Горные экосистемы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы. Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры горных животных и растения. Понятие: высотные пояса. Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность. Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему.
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur45_46.doc
Окружающий мир Урок 45. Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Горные экосистемы. Цели:  – ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы. Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры горных животных и растения. Понятие: высотные пояса. Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.  Оборудование:  карта   природных   зон   (лучше   всего   с   нанесёнными   на   неё   животными   и растениями), рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему. Этапы Формирование УУД Ход урока и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной проблемы. Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.  1 3 1 4 1 Беседа. Работа в группах. – На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о  том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено  внутри тепловых поясов? (Природные зоны.) – Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.) – Как сказать иначе, одним словом? (Экосистема.) – Ребята, посмотрите на доску. Дана группа слов. Назовите, что лишнее? Почему?  Глобус, горизонт, меридианы Дети совещаются и дают ответ. Пример: лишнее слово горизонт, его нет на глобусе. –  Что   такое   экосистема?   (Экосистема  –   это   такое содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома.) –  Нужно   ли   человеку   вмешиваться   в   жизнь   экосистемы? (Нет.   Экосистема   может   существовать   сколько   угодно долго без вмешательства человека.) – Некоторые обитатели экосистемы разных природных зон всё   же   обеспокоены.   Что   их   тревожит,   нам   предстоит сейчас выяснить. – На столах у каждой команды лежат письма. Ознакомьтесь с   ними,   назовите   место   обитания   данного   животного, природную   зону   и   расскажите   об   экосистеме,   о   чём   не упомянуло животное. Работа в группах. Звучит сигнал об окончании обсуждения. Ответное слово каждой команды: 1. «Природные зоны холодного пояса». Письмо БЕЛЫХ  МЕДВЕДЕЙ. 2. «Леса умеренного пояса». Письмо ЗАЙЦА­РУСАКА.3. «Засушливые зоны умеренного пояса». Письмо  СТЕПНОГО ОРЛА. 4. «Засушливые зоны жаркого пояса». Письмо  АФРИКАНСКОГО ЛЬВА. (В письмах ярко описаны природные зоны, которые нужно угадать и показать на карте.) – Благодаря этим обитателям нам удалось побывать во всех изучаемых   нами   зонах,   увидеть   их   красоту   и неповторимость. Ребята, кто из вас может сказать, а почему природные   зоны   в   такой   последовательности распределяются на планете? Что их определяет? (Солнце, закон природной зональности.) – Ребята, скажите, солнце очень горячее? (Да.) – Если мы будем рядом находиться, что может произойти? (Нам будет очень жарко.) – Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее? (Да.) –  Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? (Да.) –  Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку, назовите, что это? (Гора.) – Рассмотрите её, обратите внимание на цвета.  Дети рассматривают картинку и описывают её. –  Покажите самое холодное место на картинке. (Вершина горы.) – Не вы ли говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее? Какие вопросы у вас возникают?  – О чём мы будем сегодня говорить? – Кто скажет тему урока?  Горная экосистема. – Составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. –  Что мы сейчас делали? (Составляли  план, планировали свою деятельность.) – Какие умения формировали?  1 4 2 3 4 7 3 1. Беседа. –  На   какой   вопрос   нам   надо   найти   ответ?   (Почему   на вершине горы холодно?) – Хотите с этим разобраться? (Да.) 2. Работа в учебнике. – Откройте учебник на с. 42. Сейчас вы будете работать по командам.   Выполните   задание   внизу   страницы.   Ответ обоснуйте.  Дети выполняют задание.  – Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во­первых, равномерно   освещена   горячим   солнцем,   а   во­вторых, согревается от нагретого солнцем песка.  –  Почему   мальчик   мёрзнет?   (Солнечные   лучи   не   так интенсивно   падают   на   вертикально   стоящего   Мишу,   а . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённойтёплый песок его не греет.) –  Прочитайте   предложение,   подтверждающее   ваш   ответ. (Читают предложение из учебника.) – Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине?  (Где ровная поверхность – у подошвы.) – А где холоднее? (На вершине.) ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. –  Так   какой   можно   сделать   вывод?   (Чем   выше поднимаемся   вверх   по   горе,   тем   температура   воздуха понижается.) –  Скажите,   меняется   ли   растительный   мир   в   горах   с подъёмом вверх? Каким образом? (Работа с рисунком на с. 43 вверху.)  Команды   получают   очко   за   правильный   ответ (например,   трава   в   степи,   деревья   в   горном   лесу, травянистые   растения   в   горных   тундрах,   лёд   без растений на горных ледниках). 3. Работа с плакатом. – Давайте поработаем с плакатом «Горные экосистемы» (из комплекта наглядных материалов для 2­го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений.   Выберите   нужные   картинки   и   поместите   их   на рисунок гор.  Ребята «населяют» горы. – Итак, из­за солнечного тепла изменяются: климат, почва, растительный   и   животный   мир.   Такое   изменение   на равнинах   мы   называем  природная   зона.  Те   же   самые изменения происходят и в горах. Но какое же название они имеют?  – Что мы делали? – Какое умение формировали? 1. Работа в группах.  Задание «Мозаика­гора». – Соберите мозаику и подпишите высотные пояса. Команды получают очко за правильно сделанную работу. 2. Работа с Рабочей тетрадью.  –  Выполните задание 2 в Рабочей тетради. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах? – Почему? (Чем выше гора, тем больше высотных поясов.) А природные условия в этих горах одинаковые? Почему? (Разное   количество   осадков,   иногда   и   разное   количество солнечного тепла.) –  С   точки   зрения   природных   условий,   мы   какой   фактор взяли? (Тепло.) – А там ведь есть вода, почва. Вспомните, что мы знаем про воду. Может ли она задерживаться или мгновенно стекает? Где можно встретить воду в больших количествах или где её вообще нет? (Ледники – есть вода.) – Когда вода стекает, что она за собой увлекает? (Почву.) . Применение  ΙΙΙ нового знания.– Много в горах земли? (Нет.) –  Но   иногда   встречаются   и   более   ровные   поверхности. Посмотрите   в   учебнике   на   с.   44.   Как   называются   такие горные равнины? Какие там встречаются растения?  Ребята находят ответ в учебнике. –  Раз мы говорим об альпийских лугах, каких участников экосистемы мы там в основном встретим? («Кормильцев».) –  Если сверху вниз спускаться, то почва становится более благородной,   встречаются   леса.   Наверху   «кормильцев» меньше, внизу больше. (В лесной зоне их больше.) – О ком ещё не говорили? (О «едоках».) Задание 5 в Рабочей тетради («Едоки»). –  Определите   место   обитания   животных,   покажите   на карте. Педагог   демонстрирует   разных   животных,   а   дети располагают их по карте. Проверка   знаний,   команды   получают   поощрительные очки. – Что можно сказать о «мусорщиках»?  Вопросы   к   ученику   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил задание сам или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.   –  А   сейчас   заработанные   вами   очки   –   «животные   и растения»   –   наклейте   на   горы   (собранные   мозаики)   и подсчитайте.  – Кто же сегодня более активен был на уроке? – Что нового вы узнали на уроке? – Где и как вы можете применить новое знание? 4 Ι V. Итог урока. V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. Деятельность учеников: – узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу. Энциклопедическая   справка  (из   учебника   географии   для   7­го   класса   «Земля   –   планеталюдей»1). Высотная   поясность.  Особый   мир   растений   и   животных   наблюдается   в   горах.  Высотная климатическая поясность влияет на разнообразие растительности и животного мира. Системы   высотной   поясности   различны   в   разных   горных   странах.   В   нижнем   поясе   гор растительность   и   животный   мир   практически   те   же,   что   на   соседних   равнинах.   Как   правило, сохранность органического мира в горах лучше, так как использованию земель мешает крутизна склонов. Но и опасность разрушения природных систем здесь больше: любое вмешательство может привести к необратимым последствиям.  Во многих горных странах есть пояс, в котором складываются благоприятные условия для жизни людей и для сельского хозяйства. В экваториальном и тропическом поясах на некоторой высоте (разной в различных горах) весь год держатся умеренно тёплые погоды с достаточным количеством осадков. Этот пояс часто называют  поясом «вечной весны». Обычно все пригодные для жизни долины   и   некрутые   склоны   в   пределах   пояса   плотно   заселены   и   в   Андах,   и   в   Гималаях,   и   в Эфиопском нагорье, и в других горных странах. На равнинах наиболее благоприятны для жизни человека лесные зоны южной части умеренного (смешанных   и   широколиственных   лесов)   и   субтропического   поясов,   а   также   степи   с   их плодородными   почвами.   Хороши   условия   для   жизни   и   сельскохозяйственной   деятельности   в субэкваториальных поясах с достаточно длинным влажным периодом.  Урок 46. Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Урок повторения и проверочная работа № 9. Цели: – закрепление знаний о природных зонах.  Оборудование:  карта   природных   зон   (лучше   всего   с   нанесёнными   на   неё   животными   и растениями), рисунки природных зон и гор, плакаты с природными зонами и горными экосистемами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса» и разрезные карточки растений и животных природных зон и гор к нему. Возможные ответы проверочной работы № 9. I  вариант.  1.  Необходимый   уровень:   хвойные   деревья  имеют   узкие   жёсткие   листья,   а лиственные деревья сбрасывают листья.  Повышенный  уровень: такие приспособления помогают пережить зиму в лесной зоне. 2. Необходимый уровень: растительный планктон, донные водоросли. Повышенный  уровень: недостаток тепла. 3.  Необходимый уровень: 2 – горные тундры (верный ответ   также   –   альпийские   луга).  Повышенный   уровень:   температура   понижается   с   высотой (ученики могут написать в прямоугольниках: внизу –  тёплый, выше –  прохладный, ещё выше – холодный, наверху – очень холодный). II вариант. 1. Необходимый уровень: звери делают запасы корма; птицы улетают в тёплые края. Повышенный   уровень:   такие   приспособления   помогают   пережить   зиму   в   лесной   зоне.   2. Необходимый   уровень:   кайры,   креветки,   животный   планктон,   киты.  Повышенный   уровень: недостаток воды (ответ «жара» следует тоже считать верным). 3. Необходимый уровень: 3 – горные леса.  Повышенный   уровень:   температура   понижается   с   высотой   (ученики   могут   написать   в прямоугольниках: внизу –  тёплый, выше –  прохладный, ещё выше –  холодный, наверху –  очень холодный).   1 И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович. География. Земля – планета людей: учеб. для 7­го кл. – М.: Баласс, 2002.