Конспект урока
Тема занятия: Графический метод решения задач с параметрами.
Тип занятия: занятие изучения нового.
Учебная задача занятия: В совместной деятельности с учащимися сформулировать условия, в которых используется
графический метод решения задач с параметрами. Изучить КП-способ решения
уравнений с параметром вида и
; изучить метод частичных областей (МЧО) для решения неравенств на
КП-плоскости.
Диагностируемые цели занятия:
В результате занятия ученик
знает:
- определение: КП-плоскости, КП-метода решений задач с параметрами, МЧО на КП-плоскости;
- алгоритм решения неравенств МЧО на КП-плоскости;
- формулировки теорем для
уравнений вида и
;
умеет:
- приводить уравнения к виду и
и соответственно выбирать разные
координатно-параметрические плоскости;
- определять знак исходного выражения в каждой из полученных частичных областей;
понимает:
- что часто параметр а можно выразить через функцию
координаты и наоборот, отчего
изменится рисунок, но не ответ;
- преимущества и недостатки графического метода решений задач с параметрами.
Учебные действия, формируемые на занятии:
• Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом, должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика.
• Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
• Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, в том числе совершенствование навыков работы в группе, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение.
• Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, УДЕ.
Форма работы: фронтальная.
Средства обучения: традиционные.
Структура занятия:
• Мотивационно-ориентировочная часть (8 минут).
- Актуализация знаний.
- Мотивация.
- Постановка учебной задачи (цели) урока.
• Операционно-познавательная часть (35 минуты).
• Рефлексивно-оценочная часть (2 минуты).
Ход занятия:
Мотивационно – ориентировочная часть.
Актуализация знаний.
- Задания 18 на ЕГЭ по математике – это одни из самых сложных заданий, задания с параметром. Их нужно учиться решать с самых лёгких, постепенно усложняя. Вы уже решали некоторые задания с параметром ранее. Давайте вспомним некоторый материал.
- Параметром называется независимая переменная величина, входящая в условие задачи или появляющаяся в процессе се решения, «управляющая» решением задачи.
- Решить задачу с параметрами — это значит, установив множество допустимых значений параметра, решить каждую частную задачу, получающуюся при каждом из таких значений.
Мотивация.
- Решите задачу №1.
Задача №1. Найти все значения
параметра ,
при которых уравнение
имеет
решение, принадлежащее промежутку
.
Решение:
,
- Корни мы нашли, но на них
накладывается дополнительное условие принадлежности к промежутку . Для
того, чтобы уравнение имело хотя бы одно решение, необходимо, чтобы больший
корень был меньше 1, т.к. условие, что он больше 0 и так выполняется.
Ответ: .
Из-за условия принадлежности корней к промежутку, вам пришлось дополнительно решать неравенство. А если бы сама задача содержала более сложные выражения, то и проверка создала большие трудности.
Постановка учебной задачи (цели) занятия.
Поэтому с текущего занятия вы начнете изучать графические способы решений задач с параметрами. А именно сегодня изучите координатно-параметрический метод.
Операционно-познавательная часть.
Пусть на плоскости даны две взаимно перпендикулярные с общим
началом (точкой ) числовые оси. Одну из них (
) назовем координатой; другую (
) — параметрической, а плоскость (
или
) — координатно-параметрической, или
КП-плоскостью.
Определение: Метод решения задач с параметрами, использующий КП-плоскость, назовём координатно-параметрическим, или КП-методом.
Он основан на нахождении множества всех точек КП-плоскости,
значения координаты и параметра
каждой из которых удовлетворяют
заданному в условиях задачи условию (соотношению).
Если указанное множество точек найдено, то можно каждому
допустимому значению параметра поставить в соответствие
координаты
точек этого множества, дающие
искомое решение задачи, или указать те значения параметра, при которых задача
не имеет решения.
Замечание: Если параметр
а есть функция координаты :
, неявно заданная уравнением
, то можно рассматривать КП-плоскость
с вертикальной
параметрической осью
.
- Решим задачу №1 КП-методом.
Для начала упростим исходное
выражение до вида, т.е. чтобы параметр а являлся
функцией координаты
:
Т.к. , то можно рассматривать КП-плоскость
с вертикальной
параметрической осью
.
Изобразим КП-плоскость , параболу
,
ветви которой направлены вверх, ограничения -
.
,
Закрашенной
областью изобразим ограничение .
Рисунок 1
«Считывая» информацию с
графика, видим, что .
Ответ: .
- В данном примере параметр
а являлся функцией координаты , поэтому мы использовали КП-плоскость
с вертикальной параметрической осью
, однако есть и другой
случай.
Замечание: Если координата есть функция параметра
:
неявно заданная уравнением
, то на КП-плоскости
с горизонтальной параметрической
осью
множество всех точек, значения
координаты
и параметр а каждой
из которых удовлетворяют уравнению
, представляет собой график функции
, где роль аргумента функции играет
параметр.
- Т.е. в зависимости от ситуации и рациональности решения,
вы можете выражать через параметр
или наоборот.
Задача №2. Для каждого значения параметра решить уравнение
КП-методом.
Решение:
Для начала упростим исходное
выражение до вида, т.е. чтобы координата
являлась функцией параметра
:
Т.к. , то можно рассматривать КП-плоскость
с горизонтальной параметрической
осью
.
Рисунок 2
«Считывая» информацию с графика, получаем ответ.
Ответ: при ; при
; при
.
- Очень часто встречаются не только уравнения с параметром, но и неравенства, для которых используется метод частичных областей.
Метод «частичных областей» - это метод, в котором решение задачи в исходной области сводится к решению ее или совокупности более простых задач в каждой из «частичных областей», из которых составляется исходная область.
Применение МЧО при решении неравенств с параметрами во многом аналогично применению метода «интервалов» для решения неравенств с одной переменной.
Рассмотрим неравенство , где
— многочлен, аргументами которого
являются переменная
и параметр
.
Пусть уравнение определяет некоторые линии на
КП-плоскости.
Разобьем этими линиями КП-плоскость на конечное число п
«частичных областей» , ограниченных линиями
.
В каждой из «частичных областей» многочлен
отличен от нуля, так как точки, в
которых
принадлежат границе этих
«частичных областей» .
Справедлива теорема: В каждой из областей , на которые линии
делят КП-плоскость, многочлен
либо положителен, либо
отрицателен.
Таким образом, решение неравенства — множество всех пар чисел
, при которых неравенство выполняется,
образует совокупность (объединение) тех областей
, в которых значение многочлена
положительно.
Для установления, какое из неравенств или
выполняется в данной области
достаточно, например, вычислить значение
в какой-нибудь определенной точке
этой области.
Сформулируем для неравенства , где
— некоторая функция переменой
и параметра
алгоритм МЧО на основе КП-метода.
1. Найдем на КП-плоскости ОДЗ (область допустимых значений
переменной и параметра) — множество всех точек, при значениях координаты и параметра
каждой из которых выражение
определено.
2. Построим на КП-плоскости линии, состоящие из всех
точек, при значениях координаты и параметра
каждой из которых выражение
обращается в нуль или не
существует, и разобьем этими линиями найденную ОДЗ на «частичные области».
3. Исследуем знак выражения в каждой из полученных «частичных
областей». Для этого достаточно, например, установить знак выражения
в какой-нибудь точке каждой из
«частичных областей».
Решением рассматриваемого неравенства будут те из «частичных
областей», в которых выражение положительно. Неравенство
решается аналогично.
Задача №3. Найти все значения параметра ,
при которых неравенство
выполняется
при всех
,таких,
что
.
Решение: будем действовать по алгоритму
1. ОДЗ:
2.
Выразим координату через функция параметра
:
,
Изобразим
данные линии на КП-плоскости с горизонтальной параметрической
осью
, т.к.
.
Рисунок 3
3. Исследуем знак выражения в
каждой из полученных «частичных областей». Изобразим дополнительное условие .
Рисунок 4
Искомыми будут значения параметра .
Ответ: .
- Замечание: Вы могли выразить параметр
а через функцию координаты ,
тогда можно было рассматривать КП-плоскость
с вертикальной
параметрической осью
.
Задача №4. Найти все значения параметра , для каждого из которых
выполняется неравенство
при всех
из отрезка
.
Решение:
1. ОДЗ:
2.
Выразим параметр через функцию координаты
:
.
Изобразим данные линии на
КП-плоскости с вертикальной
параметрической осью
, т.к.
.
Рисунок 5
3. Исследуем знак выражения в
каждой из полученных «частичных областей». Изобразим дополнительное условие .
Рисунок 6
Искомыми будут значения параметра .
Ответ: .
Рефлексивно-оценочная часть.
- Какова была цель урока?
- (Изучить
КП-способ решения уравнений с параметром вида и
; изучить метод частичных областей (МЧО) для решения неравенств на
КП-плоскости)
- Достигли мы её?
- (Да)
- Как мы её достигли?
- (Изучили определения
КП-плоскости, КП-метода решений задач с параметрами, метода частичных областей на
КП-плоскости; теоремы для выражений вида и
; алгоритм
решения неравенств МЧО на КП-плоскости).
Домашнее задание.
1. Найти все значения параметра , при которых уравнение
имеет решение.
Ответ: .
2. Найти все значения параметра , при которых неравенство
выполняется для всех
из промежутка
.
Ответ: .
3. Найти все значения параметра , при которых неравенство
выполняется для всех
.
Ответ:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.