Конспект урока
Тема занятия: Графический метод решения задач с параметрами.
Тип занятия: занятие изучения нового.
Учебная задача занятия: В совместной деятельности с учащимися сформулировать условия, в которых используется графический метод решения задач с параметрами. Изучить КП-способ решения уравнений с параметром вида и ; изучить метод частичных областей (МЧО) для решения неравенств на КП-плоскости.
Диагностируемые цели занятия:
В результате занятия ученик
знает:
- определение: КП-плоскости, КП-метода решений задач с параметрами, МЧО на КП-плоскости;
- алгоритм решения неравенств МЧО на КП-плоскости;
- формулировки теорем для уравнений вида и ;
умеет:
- приводить уравнения к виду и и соответственно выбирать разные координатно-параметрические плоскости;
- определять знак исходного выражения в каждой из полученных частичных областей;
понимает:
- что часто параметр а можно выразить через функцию координаты и наоборот, отчего изменится рисунок, но не ответ;
- преимущества и недостатки графического метода решений задач с параметрами.
Учебные действия, формируемые на занятии:
• Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом, должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика.
• Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
• Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, в том числе совершенствование навыков работы в группе, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение.
• Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, УДЕ.
Форма работы: фронтальная.
Средства обучения: традиционные.
Структура занятия:
• Мотивационно-ориентировочная часть (8 минут).
- Актуализация знаний.
- Мотивация.
- Постановка учебной задачи (цели) урока.
• Операционно-познавательная часть (35 минуты).
• Рефлексивно-оценочная часть (2 минуты).
Ход занятия:
Мотивационно – ориентировочная часть.
Актуализация знаний.
- Задания 18 на ЕГЭ по математике – это одни из самых сложных заданий, задания с параметром. Их нужно учиться решать с самых лёгких, постепенно усложняя. Вы уже решали некоторые задания с параметром ранее. Давайте вспомним некоторый материал.
- Параметром называется независимая переменная величина, входящая в условие задачи или появляющаяся в процессе се решения, «управляющая» решением задачи.
- Решить задачу с параметрами — это значит, установив множество допустимых значений параметра, решить каждую частную задачу, получающуюся при каждом из таких значений.
Мотивация.
- Решите задачу №1.
Задача №1. Найти все значения параметра , при которых уравнение имеет решение, принадлежащее промежутку .
Решение:
,
- Корни мы нашли, но на них накладывается дополнительное условие принадлежности к промежутку . Для того, чтобы уравнение имело хотя бы одно решение, необходимо, чтобы больший корень был меньше 1, т.к. условие, что он больше 0 и так выполняется.
Ответ: .
Из-за условия принадлежности корней к промежутку, вам пришлось дополнительно решать неравенство. А если бы сама задача содержала более сложные выражения, то и проверка создала большие трудности.
Постановка учебной задачи (цели) занятия.
Поэтому с текущего занятия вы начнете изучать графические способы решений задач с параметрами. А именно сегодня изучите координатно-параметрический метод.
Операционно-познавательная часть.
Пусть на плоскости даны две взаимно перпендикулярные с общим началом (точкой ) числовые оси. Одну из них () назовем координатой; другую () — параметрической, а плоскость ( или ) — координатно-параметрической, или КП-плоскостью.
Определение: Метод решения задач с параметрами, использующий КП-плоскость, назовём координатно-параметрическим, или КП-методом.
Он основан на нахождении множества всех точек КП-плоскости, значения координаты и параметра каждой из которых удовлетворяют заданному в условиях задачи условию (соотношению).
Если указанное множество точек найдено, то можно каждому допустимому значению параметра поставить в соответствие координаты точек этого множества, дающие искомое решение задачи, или указать те значения параметра, при которых задача не имеет решения.
Замечание: Если параметр а есть функция координаты : , неявно заданная уравнением , то можно рассматривать КП-плоскость с вертикальной параметрической осью .
- Решим задачу №1 КП-методом.
Для начала упростим исходное выражение до вида, т.е. чтобы параметр а являлся функцией координаты :
Т.к. , то можно рассматривать КП-плоскость с вертикальной параметрической осью .
Изобразим КП-плоскость , параболу , ветви которой направлены вверх, ограничения - .
,
Закрашенной областью изобразим ограничение .
Рисунок 1
«Считывая» информацию с графика, видим, что .
Ответ: .
- В данном примере параметр а являлся функцией координаты , поэтому мы использовали КП-плоскость с вертикальной параметрической осью , однако есть и другой случай.
Замечание: Если координата есть функция параметра : неявно заданная уравнением , то на КП-плоскости с горизонтальной параметрической осью множество всех точек, значения координаты и параметр а каждой из которых удовлетворяют уравнению , представляет собой график функции , где роль аргумента функции играет параметр.
- Т.е. в зависимости от ситуации и рациональности решения, вы можете выражать через параметр или наоборот.
Задача №2. Для каждого значения параметра решить уравнение КП-методом.
Решение:
Для начала упростим исходное выражение до вида, т.е. чтобы координата являлась функцией параметра :
Т.к. , то можно рассматривать КП-плоскость с горизонтальной параметрической осью .
Рисунок 2
«Считывая» информацию с графика, получаем ответ.
Ответ: при ; при ; при .
- Очень часто встречаются не только уравнения с параметром, но и неравенства, для которых используется метод частичных областей.
Метод «частичных областей» - это метод, в котором решение задачи в исходной области сводится к решению ее или совокупности более простых задач в каждой из «частичных областей», из которых составляется исходная область.
Применение МЧО при решении неравенств с параметрами во многом аналогично применению метода «интервалов» для решения неравенств с одной переменной.
Рассмотрим неравенство , где — многочлен, аргументами которого являются переменная и параметр .
Пусть уравнение определяет некоторые линии на КП-плоскости.
Разобьем этими линиями КП-плоскость на конечное число п «частичных областей» , ограниченных линиями .
В каждой из «частичных областей» многочлен отличен от нуля, так как точки, в которых принадлежат границе этих «частичных областей» .
Справедлива теорема: В каждой из областей , на которые линии делят КП-плоскость, многочлен либо положителен, либо отрицателен.
Таким образом, решение неравенства — множество всех пар чисел , при которых неравенство выполняется, образует совокупность (объединение) тех областей , в которых значение многочлена положительно.
Для установления, какое из неравенств или выполняется в данной области достаточно, например, вычислить значение в какой-нибудь определенной точке этой области.
Сформулируем для неравенства , где — некоторая функция переменой и параметра алгоритм МЧО на основе КП-метода.
1. Найдем на КП-плоскости ОДЗ (область допустимых значений переменной и параметра) — множество всех точек, при значениях координаты и параметра каждой из которых выражение определено.
2. Построим на КП-плоскости линии, состоящие из всех точек, при значениях координаты и параметра каждой из которых выражение обращается в нуль или не существует, и разобьем этими линиями найденную ОДЗ на «частичные области».
3. Исследуем знак выражения в каждой из полученных «частичных областей». Для этого достаточно, например, установить знак выражения в какой-нибудь точке каждой из «частичных областей».
Решением рассматриваемого неравенства будут те из «частичных областей», в которых выражение положительно. Неравенство решается аналогично.
Задача №3. Найти все значения параметра , при которых неравенство выполняется при всех ,таких, что .
Решение: будем действовать по алгоритму
1. ОДЗ:
2.
Выразим координату через функция параметра : ,
Изобразим данные линии на КП-плоскости с горизонтальной параметрической осью , т.к. .
Рисунок 3
3. Исследуем знак выражения в каждой из полученных «частичных областей». Изобразим дополнительное условие .
Рисунок 4
Искомыми будут значения параметра .
Ответ: .
- Замечание: Вы могли выразить параметр а через функцию координаты ,
тогда можно было рассматривать КП-плоскость с вертикальной параметрической осью .
Задача №4. Найти все значения параметра , для каждого из которых выполняется неравенство при всех из отрезка .
Решение:
1. ОДЗ:
2.
Выразим параметр через функцию координаты :
.
Изобразим данные линии на КП-плоскости с вертикальной параметрической осью , т.к. .
Рисунок 5
3. Исследуем знак выражения в каждой из полученных «частичных областей». Изобразим дополнительное условие .
Рисунок 6
Искомыми будут значения параметра .
Ответ: .
Рефлексивно-оценочная часть.
- Какова была цель урока?
- (Изучить КП-способ решения уравнений с параметром вида и ; изучить метод частичных областей (МЧО) для решения неравенств на КП-плоскости)
- Достигли мы её?
- (Да)
- Как мы её достигли?
- (Изучили определения КП-плоскости, КП-метода решений задач с параметрами, метода частичных областей на КП-плоскости; теоремы для выражений вида и ; алгоритм решения неравенств МЧО на КП-плоскости).
Домашнее задание.
1. Найти все значения параметра , при которых уравнение имеет решение.
Ответ: .
2. Найти все значения параметра , при которых неравенство выполняется для всех из промежутка .
Ответ: .
3. Найти все значения параметра , при которых неравенство выполняется для всех .
Ответ:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.