел путь к совершенствованию
человечества, т.е. к “высшей правде”;
Развитие литературоведческих умений учащихся;
Совершенствование представлений учащихся об эстетических ценностях.
Слайдовое сопровождение урока:
Портрет А.П. Чехова,
Иллюстрации из фотоальбома “А.П. Чехов”,
Эпиграфы – слова А. П. Чехова:
1) Скверно вы живёте, господа!
2) Человечество идёт к высшей правде.
1. Слово учителя.
Ход урока
Закончились уроки знакомства с А.П. Чеховым и его героями. Перед нами галерея робких и наглых, чутких и
равнодушных, а порой и чёрствых, бессердечных героев. Они то смешны, то грустны, то вызывают чувство
брезгливости… Откуда они? Они из жизни. Антон Павлович вёл записные книжки, где записывал свои
наблюдения, мысли. Вот, например, две записи: “Сияющая, жизнерадостная натура, живущая как бы для
протеста нытикам; полон, здоров, ест много; его все любят, но только потому, что боятся нытиков; он – ничто,
хам, только ест и смеётся громко, и только когда умирает, все видят, что ничего им не сделано, что он был
принимаем за когото другого”.
И вторая запись: “Я нанял под дачу усадьбу; владелица, очень полная пожилая дама, жила во флигеле, я в
большом доме; она потеряла мужа, всех детей, была одинокая, очень толстая, имение продавалось за долги,
обстановка у неё старая; всё читала письма, которые ей писали когдато муж и сын. И всётаки оптимистка.
Когда у меня заболел ктото, она, улыбаясь, всё говорила: “Милый, бог поможет!”
Вот чеховский оптимизм – он неотделим от правды, от ощущения, что жизнь не одни только радости, но
страдания и потери. Героиня второй записи не просто оптимистка, а “всётаки оптимистка”. Всётаки, то есть
вопреки неудачам, вопреки самым горестным утратам.
И сейчас мы отправимся в “картинную галерею”, а именно: перед нами предстанут портреты героев Чехова,
портреты, знакомые вам. Но вслушайтесь, всмотритесь в них ещё раз и попробуйте определить, с чем не мог
мириться писатель в жизни и что ценил в людях.
2. “Картинная галерея”, или сообщения учащихся о героях Чехова.
(Возможно слайдовое сопровождение, минипрезентации).
За тричетыре минуты ученик даёт яркую картинку, в которой запечатлена суть того или иного героя.
С чем не мог мириться писатель в жизни?
Чиновник Червяков (рассказ “Смерть чиновника”);
Помещик ЧимшаГималайский (повесть “Крыжовник”);
Сторож Никита (рассказ “Палата №6”);
Наташа (пьеса “Три сестры”).
Учитель Беликов (повесть “Человек в футляре”);
Что ценит Антон Павлович в людях?
Доктор Дымов (рассказ “Попрыгунья”); Сёстры Прозоровы (пьеса “Три сестры”).
3. Нравственные ценности, которые утверждает человек и писатель А.П. Чехов.
Учащиеся наизусть цитируют Чехова:
Видеть и слушать, как лгут…и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить
обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому
лгать, улыбаться и всё это изза куска хлеба, изза тёплого угла, изза какогонибудь чинишки, которому
грош цена – нет, больше жить так невозможно!
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и
цель его жизни, его счастье, его восторги.
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Через 200300 лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна
такая жизнь, и если её нет пока, то он должен предчувствовать её, ждать, мечтать, готовиться к ней, он
должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец.
Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро! Человеку нужно не три аршина земли, не
усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и
особенности своего свободного духа.
Мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг.
Праздная жизнь не может быть честною…
Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял ктонибудь с молоточком и
постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!..
4. Заключительное слово учителя.
Вот и закончилось наше путешествие по чеховской “картинной галерее”. Мы ещё раз убедились, что А.П. Чехов,
несмотря ни на что, великий оптимист; его имя заслуженно стоит в одном ряду с именами таких гуманистов, как
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Он нигде и ни разу не сказал: “Это хорошо, а это плохо”, но он во
всех своих произведениях показал правду жизни, а уж решать, что есть что, мы должны сами. Устами своих
героев он изрёк десятки заветных желаний; вот онито и позволяют нам сказать: “Чехов ценил в людях то, то, и
то…” Я надеюсь, что вы поняли и извлекли для себя эти ценности. Дома вы ещё раз осмыслите уроки Чехова и
напишите минисочинение “Уроки А.П. Чехова в 21ом веке”. И помните: “Человечество идёт к высшей правде!”
Примечание.
Пример представленного учащимися портрета Наташи из пьесы “Три сестры”
Наталья – героиня пьесы А.П. Чехова “Три сестры”, жена Андрея Сергеевича Прозорова противоположна по
своему внутреннему содержанию интеллигентным, образованным сёстрам Прозоровым. Она, как леди Макбет
Мценского уезда, ведёт свою борьбу за власть в доме; вытесняет деликатных и беззащитных сестёр, убивает их
мелочами жизни; она угнетает, отравляет самый воздух вокруг себя. Вот Наташа выгоняет из дома старую, 85
летнюю няньку Анфису, мотивируя свой поступок словами: “Но ведь теперь она не может работать! У меня
нянька есть, кормилица есть, у нас горничная, кухарка…для чего же нам ещё эта старуха? Для чего?” Она
/Наташа/ ставит всех на свои места (на те места, которые она определила для всех), она цинично указывает
Ольге: “Нам нужно уговориться, Оля. Ты в гимназии, я – дома…И если я говорю что насчёт прислуги, то знаю,
что говорю; я знаю, что говорю…И чтоб завтра же не было здесь этой старой воровки, старой хрычовки…
(стучит ногами) этой ведьмы! Не сметь меня раздражать!.. Не сметь!”
Наташа постепенно, но довольнотаки быстро забирает весь дом в свои руки, она торжествует, а умные и
порядочные сёстры остаются одинокими, несчастными. Жаль, искренне жаль, что невежество и цинизм
потеснили красивых и добрых людей.