Гражданская война и судьбы русских людей в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гражданская война и судьбы русских людей в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". 11-й класс Цели: • продолжить знакомство с романом, содержанием, главными героями и их судьбами; • помочь осмыслить конфликт произведения, понять глубину духовной трагедии главных героев; показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора; • формировать интерес к роману и творчеству писателя. Оборудование: портрет писателя, свечи, высказывания на доске. Эпиграф: Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей… Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн. Б.Васильев «Покаянные дни»
Иконка файла материала Гражданская война и судьбы русских людей в романе.doc
Гражданская война и судьбы русских людей в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". 11-й класс Цели:   продолжить знакомство с романом, содержанием, главными героями и их судьбами; помочь осмыслить конфликт произведения, понять глубину духовной трагедии главных героев; показать  неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается  человек в ситуации выбора;  формировать интерес к роману и творчеству писателя. Оборудование: портрет писателя, свечи, высказывания на доске. Эпиграф: Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей… Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн. Б.Васильев «Покаянные дни» 1. Организационный момент ХОД УРОКА Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать сегодня вас на нашем  занятии и хочу пригласить всех прикоснуться к удивительному миру романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».  Пусть в память об этом замечательном человеке на нашем уроке горят свечи. 2. Объявление темы и постановка цели Слово учителя: 25 октября 1917 года раскололо Россию на два лагеря: "белых" и "красных". Кровавая трагедия,  продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представление людей о морали, чести, достоинстве,  справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты,  большевики, меньшевики, коммунисты... Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в  пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. Такие "шатания и мучительные искания" изображены в романе М. А. Булгакова "Белая гвардия". Роман можно назвать как автобиографическим, так и историческим. Он посвящен событиям Гражданской  войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» — так  начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Городе (Булгаков не  называет его Киевом, он — модель всей страны и зеркало раскола), на Алексеевском спуске. Семья Турбиных,  милая, интеллигентная семья, которая вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в  России. Семья Турбиных невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж – Тальберг (31 год), Николка (17  лет)... И ещё приживалка Анюта. Обитатели дома лишены высокомерия, чопорности, ханжества, пошлости. Они  радушны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы к нарушениям порядочности, чести,  справедливости. Мать завещала им: "Живите дружно". Так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не  революция и Гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Семья превращается в  свидетельницу и участницу дел странных и удивительных. Итак: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской  войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного  наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства. Через судьбу семьи Турбиных автор показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны. (Читаются высказывания на доске). 3. Аналитическая беседа Виды деятельности: портретные характеристики, речевые характеристики героев, зарисовки, вопросы для  размышления, работа с текстом, творческое задание.– По каким нравственным законам живут Турбины? (В семье царит культ высокой русской культуры, духовность,  интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой.) – Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке. (Выступления учащихся с использованием отрывков из романа) – Что Вы можете сказать о судьбе Алексея? («С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий» – мог  бы подписаться он под есенинской фразой. Алексей Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая кровью родную землю.  Многое сближает автора со своим героем.) – Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (Младшему Турбину принадлежат слова: «… слова не  должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете») – В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе? (Именно её устами  Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдёргивайте абажур с лампы. У абажура дремлите,  читайте – пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут». В ней воплощено и религиозное начало. Она просит: «…  все мы в крови повинны».) – Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберегли свою честь, сохранили человечность и чувство долга в это  смутное время? Най – Турс, Мышлаевский, Малышев. (Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической  ситуации, лучшие герои Булгакова сохраняют человеческое достоинство, офицерскую честь, высокое чувство  долга.) – Кто из героев не сохранил этих качеств? (Тальберг: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»; «двухслойные глаза» Домовладелец Лисович: «инженер и трус, буржуй и несимпатичный». Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого нет ни  чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника,  пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова за духовное разложение; другого  поэта, Горболаза, – за доносительство. Характер наказания для каждого соответствует, по воле автора,  характеру грехопадения.) Слово учителя: Бури Гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами.  Герои стали игрушками в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная  эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомните Блока – революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические  временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса. Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в  цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь. – Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе? (Подводятся итоги, делаются выводы) 4. Итог – «Белая гвардия» – это не только исторический роман, но и своеобразный роман – воспитание, где, говоря  словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной. Много лет прошло с тех пор, как написан  роман, но проблемы его актуальны и сейчас. Сегодня мы все вроде бы считаем себя гуманистами, и никто не хочет крови, а она льется, мы все за  гражданский мир, а он рушится то там, то здесь. Выходит, и в наши дни, как и много лет назад, непросто найти путь ненасильственной демократической  эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. А надо … 5. Творческое задание – Завершая работу на уроке, я предлагаю вам представить себя в роли специалистов, которых пригласили  принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918­1920 г. Каким бы вы  хотели его видеть? (Выступления ребят со своими проектами)Слово учителя: А я представляю его так … Мать склонилась над своими погибшими сыновьями. Один из них в белогвардейской шинели, другой в  буденовке, но для горя матери не имеет значения, на чьей стороне они воевали. Одинаково больно её сердцу. 6. Домашнее задание – На этом наш разговор заканчивается, но встреча с М. Булгаковым продолжается. На следующем уроке вы  познакомитесь с пьесой « Дни Турбиных» по мотивам романа.  Подумайте, какую афишу к этому спектаклю вы бы представили. – Всем спасибо! Оценки. 7. Рефлексия Символическая оценка: А) Взять жетон определенного цвета: Красный – полностью себя проявил, реализовал (2б). Зеленый – не в полной мере себя реализовал (1б).    Желтый – не реализовал себя. Б) Сложить жетоны в коробочку с надписями:  Понравилось все на занятии (2б).   Было интересно, но не все понравилось (1б). Занятие не понравилось.

Посмотрите также