Гражданская война и судьбы русских людей в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". 11-й класс
Цели:
• продолжить знакомство с романом, содержанием, главными героями и их судьбами;
• помочь осмыслить конфликт произведения, понять глубину духовной трагедии главных героев; показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора;
• формировать интерес к роману и творчеству писателя.
Оборудование: портрет писателя, свечи, высказывания на доске.
Эпиграф:
Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…
Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн.
Б.Васильев «Покаянные дни»
Гражданская война и судьбы русских людей в романе
М.А. Булгакова "Белая гвардия". 11-й класс
Цели:
продолжить знакомство с романом, содержанием, главными героями и их судьбами;
помочь осмыслить конфликт произведения, понять глубину духовной трагедии главных героев; показать
неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается
человек в ситуации выбора;
формировать интерес к роману и творчеству писателя.
Оборудование: портрет писателя, свечи, высказывания на доске.
Эпиграф:
Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…
Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн.
Б.Васильев «Покаянные дни»
1. Организационный момент
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать сегодня вас на нашем
занятии и хочу пригласить всех прикоснуться к удивительному миру романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Пусть в память об этом замечательном человеке на нашем уроке горят свечи.
2. Объявление темы и постановка цели
Слово учителя: 25 октября 1917 года раскололо Россию на два лагеря: "белых" и "красных". Кровавая трагедия,
продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представление людей о морали, чести, достоинстве,
справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты,
большевики, меньшевики, коммунисты... Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в
пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. Такие "шатания и
мучительные искания" изображены в романе М. А. Булгакова "Белая гвардия".
Роман можно назвать как автобиографическим, так и историческим. Он посвящен событиям Гражданской
войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» — так
начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Городе (Булгаков не
называет его Киевом, он — модель всей страны и зеркало раскола), на Алексеевском спуске. Семья Турбиных,
милая, интеллигентная семья, которая вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в
России. Семья Турбиных невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж – Тальберг (31 год), Николка (17
лет)... И ещё приживалка Анюта. Обитатели дома лишены высокомерия, чопорности, ханжества, пошлости. Они
радушны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы к нарушениям порядочности, чести,
справедливости. Мать завещала им: "Живите дружно". Так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не
революция и Гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Семья превращается в
свидетельницу и участницу дел странных и удивительных.
Итак: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской
войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного
наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.
Через судьбу семьи Турбиных автор показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны.
(Читаются высказывания на доске).
3. Аналитическая беседа
Виды деятельности: портретные характеристики, речевые характеристики героев, зарисовки, вопросы для
размышления, работа с текстом, творческое задание.– По каким нравственным законам живут Турбины? (В семье царит культ высокой русской культуры, духовность,
интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой.)
– Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке.
(Выступления учащихся с использованием отрывков из романа)
– Что Вы можете сказать о судьбе Алексея? («С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий» – мог
бы подписаться он под есенинской фразой. Алексей Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению:
надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая кровью родную землю.
Многое сближает автора со своим героем.)
– Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (Младшему Турбину принадлежат слова: «… слова не
должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»)
– В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе? (Именно её устами
Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдёргивайте абажур с лампы. У абажура дремлите,
читайте – пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут». В ней воплощено и религиозное начало. Она просит: «…
все мы в крови повинны».)
– Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберегли свою честь, сохранили человечность и чувство долга в это
смутное время? Най – Турс, Мышлаевский, Малышев. (Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической
ситуации, лучшие герои Булгакова сохраняют человеческое достоинство, офицерскую честь, высокое чувство
долга.)
– Кто из героев не сохранил этих качеств?
(Тальберг: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»; «двухслойные глаза»
Домовладелец Лисович: «инженер и трус, буржуй и несимпатичный».
Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого нет ни
чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника,
пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова за духовное разложение; другого
поэта, Горболаза, – за доносительство. Характер наказания для каждого соответствует, по воле автора,
характеру грехопадения.)
Слово учителя: Бури Гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами.
Герои стали игрушками в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная
эпиграфом из «Капитанской дочки».
Вспомните Блока – революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические
временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса.
Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в
цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь.
– Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?
(Подводятся итоги, делаются выводы)
4. Итог
– «Белая гвардия» – это не только исторический роман, но и своеобразный роман – воспитание, где, говоря
словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной. Много лет прошло с тех пор, как написан
роман, но проблемы его актуальны и сейчас.
Сегодня мы все вроде бы считаем себя гуманистами, и никто не хочет крови, а она льется, мы все за
гражданский мир, а он рушится то там, то здесь.
Выходит, и в наши дни, как и много лет назад, непросто найти путь ненасильственной демократической
эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. А надо …
5. Творческое задание
– Завершая работу на уроке, я предлагаю вам представить себя в роли специалистов, которых пригласили
принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 19181920 г. Каким бы вы
хотели его видеть?
(Выступления ребят со своими проектами)Слово учителя: А я представляю его так …
Мать склонилась над своими погибшими сыновьями. Один из них в белогвардейской шинели, другой в
буденовке, но для горя матери не имеет значения, на чьей стороне они воевали. Одинаково больно её сердцу.
6. Домашнее задание
– На этом наш разговор заканчивается, но встреча с М. Булгаковым продолжается. На следующем уроке вы
познакомитесь с пьесой « Дни Турбиных» по мотивам романа.
Подумайте, какую афишу к этому спектаклю вы бы представили.
– Всем спасибо!
Оценки.
7. Рефлексия
Символическая оценка:
А) Взять жетон определенного цвета:
Красный – полностью себя проявил, реализовал (2б).
Зеленый – не в полной мере себя реализовал (1б).
Желтый – не реализовал себя.
Б) Сложить жетоны в коробочку с надписями:
Понравилось все на занятии (2б).
Было интересно, но не все понравилось (1б).
Занятие не понравилось.