Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль… В.Г. Белинский
Задачи урока:
• помочь учащимся разобраться в вопросе о назначении искусства;
• расширить познания об искусстве;
• воспитать уважение к произведениям мировой художественной культуры и её представителям;
• развить эстетический вкус учащихся;
• помочь в формировании важнейших ценностных установок;
• сформировать представления об эстетических идеалах писателя;
• способствовать развитию мышления на основе выполнения проблемных и частично-поисковых заданий;
• отработать умения анализа художественного текста как способа освоения творчества писателя;
• показать мастерство Гоголя-художника;
• вспомнить художественные средства языка, найти их в тексте;
• научить слышать слово, показать богатство и красоту русского языка;
• развивать устную речь, обогащать словарный запас детей;
• способствовать овладению коммуникативной компетентностью.
Гоголь и живопись
Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их.
Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль… В.Г. Белинский
Задачи урока:
помочь учащимся разобраться в вопросе о назначении искусства;
расширить познания об искусстве;
воспитать уважение к произведениям мировой художественной культуры и её представителям;
развить эстетический вкус учащихся;
помочь в формировании важнейших ценностных установок;
сформировать представления об эстетических идеалах писателя;
способствовать развитию мышления на основе выполнения проблемных и частичнопоисковых заданий;
отработать умения анализа художественного текста как способа освоения творчества писателя;
показать мастерство Гоголяхудожника;
вспомнить художественные средства языка, найти их в тексте;
научить слышать слово, показать богатство и красоту русского языка;
развивать устную речь, обогащать словарный запас детей;
способствовать овладению коммуникативной компетентностью.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы поговорим об отношении Н.В. Гоголя к живописи, посмотрим, как он в своей статье
анализирует картину К. Брюллова "Гибель Помпеи", сравним его словесный анализ с наглядным изображением
трагического события. Мне хотелось бы, чтобы вы поновому взглянули на творчество этого замечательного
писателя, увидели и почувствовали, как мастерски владеет Гоголь словом, как он живописует людей,
изображенных на картине К.Брюллова, как умеет подобрать те или иные слова для выражения их
психологического состояния. Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет нам в
дальнейшем обратить внимание на яркость, красочность картин народной жизни и природы в повести "Ночь
перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т.е. углубить и сделать
более полным восприятие произведений Гоголя.
Давайте обратимся к словам В.Г. Белинского, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. В чем
Белинский видит главную особенность творчества Гоголя?
И мы с вами сегодня постараемся в этом убедиться.
II. Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью.
Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный
график и театральный декоратор. Уже после окончания гимназии, в Петербурге Гоголь продолжает занятия
живописью в вечерних классах Академии художеств. Он сам признавался в статье "Несколько слов о Пушкине":
"Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи". И эта страсть осталась с ним навсегда и отразилась в его
творчестве.
Гоголь, по словам друзей, неплохо рисовал. Его основная тема – архитектурный пейзаж, вернее, просто
архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества:
готические соборы и итальянские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания и архитектурные
детали – арки, колонны, купола, башенки, иногда едва очерченные, иногда прорисованные тщательно и со
знанием дела. Здесь и реальные постройки, и какието воображаемые сооружения, архитектурные фантазии.
Сохранились иллюстрации Гоголя к его произведениям. До нас дошла лишь небольшая и, повидимому, не самая
лучшая часть его графики, и совсем не известна его живопись. Но тем не менее, остались письменные
свидетельства о его понимании живописи. Он любил все необычное, сильное и ценил эти же качества в
живописи.Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. В
произведениях искусства Гоголь чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды или лжи, добра или
зла. Правдивость это свойство, присущее подлинному художнику. Правда – это цель искусства. Когда
художник окончил свою работу, произведение искусства вступает в жизнь, несет в мир заключенное внутри него
содержание. Вот почему так велики обязательства художника перед народом, так велика ответственность за
все то, что он вносит своими творениями в жизнь.
Увлечение Гоголя живописью с особой силой проявилось в то время, когда он жил в Риме. Именно там он
увлечённо предаётся изучению памятников архитектуры и скульптуры, живописи старых мастеров. Более всех
из художников Гоголь ценил Рафаэля. В 1837 году в Риме Гоголь познакомился с русскими художниками,
пансионерами Императорской Академии Художеств. С Александром Ивановым писателя свяжет многолетняя
дружба.На знаменитой картине Александра Иванова «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу») – в
облике одного из персонажей изображен Гоголь, который участвовал в создании концепции картины,
принимал участие в качестве натурщика. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося
Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим
пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.
Писатель отличался большой чуткостью к явлениям живописи. В 1834 году в залах Академии художеств была
выставлена картина К. Брюллова "Последний день Помпеи", которая произвела на Гоголя огромное
впечатление. И в этом же году Гоголь написал свою знаменитую статью по этому поводу. Она написана горячо,
исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника.
III. Давайте познакомимся с этой картиной и с К. Брюлловым.
(Сообщение ученика) Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного
триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, когда в середине
1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной
"Последний день Помпеи". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро
проснулся знаменитым. Картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником,
открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства.
Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Здесь триумф русского мастера достиг своей
высшей точки. Все хотели видеть произведение, "о котором говорит весь Рим". В итальянских газетах и
журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Как некогда чествовали
великих мастеров Возрождения, так теперь принялись чествовать Брюллова. Он сделался самым известным
человеком в Италии. В 1834 году "Последний день Помпеи" был выставлен в парижском Салоне. Французская
Академия искусств присудила Брюллову золотую медаль. Никогда слава русского искусства не разносилась так
широко по всей Европе.
Еще большее торжество ожидало Брюллова на родине. Привезенная в Петербург в июле 1834 года и
выставленная сперва в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина "Последний день Помпеи" сразу
оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости. Лучшие
представители русской культуры восторженно приветствовали картину. Пушкин писал:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Историческая живопись, издавна занимавшая ведущее место в академическом искусстве, обращалась, по
преимуществу, к сюжетам, взятым из Библии и Евангелия или из античной мифологии. В поисках жизненной
правды Брюллов, первым среди русских художников, поставил себе целью воссоздать в картине реальное
событие прошлого, опираясь на изучение исторических источников и археологических данных.Сюжет, который
выбрал художник, был неслыханным в практике классицистической исторической живописи. На полотне не
образ героя, в окружении восхищенных зрителей совершающего героический поступок, но картина бедствия,
обрушившегося на головы многих людей.
24 августа 79 года нашей эры был страшным днем для жителей древних Помпей: началось извержение Везувия.
«Ужасающая черная туча, раздираемая огненными вихрями, изрыгает из зияющих недр своих целые потоки
пламени, подобные громадным молниям... Воцарилась тьма. Слышался вой женщин, плач детей, крики мужчин;иные молились о смерти от страха смерти» так писал очевидец гибели города. Под развалинами, засыпанные
пеплом, были погребены тысячи людей.
Прошли века. Город частично откопали. «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какогото
совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» писал
Брюллов после посещения Помпей. Талант, воображение, труд художника воскресили прошлое. Перед глазами
людей XIX века предстали древние Помпеи.
Окраина города. Узкая улица, сжатая справа и слева зданиями. В страхе мятущаяся толпа. Каждый пытается
спасти ближнего: дети – старика отца, родители – детей, сын – мать, жених – невесту. Здесь нет одного
главного действующего лица. Несчастье уравняло всех; душевное благородство сделало всех героями. Так
впервые в русскую историческую живопись вошел народ. И хотя он был показан довольно идеализированно, без
какой бы то ни было социальной характеристики, как некий народ вообще, значение сделанного Брюлловым
нельзя не оценить, до него в русской исторической живописи слышался только голос солиста, Брюллов заставил
звучать хор.
IV. Узнаем впечатления детей о картине с помощью следующих вопросов:
1. Какой момент изображен на картине Брюллова? Почему таким ужасом охвачены ее герои? Что в картине
произвело на вас самые сильные впечатления?
2. Какие краски использовал художник?
3. Какие группы людей в картине вы выделите? О чем говорит выражение их глаз, поз? Какие детали
показались вам особенно трагичными?
V. Обратимся теперь к статье Н.В. Гоголя об этой картине.
1) Статья Гоголя о Брюллове известна достаточно широко, особенно тем, кто любит русскую литературу и знает
творчество Гоголя. Она написана горячо, стремительно, исполнена восхищения перед живописью гениального,
по словам Гоголя, художника. И картина Брюллова, и статья Гоголя созданы вдохновенно. Стилистически
соответствуют друг другу настолько, что кажутся неразрывными. В 1843 году Белинский признал, что в
«Арабесках» есть три «превосходных критических статьи». Среди них статья о Брюллове.
Статья была создана Гоголем буквально на одном дыхании. Но, готовя ее в «Арабески», он тщательно
отредактировал, а некоторые места написал заново. Гоголь всегда относился к критике очень ответственно,
будь то литературная или художественная. Еще в юности он написал в классном сочинении «О том, что
требуется от критики»: «Первая, главная принадлежность, без которой критика не может существовать, это
беспристрастие, но нужно, чтоб оно проявилось умом зорким, истинно просвещенным, могущим вполне отделить
прекрасное от неизящного. <...> Она должна быть благопристойна, чтоб ни одно выражение оскорбительное не
вкралось. <...> Нужно, чтоб пером рецензента или критика правило истинное желание добра и пользы».
2) Дома вы должны были познакомиться со статьей Гоголя «Помпеи последний день (картина Брюллова)» и
составить ее план. (Работа с планом)
– Какое же место занимает эта картина среди других произведений искусства, по мнению Гоголя?
– Какова главная мысль картины?
Красоту можно погубить, но ее нельзя уничтожить. В самые часы гибели герои Брюллова поражают и
восхищают зрителя. Фигуры прекрасны во всем ужасе своего положения. Красота бессмертна даже в трагедии
– такова, по мысли Гоголя, идея картины. Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью
выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины. Брюллов намеренно
соединил здесь образы цветущей силы и юности. Ни страдание, ни ужас не искажают их идеально прекрасных
черт; на лицах можно прочесть лишь выражение удивления и встревоженного ожидания.
– В чем новаторство Брюллова?
– Что Гоголь писал о расстановке фигур? (Используя текст Гоголя, учащиеся ищут на картине данные фигуры)
Необходимо подчеркнуть также, что в толпе помпеевцев, на ступенях храма, уносящим из гибнущего города
ящик с кистями и красками художник изобразил себя.
– Какие достоинства и отличительные черты картины выделяет Гоголь?
– Помогла ли вам статья Н.В. Гоголя лучше понять картину К. Брюллова?Хочу напомнить, что в настоящее время картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в
Государственном Русском музее.
VI. Гоголь умеет живописать словом то, что изображено на картине.
В своей статье он обнаружил необыкновенное умение находить словесное выражение сложнейшим живописным
впечатлениям. Гоголь нашел слова, которые воссоздают зрительный образ картины, передают краски, свет и
пластическую красоту человека в творении Брюллова. Этот необыкновенный талант Гоголя проявляется и в его
художественных произведениях. Слово Гоголя живописно само по себе, оно рисует яркую картину мира.
Особенно ярки, удивительно точны и красивы его описания пейзажа.
Вспомним, что обозначает слово пейзаж (пейзаж – от французского страна, местность, картина природы в
художественном произведении).
В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться
множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. Сегодня на уроке мы
постараемся в этом убедиться.
Работа с отрывком из произведения Гоголя, подтверждающим его мастерское владение словом.
"Майская ночь, или Утопленница"
"Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит
месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в
серебряном свете; и чудный воздух и прохладнодушен, и полон неги, и движет океан благоуханий.
Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули
огромную тень о себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак этих вод их угрюмо заключен в темнозеленые
стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка
лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник ночной ветер, подкравшись мгновенно,
целует их. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и
чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная
ночь!"
Давайте попробуем найти в описании майской ночи слова, передающие цвета, звуки, запахи, и оформим
таблицу.
Краски
(цвет)
Звук
Запах
и
и
– Какой цвет в пейзаже доминирующий, главный? Посмотрите на картину А.И. Куинджи “Лунная ночь на
Днепре”. Она подскажет вам ответ на этот вопрос. (Серебряный цвет) То есть какой? (Блестяще белый, с
блеском)
– Вы встречали такой цвет в природе? Когда? Где?
– А какую обстановку создаёт серебряный цвет? Каков он по настроению? (Загадочный, таинственный,
сказочный.)
– А какие звуки? Посмотрите на их диапазон, то есть интервал между самым низким и самым высоким звуками
мелодии, голоса. (От “величественного грома соловья” до “тишины”. В основном звуки тихие, громких почти нет.)
– А запахи? (Множество запахов, причем приятных.)
– Какую роль выполняют эти краски, звуки, запахи? (Помогают точнее представить украинскую ночь.)
– Какое чувство они помогают передать писателю? (Восхищение природой, её красоту, чувство любви к родной
земле, природе.)
– Что такое эпитет? (Слово, поясняющее, характеризующее качество предмета или явления.) Сравнение?
(Определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.) Олицетворение?
(Уподобление неживого предмета живому существу.)
– Какими изобразительновыразительными средствами пользуется Гоголь, описывая ночь на Украине?Эпитеты Сравнени
Олицетворени
я
я
– Какова роль данных художественных средств в повести?
Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только
цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж – это не только описание природы, фон, на котором
происходят события, но и средство выражения настроения автора, его состояния души (“А на душе и необъятно,
и чудно…”) Складывается такое впечатление, что человек и природа – нечто целое, единое, неразрывно
связанное. И, конечно же, прав В.Г. Белинский, сказав, что “Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат
живыми красками действительности. Видишь и слышишь их”. Можно добавить еще: “и чувствуешь”. Н.В. Гоголь –
великий художник! Художник слова!
VII. Домашнее задание.
1. Проанализировать отрывок из повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка": «Как упоителен, как
раскошен летний день в Малороссии!...»
2. Ответить на вопросы:
Почему Гоголь начинает повесть «Ночь перед Рождеством» с описания природы?
Какие изобразительные приемы использует автор?
Какую роль играет это описание в дальнейшем развитии действия?
Что реально, а что фантастично в описании рождественской ночи.