ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс, предмет: 4 «Б» класс, Изобразительное искусство
Тема: «Города Русской земли»
Цель: изобразить древнерусский город.
Задачи:
-освоение знаний об особенностях города русской земли, о расположении построек внутри города и за его пределами.
-овладение умениями рисовать город русской земли с улицами, домами, монастырем, башнями.
-развитие художественного вкуса, анализа рисунков, представления, мышления, работы с кистью и красками.
Планируемые результаты *
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Л1. проявлять доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость Л2.сформированность эстетических чувств (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной, практической, творческой деятельности)
|
Р1. оценивать результаты собственной творческой деятельности; Р2. планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; П1.уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами; К1.отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; К2.учавствовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях |
-знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. -изображать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. -понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. -интересоваться историей своей страны. |
Коррекционно-развивающая деятельность: пальчиковая гимнастика
Межпредметные связи: литература
Оснащение урока:
Зрительный ряд: презентация, А.Васнецов «Новгородский торг».
Литературный ряд: В. Тяптин «Ой, ты Русь моя»
Музыкальный ряд: фоновая музыка.
Оборудование для учителя: компьютер
Материалы для учащихся: лист А4, кисть, краски, баночка, салфетка.
Задание: изобразить древнерусский город.
План урока:
1.Орнанизационный этап (психологический настрой на урок)
2.Повторительно-обобщающая работа по предыдущим темам урока
3. Работа по осмыслению и освоению нового материала
3.1.Художественное восприятие темы
3.2.Подготовка к реализации замысла
3.3.Реализация замысла (самостоятельная практическая работа учащихся)
4.Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Методы обучения КРО |
1.Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует учащихся Все друг к другу повернитесь, И друг другу улыбнитесь, И удачи вам во всем, А теперь урок начнем. -Здравствуйте! Меня зовут Маргарита Витальевна и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я! |
Приветствуют учителя |
Л 2. проявлять доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость |
Формирование готовности восприятия учебного материала |
2.Актуализация опорных знаний |
-Прослушайте стихотворение. -Ой, ты Русь моя! Русь великая! От балтийских вод до беринговых Ты раскинулась, многоликая, Бесконечной живой картиною. -Почему я начала именно с этого стихотворения? О чем в нем говорится? -Давайте с вами вспомним, что мы делали на прошлом уроке? -Совершено верно! |
Слушают стихотворение
Говорится о Руси
-Мы рисовали древнерусский храм. |
К 2.учавствовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях |
Беседа
Повторение |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Выход на тему урока Целеполагание
3.2.Подготовка к реализации замысла
|
- Сегодня мы продолжим знакомство с архитектурными строениями Древней Руси. -Посмотрите на доску.(на доске запись) -Отгадайте запись на доске. Г12О3РО45Д6А0 Р1У23С4С561КОЙ69 З1Е2М3Л4И -Какая тема урока у нас будет? -Верно! Как думаете, что мы сегодня будем делать? О чем узнаем?
-Молодцы! – Сегодня мы будем говорить о городах. – Какие города Древней Руси вы знаете?
– А что значит город-крепость?
Организую рассказ - Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, делал прекрасные ворота из кованого металла. Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие башни, мощные стены. Крепости, подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства, родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному. -Города возникали не вдруг. Они веками разрастались. -А вокруг чего разрастались города? -Верно, вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному. -В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего, как и в Москве, она зовется как? -За стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещались княжеский двор, терема и палаты знатных людей – бояр, дружинников и советников князя. -Как называлась главная часть города? -А кто скажет, что такое торг?
-Ребята, посад – поселения ремесленников. Там жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. -Особенность наших городов в том, что в них не было тесно прижатых друг к другу домов, составляющих как бы единую стену улицы. Здесь жили в тех же крестьянских усадьбах, то есть в домах-избах, иногда двух-трёхэтажных. За высокими сплошными деревянными заборами с украшенными воротами имели свои сады и огороды, конюшни и надворные постройки. Небогатые горожане отличались от крестьян лишь тем, что не выращивали хлеб, не работали в поле. -А что ещё было похоже на кремль? -Действительно! Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. Каждый монастырь был крепостью, похожей на кремль, и имел также оборонное значение. И сегодня красоту древних городов можно увидеть не только там, где сохранился старый кремль, но и в облике монастырей. -Монастыри выделяются из окружающего пейзажа и выглядят драгоценным украшением. Между делом рук человеческих и природой не было тогда никакого разлада. Организую работу с книгой. -Откройте учебник на стр.57. На рисунке на странице 57 вы видите, что за стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещался княжеский двор, состоявший из нескольких теремов и дворовых построек. Рядом стояли терема и палаты знатных людей – бояр, дружинников и советников князя. На фрагменте картины А.Васнецова «Новгородский торг» на странице 53 мы можем рассмотреть главные части города – это укреплённый кремль (на заднем плане); на переднем плане – торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. Организую беседу. -Ребята, как разрастался город? -Что такое посад? -Кто занимался ремеслом? -Сколько могло быть этажей у домов?
-Ребята, вы узнали, как располагалась всё в древнерусском городе, какие были улицы, сколько было этажей у домов. -Мы с вами рассмотрели картину на которой изображен центр города. -Теперь вы можете создать свой неповторимый древнерусский город. Но перед тем, как вы приступите к работе, вспомним о правилах работы.
-Что вам понадобится для работы?
-Как вы будите располагать лист?
Показ педагогического рисунка -Перед тем как идти к вам на урок, я тоже сделала свой древнерусский город. Обратите внимание, что на рисунке изображено?
-Хорошо. Вы можете воспользоваться идеей моего рисунка, а можете добавить свои крепости, может кто-то захочет нарисовать несколько крепостей или не будет рисовать речку. Это только ваша фантазия. |
Слушают учителя
Отгадывают запись
Города Русской земли. -Мы будем рисовать древнерусский город, узнаем об особенностям древнерусских городов. Отвечают на вопросы учителя. -Псков, Новгород, Москва, Изборск. -Это древний город-крепость с оборонительным валом и каналами вокруг.
Слушают учителя
Отвечают на вопрос учителя.
-Вокруг крепостей.
-Кремль
-Укрепленный кремль -Торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний.
-Монастыри
Открывают учебники.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы учителя. -Вокруг главной крепости. -Поселение ремесленников. -кузнецы, хлеборобы, гончары. -1 этаж, 2 этажа, 3 этажа.
Слушают учителя. Рассказывают правила работы на уроке изо. 1.Положи на парту клеенку, рабочую доску. 2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий. 3. Надень рабочую одежду. 4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды. -Лист бумаги, салфетку, баночка для воды, краски, кисточка, карандаш. -Для изображения города лист можно расположить вертикально или горизонтально.
-Улица, крепость, дома, река, деревья.
Слушают учителя. |
КУУД 1.отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
КУУД 2.учавствовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
ПУУД 1.уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами;
Л2.сформированность эстетических чувств (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной, практической, творческой деятельности)
П1.уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами;
К1.отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
К2.учавствовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Р2. планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Л2.сформированность эстетических чувств (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной, практической, творческой деятельности)
|
Беседа
Подводящий диалог Демонстрация
Беседа
Повторение
Рассказ
Беседа
Объяснение
Рассказ
Беседа
Рассказ
Объяснение
Беседа
Рассказ
Работа с книгой
Демонстрация Объяснение
Иллюстрация Работа с книгой
Рассказ
Беседа
Инструктаж
Указание
Показ
Беседа
|
Физкультминутка
3.3.Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся
|
Возьмем наш лист и нарисуем фон. Пока наш фон будет сохнуть, мы с вами немного разомнемся (видео физкультминутка, пальчиковая гимнатика)
Теперь закройте глаза и представьте свой неповторимы древнерусский город. Включаю русскую народную музыку, для создания положительного эмоционального настроя на уроке. -Можете приступать к работе Организую наблюдение, советую, отвечаю на вопросы учащихся. -Кто закончил работу, уберите свое рабочее место. -Чему учились сегодня на уроке? -Что нового узнали?
|
Выполнение физминутки
Приступают к реализации замысла
Убирают рабочие места -Учились изображать древнерусский город. -Мы узнали об особенностях расположения построек древнерусского города, узнали о домах, что такое посад. |
Р 2. планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
|
Самостоятельная
Практическая работа
Ведение разговора
|
4.Рефлексия учебной деятельности |
Организую уборку рабочих мест Уборка рабочего места. Организую выставку работ учащихся. -Давайте сделаем один большой город. -Предлагаю оценить свою работу с помощью смайликов. Если вы активно работали на уроки и вам было все понятно, поднимите веселый смайл, если были затруднения –грустный . Ребята встаньте, спасибо за урок, урок окончен! До свидания! |
Убирают рабочие места
Выставляют свои работы
Оценивают свою работу на уроке |
Р 1. оценивать результаты собственной творческой деятельности;
|
Самооценка |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.