Тема: «Гори моя звезда»
Эпиграф: Как я горд, народ прекрасный
Чтоб тебе принадлежу!
Г.Тукай.
Цель: Углубить знания учащихся по изучению личности и творчества поэта;
развитие устной речи, обогащение словарного запаса;
работа над текстом;
беседа о трудолюбии, душевной красоте, о родной природе,
о мифологических персонажах.
Оборудование: книжная выставка, иллюстрации, стенды, слайды
Тема: «Гори моя звезда»
Эпиграф: Как я горд, народ прекрасный
Чтоб тебе принадлежу!
Г.Тукай.
Цель: Углубить знания учащихся по изучению личности и
творчества поэта;
развитие устной речи, обогащение словарного запаса;
работа над текстом;
беседа о трудолюбии, душевной красоте, о родной природе,
о мифологических персонажах.
Оборудование: книжная выставка, иллюстрации, стенды,
слайды
Словарная работа:
Сабантуй – праздник в мае месяце.
Джин,пери – духи.Вступительное слово учителя.
Мысли все и днем и ночью, о тебе, народ родной!
Я здоров, когда здоров ты, болен ты – и я больна,
Ты священен, уважаем, от тебя не откажусь,
Если даже все богатства мир положит предо мной.
Этот отрывок из стихотворения «К народу» написал
Габдулла Тукай, Великий татарский национальный поэт.
Сегодня мы собрались, чтобы
Познакомиться с ним и его сказкой-поэмой «Шурале». А еще
посмотрим театрализованное представление этой поэмы в
исполнении учеников нашей школы.
1-й ведущий: Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в
деревне Кашлауч, Шенгерской волости, бывшей Казанской
губернии, в семье муллы Мухаметгарифа. Через пять
месяцев, отец Габдуллы заболел и умер.
2-й ведущий: Через некоторое время, мать вышла замуж за
муллу из соседней деревни, оставив сына на попечение
старухе по имени Шарифа. Тогда Габдулле было всего 2-2,5
года. Старуха обращалась с ним очень плохо, хотя сам
мальчик этого не помнит. Как впоследствии ему
рассказывали: зимой он босиком, в одной рубашке выходил
на улицу, через некоторое время хотел зайти в дом, его не
пускали, а сам он не мог открывать, потому что зимой двери
очень трудно открывались. У маленького Габдуллы ноги
примерзли ко льду.
1-й ведущий: Счастливая случайность освободила Бадуллу от
этой старушки.Через некоторое время,мать забрала сына к
себе. Мальчик помнит это счастливое время в домеотчима,который оказался очень хорошим человеком.Но
счастье длилось недолго.Через год мать заболела и умерла.
Габдулла запомнил как хоронили мать и когда тело опускали
в могилу,он закричал: «Верните мне маму,откройте ее мне»
2-й ведущий: Круглого сироту отдали на воспитание деду по
матери,в семье у которого было своих шестеро детей. Здесь
царствовала нищета,Габдулле приходилось побираться в
соседних деревнях.
Габдулла часто болел,всем хотелось,чтобы о скорее умер. Но
Габудлле запомнилась девушка по имени Сажида,которая
всячески помогала ему,при любых возможностях старалась
его приласкать,дать лишний кусок хлеба.
1-й ведущий: 1890-1891гг. Однажды дед посадил Габдуллу
на арабу к одному ямщику и отправил в Казань.Приехав в
город,ямщик отдал Габдуллу на воспитание в трудолюбивую
семью,где хозяин занимался торговлей,а жена работала у
богатых.Хорошо жилось мальчику у этих людей.Иногда мать
брала его с собой в дом богачей,Габдулла удивлялся жизни и
богатсву зажиточных и думал,что это и есть рай.
2-й ведущий: Через два года хозяева заболели и
испугавшись участие мальчика после того как они
умрут,нашли ттого ямщика ,который привез их и отправил
его обратно в деревню.
Дед объявил,что отдает мальчика на
воспитание,откликнулся человек из соседней деревни по
имени Сагди,у которого не было наследника и забрал к
себе.По дороге Сагди обещал мальчику сытную еду и
ласковую мать,которая должна была встретить их.В этом
доме жизнь пошла наложенная,более менее сытная. У Сагди
было две дочери: Сабира и Сажида.Однажды Сабира
заболела бешенством и умерла,мать решила,что это бог
наказал их семью за то,что они приютили сироту. Но Сагди
относился к мальчику очень хорошо.1-й ведущий: Позднее,мальчик стал помогать в домашних
делах. Его отдали учиться в Фатхетдин ишану.
После рождения собственного сына Садретдина,внимание к
Габдулее ослабло и его отвезли в Казань (1896). Начал
учиться в медресе «Мухамадия».
Ходил в русский класс. Стал читать
произведенияПушкина,Лермонтова,Крылова и т.д
1900-стал жить в медресе
1904-стал работать в типографии «Уралец». Общался с
большевиками.
1912-написал «Шуреле»
1913-31 марта-плохо говорил прощался со всеми.
1 апреля-приглашают фотографа и фотографирован сидя.
2 апреля-умер
Учитель: Но звезда Тукая горит вечно в наших сердцах.
Осталось много стихотворений песени и игр,которых любил
Тукай. Его дело продолжают сейчас. Давайте вспомним их
- Кто знает стихотворения Тукая на татарском языке?
- Многие талантливые поэты переводили стихи Тукая на
русский язык.
- Может кто-нибудь из вас знает их?
Вы знаете, что Тукай вырос в деревне, любил петь, плясать и,
конечно, любил различные национальные игры. А вы какие
игры знаете?
(игра « Колечко»)
Стихотворение
Песня «Эй, туган тел»
Каждое стихотворение Тукая мелодично. Тукай любил
слушать татарские мелодии. А впоследствии он сам писал
стихотворения для песен.
До сих пор народ поет эти песни.Слайд: Сейчас мы с вами послушаем песню « Аллюки» в
исполнении Идриса Газиева.
Слайд:
Песни :
«Сегодня праздник»
«Родная деревня»
«Зиляйлук»
«Родной язык»
«Тэфтилэу»
Мы получили стихи,песни ,а какие сказки вы знаете?
«Золотой гребешок». «Водяная».
- Кто из русских писателей создавал произведение о
мифологических образах?
(Пушкин «Руслан и Людмила»)
Из-за тяжелой жизни народ мечтал о хорошей
жизни,одновременно любя создавал различные сказки и
мифологических образах. О шурале,русалках,водяных.
Тукай смотрит на жизнь людей через образы мифологических
героев. Каждая строка как-будто бы поет.
А сейчас мы посмотрим театральное представление.