Графика. Алфавит
Оценка 4.7

Графика. Алфавит

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
02.11.2018
Графика. Алфавит
урок по русскому языку на тему: «Графика. Алфавит» (5 класс). Урок изучения нового материала с применением ИКТ (проверка домашнего задания с помощью компьютерного тестирования). Межпредметные связи: русский язык, информатика, история. Почему «алфавит» иногда называют «азбукой». Что такое графика? Кто создал славянскую азбуку?
конспект - алфавит.doc
Класс: 5 классе. Тема урока:«Графика. Алфавит» Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: ­ познакомить ребят с порядком букв в алфавите, с историей их возникновения и историческими изменениями в составе алфавита;  ­ научить правильно произносить буквы;  ­ развивать логическое мышление; ­ учить пользоваться алфавитом и словарем; ­ используя ИКТ, вызвать интерес к изучаемой теме и предмету в целом; ­   воспитывать   дисциплинированность,   самостоятельность,   активную   жизненную позицию, любовь к родному языку.  Оборудование: компьютер, проекционная аппаратура. Межпредметные связи: русский язык, информатика, история. Ход урока. Деятельность учителя. 1. Организационный момент. Прозвенел у нас звонок, Вот и начался урок. ­ Откройте тетради, запишите число. 4. Синтаксическая пятиминутка. ­ Прочитайте стихотворение и спишите его в тетрадь. По России морозы Распушили деревья И рисуют на стеклах Лебединые перья. 1.Подчеркните   грамматическую   основу предложения. 2.Укажите слова, в которых только звонкие согласные.  3.Посчитайте количество гласных звуков во второй строчке.  Сообщение темы урока ­   Выполняя   задание,   какие   разделы   языка вспомнили? Отгадайте загадку: Буквы­значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд.  Каждый в условленном месте стоит  И называется ... ­ Назовите тему урока. Деятельность учащихся. ( запись числа в тетради) Учащиеся   вслух   читают   стихотворение   и записывают его в тетради. Ответ учащихся. Ответы   учащихся.(Морозы, лебединые) Ответы учащихся.(7 звуков)   деревья, Синтаксис   и   пунктуацию,   фонетику   и орфоэпию. Алфавит 5. Объяснение нового материала. ­   Сегодня   мы   продолжаем   говорить   о разделах науки о языке. Давайте вспомним, как называется наука о языке? ­ С какими разделами лингвистики мы уже познакомились? ­ Что изучают эти разделы? ­ А для чего нужны буквы? ­ Ребята, а что такое алфавит? ­  Алфавит  –   это   совокупность   знаков (букв), необходимых нам для того, чтобы мы могли   поделиться   информацией   с   другими людьми,   причем   не   только   с   нашими современниками, но и нашими потомками. С древних   времен   люди   изобретали знаки   для   передачи специальные информации.   наскальные рисунки,   которые   находят   археологи.   Эти рисунки   были   оставлены   человеком   еще много­много   веков   назад,     когда   люди   не умели ни читать, ни писать. С изобретением букв   появилась   письмо.   Из   них   мы складываем слова, из слов ­ предложения и фразы, что необходимо в нашем общении. ­   Наука,   которая   изучает   написание   букв, называется графика. ­   Как   вы   думаете,   всегда   ли   буквы назывались и выглядели так, какими мы их теперь знаем?  ­   Послушайте   стихотворение   «Как церковный грамотей в старину учил детей». Обратите   внимание   на   название   букв   в старой азбуке.     Вспомните Ответы учащихся. Лингвистика Фонетика, орфоэпия Чтобы читать и писать чтение стихотворения  (подготовленный ученик) В старину учились дети –  Их учил церковный дьяк, Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глаголь. И учитель для науки  По субботам их порол. Вот такой чудной вначале Наша азбука была! Вот таким пером писали Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинным»: Очиняли им перо, Если не было остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки, Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Ответы учащихся. Ответы учащихся. *коллективная работа с классом:  работа со старым алфавитом – кириллицей *   Знакомство   с   теоретическими   сведениями на с. 113. Ответы учащихся. Коллективное чтение алфавита По двум первым буквам «аз» и «буки». ­ О чем говорится в этом стихотворении? ­ Как раньше назывались буквы А,Б,В и Г? ­   А   знаете   ли   вы,   как   назывались   другие буквы кириллицы? В начале 18, а второй раз в начале 20 века азбука   претерпела   ряд   изменений.   Из   нее были исключены буквы «зело, фита, ижица, пси»   и   другие.   В   20   веке   в   азбуку   были включены буквы Ё и Й. Всего же кириллица насчитывала 45 букв. ­ А сколько букв в современном алфавите? ­   Почему   «алфавит»   иногда   называют «азбукой». ­   Кто   же   создал   славянскую   азбуку? Славянскую   азбуку   разработали   братья Кирилл и Мефодий родом из Греции. Братья были монахами и своей проповедью много   способствовали   утверждению христианства в славянском мире, а именно в Болгарии, потом в Сербии. В   863   году   с   помощью   брата   Мефодия   и учеников Кирилл составил старославянскую азбуку,   которая   была   названа   его   именем (кириллица), и перевел на болгарский язык с греческого основные Богослужебные книги. Кирилл и Мефодий почитаются, как святые и на Востоке и на Западе.  6.Отработка навыка пользования алфавитом. ­ Для чего необходимо знать алфавит? Пользоваться   алфавитом   необходимо   при составлении   любых   списков   (например,   в классном журнале, в телефонной книге), при расстановке   книг   в   библиотеке,   при составлении картотек и каталогов. Ответы   учащихся   с   одновременной проверкой по слайду. Двое   человек   работают   за   компьютером самостоятельно,   остальные   выполняют упражнение. *работа с учебником. Упр. 289. Работа в тетради и на доске. На доске работает один человек.  Стихотворение написано на доске. У доски работает один человек, остальные в тетрадях Учащиеся   выбирают   задание   по   сложности: 1в. – средняя сложность, 2в ­ высокая. Встаньте   в   алфавитном   порядке   по Задания классу. 1. фамилиям. 2. Как   правильно   встать   ребятам, фамилии   которых   начинаются   на   одну букву? А теперь расставьте в алфавитном порядке сказочных героев. ­ Выполняем упражнение №289  Закрепление 1)   Выполните   фонетический   разбор   слова «крестьянин» из 51 упражнения.  ­   Назовите   правильно   все   буквы   в   этом слове. 2) Вспомните известное стихотворение С.Я. Маршака: Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Запишите вещи дамы в алфавитном порядке 7. Домашнее задание. 1. Выучить алфавит. 2.  Выполнить упр. 290. 3.   Первый   вариант:   записать   состав   своей семьи в алфавитном порядке. Второй   вариант:   составить   в   алфавитном порядке   перечень   книг   из   домашней библиотеки (8 – 10 наименований). По   желанию: используя   Нарисовать   человечка, буквы.   8. Подведение итогов. Выставление оценок. ­Ребята, что нового вы узнали? ­ Какой раздел русского языка мы изучали на уроке? ­ Кто создал азбуку? ­Закончите предложения ­ Какие трудности вы испытали в работе на уроке? Работа со слайдом

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит

Графика. Алфавит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018