Гоголь и живопись, 6 кл

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль… В.Г. Белинский Задачи урока: • помочь учащимся разобраться в вопросе о назначении искусства; • расширить познания об искусстве; • воспитать уважение к произведениям мировой художественной культуры и её представителям; • развить эстетический вкус учащихся; • помочь в формировании важнейших ценностных установок; • сформировать представления об эстетических идеалах писателя; • способствовать развитию мышления на основе выполнения проблемных и частично-поисковых заданий; • отработать умения анализа художественного текста как способа освоения творчества писателя; • показать мастерство Гоголя-художника; • вспомнить художественные средства языка, найти их в тексте; • научить слышать слово, показать богатство и красоту русского языка; • развивать устную речь, обогащать словарный запас детей; • способствовать овладению коммуникативной компетентностью.
Иконка файла материала Гоголь и живопись.doc
Гоголь и живопись Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их.  Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль… В.Г. Белинский Задачи урока:              помочь учащимся разобраться в вопросе о назначении искусства; расширить познания об искусстве; воспитать уважение к произведениям мировой художественной культуры и её представителям; развить эстетический вкус учащихся; помочь в формировании важнейших ценностных установок; сформировать представления об эстетических идеалах писателя; способствовать развитию мышления на основе выполнения проблемных и частично­поисковых заданий; отработать умения анализа художественного текста как способа освоения творчества писателя; показать мастерство Гоголя­художника; вспомнить художественные средства языка, найти их в тексте; научить слышать слово, показать богатство и красоту русского языка; развивать устную речь, обогащать словарный запас детей; способствовать овладению коммуникативной компетентностью. Ход урока I. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы поговорим об отношении Н.В. Гоголя к живописи, посмотрим, как он в своей статье  анализирует картину К. Брюллова "Гибель Помпеи", сравним его словесный анализ с наглядным изображением  трагического события. Мне хотелось бы, чтобы вы по­новому взглянули на творчество этого замечательного  писателя, увидели и почувствовали, как мастерски владеет Гоголь словом, как он живописует людей,  изображенных на картине К.Брюллова, как умеет подобрать те или иные слова для выражения их  психологического состояния. Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет нам в  дальнейшем обратить внимание на яркость, красочность картин народной жизни и природы в повести "Ночь  перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т.е. углубить и сделать  более полным восприятие произведений Гоголя. Давайте обратимся к словам В.Г. Белинского, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. В чем  Белинский видит главную особенность творчества Гоголя? И мы с вами сегодня постараемся в этом убедиться. II. Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график и театральный декоратор. Уже после окончания гимназии, в Петербурге Гоголь продолжает занятия  живописью в вечерних классах Академии художеств. Он сам признавался в статье "Несколько слов о Пушкине":  "Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи". И эта страсть осталась с ним навсегда и отразилась в его  творчестве. Гоголь, по словам друзей, неплохо рисовал. Его основная тема – архитектурный пейзаж, вернее, просто  архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества:  готические соборы и итальянские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания и архитектурные  детали – арки, колонны, купола, башенки, иногда едва очерченные, иногда прорисованные тщательно и со  знанием дела. Здесь и реальные постройки, и какие­то воображаемые сооружения, архитектурные фантазии.  Сохранились иллюстрации Гоголя к его произведениям. До нас дошла лишь небольшая и, по­видимому, не самая  лучшая часть его графики, и совсем не известна его живопись. Но тем не менее, остались письменные  свидетельства о его понимании живописи. Он любил все необычное, сильное и ценил эти же качества в  живописи.Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. В  произведениях искусства Гоголь чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды или лжи, добра или зла. Правдивость ­ это свойство, присущее подлинному художнику. Правда – это цель искусства. Когда  художник окончил свою работу, произведение искусства вступает в жизнь, несет в мир заключенное внутри него содержание. Вот почему так велики обязательства художника перед народом, так велика ответственность за  все то, что он вносит своими творениями в жизнь. Увлечение Гоголя живописью с особой силой проявилось в то время, когда он жил в Риме. Именно там он  увлечённо предаётся изучению памятников архитектуры и скульптуры, живописи старых мастеров. Более всех  из художников Гоголь ценил Рафаэля. В 1837 году в Риме Гоголь познакомился с русскими художниками,  пансионерами Императорской Академии Художеств. С Александром Ивановым писателя свяжет многолетняя  дружба.На знаменитой картине Александра Иванова «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу») – в  облике одного из персонажей изображен Гоголь, который участвовал в создании концепции картины,  принимал участие в качестве натурщика. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося  Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим  пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно. Писатель отличался большой чуткостью к явлениям живописи. В 1834 году в залах Академии художеств была  выставлена картина К. Брюллова "Последний день Помпеи", которая произвела на Гоголя огромное  впечатление. И в этом же году Гоголь написал свою знаменитую статью по этому поводу. Она написана горячо,  исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. III. Давайте познакомимся с этой картиной и с К. Брюлловым. (Сообщение ученика) Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного  триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, когда в середине  1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной  "Последний день Помпеи". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро  проснулся знаменитым. Картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником,  открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства. Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Здесь триумф русского мастера достиг своей  высшей точки. Все хотели видеть произведение, "о котором говорит весь Рим". В итальянских газетах и  журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Как некогда чествовали  великих мастеров Возрождения, так теперь принялись чествовать Брюллова. Он сделался самым известным  человеком в Италии. В 1834 году "Последний день Помпеи" был выставлен в парижском Салоне. Французская  Академия искусств присудила Брюллову золотую медаль. Никогда слава русского искусства не разносилась так  широко по всей Европе. Еще большее торжество ожидало Брюллова на родине. Привезенная в Петербург в июле 1834 года и  выставленная сперва в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина "Последний день Помпеи" сразу  оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости. Лучшие  представители русской культуры восторженно приветствовали картину. Пушкин писал: Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон. Историческая живопись, издавна занимавшая ведущее место в академическом искусстве, обращалась, по  преимуществу, к сюжетам, взятым из Библии и Евангелия или из античной мифологии. В поисках жизненной  правды Брюллов, первым среди русских художников, поставил себе целью воссоздать в картине реальное  событие прошлого, опираясь на изучение исторических источников и археологических данных.Сюжет, который  выбрал художник, был неслыханным в практике классицистической исторической живописи. На полотне не  образ героя, в окружении восхищенных зрителей совершающего героический поступок, но картина бедствия,  обрушившегося на головы многих людей. 24 августа 79 года нашей эры был страшным днем для жителей древних Помпей: началось извержение Везувия.  «Ужасающая черная туча, раздираемая огненными вихрями, изрыгает из зияющих недр своих целые потоки  пламени, подобные громадным молниям... Воцарилась тьма. Слышался вой женщин, плач детей, крики мужчин;иные молились о смерти от страха смерти» ­ так писал очевидец гибели города. Под развалинами, засыпанные  пеплом, были погребены тысячи людей. Прошли века. Город частично откопали. «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого­то  совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» ­ писал  Брюллов после посещения Помпей. Талант, воображение, труд художника воскресили прошлое. Перед глазами  людей XIX века предстали древние Помпеи. Окраина города. Узкая улица, сжатая справа и слева зданиями. В страхе мятущаяся толпа. Каждый пытается  спасти ближнего: дети – старика отца, родители – детей, сын – мать, жених – невесту. Здесь нет одного  главного действующего лица. Несчастье уравняло всех; душевное благородство сделало всех героями. Так  впервые в русскую историческую живопись вошел народ. И хотя он был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, как некий народ вообще, значение сделанного Брюлловым  нельзя не оценить, до него в русской исторической живописи слышался только голос солиста, Брюллов заставил звучать хор. IV. Узнаем впечатления детей о картине с помощью следующих вопросов: 1. Какой момент изображен на картине Брюллова? Почему таким ужасом охвачены ее герои? Что в картине произвело на вас самые сильные впечатления? 2. Какие краски использовал художник? 3. Какие группы людей в картине вы выделите? О чем говорит выражение их глаз, поз? Какие детали  показались вам особенно трагичными? V. Обратимся теперь к статье Н.В. Гоголя об этой картине. 1) Статья Гоголя о Брюллове известна достаточно широко, особенно тем, кто любит русскую литературу и знает  творчество Гоголя. Она написана горячо, стремительно, исполнена восхищения перед живописью гениального,  по словам Гоголя, художника. И картина Брюллова, и статья Гоголя созданы вдохновенно. Стилистически  соответствуют друг другу настолько, что кажутся неразрывными. В 1843 году Белинский признал, что в  «Арабесках» есть три «превосходных критических статьи». Среди них статья о Брюллове. Статья была создана Гоголем буквально на одном дыхании. Но, готовя ее в «Арабески», он тщательно  отредактировал, а некоторые места написал заново. Гоголь всегда относился к критике очень ответственно,  будь то литературная или художественная. Еще в юности он написал в классном сочинении «О том, что  требуется от критики»: «Первая, главная принадлежность, без которой критика не может существовать, это ­  беспристрастие, но нужно, чтоб оно проявилось умом зорким, истинно просвещенным, могущим вполне отделить  прекрасное от неизящного. <...> Она должна быть благопристойна, чтоб ни одно выражение оскорбительное не  вкралось. <...> Нужно, чтоб пером рецензента или критика правило истинное желание добра и пользы». 2) Дома вы должны были познакомиться со статьей Гоголя «Помпеи последний день (картина Брюллова)» и  составить ее план. (Работа с планом) – Какое же место занимает эта картина среди других произведений искусства, по мнению Гоголя? – Какова главная мысль картины? Красоту можно погубить, но ее нельзя уничтожить. В самые часы гибели герои Брюллова поражают и  восхищают зрителя. Фигуры прекрасны во всем ужасе своего положения. Красота бессмертна даже в трагедии  – такова, по мысли Гоголя, идея картины. Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью  выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины. Брюллов намеренно  соединил здесь образы цветущей силы и юности. Ни страдание, ни ужас не искажают их идеально прекрасных  черт; на лицах можно прочесть лишь выражение удивления и встревоженного ожидания. – В чем новаторство Брюллова? – Что Гоголь писал о расстановке фигур? (Используя текст Гоголя, учащиеся ищут на картине данные фигуры) Необходимо подчеркнуть также, что в толпе помпеевцев, на ступенях храма, уносящим из гибнущего города  ящик с кистями и красками художник изобразил себя. – Какие достоинства и отличительные черты картины выделяет Гоголь? – Помогла ли вам статья Н.В. Гоголя лучше понять картину К. Брюллова?Хочу напомнить, что в настоящее время картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в  Государственном Русском музее. VI. Гоголь умеет живописать словом то, что изображено на картине. В своей статье он обнаружил необыкновенное умение находить словесное выражение сложнейшим живописным впечатлениям. Гоголь нашел слова, которые воссоздают зрительный образ картины, передают краски, свет и  пластическую красоту человека в творении Брюллова. Этот необыкновенный талант Гоголя проявляется и в его  художественных произведениях. Слово Гоголя живописно само по себе, оно рисует яркую картину мира.  Особенно ярки, удивительно точны и красивы его описания пейзажа. Вспомним, что обозначает слово пейзаж (пейзаж – от французского страна, местность, картина природы в  художественном произведении). В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться  множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. Сегодня на уроке мы  постараемся в этом убедиться. Работа с отрывком из произведения Гоголя, подтверждающим его мастерское владение словом. "Майская ночь, или Утопленница" "Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит  месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в  серебряном свете; и чудный воздух и прохладно­душен, и полон неги, и движет океан благоуханий.  Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули  огромную тень о себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак этих вод их угрюмо заключен в темно­зеленые  стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка  лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник ­ ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и  чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная  ночь!" Давайте попробуем найти в описании майской ночи слова, передающие цвета, звуки, запахи, и оформим  таблицу. Краски (цвет) Звук Запах и и       – Какой цвет в пейзаже доминирующий, главный? Посмотрите на картину А.И. Куинджи “Лунная ночь на  Днепре”. Она подскажет вам ответ на этот вопрос. (Серебряный цвет) То есть какой? (Блестяще белый, с  блеском) – Вы встречали такой цвет в природе? Когда? Где? – А какую обстановку создаёт серебряный цвет? Каков он по настроению? (Загадочный, таинственный,  сказочный.) – А какие звуки? Посмотрите на их диапазон, то есть интервал между самым низким и самым высоким звуками  мелодии, голоса. (От “величественного грома соловья” до “тишины”. В основном звуки тихие, громких почти нет.) – А запахи? (Множество запахов, причем приятных.) – Какую роль выполняют эти краски, звуки, запахи? (Помогают точнее представить украинскую ночь.) – Какое чувство они помогают передать писателю? (Восхищение природой, её красоту, чувство любви к родной  земле, природе.) – Что такое эпитет? (Слово, поясняющее, характеризующее качество предмета или явления.) Сравнение?  (Определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.) Олицетворение?  (Уподобление неживого предмета живому существу.) – Какими изобразительно­выразительными средствами пользуется Гоголь, описывая ночь на Украине?Эпитеты Сравнени Олицетворени я я       – Какова роль данных художественных средств в повести? Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж – это не только описание природы, фон, на котором  происходят события, но и средство выражения настроения автора, его состояния души (“А на душе и необъятно,  и чудно…”) Складывается такое впечатление, что человек и природа – нечто целое, единое, неразрывно  связанное. И, конечно же, прав В.Г. Белинский, сказав, что “Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат  живыми красками действительности. Видишь и слышишь их”. Можно добавить еще: “и чувствуешь”. Н.В. Гоголь –  великий художник! Художник слова! VII. Домашнее задание. 1. Проанализировать отрывок из повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка": «Как упоителен, как  раскошен летний день в Малороссии!...» 2. Ответить на вопросы:  Почему Гоголь начинает повесть «Ночь перед Рождеством» с описания природы?    Какие изобразительные приемы использует автор? Какую роль играет это описание в дальнейшем развитии действия? Что реально, а что фантастично в описании рождественской ночи.

Посмотрите также