"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в произведениях А.П. Чехова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в произведениях А.П. Чехова Задачи урока: • Показать, что ценил А.П. Чехов в людях и чего не принимал, в чём видел путь к совершенствованию человечества, т.е. к “высшей правде”; • Развитие литературоведческих умений учащихся; • Совершенствование представлений учащихся об эстетических ценностях. Слайдовое сопровождение урока: • Портрет А.П. Чехова, • Иллюстрации из фотоальбома “А.П. Чехов”, • Эпиграфы – слова А. П. Чехова: 1) Скверно вы живёте, господа! 2) Человечество идёт к высшей правде.
Иконка файла материала Глухая тоска небытия и мечта.doc
"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в произведениях А.П. Чехова Задачи урока:  Показать, что ценил А.П. Чехов в людях и чего не принимал, в чём видел путь к совершенствованию  человечества, т.е. к “высшей правде”; Развитие литературоведческих умений учащихся;   Совершенствование представлений учащихся об эстетических ценностях. Слайдовое сопровождение урока:  Портрет А.П. Чехова,  Иллюстрации из фотоальбома “А.П. Чехов”,  Эпиграфы – слова А. П. Чехова: 1) Скверно вы живёте, господа!  2) Человечество идёт к высшей правде. 1. Слово учителя. Ход урока Закончились уроки знакомства с А.П. Чеховым и его героями. Перед нами галерея робких и наглых, чутких и  равнодушных, а порой и чёрствых, бессердечных героев. Они то смешны, то грустны, то вызывают чувство  брезгливости… Откуда они? Они из жизни. Антон Павлович вёл записные книжки, где записывал свои  наблюдения, мысли. Вот, например, две записи: “Сияющая, жизнерадостная натура, живущая как бы для  протеста нытикам; полон, здоров, ест много; его все любят, но только потому, что боятся нытиков; он – ничто,  хам, только ест и смеётся громко, и только когда умирает, все видят, что ничего им не сделано, что он был  принимаем за кого­то другого”. И вторая запись: “Я нанял под дачу усадьбу; владелица, очень полная пожилая дама, жила во флигеле, я в  большом доме; она потеряла мужа, всех детей, была одинокая, очень толстая, имение продавалось за долги,  обстановка у неё старая; всё читала письма, которые ей писали когда­то муж и сын. И всё­таки оптимистка.  Когда у меня заболел кто­то, она, улыбаясь, всё говорила: “Милый, бог поможет!” Вот чеховский оптимизм – он неотделим от правды, от ощущения, что жизнь не одни только радости, но  страдания и потери. Героиня второй записи не просто оптимистка, а “всё­таки оптимистка”. Всё­таки, то есть  вопреки неудачам, вопреки самым горестным утратам. И сейчас мы отправимся в “картинную галерею”, а именно: перед нами предстанут портреты героев Чехова,  портреты, знакомые вам. Но вслушайтесь, всмотритесь в них ещё раз и попробуйте определить, с чем не мог  мириться писатель в жизни и что ценил в людях. 2. “Картинная галерея”, или сообщения учащихся о героях Чехова. (Возможно слайдовое сопровождение, мини­презентации). За три­четыре минуты ученик даёт яркую картинку, в которой запечатлена суть того или иного героя. С чем не мог мириться писатель в жизни? Чиновник Червяков (рассказ “Смерть чиновника”);   Помещик Чимша­Гималайский (повесть “Крыжовник”);   Сторож Никита (рассказ “Палата №6”);  Наташа (пьеса “Три сестры”). Учитель Беликов (повесть “Человек в футляре”); Что ценит Антон Павлович в людях?  Доктор Дымов (рассказ “Попрыгунья”); Сёстры Прозоровы (пьеса “Три сестры”). 3. Нравственные ценности, которые утверждает человек и писатель А.П. Чехов. Учащиеся наизусть цитируют Чехова:     Видеть и слушать, как лгут…и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить  обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому  лгать, улыбаться и всё это из­за куска хлеба, из­за тёплого угла, из­за какого­нибудь чинишки, которому  грош цена – нет, больше жить так невозможно! Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и  цель его жизни, его счастье, его восторги. В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Через 200­300 лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна  такая жизнь, и если её нет пока, то он должен предчувствовать её, ждать, мечтать, готовиться к ней, он  должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец.  Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро! Человеку нужно не три аршина земли, не  усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и  особенности своего свободного духа.  Мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг.  Праздная жизнь не может быть честною…  Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто­нибудь с молоточком и  постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…  Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!.. 4. Заключительное слово учителя. Вот и закончилось наше путешествие по чеховской “картинной галерее”. Мы ещё раз убедились, что А.П. Чехов,  несмотря ни на что, ­ великий оптимист; его имя заслуженно стоит в одном ряду с именами таких гуманистов, как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Он нигде и ни разу не сказал: “Это хорошо, а это плохо”, ­ но он во всех своих произведениях показал правду жизни, а уж решать, что есть что, мы должны сами. Устами своих  героев он изрёк десятки заветных желаний; вот они­то и позволяют нам сказать: “Чехов ценил в людях то, то, и  то…” Я надеюсь, что вы поняли и извлекли для себя эти ценности. Дома вы ещё раз осмыслите уроки Чехова и  напишите мини­сочинение “Уроки А.П. Чехова в 21­ом веке”. И помните: “Человечество идёт к высшей правде!” Примечание. Пример представленного учащимися портрета Наташи из пьесы “Три сестры” ­ Наталья – героиня пьесы А.П. Чехова “Три сестры”, жена Андрея Сергеевича Прозорова­ противоположна по  своему внутреннему содержанию интеллигентным, образованным сёстрам Прозоровым. Она, как леди Макбет  Мценского уезда, ведёт свою борьбу за власть в доме; вытесняет деликатных и беззащитных сестёр, убивает их  мелочами жизни; она угнетает, отравляет самый воздух вокруг себя. Вот Наташа выгоняет из дома старую, 85­ летнюю няньку Анфису, мотивируя свой поступок словами: “Но ведь теперь она не может работать! У меня  нянька есть, кормилица есть, у нас горничная, кухарка…для чего же нам ещё эта старуха? Для чего?” Она  /Наташа/ ставит всех на свои места (на те места, которые она определила для всех), она цинично указывает  Ольге: “Нам нужно уговориться, Оля. Ты в гимназии, я – дома…И если я говорю что насчёт прислуги, то знаю,  что говорю; я знаю, что го­во­рю…И чтоб завтра же не было здесь этой старой воровки, старой хрычовки… (стучит ногами) этой ведьмы! Не сметь меня раздражать!.. Не сметь!” Наташа постепенно, но довольно­таки быстро забирает весь дом в свои руки, она торжествует, а умные и  порядочные сёстры остаются одинокими, несчастными. Жаль, искренне жаль, что невежество и цинизм  потеснили красивых и добрых людей.

Посмотрите также