Тема: «Гори моя звезда»
Эпиграф: Как я горд, народ прекрасный
Чтоб тебе принадлежу!
Г.Тукай.
Цель: Углубить знания учащихся по изучению личности и творчества поэта;
развитие устной речи, обогащение словарного запаса;
работа над текстом;
беседа о трудолюбии, душевной красоте, о родной природе,
о мифологических персонажах.
Оборудование: книжная выставка, иллюстрации, стенды, слайды
внеклассное мероприятие.docx
Тема: «Гори моя звезда»
Эпиграф: Как я горд, народ прекрасный
Чтоб тебе принадлежу!
Г.Тукай.
Цель: Углубить знания учащихся по изучению личности и
творчества поэта;
развитие устной речи, обогащение словарного запаса;
работа над текстом;
беседа о трудолюбии, душевной красоте, о родной природе,
о мифологических персонажах.
Оборудование: книжная выставка, иллюстрации, стенды,
слайды
Словарная работа:
Сабантуй – праздник в мае месяце.
Джин,пери – духи. Вступительное слово учителя.
Мысли все и днем и ночью, о тебе, народ родной!
Я здоров, когда здоров ты, болен ты – и я больна,
Ты священен, уважаем, от тебя не откажусь,
Если даже все богатства мир положит предо мной.
Этот отрывок из стихотворения «К народу» написал
Габдулла Тукай, Великий татарский национальный поэт.
Сегодня мы собрались, чтобы
Познакомиться с ним и его сказкой-поэмой «Шурале». А еще
посмотрим театрализованное представление этой поэмы в
исполнении учеников нашей школы.
1-й ведущий: Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в
деревне Кашлауч, Шенгерской волости, бывшей Казанской
губернии, в семье муллы Мухаметгарифа. Через пять
месяцев, отец Габдуллы заболел и умер.
2-й ведущий: Через некоторое время, мать вышла замуж за
муллу из соседней деревни, оставив сына на попечение
старухе по имени Шарифа. Тогда Габдулле было всего 2-2,5
года. Старуха обращалась с ним очень плохо, хотя сам
мальчик этого не помнит. Как впоследствии ему
рассказывали: зимой он босиком, в одной рубашке выходил
на улицу, через некоторое время хотел зайти в дом, его не
пускали, а сам он не мог открывать, потому что зимой двери
очень трудно открывались. У маленького Габдуллы ноги
примерзли ко льду.
1-й ведущий: Счастливая случайность освободила Бадуллу от
этой старушки.Через некоторое время,мать забрала сына к
себе. Мальчик помнит это счастливое время в доме отчима,который оказался очень хорошим человеком.Но
счастье длилось недолго.Через год мать заболела и умерла.
Габдулла запомнил как хоронили мать и когда тело опускали
в могилу,он закричал: «Верните мне маму,откройте ее мне»
2-й ведущий: Круглого сироту отдали на воспитание деду по
матери,в семье у которого было своих шестеро детей. Здесь
царствовала нищета,Габдулле приходилось побираться в
соседних деревнях.
Габдулла часто болел,всем хотелось,чтобы о скорее умер. Но
Габудлле запомнилась девушка по имени Сажида,которая
всячески помогала ему,при любых возможностях старалась
его приласкать,дать лишний кусок хлеба.
1-й ведущий: 1890-1891гг. Однажды дед посадил Габдуллу
на арабу к одному ямщику и отправил в Казань.Приехав в
город,ямщик отдал Габдуллу на воспитание в трудолюбивую
семью,где хозяин занимался торговлей,а жена работала у
богатых.Хорошо жилось мальчику у этих людей.Иногда мать
брала его с собой в дом богачей,Габдулла удивлялся жизни и
богатсву зажиточных и думал,что это и есть рай.
2-й ведущий: Через два года хозяева заболели и
испугавшись участие мальчика после того как они
умрут,нашли ттого ямщика ,который привез их и отправил
его обратно в деревню.
Дед объявил,что отдает мальчика на
воспитание,откликнулся человек из соседней деревни по
имени Сагди,у которого не было наследника и забрал к
себе.По дороге Сагди обещал мальчику сытную еду и
ласковую мать,которая должна была встретить их.В этом
доме жизнь пошла наложенная,более менее сытная. У Сагди
было две дочери: Сабира и Сажида.Однажды Сабира
заболела бешенством и умерла,мать решила,что это бог
наказал их семью за то,что они приютили сироту. Но Сагди
относился к мальчику очень хорошо. 1-й ведущий: Позднее,мальчик стал помогать в домашних
делах. Его отдали учиться в Фатхетдин ишану.
После рождения собственного сына Садретдина,внимание к
Габдулее ослабло и его отвезли в Казань (1896). Начал
учиться в медресе «Мухамадия».
Ходил в русский класс. Стал читать
произведенияПушкина,Лермонтова,Крылова и т.д
1900-стал жить в медресе
1904-стал работать в типографии «Уралец». Общался с
большевиками.
1912-написал «Шуреле»
1913-31 марта-плохо говорил прощался со всеми.
1 апреля-приглашают фотографа и фотографирован сидя.
2 апреля-умер
Учитель: Но звезда Тукая горит вечно в наших сердцах.
Осталось много стихотворений песени и игр,которых любил
Тукай. Его дело продолжают сейчас. Давайте вспомним их
- Кто знает стихотворения Тукая на татарском языке?
- Многие талантливые поэты переводили стихи Тукая на
русский язык.
- Может кто-нибудь из вас знает их?
Вы знаете, что Тукай вырос в деревне, любил петь, плясать и,
конечно, любил различные национальные игры. А вы какие
игры знаете?
(игра « Колечко»)
Стихотворение
Песня «Эй, туган тел»
Каждое стихотворение Тукая мелодично. Тукай любил
слушать татарские мелодии. А впоследствии он сам писал
стихотворения для песен.
До сих пор народ поет эти песни. Слайд: Сейчас мы с вами послушаем песню « Аллюки» в
исполнении Идриса Газиева.
Слайд:
Песни :
«Сегодня праздник»
«Родная деревня»
«Зиляйлук»
«Родной язык»
«Тэфтилэу»
Мы получили стихи,песни ,а какие сказки вы знаете?
«Золотой гребешок». «Водяная».
- Кто из русских писателей создавал произведение о
мифологических образах?
(Пушкин «Руслан и Людмила»)
Из-за тяжелой жизни народ мечтал о хорошей
жизни,одновременно любя создавал различные сказки и
мифологических образах. О шурале,русалках,водяных.
Тукай смотрит на жизнь людей через образы мифологических
героев. Каждая строка как-будто бы поет.
А сейчас мы посмотрим театральное представление.
"Гори моя звезда!"
"Гори моя звезда!"
"Гори моя звезда!"
"Гори моя звезда!"
"Гори моя звезда!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.