"Гори моя звезда!"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Гори моя звезда» Эпиграф: Как я горд, народ прекрасный Чтоб тебе принадлежу! Г.Тукай. Цель: Углубить знания учащихся по изучению личности и творчества поэта; развитие устной речи, обогащение словарного запаса; работа над текстом; беседа о трудолюбии, душевной красоте, о родной природе, о мифологических персонажах. Оборудование: книжная выставка, иллюстрации, стенды, слайды
Иконка файла материала внеклассное мероприятие.docx
Тема: «Гори моя звезда» Эпиграф: Как я горд, народ прекрасный Чтоб тебе принадлежу! Г.Тукай. Цель: Углубить знания учащихся по изучению личности и творчества поэта; развитие устной речи, обогащение словарного запаса; работа над текстом; беседа о трудолюбии, душевной красоте, о родной природе, о мифологических персонажах. Оборудование: книжная выставка, иллюстрации, стенды, слайды Словарная работа: Сабантуй – праздник в мае месяце. Джин,пери – духи.Вступительное слово учителя. Мысли все и днем и ночью, о тебе, народ родной! Я здоров, когда здоров ты, болен ты – и я больна, Ты священен, уважаем, от тебя не откажусь, Если даже все богатства мир положит предо мной. Этот отрывок из стихотворения «К народу» написал Габдулла Тукай, Великий татарский национальный поэт. Сегодня мы собрались, чтобы Познакомиться с ним и его сказкой-поэмой «Шурале». А еще посмотрим театрализованное представление этой поэмы в исполнении учеников нашей школы. 1-й ведущий: Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кашлауч, Шенгерской волости, бывшей Казанской губернии, в семье муллы Мухаметгарифа. Через пять месяцев, отец Габдуллы заболел и умер. 2-й ведущий: Через некоторое время, мать вышла замуж за муллу из соседней деревни, оставив сына на попечение старухе по имени Шарифа. Тогда Габдулле было всего 2-2,5 года. Старуха обращалась с ним очень плохо, хотя сам мальчик этого не помнит. Как впоследствии ему рассказывали: зимой он босиком, в одной рубашке выходил на улицу, через некоторое время хотел зайти в дом, его не пускали, а сам он не мог открывать, потому что зимой двери очень трудно открывались. У маленького Габдуллы ноги примерзли ко льду. 1-й ведущий: Счастливая случайность освободила Бадуллу от этой старушки.Через некоторое время,мать забрала сына к себе. Мальчик помнит это счастливое время в домеотчима,который оказался очень хорошим человеком.Но счастье длилось недолго.Через год мать заболела и умерла. Габдулла запомнил как хоронили мать и когда тело опускали в могилу,он закричал: «Верните мне маму,откройте ее мне» 2-й ведущий: Круглого сироту отдали на воспитание деду по матери,в семье у которого было своих шестеро детей. Здесь царствовала нищета,Габдулле приходилось побираться в соседних деревнях. Габдулла часто болел,всем хотелось,чтобы о скорее умер. Но Габудлле запомнилась девушка по имени Сажида,которая всячески помогала ему,при любых возможностях старалась его приласкать,дать лишний кусок хлеба. 1-й ведущий: 1890-1891гг. Однажды дед посадил Габдуллу на арабу к одному ямщику и отправил в Казань.Приехав в город,ямщик отдал Габдуллу на воспитание в трудолюбивую семью,где хозяин занимался торговлей,а жена работала у богатых.Хорошо жилось мальчику у этих людей.Иногда мать брала его с собой в дом богачей,Габдулла удивлялся жизни и богатсву зажиточных и думал,что это и есть рай. 2-й ведущий: Через два года хозяева заболели и испугавшись участие мальчика после того как они умрут,нашли ттого ямщика ,который привез их и отправил его обратно в деревню. Дед объявил,что отдает мальчика на воспитание,откликнулся человек из соседней деревни по имени Сагди,у которого не было наследника и забрал к себе.По дороге Сагди обещал мальчику сытную еду и ласковую мать,которая должна была встретить их.В этом доме жизнь пошла наложенная,более менее сытная. У Сагди было две дочери: Сабира и Сажида.Однажды Сабира заболела бешенством и умерла,мать решила,что это бог наказал их семью за то,что они приютили сироту. Но Сагди относился к мальчику очень хорошо.1-й ведущий: Позднее,мальчик стал помогать в домашних делах. Его отдали учиться в Фатхетдин ишану. После рождения собственного сына Садретдина,внимание к Габдулее ослабло и его отвезли в Казань (1896). Начал учиться в медресе «Мухамадия». Ходил в русский класс. Стал читать произведенияПушкина,Лермонтова,Крылова и т.д 1900-стал жить в медресе 1904-стал работать в типографии «Уралец». Общался с большевиками. 1912-написал «Шуреле» 1913-31 марта-плохо говорил прощался со всеми. 1 апреля-приглашают фотографа и фотографирован сидя. 2 апреля-умер Учитель: Но звезда Тукая горит вечно в наших сердцах. Осталось много стихотворений песени и игр,которых любил Тукай. Его дело продолжают сейчас. Давайте вспомним их - Кто знает стихотворения Тукая на татарском языке? - Многие талантливые поэты переводили стихи Тукая на русский язык. - Может кто-нибудь из вас знает их? Вы знаете, что Тукай вырос в деревне, любил петь, плясать и, конечно, любил различные национальные игры. А вы какие игры знаете? (игра « Колечко») Стихотворение Песня «Эй, туган тел» Каждое стихотворение Тукая мелодично. Тукай любил слушать татарские мелодии. А впоследствии он сам писал стихотворения для песен. До сих пор народ поет эти песни.Слайд: Сейчас мы с вами послушаем песню « Аллюки» в исполнении Идриса Газиева. Слайд: Песни : «Сегодня праздник» «Родная деревня» «Зиляйлук» «Родной язык» «Тэфтилэу» Мы получили стихи,песни ,а какие сказки вы знаете? «Золотой гребешок». «Водяная». - Кто из русских писателей создавал произведение о мифологических образах? (Пушкин «Руслан и Людмила») Из-за тяжелой жизни народ мечтал о хорошей жизни,одновременно любя создавал различные сказки и мифологических образах. О шурале,русалках,водяных. Тукай смотрит на жизнь людей через образы мифологических героев. Каждая строка как-будто бы поет. А сейчас мы посмотрим театральное представление.

Посмотрите также